В данную группу психических расстройств включены заболевания, связанные с кратковременными или постоянными нарушениями, происходящими с человеком на фоне влияния различных травмирующих факторов на головной мозг.
Это могут быть и причины, непосредственно воздействующие на головной мозг, (травмы, нейротропные вирусы, токсины), или же факторы, связанные с вторичных поражением (заболевания крови или сосудов, которые приводят к голоданию нейронов и угнетению их деятельности, эндокринные заболевания, опухоли мозга и др.).
Причинами органического поражения могут быть:
- Черепно-мозговые травмы (сотрясение головного мозга, ушибы, забои)
- Дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, Пика, Гентингтона, старческое слабоумие)
- Сосудистая патология (гипертоническая болезнь, нарушения мозгового кровообращения – ишемические и геморрагические инсульты, ревматические заболевания)
- Опухоли головного мозга
- Инфекции (клещевой энцефалит, сифилис, ВИЧ, вирус герпеса)
- Внешние интоксикации (алкоголь, наркотики, токсические вещества – клей, бытовые растворители)
Органическое поражение головного мозга – взаимосвязь с функциональными расстройствами
Исторически ранее в психиатрии все психические болезни разделяли на органические (в которых можно выявить субстрат – участок поражения, причину процесса) и функциональные (которые обусловлены исключительно социальными и поведенческими факторами).
Однако в ходе развития медицины, такое деление потеряло свою актуальность и показало, что редко встречаются исключительно органические и исключительно функциональные расстройства.
Например, раньше посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) считалось исключительно функциональным, так как его причиной является непосредственный факт перенесения психической травмы. Теперь же доказано, что возникновение и развитие ПТСР связано не только с наличием психической травмы, но и с определенными характериологическими особенностями личности, в том числе и органического характера, т.н. патопластической основой (органические поражения на субклиническом уровне, предшествующие манифестации ПТСР, такие, как постинфекционные процессы, травмы в родах и т.д.).
При современных инструментальных исследованиях на сегодняшний день уже доказано, что у больных паническим расстройством выявляется диэнцефальная недостаточность.
По словам Г.Л. Воронкова практически не бывает органических психических расстройств в чистом виде, это всегда сочетание и взаимопроникновение органической и функциональной симптоматики.
Социальные факторы
К социальным факторам дизонтогенеза относятся:
1) различные виды эмоциональной и социальной депривации;
- разного рода социальные психологические стрессы.
Среди неблагоприятных для развития ребенка факторов выделяются такие, как психическая депривация
,
нарушения привязанности
и ситуации
сепарации
.
Психическая депривация
— это психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, когда субъекту долгое время не предоставляется возможность удовлетворения основных психосоциальных потребностей в достаточной мере.
Выделяют:
— депривация материнская (эмоциональная), возникающая в раннем детстве в связи с недостаточными контактами с матерью;
— депривация сенсорная из-за лишения необходимой для жизнедеятельности информации;
23 стр., 11178 слов
Реферат — Виды нарушений психического развития
… пациенты с органическими заболеваниями, сопровождающимися широким спектром психопатологических реакций и нарушениями вегетативной сферы. При их … реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, … говорить о заинтересованности коры больших полушарий головного мозга . Следует отметить, что периферическая вегетативная …
— депривация социальная, вызываемая недостаточными контактами с окружающей средой.
Во всех случаях депривации психическое развитие ребенка не прекращается, но он испытывает состояние душевного, хотя, может быть, и неосознаваемого страдания, дискомфорта: по аналогии с недоеданием, некоторые авторы определяют депривацию как психическое голодание.
Характерные депривационные симптомы:
— задержка и искажения интеллектуального развития;
— эмоциональные расстройства и искажения формирования эмоций;
— волевые нарушения (от снижения активности до выраженной пассивности);
— коммуникативные нарушения (от легких аутических тенденций до так называемого парааутизма как стойкого состояния);
— двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании (например, сосание пальца, раскачивания, мастурбация и т.п.);
— расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления (нарушения аппетита, сна и др.).
Глубина и тяжесть симптомов индивидуальны в зависимости от срока наступления депривации, ее длительности и интенсивности. Установлено, что первые годы жизни наиболее чувствительны к депривационному воздействию. Переживание депривации зависит от пола ребенка — мальчики более реактивны. Свою роль играют и конституциональные особенности психики — уровень активности ребенка, регулярность или нерегулярность биоритмов, адаптивность, особое значение имеет генетическая предрасположенность к каким-либо психическим или соматическим заболеваниям, которые могут провоцироваться условиями депривации. Наконец, наличие минимальной мозговой дисфункции вызывает дополнительные внутренние депривационные воздействия из-за перцептивных и двигательных расстройств, даже легких.
Расстройства привязанности.
Привязанность к матери в норме формируется к 7—8 мес. и может проявляться к другим людям, общающимся с ребенком.
Исследованиями выявлены три основных типа привязанности:
— амбивалентный — дети не уверены в своей реакции на мать и колеблются, то стремясь привлечь ее внимание, то отвергая его;
— замкнутый — дети отталкивают своих матерей, которые кажутся им слишком стимулирующими и навязчивыми;
— устойчивый — дети растут сердечными и чуткими, а матери их, как правило, ласковы и отзывчивы.
Неполноценное или непостоянное удовлетворение матерью основных потребностей ребенка ведет к искажению формирования привязанностей и появлению специфических симптомов. При их выраженности они диагностируются по МКБ-10 как «реактивное расстройство привязанности детского возраста».
При расстройствах привязанности в поведении разных детей наблюдаются две противоположные картины: устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать отношения с окружающими взрослыми, апатичный или сниженный фон настроения, настороженность или «диффузная общительность» — желание общения почти со всеми людьми, привлечение к себе внимания. Этот вариант в МКБ-10 носит название «расторможенное расстройство привязанности». Такое отклоняющееся развитие характерно для воспитанников детских домов.
20 стр., 9852 слов
Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте
… Предмет исследования: влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте. Цель исследования: изучить особенности влияния различных видов психической депривации на развитие личности ребёнка. В качестве гипотезы … З. Фрейд отмечал, что в возрасте четырех-пяти лет у ребёнка возникает сильная сексуальная привязанность к матери. Привязанность к фигуре матери и зависимость от нее – это …
В 1951 г. Дж. Боулби ввел понятие «сепарация
» для обозначения ситуации долговременной разлуки ребенка с матерью или иным лицом, занимающим ее место. Особенно серьезна такая ситуация для детей в первые 3—5 лет жизни. Боулби считал, что сепарация влияет на формирование у ребенка нормального чувства тревоги. Он выделяет три наиболее типичные фазы сепарации для детей от 7 мес. до 4 лет при помещении их в круглосуточные ясли, больницу или дом ребенка. В том или ином виде эти фазы, однако, могут отмечаться в более раннем и старшем возрасте:
— фаза «протеста»: ребенок плачем зовет мать, не отпускает ее, когда она приходит его навестить, иногда обнаруживает признаки паники;
— фаза «отчаяния»: ребенок становится подавленным, погруженным в себя, отмечаются нарушения сна и аппетита, может сосать пальцы, раскачиваться и совершать другие стереотипные действия;
— фаза «отчуждения»: ребенок теряет интерес к объекту привязанности, происходит утрата потребности в нем.
Эти фазы не обязательно последовательны, они как бы переплетаются.
В условиях круглосуточного пребывания в яслях, детских домах, больницах или санаториях ребенок не может привыкнуть, привязаться, почувствовать себя защищенным. Это приводит к постоянной тревоге, страху, беспокойству.
Изолированность семьи от ближайшего окружения. Социальная изоляция семьи вследствие психических заболеваний или личностных отклонений родителей противодействует контактам ребенка с окружением, т.е. ставит его в ситуацию социальной депривации.
Являются ли некоторые формы органического поражения коры головного мозга возрастной нормой?
Можно с уверенностью сказать, что старость является фактором риска развития атрофических процессов в головном мозге и деменции. Но при обследовании лиц старшего возраста обнаруживается, что у большинства из них все-таки отсутствуют признаки данной патологии. На основании этого можно полагать, что старческое слабоумие и другие органические поражения головного мозга вследствие дегенеративных, сосудистых, эндокринных возрастных нарушений не являются возрастной нормой, несмотря на предрасположенность пожилых лиц к данным заболеваниям.
Если рассматривать деменцию, то её клинические проявления зависят от ряда дополнительных аспектов: причины возникновения, преморбидные черты личности (характер человека до заболевания), социальное окружение. Так, больной с определенными разновидностями деменции с благополучным семейным окружением, который социально частично адаптирован, благодаря поддержке близких, может долгое время функционировать, в отличие от больных, лишенных этой возможности.
Влияние времени воздействия патогенного фактора на характер и тяжесть психического нарушения
С учетом хроногенного фактора выделяются следующие закономерности нарушений в развитии:
1. Повреждения развивающегося организма чаще диффузны чем четко локализованы, поэтому возникают комбинации нарушений различных способностей.
2. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем больше выражен, чем раньше подействовал патогенный фактор.
- Различные факторы, действующие в одно и то же время вызывают сходные патологические состояния.
Существуют нарушения врожденные и приобретенные, появившиеся уже после рождения. Внутри группы врожденных нарушений следует выделить подгруппу, связанную с наследственной патологией, ибо не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным. Группа приобретенных нарушений включает рано и поздно приобретенные. Возрастная граница между ними может быть различной. Так, в случаях нарушения слуха имеет значение время его потери относительно сроков развития речи, тех этапов, когда речь еще не начинала свое формирование, периодов первоначального развития и возраста, когда речь уже была относительно сформирована. Этот пример весьма показателен, он демонстрирует принцип хроногенности связи тяжести расстройства с временем возникновения основного нарушения. Именно от последнего во многом зависит прогноз дальнейшего развития, характер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможность опоры на период нормального функционирования психики, если таковой существует.
Топография органического поражения
Благодаря наличию современных инструментальных методов визуализации (компьютерной томографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), позитронно-эмиссионной томографии) становится возможным сопоставить клиническую картину органического расстройства и локализацию очага.
Если в процесс вовлечены преимущественно лобные отделы головного мозга, то у больных могут доминировать аспонтанность (отсутствие побуждений к двигательной, речевой, психической и
другим видам деятельности), а также депрессивная симптоматика. Исчезают прежние привязанности, а поведение становиться расторможенным, теряются моральные нормы, наблюдается анозогнозия – полное отсутствие критики к своим поступкам. Для этих больных может быть характерным синдром мории, когда они становятся благодушными, эйфоричными, со склонностью к неуместным, пошлым и грубым шуткам, проказничают.
Если поражены орбитальные отделы, то могут превалировать импульсивность, отсутствие самоконтроля – характер приобретает черты психопатоподобного поведения.
Когда поражаются в большей степени височные доли, страдает, как правило, в первую очередь память, может изменяться настроение.
При поражении теменных долей мы можем видеть прежде всего у больного агнозию (потерю накопленных знаний и невозможность приобретения новых), апраксию (потерю навыков, например рисования, шитья, профессиональных наработок), параличи, парезы и др.