ДЦП: устранить повреждения мозга пока нельзя, но помочь детям можно

Эта форма детского церебрального паралича имеет несколько названий: атоническая, атонически-астатическая, атаксическая. Наравне с двойной гемиплегией она является одной из самых редких и сложных в лечении форм.

Данная форма ДЦП наблюдается при преимущественном поражении мозжечка и мозжечковых путей в результате родовой травмы, гипоксически-ишемического воздействия или врожденных пороков развития. Также данная форма ДЦП может иметь место при повреждении коры головного мозга (а именно лобной доли).

Причины

Причин для развития ДЦП существует множество. При этом следует выделить наиболее частые из них:

  • Внутриутробное поражение мозга
  • Гипоксия в родах
  • Интоксикация
  • Соматические и эндокринологические заболевания матери
  • Резус-конфликт матери и ребенка
  • Аномалии родовой деятельности (в том числе родовые травмы)
  • Перенесенные инфекции

Под воздействием этих и иных причин происходит прямое поражение ткани мозга, начинают формироваться нарушения процессов его развития. При этом следует обратить особое внимание на перенесенные инфекционные заболевания матери, которые, на сегодняшний день, состовляют более половины всех причин развития ДЦП у ребенка.

Морфологические изменения тканей мозга бывают разнообразными. Нередко у ребенка развиваются кровоизлияния в межоболочечные пространства и саму ткань мозга, происходить дегенерация структур коры мозга, рубцовые изменения. Поражение чаще затрагивает (но не ограничивается) преимущественно передние отделы мозга.

Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать специальные тренажеры, которые можно купить или сделать своими руками. Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища. Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный эспандер для тренировки кистей. Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Обратите внимание!

Не стоит покупать больному ДЦП пластмассовые ходунки, они неустойчивы и могут навредить ребенку.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной. Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям. Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

Симптомы (формы ДЦП)

Симптоматика ДЦП сильно варьирует. Исходя из клинической картины, принято выделять несколько разных форм ДЦП, каждая из них будет рассмотрена ниже.

— Гемиплегическая форма — самая частая форма развития ДЦП. Её развитие связано с поражением преимущественно одного из полушарий головного мозга. При этом симптомы заболевания следующие: развивается парез конечностей с одной стороны, наблюдаются контрактуры суставов рук и ног. Тонус мышц повышен по пирамидному типу. В неврологическом статусе обращает на себя внимание повышение всех сухожильных рефлексов, часто вызываются патологические рефлексы. Чаще всего, выраженность явлений больше в руке, нежели в ноге. Во время активных движений отмечают на себя внимание нередкие синкинезии – движения руки в сторону, насильственные движения. Конечности на стороне поражения отстают в развитии. Также достаточно часто данная форма ДЦП сопровождается развитием симптоматической эпилепсии, нарушениями психического развития.

— Диплегическая форма (болезнь Литтля). Представляет собой вариант детского церебрального паралича, выражаемого в спастическом парезе преимущественно нижних конечностей. Ребенок выражено отстает в моторном развитии, нередко такие дети так и не начинают самостоятельно ходить. При этом выраженное повышение мышечного тонуса в икроножных мышцах делают походку таких больных очень своеобразной: пациенты опираются лишь на пальцы, колени во время ходьбы соприкасаются между собой, при этом создается впечатление, будто пациент сейчас упадет вперед. Данный признак настолько яркий, что позволяет диагностировать такую форму ДЦП на расстоянии. В неврологическом осмотре также развивается повышение рефлексов, имеют место патологические стопные знаки. Интеллект в большинстве случаев страдает мало.

— Гиперкинетическая форма развивается при поражении подкорковых ганглиев (часто при резус-конфликте). Среди симптомов гиперкинетической формы ДЦП на первый план выступают собственно гиперкинезы – насильственные движения по типу атетоза, хореи и т.д. Обычно гиперкинезы разнообразны, но один из них все же имеет ведущее значение. По мере роста и развития ребенка характер гиперкинезов может меняться.

— Атонически-астатическая форма проявляется снижением тонуса мышц всех конечностей, невозможностью удерживать вертикальную позу. Двигательные навыки практически не развиваются. Часто имеет место дизартрия.

— Редко встречающаяся мозжечковая (атактическая) форма развивается при преимущественном поражении мозжечка. Ведущее значение приобретает вестибулярные нарушения, атаксия, нарушения походки и координации движений.

Общие направления программы

В программу ЛФК, разработанную для детей, страдающих церебральным параличом, специалисты включили и физические упражнения, и тренировки дыхания, и работу с мимикой и эмоциями. С помощью особых движений разрабатываются различные группы мышц: живота, туловища, шеи. Проводится работа с конечностями, направленная на улучшение двигательных способностей ребенка и дающая возможность на восстановление их природных функций. Параллельно с ней даются упражнения на укрепление суставов.

В комплекс упражнений при детском параличе включены и такие подвиды лечебной физкультуры, как ходьба, растягивание и лечение положением.

Важно!

Физическая коррекция, как метод лечения при атоническо астатической форме ДЦП невозможна без демонстрационных и словесных пояснений, помогающих выстроить занятия по индивидуальному плану.

Освоение двигательных функций

Будучи инвалидом, ребенок не может сам выполнять упражнения, поэтому все занятия с малышами по ЛФК ведутся с поддержкой врача или родителей. При выполнении упражнений с инвалидами помощник должен соблюдать особую осторожность и следить за плавным и медленным темпом. Для повышения двигательных навыков малышу при тяжелых заболеваниях нервной системы необходима гимнастика, состоящая из следующих упражнений:

  1. Малыша сажают на пятки, врач кладет его руки себе на плечи и помогает маленькому пациенту встать на колени.
  2. Встав сзади ребенка, надо взять его подмышки и помочь ему перенести вес с одной ноги на другую. При выполнении упражнения руки пациента разводят в стороны и следят, чтобы вторая нога оторвалась от пола.
  3. Усадив ребенка на корточки, помощник заходит сзади, располагает свои руки на коленях малыша, и начинает медленно наклонять его туловище. Разгиб коленей должен произойти самопроизвольно.
  4. Освоение вставания со стула. Малыша сажают на стул, врач подходит к нему спереди, осторожно прижимает его ступни ногами, и тянет за руки вверх так, чтобы ребенок сам попытался встать.
  5. Тренировка равновесия. Для того чтобы ребенок выполнил это упражнения, у него должно быть два помощника. Малыша надо поставить так, чтобы одну ногу он выдвинул вперед. Мама и папа занимают положение сзади и спереди ребенка и выполняют прямые толчки в грудь и спину.
  6. Освоение шагов. Врач или родитель подтягивают маленького пациента за руку, немного подталкивая его в стороны, тем самым помогая малышу шагнуть.
  7. Упражнение на развитие опороспособности. Ребенка укладывают на спину, ноги должны быть согнуты в коленях, врач плотно прижимает его стопы к полу.

Развитие мышечной системы живота

Принцип выполнения упражнений на развитие мышц живота при различных видах нарушений мозговой деятельности у детей тот же, что и для обычных тренировок брюшного пресса. Единственное отличие – это наличие помощника. Описание основных позиций:

  1. Взрослый сажает ребенка к себе на колени, и вместе с ним наклоняется вперед, придерживая малыша за таз и колени. В исходное положение маленький пациент должен вернуться сам.
  2. Перевороты. Уложив малыша на спину, надо помочь ему сделать мах любой ногой так, чтобы получился переворот. Если пациент капризничает, верните его в состояние покоя ласковыми словами, и затем продолжите занятие.
  3. Выполнение наклонов вперед сидя на полу. Малыша сажают на пол, ноги должны быть немного раздвинуты. Придерживая его за спину, надо добиться, чтобы ребенок наклонился и достал вытянутыми руками пол.
  4. Прогиб позвоночника лежа на полу. Малыш лежит на спине, ноги и руки вытянуты, помощник подкладывает руку под поясницу и помогает ребенку прогнуться так, чтобы ноги и руки не оторвались от пола.
  5. Полу кувырок или запрокидывание ног. В связи с неполадками в нервной системе и непредсказуемости ее реакции на сильное физическое напряжение, упражнение выполняется под строгим контролем. Пациента укладывают на спину, ноги поднимают вверх и запрокидывают за голову. Задача малыша достать пальцами ног поверхности пола за головой.

Развитие суставов

Проработка суставов необходима для закрепления двигательных способностей конечностей больного. В нее входят:

  1. Сгибание ног помощником при лежании ребенка на спине, ноги должны быть выпрямлены в начале упражнения. Амплитуда движения зависит от степени подготовленности пациента.
  2. Перевернув малыша на бок, надо согнуть ногу, размещенную сверху, и отвести ее в сторону.
  3. Уложив больного на стол так, чтобы его ноги свисали с края стола, врач добивается произвольного разгибания конечностей самим ребенком. Самостоятельные движения приводят к повышению тонуса мышц и усиливают психическую деятельность мозга.
  4. Пружина. Малыша кладут на живот, под тазом располагают валик. Помощник берется за руки пациента и делает несильные рывки.
  5. Сгибание рук. Малыша укладывают на спину, голову его поворачивают вправо или влево. Затем начинают сгибать ту руку, на которую он смотрит, помогая малышу не только разрабатывать мышцы, но и визуально запоминать технику движения.

Упражнения для мышц тела и шеи

Работа с верхними отделами мышечного корсета способствует развитию осанки и улучшает кровоток в мозгу и шейном отделе. Для помощи больным детям в тренировку включены следующие движения:

  1. Положив больного на спину, надо удерживать его руками за плечи и слегка раскачивать. Затем раскачивания делают с головой, одновременно добиваясь поворотов шеи.
  2. Больной находится на боку, одна рука располагается под головой, вторая вытянута вдоль туловища. Врач легонько толкает малыша в спину или грудь, а тот не должен упасть, сохраняя равновесие.
  3. Голова на шарнире. Малыша сажают на стул, голова опускается вниз. Врач крутит ее в разные стороны. Фиксируя в определенном положении, он отпускает голову так, чтобы она свободно упала на грудь.

Диагностика

Диагностика заболевания, как правило, основывается на факте наличия причины, которая привела к ДЦП, а также клинической картины и неврологического статуса. В современной медицине также важное значение имеют нейровизуализационные методки исследования МРТ, МСКТ, однако их применение ограничено необходимостью проведения наркоза на время исследования. *МРТ снимок при детском церебральном параличе

Также, при наличии таких симптомов, как эпилептические приступы, задержка психического и моторного развития, бывают полезными такие способы исследования как ЭЭГ, Эхо-ЭГ, психологические тестирования и т.д.

Гимнастика для бассейна

Плавание очень полезно для малышей с ДЦП, оно помогает им расслабиться и заряжает энергией. Упражнения для бассейна:

  1. Ребенок спускается в бассейн, берется руками за борт. Ноги поочередно отводятся назад (5 раз каждая). Затем делаются разводы ног в стороны 10 раз.
  2. Перевернувшись спиной к бортику, малыш зацепляется за него руками, поднимает вверх ноги и разводит их по сторонам. Проделать так 10 раз.
  3. Уложив больного спиной на воду, надо дать ему ухватиться за бортик. Мама подкладывает руки малышу под спину. Начинается поднимание обеих ног вверх (10 раз), разведение их в стороны (10 раз), перекрещивание ног («ножницы» 10 раз).
  4. Переверните больного на живот, пусть он руками удерживается за борт, а вы поддерживайте его за живот. Делайте попеременное поднятие ног по 5 раз, потом разводы в стороны 10 раз, и сгибание в коленях каждой конечности по 5 раз.
  5. Прижав ребенка спиной к бассейну, попросите его занять сидячее положение. Затем он должен крутить ножками в воде «велосипед».

Течение заболевания и прогноз жизни

Детский церебральный паралич, особенно в старшем возрасте, представляет собой не прогрессирующее заболевание, а наличие стойких резидуальных последствий перенесенного поражения мозга. При этом, как правило, имеет место регресс симптоматики в той или иной степени. Возможности компенсации нарушенных функций достаточно велики в раннем детском возрасте, и позволяют добиться порой почти полного выздоровления.

Сложно оценить признаки ДЦП в трехмесячной возрасте, или, скажем, в возрасте 6 месяцев. На первый план выходят явления отставания в развитии, признаки пареза конечностей. Однако каждый случай индивидуален, и выделить точные признаки ДЦП на первом году жизни невозможно.

Прогноз жизни пациентов ДЦП, как правило, благоприятен. Пациенты доживают до глубокой старости, могут иметь потомство. Снижение средней продолжительности жизни чаще связано с психическим недоразвитием, отсутствием социальной адаптации, а также наличием частым наличием симптоматической эпилепсии.

Лечение

Терапия ДЦП представляет собой многогранную задачу. Оно должно быть комплексным и включать медикаментозные средства, физиотерапию, психотерапию, логокоррекцию, массаж, использование специальных ортопедических устройств, лечебную физкультуру.


— Среди медикаментозной терапии важнейшее значение отдается нейропротекторным препратам (кортексин, актовегин, церепро), а также миорелаксантам (баклофен, мидокалм) для снятия спастичности. Широко используется витаминные и другие метаболические препараты. При необходимости применяются седативные препараты. Наличие симптоматической эпилепсии предполагет использование противоэпилептических препаратов.

— Физиолечение, лечебная физкультура, массаж направлены на уменьшение отставания в моторном развитии. Также активация двигательной функции способствует улучшению психического развития и социальной адаптации пациента с ДЦП.

В последнее время модными становятся такие способы лечения ДЦП как, например, иппотерапия (лечения контактом с лошадьми). Однако данные методики не всегда доступны и, как правило, дорогостоящи, поэтому не имеют широкого применения.

Упражнения на дыхание

Упражнения на тренировку дыхания легко осваиваются в домашних условиях. Основные исходные положения – стойка и лежание на спине:

  1. Работая с дыханием ребенка, надо облечь тренировки в игровую форму. Возьмите перо или тонкий лист бумаги, попросите малыша дунуть на них. Хорошо помогает и выдувание мыльных пузырей.
  2. Дыхание по счету. На счет 1, 2, 3 малыш глубоко вдыхает, на 4, 5, 6 выдыхает. В качестве игрового элемента можно выдыхать в тазик с водой.
  3. Произношение звуков на выдохе направлено на всестороннее развитие речевых способностей. Дайте ребенку поиграть со свистком или губной гармошкой, пусть он дует в них, сколько может. Разучивайте с ним песенки.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]