Асоциальное (антисоциальное) поведение – психическое отклонение, встречающееся в различном возрасте. Для него характерна явная или скрытая враждебность, агрессия, которые проявляются по отношению к другим членам социума, пренебрежение моральными нормами. Иногда асоциальность принимает форму незначительного нарушения правил, установленных в обществе, в других случаях способна серьезно вредить окружающим. Личности, склонные к антисоциальному поведению, могут вести обособленный образ жизни или объединяться с другими индивидуумами, имеющими схожее мировоззрение.
Почему люди ведут себя асоциально: основные причины
В психологии выделяют несколько факторов, выступающих источниками асоциального поведения. Основными среди них являются:
- социальные,
- педагогические,
- медицинские.
К социальным факторам относят насилие, проявляющееся в физической или вербальной форме. Ребенок или подросток могут подвергаться ему как дома, так и среди своих сверстников. Иногда к асоциальному поведению приводят такие причины, как нездоровая обстановка в семье, наличие жестких ограничений со стороны родителей. В этих случаях модель формирования асоциальности следующая: девиантное поведение становится своеобразной защитой от внешней агрессии, единственным, что может быть противопоставлено навязываемым правилам и устоям. Также отклонениям от общепринятых норм поведения подвержены личности, задействованные в религиозных культах, лица, лишенные материальных благ и имеющие чувство зависти к чужому благополучию.
Под педагогическими факторами в первую очередь подразумевают неправильное воспитание, в результате которого вероятность развития девиаций существенно возрастает. Тенденцию к асоциальности проявляют личности, выросшие в благополучных, но авторитарных семьях, где практиковались суровые наказания и подавление детской индивидуальности. Существует и другая крайность, способная вызвать проблему, – чрезмерное потакание капризам ребенка, избалованность, приводящие к развитию эгоистичности, стремлению получить желаемое любой ценой. В зоне риска находятся дети, лишенные родительской заботы или страдающие от чрезмерной опеки. Первая категория стремится обратить на себя внимание, нарушая установленные обществом запреты. Вторая ощущает свою неполноценность, неспособность к самостоятельности и пытается самоутвердиться посредством противоправных поступков.
К медицинским причинам асоциального поведения относят поражения головного мозга, тяжелые заболевания, затрагивающие психическую сферу (шизофрения, паранойя, расстройства личности). Люди, имеющие подобные диагнозы, не отдают отчета в своих поступках и не способны осознавать, что их поведение противоречит общепринятым нормам. Фактором, провоцирующим асоциальность, бывают физические недостатки. Это значит, что, имея определенные телесные дефекты, человек остается в нормальном психическом состоянии, но опасается быть отвергнутым или подвергнуться насмешкам. В результате он ведет себя агрессивно по отношению к другим членам общества и избегает любых контактов с ними.
Семья как фактор
Если в семье происходят частые ссоры, царит недопонимание и нормой являются неблагополучные отношения, очевидно, что о гармоничном развитии ребёнка речи быть не может. Семейное неблагополучие может складываться из нескольких факторов, например:
- Финансовое состояние семьи и занимаемое в связи с этим место в социуме. Безработица, голод, эмиграция, эпидемии, нарушение общепринятого уклада в быту, военные действия, природные катаклизмы – всё это имеет значение в данном случае и оказывает влияние на поведенческие особенности;
- Состояние общества, пересмотр приоритетов, упадок общепринятых норм, снижение авторитета базовых институтов в обществе;
- Состояние здоровья, возможные ограничения и патологии;
- Конфликтное взаимодействие между членами семьи, отсутствие чувства комфорта и безопасности, нахождение в постоянном стрессе.
Виды асоциального поведения
Поведенческие девиации обладают широкой вариативностью. Современные психологи различают 4 вида асоциального поведения.
Противоправное | Включает в себя такие действия, как хулиганство, унижение человеческого достоинства, мелкие кражи, угон транспортных средств, нападения, не имеющие целью ограбить или убить. Лица, которые совершили подобное, находятся под наблюдением представителей закона. Их считают способными на более серьезные поступки, связанные с нарушением правовых норм. |
Аддиктивное | Суть такого понятия состоит в желании уйти от реальности, погрузившись в один из видов зависимости. Последняя может быть химической (алкогольная, наркотическая, токсикомания), пищевой (булимия, анорексия), культовой (подразумевает вовлеченность в деятельность религиозных сект). Существуют также другие виды зависимостей (наиболее распространена компьютерная). |
Аморальное | Проявляется в несоблюдении нравственных и моральных норм. Такой тип асоциального поведения не несет прямой угрозы для общества, однако подвергается осуждению и порицанию. Сюда включают нежелание заниматься трудовой деятельностью, предоставление платных услуг интимного характера, бродяжничество, попрошайничество. |
Преступное | Подразумевает совершение действий, предусматривающих уголовную ответственность. В категорию преступного поведения включают бандитизм, кражи со взломом, грабежи, изнасилования, вымогательство, мошеннические махинации, организацию массовых беспорядков. |
Диагностические мероприятия
Чтобы выявить отклонения, специалисты используют несколько методов. К ним относятся:
- Беседы и наблюдение. В процессе разговора с родителями подростка выясняются особенности отношений между членами семьи. Психолог также обращает внимание на поведение пациента (адекватность суждений, эмоции, присутствие агрессии).
- Анкеты. Этот метод позволяет определить склонность к правонарушениям, жестокости, пагубным пристрастиям, патологиям сексуальной сферы.
- Дополнительные сведения, полученные от врачей, участковых, педагогов.
Проявления в разном возрасте
Асоциальное поведение может проявляться в разный жизненный период. Согласно статистике, наиболее ему подвержены подростки и молодежь. Также к числу асоциалов принадлежат некоторые взрослые лица, отказывающиеся вести привычный для большинства образ жизни.
У детей
В раннем возрасте антисоциальное поведение принимает форму:
- неумения общаться со своими ровесниками;
- конфликтности, агрессивности;
- истеричности, грубости;
- жестокости по отношению к людям и животным.
Дети с асоциальными наклонностями чаще всего не интересуются обучающими занятиями, воспитательными мероприятиями. Нередко они имеют наклонность к воровству, садизму. Младшие школьники с отклоняющимся поведением часто состоят на учете как трудновоспитуемые.
Подростки
Синдром асоциального поведения у подростков проявляется в тех случаях, когда в дошкольном возрасте ребенок не подвергался соответствующей коррекции. К этому периоду формируются особенности поведения, которые могут остаться с человеком на протяжении всей жизни.
Помимо подростков, которые проявляли асоциальные тенденции уже в детстве, нарушать установленные в обществе нормы могут и несозревшие личности из благополучных семей. Чаще всего они попадают под постороннее влияние или тяготятся чрезмерной строгостью своих родителей и ошибочно воспринимают плохой образ как романтический. Мотивацией асоциального поведения в подростковом возрасте может быть принадлежность к некоторым субкультурам (хиппи, панкам, готам), подверженность музыкальному фанатизму.
Для подростков характерно бравировать вызывающими поступками, грубить окружающим, гордиться отсутствием наказания. Некоторые пытаются объединять вокруг себя других бунтарей и утверждать подобным образом свою исключительность.
Процесс приобщения к антисоциальному образу жизни протекает поэтапно. Поначалу подростки отказываются выполнять какие-либо школьные или домашние поручения, не признают авторитета взрослых, ввязываются в конфликтные ситуации. На следующем этапе несовершеннолетние могут уходить из дома, заниматься бродяжничеством, мелкими кражами, вступать в беспорядочные половые связи. Иногда в период кризиса асоциальные личности направляют агрессию на собственное тело, наносят себе различные повреждения.
Взрослые
В старшем возрасте асоциальное поведение чаще всего является продолжением негативных привычек, сложившихся в детском периоде. Иногда оно может быть обусловлено психическими патологиями, мозговыми нарушениями, возникающими на фоне употребления алкогольных напитков, наркотиков.
Взрослые асоциальные личности не желают иметь постоянную работу и нормальную семью, быть полноценными родителями, подчиняться действующим законам, уважать окружающих людей. Достаточно часто они становятся бродягами, ведут жизнь, наполненную мелкими преступлениями и другими аморальными поступками.
Существует также группа асоциалов, имеющих высокий материальный статус, но ведущих при этом нетипичную жизнь. Некоторые из них получают хорошее образование, являются развитыми в интеллектуальном плане. Среди этих людей – создатели порнографических сайтов, лица, чей заработок связан с мошенничеством, элитные проститутки, люди нетрадиционной ориентации.
Кроме обозначенных категорий, также выделяют отдельную группу людей, чья деятельность не имеет негативного характера и в то же время вызывает недоумение. К ним принадлежат так называемые гении, выделяющиеся из общей массы своим поведением, высказываниями, творениями. Чаще всего это представители науки или творческих профессий – художники, актеры, писатели и т. д.
Мнение психиатров
Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия — асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:
- Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
- Лица, которые неспособны к установлению контактов с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.
Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.
По мнению психиатров, случаи антисоциального поведения характеризуются негативным воздействием на окружающих. К таким проявлениям относятся правонарушения и криминальные поступки. Специалисты объясняют такие отклонения развитием серьезного психического недуга.
Профилактика асоциального поведения
К лечению поведенческих отклонений прибегают только тогда, когда их провоцируют физические или психические заболевания. В других случаях ведущим способом коррекции антисоциального поведения становится профилактика, которая должна осуществляться с ранних лет. В основе профилактических мероприятий лежат правильное воспитание, достойный пример со стороны взрослых, полноценная забота о ребенке, не лишающая его возможности проявлять свою индивидуальность.
Психологи разработали рекомендации, направленные на предупреждение девиантного поведения у детей, способствующие формированию адекватного отношения к себе и окружающим. Наиболее эффективными в этом отношении считаются:
Уместная похвала | Применять поощрения следует только тогда, когда для этого есть основания. Беспричинные похвалы способствуют развитию эгоизма и самовлюбленности. В будущем это влечет за собой адаптационные сложности, проблемы с соблюдением дисциплины в образовательных учреждениях. |
Доверительное общение | У младшего члена семьи должна быть полная уверенность в том, что родители не осудят его, всегда окажут помощь. Боязнь наказания провоцирует замкнутость, лживость, изворотливость. Чтобы сохранять детское доверие, нужно решать возникшие проблемы в спокойной обстановке, без какого-либо давления. |
Исправление | Выявив у ребенка нежелательные черты характера, заметив негативные поступки, взрослым не нужно бездействовать. Важно проанализировать произошедшее, избегая повышения голоса, объяснить, почему такое поведение является неприемлемым, к чему способно привести. |
Личный пример | Желая вырастить достойного гражданина общества, родители должны поддерживать в доме доброжелательную атмосферу, проявлять взаимное уважение и заботу. Это формирует у ребенка нормальную самооценку, обеспечивает в будущем правильную модель поведения, восприятия окружающих людей, построение гармоничных семейных отношений. |
Совместное времяпрепровождение | Дети особо дорожат временем, проведенным со своими родными. Такие запоминающиеся события, как семейные праздники, совместный отдых на природе, занятия спортом с мамой или отцом помогают ребенку расти уравновешенным, доброжелательным, общительным. |
Самые стабильные результаты обеспечиваются профилактикой, которая состоит из совместных усилий семьи и детских образовательных учреждений. Чтобы предупредить поведенческие нарушения или исправить уже имеющиеся девиации, педагогические работники реализуют программы, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные на воспитание духовных ценностей, правильный выбор будущей профессии. Такая работа часто приносит положительные плоды: помогает многим детям достойно реализовать себя в будущем и встать на путь преодоления имеющихся отклонений.
Образовательные учреждения как фактор
Как уже отмечалось ранее, образовательные учреждения также несут ответственность за поведение своих воспитанников. Так, в процессе обучения формируются определённые нормы взаимоотношений, начинается социализация в обществе. Педагоги должны не просто направлять воспитанников и руководить ими, но и участвовать в процессе, быстро и продуктивно реагировать на аномальные явления.
Для образовательных учреждений можно также выделить факторы, которые позволяют выявить роль образовательных процессов в формировании правильной поведенческой тактики. Среди таких можно назвать:
- социальные причины – если ребёнок не имеет возможности интеллектуально развиваться из-за семейных факторов (отсутствует возможность заниматься дома из-за отсутствия надлежащих условий), то со временем он заметно начнёт отставать от сверстников – а это, в свою очередь, будет способствовать разобщению в коллективе, ссорам, обидам;
- педагогические причины – от педагога в образовательном процессе зависит практически всё, поэтому главной его задачей становится создание комфортной для освоения материала атмосферы. Многие учителя выбирают авторитарный стиль преподавания, но это вызывает больше проблем, чем даёт результат;
- субъективные причины личности – к этой группе можно отнести все остальные факторы, которые очень индивидуальны.
Признаки у взрослых
Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками. Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий – они оказываются на улице.
Асоциальность – это универсальное явление. Встречаются группы состоятельных людей, выбравших нетипичные жизнь и способы получения дохода. Это творцы порноиндустрии, наркодилеры, вымогатели, элитные проститутки, владельцы притонов и подобные элементы.
Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.
Рекомендации психологов
В воспитании здорового ребенка помогут знания о том, что такое асоциальный человек, и соответствующих признаков в поведении. Психологи советуют придерживаться пяти правил в воспитании здоровой личности:
- Открытое общение. Проблемы ребенка должны обсуждаться дома и решаться спокойно. Дети должны быть уверены в поддержке и понимании.
- Заслуженная похвала. Поощрение должно быть заслуженным, иначе развивается эгоизм, а в будущем – проблемы с социальной адаптацией и формирование отклонений.
- Положительный пример. Атмосфера дома, любовь супругов и уважение вырабатывают детскую адекватную самооценку, от которой зависит поведение в социуме.
- Исправление. Нужно спокойно объяснять ребенку, что и почему является неприемлемым: привычки, поступки и черты характера.
- Совместные занятия. Даже самым занятым родителям следует находить время для семейных развлечений, отдыха и праздников.