Лечение апраксии в Саратове, как лечить апраксию в России


Лечение апраксии в Саратове, России, терапия апраксии

Сарклиник проводит лечение отдельных видов апраксии у взрослых, подростков, детей, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин в Саратове, в России. Врач знает, как лечить апраксию, как вылечить апраксию, как избавиться от апраксии, что делать при апраксии, куда обращаться. На первой консультации врач расскажет Вам, какие бывают виды апраксии? Чем характеризуется кинестетическая (кинетическая) апраксия, афазия и агнозия? Почему возникает оральная апраксия, моторная апраксия, конструктивная апраксия, артикуляционная апраксия, регуляторная апраксия у детей и взрослых? Что такое апраксия ходьбы, речи? Чем опасна двигательная левой, правой руки, левой, парвой ноги, пальцев, идеаторная апраксия? Какие принципы диагностики апраксии? К сожалению, народные методы, народная медицина, диета, таблетки, лекарства, лекарственные препараты, народные способы, заговоры, гомеопатия редко помогают в лечении апраксии. На сайте sarclinic.ru Вы можете беспатно онлайн доктору.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Похожие записи:

Дисморфофобия, лечение в Саратове, как лечить дисморфофобию

Синдром Фовилля (A. L. F. Foville) альтернирующий понтинный

Зоны коры головного мозга, функции, кора больших полушарий головного мозга человека: строение, деятельность

Головной мозг человека, ребенка, отделы, строение, лечение головного мозга

Ночной энурез код по МКБ 10 F 98.0

Комментарии ()

Доклад на тему: «Нарушения произвольных движений и действий – апраксии.»

Доклад на тему: «Нарушения произвольных движений и действий – апраксии.»

Нарушения произвольных движений и действий относятся к сложным двигательным расстройствам, которые в первую очередь связаны с поражением коркового уровня двигательных функциональных систем.

Этот тип нарушений двигательных функций получил в неврологии и нейропсихологии название апраксий. Под апраксиями понимаются такие нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами — параличами и парезами, явными нарушениями мышечного тонуса и тремора, хотя возможны сочетания сложных и элементарных двигательных расстройств. Апраксиями обозначают прежде всего нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами.

История изучения апраксий насчитывает многие десятилетия, однако до настоящего времени эту проблему нельзя считать решенной окончательно. Сложности понимания природы апраксий нашли отражение в их классификациях. Наиболее известная классификация, предложенная в свое время Г. Липманном и признаваемая многими современными исследователями, выделяет три формы апраксий: идеаторную, предполагающую распад «идеи» о движении, его замысла; кинетическую, связанную с нарушением кинетических «образов» движения; идеомоторную, в основе которой лежат трудности передачи «идей» о движении в «центры исполнения движений». Первый тип апраксий Г. Липманн связывал с диффузным поражением мозга, второй — с поражением коры в нижней премоторной области, третий — с поражением коры в нижней теменной области. Другие исследователи выделяли формы апраксий в соответствии с пораженным двигательным органом (оральная апраксия, апраксия туловища, апраксия пальцев и т. п.) или с характером нарушенных движений и действий (апраксия выразительных движений лица, объектная апраксия, апраксия подражательных движений, апраксия походки, аграфия и т. д.). До настоящего времени нет единой классификации апраксий. А. Р. Лурия разработал классификацию апраксий, исходя из общего понимания психологической структуры и мозговой организации произвольного двигательного акта. Суммируя свои наблюдения за нарушениями произвольных движений и действий, используя метод синдромного анализа, вычленяющий основной ведущий фактор в происхождении нарушений высших психических функций (включая и произвольные движения и действия), он выделил четыре формы апраксий. Первую

он обозначил как
кинестетическая апраксия.
Эта форма апраксий, впервые описанная О. Ф. Ферстером в 1936 году, а позже изучавшаяся Г. Хедом, Д. Денни-Брауном и другими авторами, возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий (т. е. задних отделов коркового ядра двигательного анализатора: 1, 2, частично 40-го полей преимущественно левого полушария). В этих случаях нет четких двигательных дефектов, сила мышц достаточная, парезов нет, однако страдает кинестетическая основа движений. Они становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом «рука-лопата»). У больных нарушаются движения при письме, возможность правильного воспроизведения различных поз руки (апраксия позы); они не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т. п.). При сохранности внешней пространственной организации движений нарушается внутренняя проприоцептивная кинестетическая афферентация двигательного акта.

При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать. При поражении левого полушария кинестетическая апраксия обычно носит двухсторонний характер, при поражении правого полушария — чаще проявляется только в одной левой руке.

Вторая форма

апраксий, выделенная А. Р. Лурия, —
пространственная апраксия,
или
апрактоагнозия, —
возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и 39-го полей, особенно при поражении левого полушария (у правшей) или при двухсторонних очагах. Основой данной формы апраксий является расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое-левое» и т. д.). Таким образом, в этих случаях страдает зрительно-пространственная афферентация движений. Пространственная апраксия может протекать и на фоне сохранных зрительных гностических функций, но чаще она наблюдается в сочетании со зрительной оптико-пространственной агнозией. Тогда возникает комплексная картина апрактоагнозии. Во всех случаях у больных наблюдаются апраксия позы, трудности выполнения пространственно-ориентированных движений (например, больные не могут застелить постель, одеться и т. п.). Усиление зрительного контроля за движениями им не помогает. Нет четкой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами. К этому типу расстройств относится и
конструктивная апраксия
— трудности конструирования целого из отдельных элементов. При левостороннем поражении теменно-затылочных отделов коры нередко возникает
оптико-пространственная аграфия
из-за трудностей правильного написания букв, различно ориентированных в пространстве.

Третья форма

апраксий —
кинетическая апраксия
— связана с поражением нижних отделов премоторной области коры больших полушарий (6-го, 8-го полей — передних отделов «коркового» ядра двигательного анализатора). Кинетическая апраксия входит в премоторный синдром, т. е. протекает на фоне нарушения автоматизации (временной организации) различных психических функций. Проявляется в виде распада «кинетических мелодий», т. е. нарушения последовательности движений, временной организации двигательных актов. Для этой формы апраксии характерны
двигательные персеверации
, проявляющиеся в бесконтрольном продолжении раз начавшегося движения (особенно серийно выполняемого).

Эта форма апраксии изучалась рядом авторов — К. Кляйстом, О. Ферстером и др. Особенно подробно она исследовалась А. Р. Лурия, установившим при данной форме апраксии общность нарушений двигательных функций руки и речевого аппарата в виде первичных трудностей автоматизации движений, выработки двигательных навыков. Кинетическая апраксия проявляется в нарушении самых различных двигательных актов: предметных действий, рисования, письма, — в трудности выполнения графических проб, особенно при серийной организации движений (динамическая апраксия

). При поражении нижне-премоторных отделов коры левого полушария (у правшей) кинетическая апраксия наблюдается, как правило, в обеих руках.

Четвертая форма

апраксии —
регуляторная
или
префронтальная апраксия
— возникает при поражении конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов; протекает на фоне почти полной сохранности тонуса и мышечной силы. Она проявляется в виде нарушений программирования движений, отключения сознательного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и стереотипами. При грубом распаде произвольной регуляции движений у больных наблюдаются симптомы
эхопраксии
в виде бесконтрольных подражательных повторений движений экспериментатора. При массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает
эхолалия —
подражательные повторения услышанных слов или фраз.

Для регуляторной апраксии характерны системные персеверации

, т. е. персеверации всей двигательной программы в целом, а не ее отдельных элементов. Такие больные после письма под диктовку на предложение нарисовать треугольник обводят контур треугольника движениями, характерными для письма, и т. п. Наибольшие трудности у этих больных вызывает смена программ движений и действий. В основе этого дефекта лежит нарушение произвольного контроля за осуществлением движения, нарушение речевой регуляции двигательных актов. Данная форма апраксии наиболее демонстративно проявляется при поражении левой префронтальной области мозга у правшей.

Классификация апраксии, созданная А. Р. Лурия, основана главным образом на анализе нарушений двигательных функций у больных с поражением левого полушария головного мозга. В меньшей степени исследованы формы нарушения произвольных движений и действий при поражении различных корковых зон правого полушария; это — одна из актуальных задач современной нейропсихологии.

Профилактика

Профилактические мероприятия, которые результативно помогают предупредить данную проблему, также не разработаны. Не смотря на это, выделяют ряд рекомендаций, которые значительно уменьшают риск возникновения и развития двигательных нарушений:

  • отказ от вредных привычек и алкоголя;
  • сделать регулярными прогулки на свежем воздухе и занятия спортом;
  • урегулировать свой режим питания;
  • питаться сбалансировано, употреблять только полезные продукты и в нужных, для организма, количествах;
  • регулярно посещать больницу, проходить полный осмотр;
  • следить за артериальным давлением и если наблюдаются скачки, лучше проконсультироваться доктором по данной проблеме.

Апраксия — достаточно сложное и тяжелое заболевание, вследствие которого человек теряет двигательную функцию некоторых органов или частей тела, ему сложно проводить даже самые элементарные манипуляции с предметами.

Люди, страдающие этим недугом, зависимы от общества, в частности от родных и близких, так как выполнение определенных операций им просто не под силу. Будьте здоровы!

Причины и возможные заболевания

Апраксия вызвана повреждением мозга (поражением мозга) в голосовом доминантном полушарии. Обычно это левосторонний (или двусторонний) инсульт или другие поражения. Кроме того, апраксия также может быть вызвана, например, дегенеративными заболеваниями. Например, болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной причиной тяжелой апраксии. Другие формы деменции (деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция = болезнь Пика) также могут причиной данного нарушения.

Диагностика

Конструктивные нарушения часто проверяются, когда пациента просят нарисовать 2D-модель или собрать объект. Некоторые исследователи считают, что нейронные механизмы, участвующие в рисовании и копировании, различаются, поэтому их следует тестировать индивидуально. Свободное рисование — это обычно используемый тест, в котором пациента просят нарисовать именованный объект. Это может быть эффективным инструментом для измерения способности пациента сохранять пространственные отношения, организовывать рисунок и рисовать законченные формы. Следует отметить сложность задачи, поскольку такие задачи часто требуют лексико- семантических способностей, а также способностей к образному мышлению.

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист

В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Что вы можете делать дома

Если у вашего ребенка диагностировали апраксию, то есть множество стратегий, которые вы можете самостоятельно использовать дома.

— Возьмите предмет, который хочет ребенок. Держите его у своего рта и четко назовите его. Например: «Паровоз. Ты хочешь паровоз?» Снова повторите название, а затем дайте его ребенку. Такая стратегия поощряет ребенка наблюдать за движениями рта и связывает их с тем, что она хочет.

— Предложите ребенку выбор из двух предметов, опять держите их рядом со своим ртом, чтобы ребенок ясно видел их. Это будет поощрять ее использовать правильное слово или хотя бы показать на то, что она хочет. Например: «Ты хочешь яблоко или апельсин?» Если она называет или указывает на яблоко, то вы повторяете: «Ты хочешь яблоко».

— Вы можете использовать различные предметы, чтобы усилить или изменить свой голос и, таким образом, привлечь внимание ребенка. Например, скажите ребенку что-нибудь через пустой картонный цилиндр от туалетной бумаги или через приложение для изменения голоса

Посмотрите, будет ли ребенок отвечать или издавать какие-то звуки в ответ. Хвалите ее за любые усилия. Ваша цель — взаимная коммуникация.

— Сделайте слова интереснее! Акцентируйте звуки в начале и конце слов

Опять же, ваша цель привлечь внимание ребенка и побудить ее к имитации

— Добавляйте звуковые эффекты к чтению книг и играм с игрушками. Все могут мычать как корова или шуметь как самолет! Меняйте громкость и тон звуков.

— Как можно чаще повторяйте слова из основного словаря в простых предложениях или описаниях занятий. Делайте это, когда вы занимаете ребенка чем-то веселым и интересным. Например, когда вы дуете мыльные пузыри, говорите и подчеркивайте основные слова «пузыри» и «дуй». Сосредоточьтесь на том, чтобы сопровождать одни и те же действия каждый день одними и теми же словами. Пусть эти слова будут совсем простыми. Используйте только короткие предложения. Делайте паузу прежде чем сделать какое-то действие или дать ребенку желанный предмет, чтобы побудить ребенка повторить за вами слово.

— Поощряйте имитацию через песни. Многие песенки сопровождаются движениями. Например, «Если нравится тебе в ладоши хлоп» и так далее. Музыка часто увлекает детей и побуждает их больше копировать ваши слова и движения, чем обычно.

Для детей более старшего возраста используйте телефон или планшет для записи слов из основного словаря. Можно сопровождать их видеоклипом, на котором вы показываете на свой рот и медленно говорите слово дважды. Мы рекомендуем завести на телефоне или планшете специальную папку, чтобы ребенок мог просматривать эти видео с вами или самостоятельно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]