Симптомы шизофрении у подростков: разноплановость и выразительность


Подростковый возраст – это период жизни, когда происходит становление характерологических черт человека. Психика ребенка в этот момент неустойчива и ранима. Современные подростки отличаются склонностью к максимализму, демонстративному протесту, оппозиционному поведению.
В переходном возрасте эмоции человека очень изменчивы и непостоянны. Именно по этой причине у некоторых подростков начинают формироваться первичные психические нарушения. Шизофрения – одна из патологий, стремительно развивающихся на этом этапе.

Данное психическое расстройство для многих ассоциируется с такими малоприятными проявлениями, как:

  • безумие;
  • асоциальное поведение;
  • дезадаптация в обществе;
  • изоляция;
  • отсутствие будущего.

В какой-то степени так и есть. Поздно диагностированная или запущенная шизофрения может привести к тяжелым последствиям. К счастью, это единичные случаи.

Современные методы диагностики и лечения психических расстройств помогают больным вести обычный образ жизни, не потеряв ее качества.

Главная задача родителей подростка – понять причину изменения поведения и вовремя обратиться за помощью.

Причины подростковой шизофрении

Главным фактором развития этого психического расстройства является наследственность. Ученые выявили целый ряд генов, передающих предрасположенность к шизофрении. Но это далеко не единственный источник формирования заболевания.

Психиатры утверждают, что существует еще ряд биологических и психосоциальных предпосылок. Чаще всего триггеров бывает несколько. Самые распространенные причины шизофрении у подростков:

  • развод родителей;
  • частые ссоры в семье;
  • сильный стресс;
  • любой вид насилия – физическое, психологическое, сексуальное;
  • первый прием большой дозы алкоголя или наркотиков;
  • черепно-мозговая травма.

Статистика утверждает, что у мальчиков шизофрению диагностируют в два раза чаще, чем у девочек в том же возрасте. Причина такой закономерности неизвестна.

Первые проявления

Начальные признаки шизофрении у подростка можно заметить еще в детском возрасте. Но они нерегулярны и выражены эпизодично, поэтому родители списывают их на какие-то индивидуальные особенности характера, усталость или капризность. К тому же подозревать у собственного ребенка психическое расстройство вряд ли кому-то в удовольствие.

Увидеть изменения в поведении ребенка не составит труда, если он вел энергичный образ жизни: хорошо учился, активно общался с друзьями, увлекался спортом или другими занятиями по интересам. Но вдруг происходит какое-то событие, которое кардинально меняет его жизнь. Его перестает интересовать учеба, он не находит общих тем для разговора с друзьями, отказывается заниматься спортом или любимыми прежде делами.

Подросток замыкается в себе, его поведение стает непредсказуемым. Настроение может в секунды поменяться в противоположную сторону.

Причиной для посещения психиатра должны стать следующие, неоднократно проявляющиеся симптомы:

  1. Прогрессирующие нелепые идеи и странные рассуждения.
  2. Изменения логики мышления, трансформация речи.
  3. Тяга к нелепым фантазиям, абсурдному философствованию.
  4. Эмоциональное отчуждение даже от близких людей, отсутствие или несоответствие реакции на происходящие события.
  5. Нетипичное и нелепое употребление слов и выражений в разговоре.
  6. Раздражительность без явного повода, лживость, проявление беспричинной агрессии.
  7. Бездеятельность, апатия, отсутствие какой-либо инициативы и интереса к жизни.
  8. Склонность к отчуждению, категорический отказ выходить на улицу, пренебрежение личной гигиеной, неряшливость, небрежность в одежде.
  9. Необычные фобии и страхи, нарушения пищевого поведения, странные хобби или накопление ненужных вещей.
  10. Употребление алкоголя, наркотических средств, склонность к бродяжничеству.
  11. Разговоры о суициде.

Довольно характерным проявлением психического расстройства следует отметить показную неприязнь к родителям или кому-то одному из них, кто был особенно близок.

Непрерывнотекущая шизофрения характеризуется непрерывным, хроническим течением. Диапазон ее клинических вариантов по степени прогредиентности чрезвычайно широк — от юношеской злокачественной шизофрении до вялотекущей, проявляющейся в основном расстройствами неврозоподобного характера. Между этими крайними вариантами непрерывнотекущей шизофрении среднее место занимает параноидная шизофрения, отличающаяся средней степенью прогредиентности.

При непрерывнотекущей шизофрении наблюдаются экзацербации и послабления процесса, нередко констатируется спонтанная или медикаментозная стабилизация, однако ремиссии для этой формы заболевания не характерны.

Злокачественная юношеская шизофрения

Юношеская шизофрения со злокачественным течением возникает, как правило, в подростковом и юношеском возрасте и характеризуется резко выраженной прогредиентностью, проявляющейся быстрым нарастанием негативной симптоматики и формированием тяжелых форм дефектных (конечных) состояний. Психопатологические особенности злокачественной юношеской шизофрении заключаются в следующем: начинается заболевание с негативной симптоматики, затем развиваются позитивные психопатологические расстройства, характеризующиеся крайним полиморфизмом и неразвернутостью. Эта форма шизофрении отличается резистентностью к терапии.

Распространенность злокачественной юношеской шизофрении составляет около 5—6 % общей популяции больных, причем юноши заболевают в 4—5 раз чаще, чем девушки. Некоторые психиатры отмечают, что это заболевание нередко встречается у достаточно одаренных, способных молодых людей, являющихся гордостью семьи и школы; другие же исследователи подчеркивают сглаженность характерологических черт — послушание, серьезность, исполнительность, отсутствие интереса к детским забавам и шумным играм; третьи обращают внимание на бедность психической деятельности, эмоциональных реакций, отсутствие черт юношеского негативизма, рефлексии и свойственной пубертатному возрасту оппозиции. В более редких случаях до появления явных признаков заболевания наблюдаются симптомы изменений психического развития (дизонтогенеза) в виде задержки умственного развития и двигательных навыков, пассивности, периодически возникающей расторможенности, различных по содержанию страхов. Таким образом, преморбид больных юношеской злокачественной шизофренией имеет некоторые особенности и отличается достаточным разнообразием.

Болезнь обычно начинается исподволь с редукции энергетического потенциала и возникновения признаков эмоциональной дефицитарности или с картины искаженного пубертатного криза. Редукция энергетического потенциала проявляется прогрессирующим падением продуктивности: ранее прекрасно учившиеся молодые люди начинают испытывать трудности в восприятии новой информации, наблюдаются расстройства мышления, невозможность концентрации внимания; больные часами просиживают за приготовлением домашних заданий, по многу раз перечитывая один и тот же материал. Если вначале снижение успеваемости педагоги и близкие связывают с объективными причинами (чаще всего с переутомлением), то впоследствии интеллектуальная несостоятельность становится очевидной. Утрачиваются прежние интересы, рвутся дружеские связи. Характерно появление особых интересов — к проблемам философии, мироздания, ядерной физики, религии, т. е. к тем областям науки и духовной жизни, с которыми больной ранее не был знаком и к которым не проявлял интереса. Это явление получило название «метафизической интоксикации». Больные сутками просиживают за книгами, не понимая и не усваивая сути проблемы; нередко посещение библиотеки приобретает характер стереотипии, заказанные книги часами остаются открытыми на одной и той же странице, на вопрос о смысле прочитанного следуют невразумительные ответы. Резко ухудшаются отношения с близкими, больные становятся все более равнодушными к ним, к радостям и печалям в семье. В непосредственном общении с близкими бывают раздражительны, брутальны и порою грубы. Больные избегают своих друзей и иногда наотрез отказываются от встреч с ними, становятся равнодушными и к самим себе, не следят за своей внешностью, бывают неопрятны, неряшливы, категорически отказываются от элементарных гигиенических процедур. Со временем нарастает бездеятельность: больные целыми днями ничем не заняты, бесцельно бродят по квартире или лежат в постели.

Описанные нарастающие изменения личности, характерные для простой шизофрении и инициального периода других вариантов юношеской злокачественной шизофрении, получили название «симплекс-синдром».

На фоне нарастания изменений личности возникают рудиментарные позитивные психопатологические расстройства: кратковременные состояния приподнятого и сниженного настроения, проявляющиеся не столько изменением аффекта, сколько психопатоподобными эквивалентами; расстройства влечений в виде сексуальной распущенности и тенденции к алкоголизации (последняя особенно характерна для периодов повышенного настроения и дисфории), стремления к бродяжничеству (более типичного для субдепрессии). Возникают также эпизоды галлюцинаторных и бредовых расстройств: чаще всего это оклики, преходящие идеи отношения и преследования; кататонические расстройства проявляются кратковременными застываниями, отдельными импульсивными действиями.

Описанные симптомы характерны для течения простой шизофрении, отличающейся преобладанием нарастающих негативных расстройств и рудиментарной позитивной симптоматикой.

Три других варианта течения юношеской злокачественной шизофрении — гебефреническая, параноидная и кататоническая, как и простая шизофрения, также начинаются с негативных расстройств («симплекс-синдрома»). Различия же их определяются картиной манифестного психоза, который при простой шизофрении не возникает.

Особенности гебефрении как самостоятельной нозологической формы описаны H. Hecker (1871) и Г. В. Даршкевичем.

При гебефренической шизофрении на фоне негативных расстройств, характерных для инициального периода болезни, возникает острое психотическое состояние — изменчивое и полиморфное. Психопатологическая картина психоза в этих случаях складывается из бреда преследования, воздействия, галлюцинаций и псевдогаллюцинаций, явлений психического автоматизма, кататонических расстройств в виде возбуждения, кратковременных субступорозных эпизодов. Эти расстройства отличаются рудиментарностью: бредовые идеи не складываются в систему, галлюцинации не приобретают характера галлюциноза, кататонические расстройства не достигают степени ступора или кататонического возбуждения. Различают два варианта гебефренической шизофрении — бредовой и кататонический [Морозова Т. Н., 1957].

В картине полиморфного психоза при гебефренической шизофрении могут развиваться признаки соматического неблагополучия: кратковременные эпизоды подъема температуры тела, лихорадочный облик пациентов, нередко желтушный цвет кожных покровов. Эти состояния кратковременны и разрешаются без какого-либо терапевтического вмешательства.

При кататоническом варианте шизофрении, или «люцидной кататонии», на фоне описанного симплекс-синдрома остро возникает психотическое состояние с картиной субступора, прерывающегося импульсивным или гебефреническим возбуждением. Эти кататонические состояния не сопровождаются онейроидным помрачением сознания (отсюда и название люцидная кататония в отличие от онейроидной кататонии).

В то же время могут наблюдаться отдельные бредовые расстройства, не имеющие тенденции к систематизации, — псевдогаллюцинации, явления психического автоматизма. Эта симптоматика отличается нестойкостью, и соответствующие расстройства возникают эпизодически.

Четвертый вариант юношеской злокачественной шизофрении — рано начинающаяся параноидная шизофрения (юношеская параноидная шизофрения) в своем развитии имеет много общего с параноидной шизофренией, возникающей в зрелом возрасте, т. е. ее характеризует сходный стереотип развития . Однако при юношеской шизофрении отмечается и ряд особенностей: болезнь начинается с симплекс-синдрома, характеризуется большим разнообразием проявлений инициального периода, появлением кататонической симптоматики на развернутых этапах течения бредового хронического психоза.

В инициальном периоде юношеской параноидной шизофрении позитивные расстройства представлены чаще всего навязчивостями с быстрым развитием ритуалов и трансформацией последних в двигательные навязчивости, психопатоподобными явлениями, интерпретативным бредом, отличающимся малой систематизацией и «наивной» системой доказательств. Наиболее часто встречается бред дисморфомании, проявляющийся убежденностью больных в несовершенстве своей внешности или патологии физиологических отправлений. Больные нередко настаивают на проведении косметических операций, угрожая медицинским работникам в случае отказа от их проведения. Иногда пациенты пытаются сами устранить косметические недостатки. Характерен также бред иного происхождения, например в виде убежденности больного в том, что его воспитывают посторонние люди, в то время как его настоящие родители занимают высокое положение в обществе. Фабулой бреда бывает и ипохондрический бред с убежденностью в наличии у пациентов того или иного тяжелого заболевания — рака, сифилиса, туберкулеза. При этом приводимые больными доказательства имеющейся у них болезни обычно не имеют ничего общего с действительной клинической картиной указанных заболеваний. И, наконец, может развиваться бред реформаторства: больные создают концепции переустройства окружающего мира, системы образования и т. д., при этом основные положения «реформ» отличаются не только наивностью, но и отсутствием элементарной логики.

По миновании инициального периода развивается синдром Кандинского—Клерамбо (синдром овладения), т. е. манифестный психоз. Доминирующий в его картине синдром овладения отличается выраженным полиморфизмом, и в нем наряду с психическими автоматизмами наблюдаются псевдогаллюцинации и различные виды бредовых расстройств. Особенностью этого этапа болезни, а также следующего за ним этапа парафрении (чаще всего псевдогаллюцинаторной) является возникновение фрагментарных кататонических расстройств в виде эпизодов субступора или возбуждения. Следует подчеркнуть, что эти этапы наслаиваются один на другой, создавая сложную клиническую картину болезни. В течение сравнительно небольшого отрезка времени (2—3 года) злокачественная юношеская шизофрения в большинстве случаев завершается тяжелыми видами конечных состояний: апатическим слабоумием (при простой шизофрении), «дурашливым», «бормочущим», «манерным» слабоумием (при ее гебефреническом и кататоническом вариантах), явлениями речевой разорванности в виде шизофазии при параноидной шизофрении.

Симптомы

Признаки шизофрении у подростков не особо отличаются от ее проявлений у взрослых. Чаще всего это такой же бред, галлюцинации, расстройство личности.

Можно наблюдать рудиментарные бредоподобные искажения мышления в виде различных страхов и фобий. Они являются навязчивыми и буквально преследуют больного. Среди них следует выделить:

  1. Страх чужих родителей. Ребенок начинает подозревать собственных родителей, что они ему не родные. Он их боится, не вступает в контакт, отказывается от еды.
  2. Страх загрязнения, который часто сопровождается навязчивым мытьем рук. Подросток делает это при любой возможности, независимо от его местонахождения.
  3. Боязнь открытого пространства – агорафобия. Больной хочет куда-то спрятаться, стать незаметным.

Следует обратить внимание на адекватность реакции ребенка. Случается, что на ситуацию, которая должна бы вызвать у человека грусть или огорчение, он реагирует приступом смеха и наигранным весельем. Среди эмоциональных нарушений преобладают:

  • отгороженность;
  • замкнутость;
  • отсутствие каких-либо проявлений эмоций, однообразная реакция на происходящие вокруг события;
  • потеря интереса к ранее любимым занятиям.

Со стороны двигательных нарушений могут иметь место повторяющиеся стереотипные движения, замирание в каких-то неестественных позах, нарушение осанки, странная походка и т.п. Иногда угловатость и неловкость движений можно списать на переходный возраст или ускоренный рост подростка. Но такая закономерность работает лишь в том случае, если у ребенка присутствуют только эти проявления и со временем они не усугубляются.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

На протяжении длительного периода детское шизофреническое расстройство рассматривали в качестве отдельного, самостоятельного вида заболевания, которое не связано с его взрослой формой. Современные исследователи пришли к единому мнению о том, что патология, начавшая развиваться в младшем возрасте, трансформируется в аналогичное расстройство взрослого человека, но с более тяжелой формой протекания.

Возможными признаками начала шизофренического процесса, о которых следует сообщить детскому психиатру, выступают:

  • необычные фантазии, отличающиеся особой устойчивостью. Это могут быть не видимые окружающим людям «друзья», которые приходят к ребенку, или отождествление его с конкретным персонажем. Например, малыш может изображать кошку, принимать еду только с кошачьей миски, спать в самых неподходящих для человека местах;
  • необъяснимый страх. В данном случае ребенок затрудняется ответить, чего именно он боится, или, наоборот, уверенно, четко показывает на «чудовищ», которые его пугают, их месторасположения;
  • резко ухудшается уровень бытового и социального поведения. Больной перестает следить за собой, предпочитает уединенное времяпрепровождение. Одновременно внезапно снижается успеваемость в учебных заведениях. Поведение шизофреника начинает отвечать не фактическому, а более раннему возрастному развитию;
  • в процессе разговора шизофреник часто прерывает беседу, начинает пугливо осматриваться по сторонам, или к чему-то прислушиваться. При этом он часто теряет нить разговора, его речь становится бессвязной и лишенной смысловой нагрузки. В особо запущенных случаях наблюдается распад речи;
  • беспричинная агрессия, жестокое отношение к окружающим сменяется апатией, равнодушием. Часто возникают эмоции, которые не соответствуют ситуации – вместо того, чтобы плакать, больной начинает истерично смеяться, и наоборот;
  • в рисунках шизофреника начинают проявляться яркие, контрастные цвета, не отвечающие действительности – синяя трава, зеленое солнце и т.п. Доминантность черного цвета на изображениях свидетельствует о сопутствующем депрессивном расстройстве. Сюжеты рисунков часто пугающие – это существа с огромными, выпученными глазами, устрашающими клыками, оторванными конечностями и т. п.

Данное отклонение психики достаточно редко встречается до 11-12 лет, явная симптоматика заболевания чаще активизируется в подростковом периоде.

Легче диагностировать психическое отклонение у детей, которые имеют предрасположенность к заболеванию. Наряду с нормальным уровнем интеллекта у них страдает приспособленность к практической деятельности, например, они не могут выполнять обычные действия по самообслуживанию. Для их поведения характерны такие особенности:

  • они игнорируют забавы, где требуется активно двигаться, предпочитают играть в спокойные игры;
  • выборочность в общении со сверстниками;
  • не обладают способностью постоять за себя;
  • в раннем детстве часто ноют без видимой причины;
  • при возникновении конфликтной или проблемной ситуации такой шизотип старается не выдавать своей эмоциональной реакции, а уходит в себя, закрывается.

Стадии расстройства

Какими бы ни были причины шизофрении у подростков, начинается она медленно и незаметно. Одно из первых проявлений – чувство внутреннего дискомфорта. Оно не имеет причины, но держит человека в постоянном стрессе и напряжении.

Следует выделить следующие стадии развития расстройства и принимаемые меры:

  1. Продромальная. На этом этапе заболевания для подростков характерны проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушениями сна, трудностями в школе. Постановка диагноза шизофрении на данной стадии невозможна, целью диагностического процесса является формирование групп специфического риска и проведения специфической профилактики.
  2. Острая. Преобладают продуктивные симптомы: галлюцинации, бредовые идеи, расстройства формального мышления, странное психотическое поведение. Наиболее специфические – слуховые галлюцинации. Они встречаются у 80% больных в возрасте от 12 до 18 лет.
  3. Ответа на лечение и редукции симптомов заболевания. Задача терапии на данном этапе – мониторинг и коррекция побочных эффектов терапии, достижение ремиссии.
  4. Дозревания ремиссии. Наблюдаются остаточные положительные и отрицательные симптомы шизофрении, связанные с побочными эффектами терапии. На этом этапе достигается стабильная ремиссия, устраняются факторы, которые могут быть причиной рецидива, происходит формирование установки на длительную поддерживающую терапию и восстановление социального функционирования.
  5. Восстановления. На этом уровне осуществляется контроль над соблюдением режима поддерживающей терапии, социальная поддержка, профилактика рецидивов.
  6. Хроническая. Прогрессирование данной стадии говорит о резистентности подростка к применяемым методам лечения. Происходит дезактуализация и частичная редукция положительных симптомов, однако сохраняются социальная изоляция, апатия и абулия. Негативные симптомы вызывают низкий уровень социального функционирования ребенка.

Шизофрения затрагивает самые тонкие слои психики подростка и проявляет себя в сфере самосознания и восприятия окружающей действительности.

Признаки шизофрении у детей и подростков

Существуют негативные и позитивные симптомы заболевания.

Позитивные

Среди них выделяют следующие симптомы:

  1. Галлюцинации. Ребенок слышит голоса в голове, видит образы, предметы и существа, которые, по сути, не существуют.
  2. Чрезмерная агрессивность и психомоторное возбуждение. Такие дети проявляют повышенную активность, непоседливость, возбудимость и эмоциональность. Они склоны к различным провокациям: затевают драки, проявляют жестокость по отношению к родным, а также чужим людям.
  3. Протестные реакции. Ребенок оказывается слушать родителей, часто закатывает истерики, падает на пол и кричит в знак протеста. Его тяжело заставить что-либо сделать: покушать, одеться или помыться.

Негативные

Признаки болезни, которые резко убивают что-то в поведении и характере ребенка:

  1. Нарушение настроения, которое сопровождается депрессией, апатией, вялостью, полным безразличием по всему происходящему, раздражительностью и плаксивостью. На запущенной стадии ребенок склонен к суицидальным действиям. В связи с подавленностью ЦНС у него страдает мотивация и концентрация внимания.
  2. Нарушение коммуникативных качеств. Отпадает потребность в общении, ребенок становится замкнутым, молчаливым, всячески избегает общения с родными и сверстниками.

Особенности течения заболевания

Шизофрения у подростков имеет очень схожие симптомы со взрослым типом болезни. Однако при раннем старте она отличается более злокачественным течением, особенно у представителей мужского пола.

В пубертатном периоде окончательно формируется сексуальная сфера человека, складывается восприятие собственной гендерной принадлежности. Половая активность обычно ограничена интенсивным самоудовлетворением, при этом подросток не особо скрывает данный факт.

Бытует мнение, что шизофреники опасны для общества, эта теория сильно преувеличена. Человек, страдающий психическим расстройством намного опаснее для самого себя, чем для окружающих. Если он и попадает в криминальную ситуацию, то, скорее всего, как жертва. Склонность к агрессии может проявляться лишь в острый период под действием галлюцинаций.

Диагностика

Куда обратиться в первую очередь, если есть подозрения, что у подростка прогрессирует психическое расстройство? Первичный осмотр может провести любой из перечисленных специалистов:

  • психолог;
  • психиатр;
  • невролог;
  • нейропсихолог;
  • дефектолог.

Изучив симптомы, врач направляет пациента на дальнейшее обследование, выявление сопутствующих соматических нарушений.

К процессу борьбы с заболеванием обязательно должны быть подключены родители. Для эффективного взаимодействия врача и подростка следует помнить о специфичности переходного возраста, а также индивидуальных особенностях больного.

Задача врача:

  • показывать толерантное отношение к ребенку, признавать естественность существования у него тревоги, напряжения и подозрительности, выражать понимание по поводу нежелания подростка общаться с психиатром;
  • учитывать возможные препятствия для восприятия подростком информации, в частности из-за наличия вербальных галлюцинаций, тяжелых нарушений концентрационной функции внимания;
  • всегда внимательно выслушивать больного, воспринимать серьезно любую предоставленную информацию, расспрашивать о деталях, используя употребляемые им термины;
  • придерживаться оптимальной дистанции с ребенком, учитывая его потребности в личностном пространстве, например, не возражать, если больному будет легче разговаривать с вами во время игры, ходя по кабинету;
  • продемонстрировать стремление помочь;
  • подробно объяснить ребенку и родителям, в чем будет заключаться процедура оценки состояния ребенка;
  • сбор информации проводить постепенно, по мере формирования доверия со стороны ребенка и его родителей;
  • познакомить подростка и его родителей со специалистами, которые будут участвовать в осуществлении психосоциального вмешательства.

Специалист, который предоставляет квалифицированную психиатрическую помощь ребенку с шизофренией, должен учитывать стадию ее развития, тяжесть и механизмы нарушений адаптивного поведения, наличие особых образовательных проблем, ситуацию в контексте семьи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]