Ишемический инсульт возникает вследствие недостаточного поступления кислорода с кровью к участкам мозга, а геморрагический появляется от чрезмерного поступления крови в головной мозг человека. Оба этих заболевания опасны для здоровья.
После перенесенного ишемического или геморрагического инсульта одним из осложнений является нарушение двигательной активности. Это накладывает ограничения на повседневную жизнь пациента.
Перелет на самолете после инсульта следует совершать только в крайней необходимости после консультации и разрешения врача.
Специфика перелета
Когда человек перенес инсульт, его двигательная активность стремительно падает, поскольку затрагивается деятельность подкорковых центров, отвечающих в основном за координацию. В связи с этим для таких людей существуют определенные ограничения, в частности, запрещается лететь на самолете, поскольку данный воздушный транспорт может оказать довольно неоднозначное воздействие на организм человека.
Справка! Летать запрещается тем, кто совсем недавно перенес мозговой удар, и после возникли тяжелые последствия.
Важно понимать, что решение о разрешении или запрете перелетов должен принимать только врач, который хорошо знаком с особенностями протекания недуга у больного.
Что касается самого самолета, то там всегда скачет давление. Оно зависит от амплитуды воздушного судна, которое движется на той или иной высоте. Этот фактор нередко приводит к новому приступу, поскольку организм человека еще окончательно не восстановился после предыдущего случая.
Усугубление симптомов на высоте
На высоте происходит усугубление типичных симптомов гипертонии:
- Возникновение мигрени — цереброваскулярного заболевания вследствие длительного спазма сосудов головы. Опасным осложнением является мозговая форма гипертонической болезни (инсульт). Чтобы артериальная гипертензия не протекала в злокачественной форме, стоит победить мигрень на начальной стадии.
- Появление давящей загрудинной боли. Сердце работает в усиленном режиме, поэтому неприятные ощущения в груди могут оказаться стенокардией. Если имеется в анамнезе диагноз ишемии миокарда у гипертоников, им летать на самолете стоит с большой осторожностью.
- Наличие сильной одышки. Ограниченное пространство и поднятие на высоту приводит к ощущению нехватки кислорода, не исключено появление рефлекторной одышки в ответ на стресс. Чтобы не возникло настоящего удушья, у пациента дыхание должно быть глубоким и ровным, на помощь могут прийти кислородные коктейли.
- Развитие тахикардии. Напряженная работа сосудов приводит к учащенному сердцебиению, ведь они быстро перекачивают большое количество крови. Это ведет к спазму сосудов и напряжению их стенок.
Подготовка и облегчение полета
Пациенту желательно самому подготовиться к будущему перелету. Для этого выполняются следующие мероприятия:
- Укрепляются сосуды головного мозга, принимаются назначенные медиками лекарства;
- Делается диагностический скрининг, чтобы выявить возможную аневризму;
- Необходимо в обязательном порядке взять назначенные лекарственные средства, обязательно понадобятся и препараты против давления и укачивания;
- На борт берется подушка, чтобы обеспечить комфортность расположения пассажира в кресле. Как следствие, снижается нагрузка преимущественно на шейный отдел позвоночника.
Сотрудники авиаперевозчика должны предоставить официальное разрешение на предоставление кислородной подушки. Также можно принять антидепрессанты, если свое одобрение даст доктор.
Нередко людям, перенесшим недуг, нужно разжижение крови. Для этого принимаются специальные медицинские препараты.
Внимание! Необходимо отказаться от употребления напитков с высоким содержанием кофеина и спиртного, лучше отдать предпочтение обычной воде без газа, ее рекомендуется пить очень много.
Перед полетом специалисты советуют предварительно надеть компрессионное белье для удобства тела. Иногда пассажир должен прогуливаться между рядами.
Пациенту необходимо стараться относиться к собственному здоровью с большой внимательностью и беречь его. Когда человек нормально себя чувствует, врач не может запретить полеты. Важно помнить, что если однажды удалось полностью восстановиться, то вряд ли это повторится второй раз.
Какие моменты стоит учесть?
Итак, каково мнение медиков о том, можно ли летать после инсульта? Обычно лечащие врачи разрешают такие путешествия, если учтены следующие моменты:
- Сколько времени прошло. Если после операции прошло более полугода, но не меньше 2 месяцев. Большой плюс, если в течение этого периода опасные для здоровья осложнения не возникли. То есть после полного восстановления после инсульта можно летать.
- Качество реабилитации. Восстановительный период для пациента завершен успешно, применялись массаж и физические упражнения.
- На каком уровне находится артериальное давление? Оно должно быть в норме, без резкого подъема и понижения, порог в 140/90 не должен быть превышен. Важен регулярный прием назначенных лекарственных препаратов.
- Подвержен ли пациент аэрофобии? Можно ли летать после инсульта головного мозга, если есть страх перед полетом? Крайне важно, чтобы человек не страдал аэрофобией, так как она провоцирует сильное волнение и стресс.
Если соблюдаются все условия и у пациента есть уверенность в своих силах, то ему разрешают летать и предписывают определенные рекомендации.
Возможные угрозы
В ходе полета людей могут настигнуть некоторые сложности:
- Не совсем удобным, прежде всего, является положение, в котором пассажир пребывает в течение нескольких часов. Поскольку человек лишен возможности свободно двигаться, может развиться гиподинамия, а она чревата возникновением тромбов. В случае, если полет по времени занимает свыше пяти часов, у пассажира сильно немеют стопы.
- Из-за работы мощной системы кондиционирования на борту присутствует сухой воздух. Как следствие, организм теряет влагу, от обезвоживания происходит сгущение крови. Восполнить недостающие запасы влаги медики рекомендуют исключительно чистой водой.
- Расстояние между сидениями на борту является довольно маленьким. Для удобства рекомендуется взять собой свободные тапочки или удобную обувь для улучшения кровообращения в стопах.
Среди возможных угроз выделяют следующие:
- нехватка кислорода: когда человек пережил инсульт, все нейроны гибнут в очаге поражения. Сами же клетки подвержены некробиозу. Если в ходе полета пассажир будет нуждаться в дополнительном кислороде, они погибают;
- сниженное АД: длительный перелет – стресс для сосудов и нервной системы. В частности, растет нагрузка на давление. Организм то и дело пытается привыкнуть к меньшему количеству кислорода. В итоге заметно увеличивается частота биения сердца;
- гиподинамия: Недвижимое положение грозит гиподинамией, как следствие фиксируется образование тромбов. Даже одного сгустка крови в нижних конечностях хватит для того чтобы произошел рецидив;
- страх: страх или как его еще называют аэрофобия, особенно опасен для пациента, некоторое время назад перенесшего инсульт. Сам факт длительного перелета очень пугает человека, это может послужить причиной повторного наступления болезни;
- маневры и вибрация: это приводит к тому, что нарушается сердечный ритм. К тому же, если самолет оказывается в зоне турбулентности, то усиливаются боли в голове.
Справка! На большой высоте воздух обычно разрежается. Это нередко становится основной причиной гипоксии.
У пережившего инсульт больного возможно повышенное внутричерепное давление. Не исключается и появление отека в головном мозге. Соответствующие факторы являются провокаторами тошноты и рвотных позывов.
Когда активными становятся гормоны стресса, сужаются сосуды. Если их стенки поражаются холестериновыми бляшками, то существует угроза состоянию здоровья. Густая кровь приводит к свертываемости, как результат возрастает риск ишемического удара.
На фоне негативных эмоций повышается и гормон адреналин. Он заставляет сосуды сужаться, а давление – расти. Когда АД высокое, может произойти геморрагический инсульт.
Предлагаем Вам ознакомиться с интересным видео по теме:
Причины инсульта
Главной причиной появления опасной патологии становится закупорка одного из сосудов мозга сгустками крови или инородным предметом. Кровь не может пробиться через это заграждение, что приводит к острому кислородному голоданию и отмиранию части клеток. Это ишемический инсульт. При геморрагическом инсульте происходит разрыв артерии, кровь растекается по внешней ткани мозга, образуется отек, под которым погибают клетки и нервные волокна.
Разновидности инсульта
Несмотря на тот факт, что данная патология крайне опасна для здоровья человека и в половине случаев заканчивается летальным исходом, медицинская помощь может спасти пациенту жизнь. В течение 3-4 часов после инсульта пациент должен быть помещен в палату реанимации, в некоторых случаях – прооперирован нейрохирургом. Чем меньше времени затрачено на путь до больницы, тем выше шансы больного выжить и не стать инвалидом после инсульта. Однако многое зависит и от площади пораженного участка мозга: избежать серьезных осложнений не удастся, если площадь слишком велика.
Если операция проведена успешно, то пациента впереди ждет длинный и трудный период реабилитации. Как показывает практика, большинству людей, перенесших инсульт, приходится заново учиться жить: ходить, считать и писать, лечить негативные последствия инсульта. К привычной жизни пациент в среднем возвращается по истечении 2 месяцев после инсульта. Гораздо больше времени требуется, чтобы опять начать заниматься трудовой деятельностью, водить машину или совершать командировки в другие города и страны.
Инсульт и перелеты на самолете
Нередко перенесшие инсульт пациенты, у которых жизнь полностью или отчасти была связана с путешествиями, спрашивают у врачей: «Можно ли летать на самолете после инсульта?».
Разновидности аортокоронарного шунтирования
На данный момент существуют разные варианты хирургических операций:
- Открытая операция через разрез.
- Миниинвазивное вмешательство через небольшие разрезы.
- Операция TECAB с применением Робота Да Винчи.
Открытые операции (через разрез)
Такие вмешательства выполняют через большой разрез длиной около 25 см. Операция может продолжаться от 3 до 6 часов, в зависимости от количества заблокированных артерий. Открытое вмешательство выполняют одним из двух способов:
- Классический способ — с использованием аппарата искусственного кровообращения (АИК). При этом собственное сердце пациента во время шунтирования останавливают и подключают к специальному аппарату, который обеспечивает циркуляцию крови. После операции устройство отключают, и сердце пациента снова начинает работать. Применение аппаратов искусственного кровообращения грозит некоторыми осложнениями: почечной недостаточностью, проблемами со свертыванием крови, ухудшением памяти.
- Шунтирование можно провести и на работающем сердце. Такие операции более сложны, требуют от хирурга определенного опыта и мастерства. Но риск осложнений существенно ниже.
Несмотря на то, что современная хирургия ориентирована на минимально инвазивные вмешательства, при ишемической болезни сердца все же в некоторых случаях открытая операция становится единственным выходом. Например, к ней прибегают, если нарушен кровоток в одной из крупных артерий, или заблокировано несколько сосудов.
Во время открытого вмешательства пересекают кости грудной клетки, а затем, чтобы они успешно срослись, устанавливают металлические скобы.
Преимущества: при большом разрезе у хирурга есть доступ к нужному участку сердца, и он может лучше контролировать процесс.
Недостатки: риск кровотечения, инфекции раны, высокая травматичность, длительный восстановительный период.
Миниинвазивная операция
Во время такого вмешательства хирург делает небольшие (7–8 см) разрезы в межреберных промежутках и через них выполняет шунтирование. В большинстве случаев такие операции не требуют применения аппаратов искусственного кровообращения. Обычно к эндоскопическим вмешательствам прибегают, когда заблокированы коронарные артерии в передней части сердца.
Преимущества: минимальная травматизация тканей и кровопотеря, небольшие разрезы, короткий период реабилитации — пациент восстанавливается примерно в 2 раза быстрее, чем после открытых вмешательств.
Недостатки: миниинвазивные операции более сложны, требуют более высокой квалификации хирурга, их можно выполнить не всегда.
Роботическая операция TECAB
Шунтирование с применением робота Да Винчи — это хирургия «через замочную скважину». В стенке грудной клетки пациента делают проколы размерами около 1 см, через них вводят видеокамеру и специальные инструменты. Хирурги управляет «руками» робота с помощью пульта и видит происходящее на экране.
При эндоскопических операциях вместо аппарата искусственного кровообращения применяют стабилизаторы — устройства, которые позволяют остановить работу только того участка сердца, на котором проводится вмешательство.
Преимущества: этот вид шунтирования наименее травматичный, после него пациенты быстро восстанавливаются (из стационара можно выписаться уже через три дня) и возвращаются к привычной жизни.
Недостатки: далеко не во всех клиниках есть оборудование для таких вмешательств и врачи, которые умеют с ним работать. Роботизированная хирургия подходит не для всех пациентов. Один из важнейших факторов, определяющих возможность применения TECAB — расположение заблокированной артерии.
Долгое положение сидя
Пассажиры в самолете долгое время пребывают без движения. Гиподинамия может спровоцировать тромбообразование, как результат — рецидив инсульта. Эта возможность будет выше, чем дольше продолжается перелет. Обычно полеты длятся более пяти часов, поэтому часто у пассажиров отекают стопы.
Использование компрессионного белья под обычной одеждой поможет это предотвратить. Женщины могут купить специальные компрессионные колготки. Они разгонят кровь в месте ее застаивания. Иногда допустимо встать с места хотя бы раз и погулять по салону, разумеется, когда это не запрещено. Для разгона крови по телу хорошо повращать кистями рук, стопами и шеей. В общем, простая оздоровительная гимнастика поможет.