Самооценка — важнейший аспект «Я-концепции» — системы представлений о своей личности, от которого зависит степень принятия человеком самого себя. От того, насколько правильно мы оцениваем себя, принимаем ли такими, какие мы есть, в значительной степени зависит наша степень удовлетворенности жизнью в целом.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что трудно чувствовать себя и быть счастливым, если постоянно делаешь что-то с оглядкой на других, ожидая похвалы или опасаясь осуждения порой от совершенно чужих людей. Практически невозможно добиться успеха хоть в чем бы то ни было, если не веришь в свои силы и уверен, что у конкурентов все равно получится лучше, даже если на то нет вообще никаких веских оснований.
Мы поговорили с психологом, ведущей тренингов Татьяной Чурсиной об уровнях и формировании самооценки и выяснили, как добиться ее поднятия в разных возрастных группах.
Из личного архива Татьяны Чурсиной /
Самооценка и уровень притязаний личности
Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.
Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.
Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.
Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.
Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.
Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.
Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.
Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.
Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.
Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.
Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.
«Надо» и «хочу»
Большинство людей очень плохо знают свои недостатки, достоинства, чувства и то, что они хотят на самом деле. Возникает парадокс: человек знает, что ему НАДО делать (надо ходить на работу, быть вежливым, уважать родителей и т. п.), и не знает того, что ему ХОЧЕТСЯ делать. Нужно стремиться к тому, чтобы привести в соответствие своё «надо» и своё «хочу».
Чтобы этого добиться, необходимо научиться адекватно оценивать каждую ситуацию. Если вам надо идти на работу, но вы этого не хотите, постарайтесь понять все причины, которые вызывают этот конфликт. Например, вы устали, сегодня пятница, а у вас была тяжёлая неделя. Или, может быть, эта работа вам не нравится и не вызывает у вас никакого интереса. Поняв все конкретные причины, вы сможете избежать внутреннего конфликта и достичь согласия с самим собой.
На что нужно обратить внимание при анализе
Похвала и критика себя самой Обратите внимание, вы себя больше хвалите или критикуете. Обязательно надо хвалить себя, даже за незначительные заслуги. Детство: довольны или недовольны вами были родители? Наши мамы и папы могут без злого умысла сформировать в нас неуверенность своей критикой В любом случае надо проанализировать свое детство и начать работать над своей самооценкой самостоятельно. Какие качества людей в других людях вас привлекают? Пример надо всегда брать с лучших. Если вам сложно разобраться в себе, обратите внимание на то, как ведут себя уверенные в себе люди. Общайтесь с успешными и уверенными, учитесь всему, что не хватает вам для уверенности. Какая ваша реакция на обиду и оскорбления? Уверенный в себе человек не обратит внимание на оскорбления и замечания в свой адрес. Максимум он ответит той же монетой. И напротив, женщину с заниженной самооценкой даже безобидное замечание способно выбить из колеи. Как происходит процесс засыпания? Если вы засыпаете без проблем, и вас ничего не беспокоит, то здесь все понятно — с самооценкой все в порядке. Но если вы долго не можете заснуть, занимаетесь самоанализом, то ваша уверенность в себе явно хромает. Не сравнивайте себя с другими людьми. А если и сравнивать, то равняться надо на лучших. Займитесь собой. Новая прическа, стильный гардероб и подтянутое тело прибавит вам уверенности в своей привлекательности. А это уже половина успеха.
Создайте уникальность. Будьте неповторимы. Не надо никого копировать, создайте свой неповторимый мир. Излучайте позитив. Фильтруйте критику. Не принимайте близко к сердцу мнения посторонних людей. Зачастую нас просто хотят задеть и обидеть. Оставайтесь всегда уверенными в себе. Общайтесь с приятными людьми. Окружайте себя позитивными людьми, которые заряжают вас хорошими эмоциями
Мы, люди, стадные создания и нам очень важно общение. Будьте позитивны, и тогда вы будете притягивать хороших людей. Занимайтесь психотехниками (самовнушение, медитация)
Это уже не новость, что вся жизнь строится силой наших мыслей. Работайте над своим внутренним я. Пусть внутри всегда царит радость и уверенность, тогда и ваша жизнь будет идти так, как вы пожелаете. Обязательно любите и цените себя. И тогда жизнь в ответ будет преподносить вам подарки, а рядом с вами будут самые достойные мужчины и хорошие друзья.
Самооценка молодой мамы
Какие качества у человека приводят к успеху в обществе
Если обманывает ребенок, что делать родителям
Причины формирования низкой самооценки: почему она падает
Причин заниженной самооценки может быть множество. В первую очередь, дело в глубинных негативных убеждениях о себе, которые трудно найти и вытащить, проработать и превратить в положительные. Деструктивные установки и представления о себе появляются еще в детском возрасте и накапливаются на протяжении всей жизни.
Первая категория убеждений связана с беспомощностью («я слабый»), вторая – с дефектностью («я какой-то не такой»), третья – с отсутствием любви («меня никто не любит»). И все они могут формироваться под воздействием самых разных причин и событий, связанным как со внутренним миром, так и со внешними обстоятельствами.
Наиболее распространенные причины формирования низкой самооценки:
1. Проблемы родом из детства
– пренебрежение или излишняя опека, неблагоприятный психологический климат в семье, чрезмерная критика, очень высокая планка и т.д. В семье ребенок должен получать достаточно защиты, поддержки, заботы – базовая потребность в принятии и любви должна удовлетворяться полностью. Если же нет, то ему трудно самостоятельно справляться со всеми вызовами мира, взрослеть и формироваться, развивая здоровую самооценку.
Из-за отсутствия внимания и вовлеченности со стороны родителей также могут быть созданы благоприятные условия для появления у ребенка чувства неважности, бесполезности, ненужности, что ведет к низкой самооценке. С другой же стороны, и гиперопека, заверение ребенка в его исключительности могут сыграть злую шутку – оказавшись во враждебном чужом мире, где никто не восхищается и не поклоняется, ребенок может пережить травму и перестать верить в себя.
Основные причины формирования низкой самооценки в детском возрасте: эмоциональная холодность в семье, нехватка времени у родителей на полноценное общение, сравнивание ребенка с другими, формирование «недосягаемого эталона», насмешки над тем, что исправить нельзя (физические недостатки, психоэмоциональные особенности), скандалы, развод.
2. Конфликты, буллинг
– в любом возрасте, которые проявляются по-разному: от травли в школе до сложных взаимоотношений с близкими, коллегами. Если постоянно твердить человеку, что он недостоин, и ставить в ситуации, где он будет испытывать страх, беспомощность, бессилие, злость, страдает его самооценка. Многие жертвы буллинга, даже став взрослыми успешными людьми, в глубине души все равно обладают низкой самооценкой (но могут хорошо скрывать свои чувства).
3. Психологическая травма
– эмоциональное, физическое, сексуальное злоупотребление вызывают ощущение чувства бессилия, потери контроля и доверия к миру, а также, как следствие, понижение самооценки. Но в качестве травмы могут выступить любые события – даже неудача на экзамене для ребенка, что рос в любви и излишне «тепличных условиях», может стать серьезным испытанием.
4. Средства массовой информации
– сегодня мир выдвигает достаточно серьезные требования, а соцсети пропагандируют «успешный успех», недостижимые и нереалистичные стандарты (худобы, красоты, профессиональных навыков, эффективности, идеальности и т.д.). И часто, насмотревшись на все это, люди теряют веру в себя, живут с заниженной самооценкой.
5. Биологические предпосылки
– все люди разные: одних не прошибить ничем, а другие помнят обидный комментарий прохожего годами. Как раз люди чувствительные, с тонкой душевной организацией, чаще страдают от низкой самооценки, воспринимая любую мелочь как личную обиду и с трудом справляясь с неурядицами.
6. Особенности мышления
– люди с низкой самооценкой склонны критиковать себя и обесценивать свои достижения. Поэтому даже если в жизни происходит что-то, доказывающее их компетентность или успех, не замечают этого. Но зато каждую неурядицу или грубость воспринимают как очередное подтверждение собственных негативных установок.
7. Социальная изоляция
– часто по определенным причинам (большие объемы работы у фрилансеров, личные трагедии, потеря близких и т.д.) люди добровольно «закрываются дома»: перестают общаться с друзьями и знакомыми, замыкаются в себе, большую часть времени проводят в жилье, выходят на прогулки лишь в одиночестве, перестают посещать мероприятия и т.д.
Выбраться потом из такого образа жизни трудно и часто первые шаги «выхода в мир» сопровождаются понижением самооценки. К примеру, женщины, долго сидящие в декрете без возможности вести активную жизнь, потом неуверенно чувствуют себя в обществе, на работе. Что уж говорить о тех, кого заставили закрыться дома серьезные потрясения?
Перечень факторов второго порядка
Обозначения | Название | Факторы первого порядка, входящие в сформированный фактор |
QI | Экстраверсия – интроверсия | А+, F+, Н+, Q24 (Е+) |
QII | Тревожность — приспособленность | С-, Н-, L+, O+, Q3-, Q4+ |
QIII | Кортертия – пантемия («живость коры головного мозга») Реализм — чувствительность | А-, I-, М-, (Е+, L+) |
QIV | Независимость — покорность | Е+, L+, M-, Q,+, Q2+, H+ |
QV | Собранность — естественность | N+, (A+, M-, O-) |
QVI | Субъективизм — реализм | I+, M+, L- |
QVII | Уровень интеллекта | B+ |
QVIII | Высокое «супер-эго» — низкое «супер-эго» | C+, Q3+, G+ |
Содержательные характеристики факторов второго порядка предполагают анализ факторов первого порядка. Уровень же факторов определяет место, которое отводится фактору в структурно-иерархической модели личности. Нахождение факторов второго порядка возможно при факторизации корреляций между факторами первого порядка. Этот процесс теоретически может повторяться до тех пор, пока не останется один или несколько факторов, не связанных между собой.
Отношение к многоуровневым моделям личности достаточно противоречиво. Так, Дж. Гилфорд отрицательно относился к факторам более высокого порядка, так как надежность корреляций между первичными факторами во многом зависит от условий экспериментов, особенностей исследуемых групп, культурных традиций и других побочных явлений.
Г. Айзенк, напротив, считает ненадежными именно первичные факторы, так как их содержание сильно зависит от специфики сбора информации, используемых тестов и методов факторного анализа.
Позицию Кеттелла можно рассматривать как компромиссную. Он настаивает на полезности многоуровневых моделей личности, особенно при решении практических прикладных задач. В этих случаях значения факторов более высоких порядков должны быть конкретизированы указанием на первичные факторы, из которых они формируются. Например, интроверсия будет иметь качественно другое значение в зависимости от того, какой из факторов первого порядка будет более выраженным. Человек, у которого фактор А более выражен, чем фактор Н или F, будет охарактеризован как более сдержанный, робкий в социальных контактах, как застенчивый в незнакомых для него группах людей, но общительный в непосредственных межличностных контактах. Поэтому, если мы не хотим терять прогностической силы тестов, следует пользоваться факторами разных уровней.
Выявленные вторичные факторы «экстраверсия — интроверсия» и «тревожность» уже фигурировали в качестве первичных факторов в объективных тестах, они играют важную роль в системе Айзенка. И если среди первичных факторов, имеющих слишком специфическое содержание, обнаруживаются те, которым нет соответствия в факторах, выделенных из Q-данных, то с помощью факторов второго порядка можно приблизиться к более фундаментальным факторам. На основе системы Кеттелла определяются главные линии, указывающие на происхождение факторов:
а) факторы конституционные (согласно Айзенку и Кеттеллу, они чаще всего служат характеристиками темперамента во всех его динамических проявлениях);
б) факторы, определяемые окружающей средой;
в) структурные факторы (совокупность рассмотренных Гилфордом, Айзенком и Кеттеллом факторов), по степени их гене-рализованности составляют иерархическую организацию личности.
Кеттелл, благодаря статистической обработке факторов второго порядка, получил и факторы третьего порядка. Однако на сегодняшний день существует только два исследования факторов третьего порядка и было получено девять факторов, восемь из которых точно соответствуют факторам второго порядка, приведенным в табл. 2. Девятый фактор выделен, но не интерпретирован. Поэтому факторы третьего порядка мы не рассматриваем.
Ниже приведены содержательные характеристики, составленные Р. Кеттеллом, основным факторам второго порядка.
Через познание себя к адекватной самооценке
View Comments
Введение
Возможно, вам знакомо чувство страха: «Я никому не нужна? Я с этим не справлюсь. Что обо мне подумают другие?», или же наоборот близко другое: «Я лучше всех! Мне нет равных в этом деле!». А возможно вас вообще это не беспокоит, тогда вы можете не тратить время на чтение этой статьи. Но, так или иначе, явно или неявно, практически у всех людей появляются признаки неадекватной самооценки.
Это статья для тех, кто хочет вырваться из-под гнета страданий от творческой нереализованности, самоедства, кто готов прислушаться к мнению окружающих его людей и попросить о помощи. А также для всех тех, кто хочет гармонично взаимодействовать с окружающим миром, быть уверенным в собственных силах, ставить перед собой реальные цели и быть гибким в их достижении.
Это статья о том, как Знание и Любовь помогают выравнивать самооценку.
Самооценка
Что такое самооценка? Приведу наиболее интересное, на мой взгляд, определение из всех встретившихся мне при подборе информации по данной теме. «Самооценка — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим». [1] То есть самооценка – это субъективное восприятие личностью самой себя посредством локального сравнения своих качеств или черт характера, интересов, достижений или неудач в общении с другими людьми. Безусловно, знание себя, своих физических и психических сил, а также системы личностных ценностей, дает возможность человеку контролировать и регулировать свои действия. Но когда все эти наши собственные знания и умения поддаются сравнению с наработками (опытом) других людей, бессознательно возникает конфликт собственных интересов. К примеру, понаблюдали за человеком, зафиксировали понравившийся нам жест, манеру поведения, реакцию или стиль общения – и далее: «Я не такой/такая… умная/красивая/общительная/интересная в общении». Или же произошла обратная реакция — «хм…Какой же глупый, элементарного не понимает!». А ведь это всего лишь мгновение в бесконечном течении времени, а мы уже произвели сравнение себя…. Познание себя по типу «я и другой человек» зачастую закрепляется у человека на всю жизнь и носит мощную эмоциональную окраску, формируя зависимость от мнения других людей. Этот тип познания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций. Очень важно в развитии познания себя и самооценивания перейти на более высокий уровень сравнения — себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был “вчера” и какой он “сегодня”: совершил смелый, решительный поступок, или, наоборот, струсил. Или — что будет более эффективно для саморазвития — по принципу: какой он “сегодня” и каким он может и хочет быть “завтра”, в своих наиболее совершенных представлениях. А вот здесь очень необходимо развитие и совершенствование внутренних приемов самонаблюдения, самоанализа и самовоспитания. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я». Сравнение по типу «я и я» дает наиболее объективную характеристику нашему поведению, оценке полученных знаний, имеющимся желаниям и устремлениям, а также всем тем прилагаемым усилиям в достижении поставленных целей. Это как голос совести. Но и тут есть небольшие нюансы. Для того чтобы не заиграться в игру с самим собой: «К чему менять что-то в себе, когда ты и так вполне замечательный!» или «У меня все равно ничего не выйдет» — предлагаю двигаться дальше по страницам моих рассуждений.
Виды самооценки
Обращаю ваше внимание, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или общественные стандарты, всегда носит субъективный характер. В психологии существуют разные классификации видов самооценки, но нам для цели данной статьи будет достаточно общепринятых. Итак, самооценка может быть: — заниженной (недооценка себя и своих возможностей); — завышенной (переоценка себя); — адекватной (нормальной), более или менее соответствующей реальному поведению.
Далее предлагаю собственные наблюдения и зарисовки поведенческих черт личности с яркими признаками заниженной самооценки и личности с признаками завышенной самооценки (высокомерие).
Заниженная самооценка
Подбирая материал для этого раздела, я руководствовалась характеристиками собственного проявления заниженной самооценки. Перебирая в памяти разные события и ситуации, переживая их снова и снова, но уже с точки зрения наблюдателя, у меня получился следующий список. Надеюсь, изучив его, вы сможете посмотреть со стороны на похожие проявления в вашей жизни, на те ситуации, которые могли вызывать и в вас чувство неуверенности в собственных силах. Ведь осознание – это первый шаг к поиску решений и недопущении подобных реакций в дальнейшем. Вот наиболее яркие черты заниженной самооценки (чувства собственной неполноценности), проявления которой иногда могут характеризоваться диаметрально противоположным поведением.
Отсутствие веры в себя
1.1. Внешний вид и манера одеваться может быть выражена в двух противоположных вариантах: — Вызывающий, эксцентричный, чрезмерно открытый и/или яркий стиль. Все «недостатки» (неуверенность в себе, следы печали, расстройства, неудовлетворенности) максимально маскируются, так как никто не должен видеть проявление слабости/никчёмности, кроме самых близких людей. Неприятие самого себя заставляет использовать маски, которые с одной стороны помогают выглядеть более уверенным в себе, а с другой – создают дополнительное напряжение. — Закрытый, неброский, чрезмерно скромный, иногда доходящий до безразличия к собственному внешнему виду. Предпочтение отдается свободной закрытой одежде. Свойственна печальная/серьёзная мимика, сутулость, скованность/резковатость движений — явное стремление спрятать свое тело, оттолкнуть от него противоположный пол. 1.2. Сложности с приятием комплиментов, знаков внимания Любое проявление внимания вызывает состояние дискомфорта – ощущение того, что не за что хвалить. Отказ от признания и нивелирование качеств, привлекших внимание. Возникает подозрение, что проявление знаков внимания было не искренним, и что это всего лишь попытка поддержать/подшутить. 1.3. Сложности в построении близких отношений, не важно, идет ли речь о дружбе или о создании семьи. Неуверенность и нелюбовь к себе переносятся на отношения с окружающими людьми, что выражается в подозрительности и поиске проявлений нелюбви, неприятия, непонимания. В случае нахождения или их надумывания, порождаются болезненные переживания, обиды, претензии и истерики. 1.4. Дистанцирование от других, застенчивость порождается страхом помешать/отвлечь кого-то от важного дела, обременить, быть лишним, или быть не понятым, отвергнутым и обманутым. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость, закрытость. Своими успехами и неудачами такой человек делится только с самыми близкими. 1.5. Слабая инициативность/нерешительность проявляется в избегании ответственности, либо в разделении её с другими людьми из-за страха не выполнить задание, показаться глупым, слабым. Проще принимать участие в видах деятельности, где не нужно проявлять какого-то творчества и инновационных решений, а необходимо лишь терпеливо работать «по-старинке».
Отсутствие веры в будущее
2.1. Заниженные требования к себе Цели носят приземленный характер или отсутствуют вовсе. Человек довольствуется тем, что есть, не веря в то, что может достичь чего-то большего. 2.2. Не умение фиксировать позитивные свершения, выборы и результаты Жизненные свершения не замечаются и не приносят уверенности в себе и в будущем. Как следствие отсутствует возможность адекватно оценить свои сильные стороны, выделить сферы творчества, к которым есть интерес и добиться высоких результатов. Такой человек часто вспоминает жизненные неудачи, обиды, ошибки и упущенные шансы. Нередко возникает чувство жалости к себе из-за неспособности самостоятельно строить собственную жизнь и кажется, что лучшее уже позади.
Зависимость от мнения/отношения других
3.1. Ввиду неумения адекватно самостоятельно оценить собственные достижения, проявляется зависимость от внешних подтверждений результатов деятельности. Например, повышение в должности, в зарплате, положительное мнение родственников/значимых людей и тому подобное. Та же зависимость проявляется в виде потребности в проявлении внимания со стороны партнёра и друзей (напоминания о любви, нужности и важности, преданности и тому подобное). 3.2. Мнения других людей принимаются слишком близко к сердцу. Стремление исправиться, лишь бы угодить другому, так как мнение других часто является определяющим фактором для определенных психических состояний. Невозможность угодить всем порождает расстройство. 3.3. Любое замечание вызывает множество сомнений в правильности выбора, решения или поступка. Далее следует «опускание рук» и нежелание проявлять инициативу. 3.4. Критика вызывает болезненные переживания, чувство неполноценности, никчёмности, самоедства, расстройства, депрессию. 3.5. Отказ от каких-то привилегий или поощрений связан со страхом, что будут завидовать или сложится мнение, что это неоправданно и незаслуженно. 3.6. Неумение говорить «нет»/отказывать Невозможность сказать «нет», особенно когда кто-то проявляет внимание, тратит собственное время и силы (например, покупка всего того, что предлагает продавщица в магазине) или отказаться выполнить чью-либо просьбу — ещё одно следствие зависимости от мнения других людей. Оно также может быть выражено в излишнем внимании к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника, поддержанию безынтересной темы. Стремление всем угождать, выполнять все просьбы и оказывать всяческую поддержку также может быть связано с желанием всем понравиться. 3.7. Постановка завышенных целей, на реализацию которых потребуется гораздо больше ресурсов, чем запланировано, вызвано желанием получить признание окружающих. 3.8. Страх сделать что-то неординарное, быть в чём-то особенным из-за возможного неприятия или осуждения окружающими.
Чрезмерная самокритика/самоедство/чувство вины
4.1. Постоянное сомнение в совершённых действиях, которые оцениваются как глупые, неуклюжие, неправильные, далёкие от идеала. Идёт не конструктивный анализ (не поиск правильных решений), а эмоциональное самоедство. 4.2. Придание большой важности какому-либо своему поражению, неудаче приводит к долгим переживаниям и укорам себя за неверные выборы и поступки. Иначе говоря, раздувание «из мухи слона». 4.3. Чувство вины и самоедство проявляется из-за несоответствия чьим-то ожиданиям (особенно близким и значимым для меня людям): «Не такая умная (успешная, красивая, хорошая и др.)». Ощущение чувства вины может быть вызвано надуманными причинами, если с человеком: не поздоровались, не так посмотрели, не улыбнулись, не перезвонили, грубо ответили и пр. Идёт самоедство и мысли типа: «Что я могла сделать не так, что они так ко мне относятся? Ведь так сложно заслужить их внимание! Что со мной не так, что я сделала неправильно?». Давайте попробуем нарисовать психологический портрет человека с заниженной самооценкой. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость. Одержим желанием всем понравиться, угодить, оказать поддержку. Излишне внимателен к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника. Зависим от мнения и отношения других людей, а также от внешних подтверждений результатов своей деятельности. Склонен к самоедству и повсеместному (тотальному) чувству вины. Обидчив, завистлив, ревнив. Часто свойственно чувство усталости и депрессии.
Завышенная самооценка или высокомерие
Далее я привожу наблюдения человека с завышенной самооценкой за собой. Возможно, вы удивитесь, что человек с высокомерием наблюдает за собственными реакциями, оценивает их, а также прикладывает усилия для их нивелирования. Но чуть позже вы узнаете про многоуровневость самосознания, и всё встанет на свои места. Итак, вот наблюдения. Они сгруппированы в небольшие тематические блоки: 1. Считает себя самым умным, что может характеризоваться следующими проявлениями: — Желание спорить, когда кто-то высказывает своё мнение уверенно, даже если ещё не включился в смысл обсуждаемого. Ощущается как некое возмущение внутри, сразу категорично сказать: «Нет, это не так!» — В высказываниях присутствует надменность, с внутренним вопросом «Да что тут непонятного?!» Если человек не воспринял высказанную информацию, желание повторять её множество раз. — Нежелание вслушиваться в рассуждения людей из-за ощущения собственного всезнания и всепонимания. — Когда кто-то говорит «глупость» возникает желание обратить на это внимание всех, высмеять или реализовать своё превосходство, быстро высказав что-то более «правильное». — Непонимание чего-то или незнание, признаваемые другими людьми, вызывает раздражение (внутренний голос: «я же это знаю и понимаю и как это можно не понимать») и желание скорее высмеять или как-то выказать, что это не нормально, вместо того, чтобы искренне помочь человеку своими объяснениями. — Сложность слушать и впитывать информацию собеседника опять же из-за самомнения и желания самому реализовываться в демонстрации своих знаний, пониманий, способностей. — Субъективно воспринимаемая нелогичность мышления или «недогадки», отсутствие логических выводов вызывают раздражение. Внутренний голос: «Как можно не понять/догадаться?», «Как можно так думать?». 2. Считает себя лучше других: — Проявления заниженной самооценки или высокомерия другими людьми вызывает раздражение и осуждение, желание указать на это третьим лицам и обсудить-осудить с ними. — Поиск, подмечание и раздражение на несовершенства других людей. Представление последствий и конфликтных ситуаций, которые могут сложиться из-за таких проявлений. Фантазии на тему, как и что вразумляющее, обычно в назидательно-разоблачающем стиле, можно было бы сказать другим людям об их несовершенствах. — Активность, инициативность других людей, привлечение к себе внимания вызывает раздражение и зависть. — Если человек в чем-то превосходит личность с завышенной самооценкой, то сначала идет автоматическое нивелирование этого превосходства, придание им несущественности, незначительности, а также одновременный поиск собственного превосходства в чем-то другом. Поиск собственного превосходства ведется в том же направлении что и превосходства оппонента. Например, «Ничего, что я меньше отжимаюсь, зато я быстрее бегаю». Для возможностей сравнения происходит автоматическое обращение внимания и подсчёт результатов деятельности других людей. 3. Болезненно воспринимает критику: — Если оказывается не прав, то испытывает состояния смятения и стыда, кровь приливает к лицу и возникает желание “провалиться на этом месте”, то есть исчезнуть. Далее эти состояния сменяются самообвинением в торопливости в высказываниях и желанием оправдаться или обмануть, что не это имел в виду. — На замечания, вне зависимости от справедливости, идёт раздражение, желание указать источнику на его недостатки или на то, что он пытается ограничить свободу и потребности. Или ответить чем-то вроде «На себя посмотри!», или уличить его в других «грехах». Это может сохраняться долгое время и выжидать удобного случая для реализации. Особенно болезненно воспринимаются многократные замечания на похожие «проколы», которые чаще бывают между супругами или родителями и детьми. 4. Другие: — В любых возникающих проблемах или трудностях винит окружающих, но не себя. — Посторонняя помощь для него – табу, ведь чтобы ее принять, ему следует признать собственное несовершенство (отсюда и сложность работы в команде). — Неприятие похвалы за исключительные действия — «я всегда такой, что тут такого!» — Раздражается, когда задают вопрос, на который он не знает ответа совсем или не может ответить так красиво и полноценно, как хотелось бы. Далее, возможно, он попытается ответить общими фразами или выдать свои предположения и фантазии за реальные, достоверные знания. — Избегает любыми способами прямых соревновательных моментов, где явно возможны проигрыши. Попробуем нарисовать психологический портрет личности с завышенной самооценкой. Проявляет надменность и пафосность. Вспыльчив, часто пребывает в состоянии раздражения и недовольства другими людьми и обстоятельствами. Склонен к сарказму, насмешкам над другими людьми и сплетничеству. Эгоцентричен, считает, что всё должно крутиться вокруг него. Ревнив. Основная разность в поведении высокомерных людей в том, что каждый из них считает ниже своего достоинства. Например, оправдываться.
Особенности проявления неадекватной самооценки в поведении
На первый взгляд два совершенно разных психологических образования: завышенная и заниженная самооценка. Но это только на первый взгляд. Уверена, вы обратили внимание на некоторое сходство между ними. Итак, человек с завышенной или заниженной самооценкой:
— испытывают внутренний конфликт и психологическое напряжение;
— пребывают в иллюзии относительно своих возможностей;
— невысокая потребность в саморазвитии (причины: отсутствие стимула/отсутствие веры);
— при условии гипертрофированности проявления признаков высокомерия и неуверенности в себе — небольшой круг общения (причины: сконцентрированы на себе/ замкнуты)
В основной своей массе мы умудряемся совмещать в себе оба противоположных полюса самооценки. Так, например, если у человека на работе или в общении с внешним миром самооценка занижена, он пытается компенсировать её дома, становясь эдаким «домашним тираном»[1]. И наоборот, если дома он ощущает признаки заниженной самооценки, то компенсирует её во внешнем мире, поэтому для окружающих может выглядеть гордецом.
То, что часто принимают за низкую самооценку и называют «синдром заниженной самооценки» или «комплексом жертвы», на самом деле может быть, напротив, завышенной самооценкой: завышенная самооценка плюс склонность к позиции жертвы создает иллюзию низкой самооценки.
Неуверенность в одной сфере творчества часто компенсируется высокомерным поведением в другой сфере. Например, женщина на работе «с виду серая мышка», а вот на кухне великолепный кулинар – прекрасно печёт булочки с корицей. У неё это получается просто волшебно. Вполне может оказаться, что её заниженная самооценка компенсируется критичной оценке других людей в части кулинарии.
Ситуативно завышенная самооценка может быть спровоцирована нежеланием «ударить в грязь лицом», когда от внутренней неуверенности человеку кажется, что не знать или не уметь чего-то – это преступление. И вместо того, чтобы учиться, он сообщает о том, что все уже умеет. В отличие от обмана, данное поведение будет бессознательным, и человек сам будет верить, что способен на всё.
Таким образом, неадекватная самооценка и в одном и в другом своём варианте порождает:
— разделённость с окружающими
— закрытость
— ложь
— безынициативность
— безответность
— эгоцентризм (зацикленность на себе).
О причинах неадекватной самооценки
С точки зрения психологии причины неадекватной самооценки заключаются в ограниченности восприятия не только самого себя, но и окружающего мира. Чрезмерная уверенность или неуверенность в собственных силах не позволяет человеку полноценно осуществлять свои действия и достигать целей. Люди, которые имеют завышенные требования к жизни, переоценив свои возможности и способности, часто терпят неудачи, взявшись за достижение непосильных для них целей. Заниженная самооценка искажает представление о своей личности, об окружающих людях. Такие люди ставят перед собой маленькие цели и не достигают в жизни ничего существенного, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют свои личностные особенности (самоактуализация). И в том и в другом случае неадекватная самооценка препятствует личностному росту, ведь не зная себя, не знаешь с чем работать. Оценив уровень своих притязаний (желаний), не менее важно реально оценить свои возможности и способности. Их уровень зависит от нашего жизненного опыта: взлётов и падений на жизненном пути. С точки зрения ииссиидиологии[2] причины неадекватной самооценки заложены в особенностях конфигурации самосознания человека, а также связаны с активностью низкочастотных уровней. Согласно ииссиидиологии, конфигурация самосознания человека представляет собой набор всех активных уровней (представлений), и на данном этапе развития людей состоит из бессознательных, личностных, высших личностных, подсознательных и уровней надсознания. То есть наше самосознание является многоуровневой структурой. И каждому уровню самосознания соответствует определённый «набор» так называемых конгломератов -составных частей нашей личности, представляющих собой очень узкий (фрагментированный) диапазон данного уровня самосознания. В психологии это частично описывается аналогичным понятием субличности. Низкочастотные (бессознательные и низшие уровни личностного самосознания) уровни самосознания характеризуются в виде инстинктивных, эгоистичных и животных проявлений. Эта часть нашего самосознания характеризуется очень узкими взглядами и фрагментированными представлениями и наше отождествление с этими уровнями препятствует конструктивному подходу к жизненным ситуациям и обстоятельствам, а также эффективному жизненному творчеству. Конкретика информации, которой структурирована бессознательная часть нашего самосознания, определяет склонность к тому или иному виду неадекватной самооценки. На физиологии это выражается через особенности гормонального фона человека. Так, например, при склонности человека к заниженной самооценке наблюдается недостаток выработки норадреналина и серотонина. Сложно определить бессознательный источник неадекватной самооценки, так как реализация низкочастотных уровней примешивается к реализации среднечастотных, которые связаны с нашей социальной активностью (работа, учеба и т.д.), таким образом формируя нашу модель поведения. Несмотря на активность всей многоуровневой структуры нашего самосознания, мы потенциально (при определённых навыках) способны выбирать, с какими уровнями нам отождествляться. Большинство тренингов и психологические практики направлены на приобретение навыков отождествления с теми или иными конгломератами[3]. В каждый момент времени через наше самосознание проявляются далеко не все конгломераты сразу, а лишь наиболее активные из них в конкретный момент. Вся наша жизнь и всё наше будущее связано с тем, с какими уровнями самосознания мы в большей степени отождествляемся. Отождествляясь с низшими уровнями самосознания (к сфере творчества которых относятся крайние проявления неадекватной самооценки), в силу ограниченности их представлений, человек не способен конструктивно мыслить, находиться в позитивных состояниях, принимать дальновидные решения и выстраивать дружелюбные и открытые отношения с другими людьми. Всё это, естественно, далеко не самым позитивным образом отражается на всех обстоятельствах жизни.
Трансформация неадекватной самооценки
Крайние проявления неадекватной самооценки чаще свойственны подросткам. По мере накопления жизненного опыта самооценка в большей или меньшей степени выравнивается. Оставшиеся её черты также могут быть трансформированы либо посредством приобретения дополнительного жизненного опыта, либо через психологические практики и осознанную работу с ними. Описание психологических практик по выравниванию самооценки вы сможете без труда найти на просторах интернета. Мне же ближе принципы интеллектуально-альтруистичного развития, основанные на ииссиидиологических представлениях, поэтому я и поделюсь тем, как жизнь согласно этим принципам выравнивает самооценку. Итак, как видно из названия самих принципов, основной ценностью этого направления развития является культивирование интеллекта и альтруизма, взаимосвязанных между собой. Помимо этого, важными вспомогательными качествами являются открытость, честность, инициативность и ответственность. Если помните, качества, порождаемые неадекватной самооценкой (разделённость, закрытость, ложь, безынициативность, безответственность, эгоцентризм), прямо противоположны этим. На развитие вышеназванных позитивных качеств направлены принципы взаимоотношений и методики саморазвития, разрабатываемые и применяемые на МИЦИАР (Международный информационный центр интеллектуально-альтруистичного развития)[4], где я живу уже более трёх лет и на собственном опыте чувствую их эффективность для выравнивания самооценки (и саморазвития в целом). Весь интеллектуально-альтруистичный подход к саморазвитию можно разделить на две части: наработка высокочастотных (уровни высшего личностного самосознания и подсознания) и трансформация низкочастотных уровней. Столпами активизации высокочастотных уровней являются изучение ииссиидиологии и пение Айфааровских песен[5]. Изучение ииссиидиологии помогает обрести знание, глубокие представления и убеждения, понимание того, что всё вокруг зависит только от нас: все обстоятельства жизни объективны, потому что полностью соответствуют конфигурации нашего самосознания. Это означает, что нет в жизни несправедливостей, а только мы сами ответственны за всё, что с нами происходит. Пение песен, в свою очередь, позволяет раскрыть в себе высокочувственный потенциал и высоконравственные образы, прикоснуться к состояниям безусловной любви и приятия, толерантности и альтруистичного служения всему лучшему, что есть в людях и человеческом обществе. Конгломераты высокочастотных уровней уже обладают ответственностью за все окружающие их обстоятельства и инициативностью по изменению себя и этих обстоятельств к лучшему. Поэтому, чем больше эти уровни проявляются через наше самосознание, тем, соответственно, мы чаще бываем ответственны и инициативны. Они, в свою очередь, направляют нас на действия в различных областях, постоянно сталкивая с теми или иными задачами. Таким образом, у человека с высокомерием приходит понимание того, что он не настолько всезнающий и всемогущий – самооценка начинает выравниваться, а у человека с заниженной самооценкой – повышаться, потому что оказывается, он может гораздо больше, чем ему казалось. Инициативность и ответственность порождают жизненный опыт. А жизненный опыт – выравнивает самооценку. По мере повышения нашей жизненной активности на высокочастотных уровнях появляются и новые соответствующие им цели и вырисовывается качественный образ того себя, кем хочется быть. Это позволяет уйти от оценки себя по принципу “я и другие” и перейти к оценке “я и мой качественный образ”. То есть постепенно все свои выборы и действия мы начинаем оценивать с той позиции, соответствуют ли они поведению нашего качественного образа и продвигают ли нас к целям, что также повышает уровень ответственности и инициативности. Активизация высокочастотных уровней автоматически запускает процессы по “подтягиванию” низкочастотных уровней, в работе с которыми, прежде всего, важна осознанность (состояние Наблюдателя). Это состояние позволяет идентифицировать, какие уровни самосознания в данный момент проявляются, провести анализ и, если необходимо, коррекцию. Если вы в себе обнаружили завышенную или заниженную самооценку, постарайтесь выписывать проявления неадекватной самооценки в конкретных ситуациях. Посвятите этому, например, месяц. Обращайте пристальное внимание на то, как она у вас проявляется, анализируйте и решайте, как бы вы хотели поступить (представьте, что есть второй шанс проиграть ситуацию заново). Новые представления о себе складывайте в копилку вашего качественного образа. Это позволит вам нарабатывать и проявлять состояние Наблюдателя. Когда мы научились идентифицировать и фиксировать проявления своих низкочастотных уровней и, в частности, неадекватной самооценки, можем перейти к следующему методу работы с ними. Все непозитивные уровни “боятся” огласки. Поэтому в интеллектуально-альтруистичном направлении развития культивируются принципы открытости и честности, которые через признание и озвучивание этих реакций позволяют эффективно их трансформировать. Для этого, в частности, используется методика “Разотождествления и отождествления”, смысл которой заключается в том, чтобы с позиции Наблюдателя рассказать о своих непозитивных проявлениях, выразить своё нежелание более быть ими, то есть разотождествиться, и отождествиться с проявлениями своего качественного образа. Подобную методику стоит делать в кругу людей, также как и вы, стремящихся к саморазвитию и самопознанию, то есть способных вас понять. В работе с непозитивными уровнями также помогают мотивации, то есть умение объяснить самому себе, например, невыгодность отождествления с этими уровнями. Как универсальная мотивация для выравнивания самооценки может быть представление о том, что каждый человек уникален — у каждого есть свои слабые и сильные стороны. Поэтому ни один человек не хуже и не лучше другого. Для формирования действенных индивидуальных мотиваций необходима самостоятельная работа. Для человека с заниженной самооценкой необходимо фиксировать свои достижения (например, «Тетрадь успехов», «Книга счастья») и те моменты, когда заниженная самооценка не позволила добиться своих целей. Человеку же с завышенной самооценкой необходимо, в первую очередь, обратить внимание на те ситуации, когда позиция других людей была более качественной, а его высокомерие не позволило добиться его целей. И я всегда помню, что любые проявления в самосознании — это лишь этапы развития. Всё является необходимым опытом, и любые низкочастотные проявления при их трансформации становятся составляющей частью более качественных уровней. Можно сказать, что если к высокомерию добавить Любовь, то мы получим честь. А если к заниженной самооценке прибавить Знание, то получится инициативность.
Заключение
Отсутствие веры в себя — ступор, если не деградация. Стремиться быть лучше других – это эволюционный рост, саморазвитие. Эффективнее стремиться превзойти себя. Думать, что ты уже лучше всех — это тупик. Стремление к адекватной самооценке позволяет повысить эффективность всех сторон жизненного творчества. Её наличие является критерием высокоразвитого человека, которому не нужно что-то доказывать, как-то себя выпячивать или наоборот прятаться от жизни. Такой человек коммуникабелен, дружелюбен, открыт людям, целеустремлён и конструктивен. Нет ничего такого, чего бы мы не могли добиться в жизни, и проявлений, с которыми мы бы не смогли справиться! Самое главное — сделать первый шаг и если вы прочитали эту статью до конца, то первый шаг к адекватной самооценке вы уже сделали!
[1]Более подробно о механизмах психологической защиты читайте статью под названием «Психологическая защита личности. Защищаться или меняться?!» (https://www.iissiidi.org/#!psihologicheskaya-zaschita-1/c16c4) [2] Ииссиидиология — это новейшие космологические представления о вселенной и человеке. Подробнее см. ссылки: https://ayfaar.org/iissiidiology/anonsy-knig/item/516-vstupitelnoe-slovo-k-pervomu-tomu-iissiidiologii-ot-avtora, https://ayfaar.org/publikatsii/item/507-ob-iissiidiologii, https://ru.science.wikia.com/wiki/Ииссиидиология [3]Конгломерат — это составная часть нашей личности, объединяющая узкий диапазон уровней самосознания. В психологии это частично описывается аналогичным понятием субличности. [4] Подробнее о МИЦИАР см. сайты https://ayfaar.org/miciar, https://iiaidc.org/ru/obidei/o-novom-obshchestve
[5] Подробнее об Айфааровских песнях см.сайт https://www.ayfaarpesni.org/about-songs/?id=3, https://www.ayfaarpesni.org/about-songs/
Автор Иллиглларасс
back to top
Как самооценка влияет на нас
Что же такое самооценка? Это мнение человека о самом себе, оценка своих собственных качеств (достоинств, умений), определенная степень самоуважения и самопринятия, чувство личной ценности и компетентности (или, наоборот, ощущение никчемности и неумелости).
Выделяют заниженную, завышенную и адекватную самооценку. И какая бы она ни была, это достаточно устойчивое психическое образование, которое не меняется так легко, как, возможно, иногда бы хотелось.
Американский философ и психолог Уильям Джеймс, один из основателей прагматизма, придумал следующую формулу:
Самооценка = успех ÷ уровень притязаний.
Под последним понимается степень трудности задач, которые человек считает приемлемым перед собой ставить. Чем сложнее задачи, тем выше уровень притязания. Соответственно, для укрепления и роста самооценки необходимо, чтобы всем этим задачам-притязаниям сопутствовал успех, т.е. задуманное — выполнялось, намеченное — реализовывалось, запущенные процессы приносили результат.
И тут мы подходим, пожалуй, к самому важному качеству самооценки — ее адекватности. Если человек оценивает свои способности нереалистично (завышено или занижено), то ему будет сложно правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающей среды
Соответственно, ему сложно будет достичь успеха, так как в итоге он поймет, что решал тривиальные задачи, и его выигрыш ничтожен, или, наоборот, что он многое поставит на карту, но полученные дивиденды затрат не окупят.
Фото с сайта casinoz.biz
Таким образом, неадекватность самооценки может привести к нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям, что означает выбор слишком трудных или легких целей. В любом случае это приводит к возникновению стрессовой ситуации (т.е. сама ситуация может и не содержать в себе ничего объективно угрожающего, но вот ее субъективное проживание будет связано с ощущениями тревоги, неуверенности в своих силах, паническим настроением и, как следствие, некритичностью в оценке достигнутого, ошибочностью в прогнозах и т.п.).
Понятно, что как бы вы к себе ни относились, резкое изменение ситуации (стресс) вызывает естественную мобилизацию сил
Но есть важное отличие
Человек с адекватной самооценкой знает предел своих способностей, сильные и слабые стороны. И поэтому грамотно направляет и распределяет силы — не ставит перед собой невыполнимых задач, радуется посильному (!) успеху, не стесняется обратиться за помощью.
Если же самооценка неадекватна, то сложность ситуации возрастает в разы. Мобилизация внутренних сил происходит, только вот оцениваются они неправильно, и результат получается совсем не тот, на который человек рассчитывал.
Например, если вы с детства усвоили, что сильные люди решают проблемы исключительно самостоятельно, а в помощи нуждаются только слабаки, то в каком-то новом, совершенно непредвиденном для вас случае привычно будете требовать от себя немедленного и успешного решения проблемы. Вы будете нагнетать количество своего возбуждения, применять испытанные средства, но это не будет приводить к решению проблемы. Точнее, наоборот, проблема обострится, так как вырастет уровень тревоги, и трезво оценить ситуацию станет еще сложнее.
Примерно то же произойдет, если вы с детства усвоили: я слабый человек и без посторонней помощи практически ни с чем справиться не могу. Так же будут возрастать тревога и возбуждение, и так же это не даст желаемого результата — из-за того, что энергия будет направляться не на прямое решение ситуации, а распылится на поиск поддержки.
Что такое самооценка
В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.
Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.
Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.
Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:
- Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
- А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».
Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
Если самооценка завышена, человек постоянно старается выделиться, он несколько заносчив, всегда высказывается по любому поводу, даже если не компетентен в вопросе, ставит себя выше других и пытается командовать.
Отличительные черты таких людей:
· У них на первом месте собственное «Я», придают большое значение своей персоне.
· Неадекватно реагируют на замечания со стороны, им не понравится мнение, отличающееся от их собственного.
· Они авторитарны, смотрят на других с высока.
· Не приемлют помощи со стороны, отвергая его, даже если нуждаются в ней.
· По их мнению, у них нет слабостей, свои отрицательные качества видят в положительном свете, пытаются выдать за достоинства.
· Эгоцентричны, самолюбивы, думают только о себе, забывая о других.
· У них проявляется манерность в поведении, нарочито поступают во многих случаях.
Иногда можно услышать, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная. Это утверждение не всегда верно характеризует ситуацию, общаться и существовать рядом с человеком, у которого слишком завышенная самооценка, не всегда приятно и комфортно.
На что обратить внимание
Психолог, врач-психиатр Евгения Стрелецкая о здоровой самооценке и любви к себе:
1. Самооценка — это не только то, что мы думаем о себе, но и отношение к себе, т.е. эмоции, которые мы по отношению к себе испытываем. Если вы испытываете по отношению к себе ненависть, стыд, отвращение, чувство вины — у вас заниженная самооценка.
2. Наша самооценка критическим образом зависит от того, как к нам относятся наши близкие. Если вас подвергают домашнему насилию, то у вас априори будет заниженная самооценка. Выход тут может быть только один: сменить окружение на благоприятное. Остальное не поможет.
3. Есть 2 вида заниженной самооценки — именно ненависть к себе с конкретными точными негативными убеждениями (среди которых выделяется случай с историей, когда например кто-то обзывал, и привычка ругать себя+лень) и нехватка позитивных представлений о себе.
4. Она включает в себя несколько секторов. Для удобства можно выделить красоту (внешность), ум, достижения, характер, изюминки.
5. Как формируется самооценка? В возрасте от 3 до 6 лет особенно родители должны давать нам много настоящих, отражающих нашу истинную самость, позитивных оценок, которые являются на данном эволюционном этапе формирования психики выражением подлинной заинтересованности со стороны родителей.
Структура самооценки
В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:
- Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
- Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.
Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.