Резидуальная энцефалопатия – нередко встречающийся диагноз в неврологической практике. Обычно под ней подразумевают страдание головного мозга (энцефалон – головной мозг, патия – страдание), под влиянием какого-то перенесенного фактора. Ведь термин резидуальный обозначает – сохраняющийся.
При этом причин для развития резидуальной энцефалопатии может существовать множество:
- Перинатальное (чаще всего гипоксическое) поражение. Это и родовая травма, и гипоксия в родах и другие причины. Данный тип резидуальной энцефалопатии характерен для детей, хотя иногда допустимо использовать и термин ДЦП (детский церебральный паралич), если признаки поражения затрагивают двигательную сферу и выражены достаточно грубо.
- Травматическое поражение головного мозга. Хотя иногда допустимо и использование термина посттравматическая энцефалопатия.
- Дизонтогенетические состояния (аномалия Арнольда-Киари, например, врожденная гидроцефалия и т.д.). Затрагивают, по большому счету, любые особенности неправильного развития мозга.
- Перенесенные нейроинфекции (клещевой энцефалит, менингоэнцефалиты различной этиологии и т.д.).
- Перенесенные нейрохирургические вмешательства, в том числе по поводу опухолей головного мозга, при появлении/сохранении неврологического дефекта после оных.
- Иные перенесенные травмирующие факторы, которые оставили неврологическую симптоматику, при наличии полной корреляции с травмирующим событием.
Причины
Причины малой мозговой дисфункции (ММД):
- генетические влияния;
- проблемы со здоровьем матери при беременности;
- тяжелые роды;
- энцефалит (подкорковый, корковый, мозжечковый, стволовой);
- раннее детское бессознательное состояние;
- травмы с поражением медиобазального или мезенцефального отдела головного мозга;
- диэнцефальный синдром;
- влияние питания.
Продукты, поддерживающие гиперактивность, усталость, расстройства поведения и активность у детей:
- пища, содержащая красители и искусственные ароматизаторы (их много, большинство производится из каменноугольной смолы);
- обычные пищевые компоненты (в химически обработанных фруктовых соках, шоколаде, готовых хлопьях и т.п.);
- различные лакомства (десерты, мороженое, орехи, молоко);
- трудно перевариваемые продукты (яйца);
- простые сахара (торты, конфеты, шоколад, мороженое, печенье).
Иногда при диагнозе ММД присутствуют зрительные нарушения – астигматизм, амблиопия и др.
Симптомы
Минимальная мозговая дисфункция у детей проявляется следующими симптомами:
- синдром дефицита внимания;
- гиперактивность;
- гипоактивность;
- неравномерное развитие интеллектуальных способностей;
- расстройство в динамике психических процессов;
- беспокойство;
- низкая выносливость;
- импульсивность;
- перепады настроения;
- расстройства восприятия и т.д.
Не всегда эти признаки означают ММД; в неврологии учитываются факторы социальной среды, стремление ко вниманию, расстройство поведения или особенности темперамента.
PsyAndNeuro.ru
В настоящее время мы стоим на пороге утверждения новой Международной классификации болезней 11 пересмотра (МКБ-11), которая будет существенно отличаться от предыдущей версии. В первом за 2021 год номере журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков» вышла статья Е. В. Корня и Т. А. Куприяновой из Московского научно-исследовательского института психиатрии – филиала ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского», в которой авторы на основе МКБ-10 и МКБ-11 рассматривают сложности классификации в области детской психиатрии.
В новой МКБ-11 рубрика «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F90 – F98) отсутствует. Все состояния, описанные в этой рубрике, перемещены в другие соответствующие разделы МКБ-11. Дело в том, данная часть классификации содержала в себе отдельные симптомы, без привязки их к какому-либо заболеванию, без возможности проследить взаимосвязь и единый патогенез. Также данная рубрика носила статичный характер, что заставляло выставлять несколько диагнозов. При этом некоторые «детские» психические расстройства (например, расстройства аутистического спектра, РАС) не имели «аналогов» во взрослом возрасте, в связи с чем по достижении пациентом 18 лет диагноз приходилось «менять».
В МКБ-11 введена новая рубрика «Нейроонтогенетические расстройства» («Neurodevelopmental disorders»), в которую входят расстройства интеллектуального развития, РАС, нарушения развития речи и моторных навыков. Группа РАС расширилась: теперь в неё входят ранний детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера. Это сделано для акцентуации внимания на сохранности интеллекта, чтобы в будущем подобрать для пациента более подходящий образовательный маршрут.
В целях дестигматизации термин «умственная отсталость» заменён на «расстройства интеллектуального развития». В качестве критериев диагностики предлагается оценивать не только уровень умственных способностей, но и степень реабилитационного потенциала. Также данный диагноз до четырёхлетнего возраста является предварительным.
Диагноз «Гиперкинетичнские расстройства» переименован в «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Как и в DSM-5, точно не определён возраст, с которого можно диагностировать данное расстройство. Исключён диагноз «Гиперкинетического расстройстваповедения», объединяющий СДВГ и нарушения поведения.
В критериях мании при биполярном аффективном расстройстве у детей и подростков, как и к взрослых, предлагается оценивать уровень активации энергии. Также выделена новая группа «Деструктивное поведение или диссоциальные расстройства», объединяющая оппозиционно-вызывающее расстройство у детей и диссоциальное расстройство личности у взрослых. Различают типы: с/без раздражительности и агрессии, нормальное/нарушенное социальное взаимодействие.
Появилась новая группа «Тревога и расстройства, связанные со страхом». В неё будут входить такие диагностические категории детского возраста, как элективный мутизм (F94.0), а также тревожное расстройство, вызванное разлукой (F93.0). Одна из подгрупп данной рубрики под названием «Явления, ассоциированные со страхом» («Factors associated with fear») включает в себя и страхи, начавшиеся в детском возрасте.
Все психические расстройства в МКБ-11 рассматриваются с учётом особенностей возраста, то есть в онтогенетическом контексте. И это является одним из главных отличий МКБ-11 от МКБ-10.
Подготовила: Вирт К. О.
Источники:
- Е. В. Корень, Т. А. Куприянова «Актуальные Вопросы классификации в детской психиатрии в перспективе МКБ-11», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», 2018; с. 27 – 35
- Wolfgang Gaebel,Jürgen Zielasek, Geoffrey M. Reed.Mental and behavioural disorders in the ICD-11: concepts, methodologies, and current status. Psychiatr. Pol. 2017; 51(2): 169–195
Классическое лечение
После постановления диагноза ММД невролог назначает подходящее лечение. Терапия включает несколько методов.
Фармакотерапия
Лечить минимальную мозговую дисфункцию можно с помощью нескольких групп препаратов.
Ноотропы
Это первая линия препаратов, применяющихся в медикаментозной терапии. Они усиливают кровоток через кровеносные сосуды головного мозга, обеспечивают больший запас кислорода и глюкозы (вещества, необходимые для нервных клеток). Эта группа включает:
- Пирацетам;
- Энцефабол;
- Энербол.
Психостимуляторы
Подавляют симптомы недостаточной активации ЦНС, такие как невнимательность и гиперактивность.
Но психостимуляторы приводят к депрессии гормона роста у детей и, следовательно, к снижению роста тела и веса (по сравнению со сверстниками), имеют побочные эффекты. При их применении присутствует риск привыкания, их действие не является постоянным.
Тимолептики (антидепрессанты)
Повышают уровень серотонина (нейротрансмиттера, обеспечивающего хорошее самочувствие), подавляют симптомы гиперактивности. Представители этой группы:
- Депрекс;
- Прозак;
- Серопрам.
ЭЭГ-БОС
ЭЭГ-биологическая обратная связь – это очень специфический метод для усиления желаемой активации нервной системы. Действие терапии:
- тренировка внимания и концентрации, самоконтроля и самодисциплины (успокоение импульсивности, гиперактивности);
- улучшение интеллектуальных показателей;
- самообучения мозга посредством БОС.
Когда мозг получает мгновенное сообщение о расстройстве своих волн, он может научиться исправлять их.
Прикрепленные к голове электроды регистрируют мозговые волны. Мозговая волна видна на экране. Она переводится в вид видеоигры, в которую пациент «играет» только силой своей мысли, воли, без клавиатуры или мыши. Игра контролируется активностью мозга. Когда увеличивается активность в желаемой мозговой волне, «игрок» получает успешные результаты. При возрастании активности в нежелательной структуре, успех в игре нивелируется. Мозг постепенно реагирует на мотивационные указания, которые ему дает компьютер, вознаграждая за хорошие результаты в игре. Так в мозге развивается процесс обучения новым, более подходящим частотам мозговых волн. Это работа самого мозга над собой.
Консультативные корректирующие процедуры
Для различных нарушений при диагнозе ММД у ребенка в неврологии применяются определенные процедуры:
- при дефектах речи – логопедия;
- при поведенческих расстройствах – изменение режима, изменение отношения к ребенку, аутогенная тренировка;
- неспособность к обучению – специальные корректирующие процедуры.
О вариантах корректирующих действий проконсультируйтесь со специалистами в педагогико-психологическом центре.
Самолечение
В самолечении применяется изменение питания, народные терапевтические методы.
Здоровое питание:
- Исключение из рациона: сладостей, полуфабрикатов, растворимых продуктов, сладких газировок, других обработанных продуктов с избытком добавленных красителей и ароматизаторов.
- Включение в рацион: фруктов, овощей, цельных круп, злаковых ростков (источники витаминов группы В), бобовых (источники лецитина).
Пищевые добавки, витамины и минералы:
- Гинкго билоба – увеличивает венозный кровоток, тем самым давая нервным клеткам больший запас кислорода и глюкозы.
- Магний, кальций – необходимы для работы нервных клеток.
- B-комплекс – важен для правильного функционирования нервной системы.
- Лецитин – улучшает память.
Природное и дополнительное лечение:
- ароматерапия;
- йога;
- кинезиология;
- конституциональная гомеопатия.
Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей в МЦ CORTEX.
мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возраст: частота встречаемости среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20%.При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960–е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД.
Перечень нозологических форм, рассматриваемых по МКБ 10 в рамках ММД.
Шифр МКБ — 10 | Нозологическая форма заболевания |
РазделF 8 | Нарушения психологического развития |
F 80 | Расстройства развития речи |
F 81 | Расстройства развития школьных навыков:дисграфия, дислексия, дискалькулия |
F 82 | Расстройства развития двигательных функций — диспраксия |
РазделF 90-F98 | Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте |
F 90 | Синдром дефицита внимания с гиперактивностью |
F91 | Расстройства поведения |
Причины развития минимальной мозговой дисфункции до конца не выяснены.
Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:
• наследственная предрасположенность;
• гемолитическая болезнь возникает у плода, которая развивается в случае резус-конфликта с матерью, что приводит к разрушению эритроцитов крови у ребёнка;
• различные заболевания и инфекции, которые перенесла женщина во время беременности;
• анемия матери: недоедание, авитаминоз и т.д.;
• сильный токсикоз;
• угроза прерывания беременности (выкидыша), например, вследствие сильного стресса, гипертонуса или гипотонуса матки и пр.;
• любые вредные внешние воздействия на женщину в период беременности: радиация, вирусы, инфекции, бактерии и т.д, сюда также входит плохая экологическая обстановка;
• недостаток кислорода (гипоксия), удушение плода (асфиксия) в процессе родовой деятельности, например, обвитие горла младенца пуповиной, или долгое прохождение плода по родовым путям;
• преждевременные роды;
• слабая родовая деятельность или же, наоборот, стремительные роды;
• повреждение спинного мозга в процессе родов;
• недостаток питания в младенчестве и раннем детстве;
• развитие таких заболеваний у младенца, как: порок сердца, бронхиальная астма, инфекционные заболевания и пр.
ММД наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах. Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.И дело вовсе не в том, что ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.
Клинические проявления при минимальной мозговой дисфункцииразличны в зависимости от возраста ребенка:
У младенцев основные симптомы ММД следующие:
• повышенная плаксивость и капризность;
• учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;
• наличие спазмов и судорог;
• расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: частое срыгивание, понос и пр.;
• трудности со сном и засыпанием.
Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста:
Гиперактивность и синдром дефицита внимания: — ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте); — ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий; — часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими; — вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе; — возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений). Сфера внимания: нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок. Речевая сфера: на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений. Нарушения со стороны памяти: проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения. Двигательная сфера: у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения. Пространственное ориентирование: такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр. Эмоциональная сфера: лабильность эмоционального состояния. У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), истерического склада личности, несамостоятельности.
Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития.
— К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. — Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. — Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.
Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.
Лечение ММД комплексное и включает несколько направлений: — Психолого-педагогические мероприятия: 1. Следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность. 2. Необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам. 3. Обязательно соблюдение некоторых режимных моментов (ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.). 4. Способствовать развитию слабых сторон ребенка: играть в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминать сказки и стихи, но не механически – стараться заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД наряду с методами психолого–педагогической коррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД выражены настолько, что не могут быть преодолены лишь с помощью психолого–педагогических мер. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе антиоксиданты(мексидол, актовегин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол, семакс, кортексин). Однако вышеуказанные методы, воздействует на отдельные симптомы ММД, не влияют на причины заболевания в целом и, как следствие, невсегда дают выраженный положительный эффект в целом.
Специалистами МЦ «CORTEX» разработан новый высокоэффективныйметод лечения детей, страдающих различными формами задержек психического и речевого развития, в том числе ММД – БИОФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ речевых центров головного мозга. Основное нейроспецифическое лечение — БФА — воздействует на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса, гнозиса; на артикуляционный аппарат, способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют интеграцию всех сигналов из внешнего мира и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, память, внимание, способствует его социализации. Лечебная методика базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении утраченных связей не только между центрами, но и межполушарных. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные межнейронные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в речевой функции. Лечение ММД должно носить комплексный характер, что приводит к более выраженному и стойкому положительному эффекту. Специалистами МЦ CORTEX разработан новый высокоэффективный комплекс лечения детей, страдающих различными формами ЗПР и ММД. Составляющими лечебного процесса являются: диагностика, основное нейроспецифическое патогенетическое лечение — БФА речевых центров головного мозга и комплекс вспомогательного лечения. В МЦ CORTEX каждому пациенту обязательно проводится комплексное разностороннее обследование: первичный осмотр детского невролога, консультация педиатра, тестирование речевых функций логопедом – дефектологом, психологическое консультирование, компьютерная ЭЭГ и вызванные потенциалы головного и спинного мозга, а также нейроиммунологическое обследование крови на нейротропные вирусы (цитомегаловирус, краснуха, Эпштейн-Барр, простой герпес и другие), исследование уровня антител к специфическим белкам ЦНС с целью определения степени повреждения и гипоксии нервной ткани. Исследование позволяет определить скрытую нейроинфекцию, которая тормозит созревание речевых, гностических центров и центров праксиса. Все вышеперечисленные методы диагностики позволяют прогнозировать дальнейшее течение заболевания и сформировать наиболее оптимальный лечебный комплекс для каждого пациента, а также подтвердить, уточнить или сменить диагноз.
Вспомогательное лечение — комплекс, в который включены самые передовые медицинские технологии симптоматического лечения различных форм ЗПР, ЗРР и ММД:
1. Нейропротективная терапия для регулирования интегративной деятельности мозга, лимфомежклеточная терапия и эндоназальный электрофорез кортексина – методики, позволяющие доставлять малые дозы церебропротекторовэндолимфатически, они непосредственно попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер.
2. Транскраниальная и трансвертебральнаямикрополяризация удачно сочетает в себе неинвазивность и избирательность воздействия позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции. Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др.) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и др.) проекциях головного или спинного мозга.
3. Дифференцированный сегментарный массаж, способствующий нормализации мышечного тонуса и оказывающий расслабляющий и седативный эффекты при гипервозбудимости ребенка.
4. С целью нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС в МЦ CORTEX применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины -подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит». Прибор позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе, что способствует нормализации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, развитию и восстановлению координации движений. Аппарат обеспечивает возникновение импульса и поступление его к коре мозжечка, позволяя опосредованно формировать и улучшать навыки речи и восприятия окружающего мира.
5. Логопедическая коррекция включает диагностику степени речевых нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии;
6. Психологическая помощь включает в себя: индивидуальные консультации, патопсихологические пробы (исследование внимания, памяти, мышления, особенностей эмоционально-личностной сферы) и нейропсихологические пробы (исследование латеральных предпочтений, моторной и сенсорной асимметрии, общей осведомленности, познавательных, речевых, мнестических, интеллектуальных функций). Составляется экспериментально-психологическое заключение, которое выдается родителям. Специалистом подбирается индивидуально-психологическая программа коррекции нарушений в той или иной сфере для конкретного ребенка и дальнейшие рекомендации.
7. Метод аудиовокальных тренировок RUSTOMATIS по методу А. Томатиса. В 50-х годах XX века в процессе изучения автором методики влияния на мозг человека звуков различной частоты было обнаружено, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. В настоящее время разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Система аудиокоррекции настраивает, тренирует и «обучает» вестибулярный аппарат и системы слухового анализатора правильно обрабатывать поступающую информацию.
В процессе комплексного лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией, участвующих в управлении высшими когнитивными функциями и ассоциативными системами головного мозга. У ребёнка улучшается память, усиливается внимание, развивается мелкая моторика, активизируется мышление. В ходе лечения удаётся значительно улучшить речь, поведение, дети становятся спокойнее, лучше усваивают новую информацию, повышаются успехи в школе.
Очень важно раннее выявление и коррекция симптомов минимальной мозговой дисфункции, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители, педагогии врачи взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.
Воспитание
При воспитании детей и подростков с минимальной мозговой дисфункцией рекомендуется следовать определенным принципам.
Тихое, эмоционально гармоничное семейное окружение
Важно показать ребенку любовь, чтобы он был уверен в ней. Родители должны стараться сохранять спокойствие и уравновешенность в напряженных ситуациях; нервозность родителей передается ребенку, эффект гиперактивности усиливается. Дайте ему понять стабильность родительской поддержки, семейного фона, безопасности, понимания его проблем.
Семейный порядок
Ребенок должен привыкнуть к обычному режиму дня – иногда очень стереотипному. Он должен знать, что ожидается от него в семье. Правила сосуществования должны быть четко определены, чтобы ребенок знал, когда он их пересекает, а когда нет. Детский мир должен быть ясным, хорошо организованным.
Порядок важен, поскольку у ребенка нет своего «внутреннего порядка», лишь хаос, из-за чего все остальное может казаться ему хаотичным.
Последовательность
Последовательность не означает террор, наоборот. Важно действовать доброжелательно и очень терпеливо. Родительские указания, выполнение или невыполнение задач должно быть адекватно контролировано. Если задание выходит за пределы возможностей ребенка, следует помочь ему, иногда — только поддержать.
Более частый ненасильственный контроль гарантирует, что ребенок автоматизирует необходимые действия, благодаря чему потребность в контроле станет менее существенной.
Унификация воспитания
Если один из родителей последовательный в воспитании, а другой – нет, ребенок использует «более слабого» родителя или не слушает ни одного из них. Поэтому важно объединить воспитание, согласовать точные правила. Непоследовательность в воспитании почти всегда приводит к углублению симптомов церебральной дисфункции ребенка.
Сосредоточение на положительных аспектах детской личности
Позвольте ребенку испытать успех. Скорее игнорируйте негативное поведение (если это возможно), хвалите его за правильно сделанные вещи. Помните: запас наказаний быстро исчерпается, ребенок привыкнет к ним, что минимизирует их действие.
Направление деятельности ребенка
Повышенная активность помогает не только сосредоточиться на нескольких задачах одновременно, но и направить энергию в правильном направлении. Поэтому желательно не подавлять активность, а позволять детям «разряжаться», когда это возможно. Важно предоставить ребенку широкие возможности для расслабления. Это можно делать и во время определенной деятельности путем смены занятий, смены позиций и т.д.
Большинству детей подходят простые, четко сформулированные, разумные и понятные правила.
Этим принципам целесообразно следовать даже при воспитании детей без минимальной мозговой дисфункции. Но у детей с СДВГ они являются жизненно важной необходимостью.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.
Логопедическая работа
Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):
- с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
- на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
- нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
- на развитие способности к звукоподражанию;
- на развитие артикуляционного аппарата.
Профилактика ЗРПР
При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.
В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.
Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.
Профилактика воздействия ММД на ребенка
В дошкольном возрасте важно своевременное распознание симптоматики минимальной мозговой дисфункции.
В школе и дома надо:
- помочь ребенку в достижении успеха (поиск позитивных аспектов, выделение определенных способностей и т.д.);
- научить его выполнять различные задачи (чувствовать их смысл, цель, необходимость);
- помочь найти свое место в коллективе (повысить престиж, не указывать на особенности характера);
- помочь реализовать себя;
- иметь в виду, что награда «укрепляет» правильные формы поведения; поэтому не жалейте похвал за мелочи (даже за внимательность);
- ценить усилия (даже если результат не совсем успешен);
- ставить перед ребенком краткосрочные цели;
- индивидуально проверять его знания (вне классной атмосферы, полной раздражителей);
- обеспечить ребенку достаточно любви;
- следить за утомлением и вниманием во время занятий, учитывать повышение утомляемости на уроках и в течение дня (особенно в первый год школы).
Пренатальная профилактика
В этих целях применяется т.н. «дородовое обучение» – метод специфической стимуляции плода во время беременности. Благодаря точной звуковой стимуляции нервные клетки плода активируются, ускоряется созревание мозговой деятельности. Согласно исследованию, такие стимулированные дети рождаются без слез, с открытыми глазами и намеком на улыбку, имеют больший вес и рост при рождении. Они начинают говорить и ходить раньше, чем их сверстники. В 56 лет IQ «стимулированных» людей составлял 120-150 баллов.
Питание будущей мамы
Во время беременности необходим правильный и ответственный образ жизни. Увеличение потребления витаминов, особенно С, В, достаточное количество минералов в рационе (в частности, кальций необходим для построения костей и нормального развития нервно-мышечной функции у плода).
Неподходящее питание:
- много сладостей;
- полуфабрикаты;
- продукты быстрого приготовления;
- сладкие лимонады;
- продукты, содержащие высокий процент ароматизаторов, красителей.
Подходящее питание:
- фрукты;
- овощи;
- злаки;
- бобовые.
Прогноз
В трети случаев минимальная церебральная дисфункция проходит сама по себе: ЦНС таких людей созревает позже, но без последствий.
Вторая треть компенсируется: из поведения человека могут исчезнуть внешние признаки, даже при отсутствии изменения нейрофизиологической картины. Например, человек, страдающий дислексией, научится читать; но когда ему поручают чтение при ЭЭГ исследовании, происходит характерное замедление мозговой активности. Компенсация может потерпеть неудачу из-за стресса.
Прогноз последней трети пациентов хуже: они не «перерастают» и не компенсируются. У этой группы обычно имеются социальные проблемы.