Особенности детей с диагнозом резидуальная энцефалопатия головного мозга.Рекомендации учителям.


Что это такое

Что означает диагноз РЭП? Расшифровка этой аббревиатуры — резидуальная энцефалопатия. Заболевание характеризуется гибелью нейронов и нарушением мозговых функций. Слово «резидуальная» означает «остаточная».

Эта патология всегда носит вторичный характер. Она возникает как остаточное явление после перенесенных заболеваний центральной нервной системы. Такое осложнение возникает при недостаточном или неправильном лечении болезней головного мозга.

Родители малышей часто интересуются, что значит диагноз РЭП у ребенка. Расшифровка этой медицинской аббревиатуры аналогична, это резидуальная энцефалопатия. При неблагоприятных воздействиях на эмбрион или родовых травмах возникает перинатальная энцефалопатия. Это заболевание диагностируется у детей в первые недели и месяцы жизни. Если лечение такой патологии было проведено некачественно, то в дальнейшем может развиться РЭП как остаточное явление. Часто это осложнение проявляется не сразу, а спустя несколько месяцев или даже лет, и его бывает трудно диагностировать.

Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

Елена Савосина

Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП)
головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.
При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.

Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.

Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.

В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.

В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:

1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.

2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.

5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.)

и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере
работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.
6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.

8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.

Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

Психолого — педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная “цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Причины

Диагноз РЭП обычно ставят пациентам в тех случаях, если у них отмечаются признаки мозговых нарушений после перенесенных патологий ЦНС и других заболеваний, неблагоприятно сказывающихся на состоянии нейронов. Резидуальная энцефалопатия чаще всего возникает вследствие следующих болезней и состояний:

  1. Сильных ушибов головы, сопровождающихся сотрясением мозга или переломами костей черепа.
  2. Врожденной перинатальной энцефалопатии. Это состояние развивается после родовых травм и патологического течения беременности у матери ребенка.
  3. Воспалительных заболеваний головного мозга.
  4. Избытка мочевины в организме. Такое отклонение нередко отмечается при заболеваниях печени и почек.
  5. Инсульта и других нарушений мозгового кровообращения. Причиной патологии может стать и атеросклероз сосудов.
  6. Сахарного диабета. Эндокринные нарушения и избыток глюкозы в организме неблагоприятно сказываются на состоянии нервной ткани.
  7. Отравления токсинами. Неблагоприятное воздействие на головной мозг оказывают соединения тяжелых металлов, некоторые лекарственные препараты и алкоголь.
  8. Употребления наркотических и психотропных средств. Даже при своевременно проведенной детоксикации у больных нередко сохраняются признаки патологии головного мозга.

Часто причинами такого вида энцефалопатии становятся несколько неблагоприятных факторов. Врачу необходимо тщательно изучить анамнез пациента, прежде чем поставить диагноз РЭП. Это заболевание может развиться через довольно большой промежуток времени после перенесенных патологий.

Лечение пирамидной недостаточности у детей

В случае реальной пирамидной недостаточности, медицинские мероприятия направлены на лечение основного заболевания, эту недостаточность вызвавшего, вплоть до хирургического вмешательства. Однако в большинстве случаев кроме гипертонуса голени никаких других симптомов не обнаруживается. В таком случае основное лечение – это снятие гипертонуса и формирование правильной постановки голеностопного сустава.

  • Массаж и ЛФК. Важно сочетать визиты к опытному специалисту, который сможет расслабить и укрепить мышцы с лёгкими массажами в домашних условиях. Плавание и лёгкие физические упражнения также способствуют правильному развитию мышц и суставов, формированию хорошей координации движений. Для восстановления энергетического обмена и правильного тока жидкостей в организме можно обратиться к остеопату.
  • Ортопедическая обувь. Если пирамидная недостаточность обнаружилась в возрасте, когда ребёнок уже начал ходить, важно правильно сформировать голеностопный сустав, так как неправильное его положение повлечёт за собой не только травмы лодыжки, но и нарушение всего опорно-двигательного аппарата.
  • Витаминотерапия.
  • Иногда назначают препараты, направленные на улучшение обменных процессов и нервной проводимости.

В детстве закладывается здоровье на всю последующую жизнь. Очень важно вовремя реагировать на любые отклонения от нормы, чтобы не пропустить серьёзное заболевание, которое может существенно снизить качество жизни человека. Если у вас есть подозрения на какую-либо патологию либо вы просто хотите узнать, что с вашим ребёнком точно всё хорошо, обращайтесь в нашу клинику неврологии Аксимед. Наши врачи – это квалифицированные специалисты с многолетним опытом, клиника оснащена самым современным оборудованием и владеет новейшим диагностическим инструментарием. У нас вы получите всестороннюю диагностику и исчерпывающую консультацию лучших неврологов Киева.

Симптоматика

Резидуальная энцефалопатия у взрослого пациента сопровождается следующими симптомами:

  1. Резким ухудшением памяти. Больной становится забывчивым. Он может плохо помнить даже недавние события.
  2. Снижением интеллекта. У пациента нарушается процесс мышления из-за отмирания нейронов и нарушения церебрального кровообращения.
  3. Эмоциональной лабильностью. У больного часто меняется настроение, отмечается повышенная раздражительность и плаксивость.
  4. Нарушениями сна. Больные страдают бессонницей по ночам, а днем ощущают сонливость и вялость.
  5. Судорожными припадками. Приступы судорог учащаются по мере прогрессирования болезни.
  6. Расстройствами речи, зрения и слуха. Пациент невнятно произносит слова. Зрение и слух ухудшаются из-за гибели нервных клеток.
  7. Нарушением координации движений. Походка больного становится неустойчивой, он часто теряет равновесие.
  8. Астенией. Пациент жалуется на постоянную усталость и высокую утомляемость.
  9. Головной болью. Возникают приступы, напоминающие мигрень. При этом болевой синдром не купируется анальгетиками.

Эти проявления патологии нарастают по мере развития заболевания. Чем больше нейронов отмирает, тем сильнее выражено нарушение мозговых функций.

Какие признаки указывают на диагноз РЭП у ребенка? Это заболевание иногда бывает трудно выявить у детей младшего возраста. Ведь малыш не может пожаловаться на плохое самочувствие. Родителей должны настораживать следующие проявления:

  • плаксивость;
  • повышенная реакция на внешние раздражители;
  • частая тошнота и рвота;
  • слабый сосательный рефлекс;
  • повышенное напряжение мышц;
  • аритмия;
  • экзофтальм (выпученные глаза).

У детей более старшего возраста заболевание сопровождается такой же симптоматикой, что и у взрослых. Резидуальная энцефалопатия крайне отрицательно сказывается на интеллекте ребенка. Дети отстают в умственном и физическом развитии, испытывают трудности в усвоении и запоминании информации, им становится трудно учиться. Нередко у больных детей возникают внезапные обмороки.

Симптомы ЗПРР

Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.

До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития.

А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.

Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями. Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов. Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).

Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:

  • ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
  • присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
  • негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
  • использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
  • нарушения сенсорной обработки;
  • повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
  • психомоторная возбудимость, тики, заикание;
  • протестные формы поведения.

В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.

Осложнения

Насколько опасен диагноз невролога РЭП? Без лечения такой вид энцефалопатии может привести к развитию следующих осложнений:

  • тяжелой деменции у взрослых пациентов;
  • умственной отсталости у детей;
  • водянке головного мозга;
  • нейроциркуляторной дистонии;
  • параличу;
  • болезни Паркинсона;
  • эпилепсии.

Вероятность развития осложнений повышается, если пациент обратился за помощью слишком поздно, когда погибло значительное количество нервных клеток.

Нередко детские неврологи говорят о минимальной дисфункции головного мозга при диагнозе РЭП. Что это означает? Такое осложнение выражается в психических нарушениях у маленьких пациентов. Ребенок становится неусидчивым, гиперактивным, возбудимым, часто совершает беспорядочные движения. Эти проявления усиливаются в пубертатный период на фоне гормональных изменений в организме.

Диагностика пирамидной недостаточности

В первую очередь проводится осмотр детского невролога, который проводит различные тесты на возрастные рефлексы. Очень эффективным и показательным диагностическим инструментарием является томография и электроэнцефалография. В случаях, когда у ребёнка отмечается не только судорожное подёргивание мышц, но и повышается температура, появляется вялость и прочее, может быть назначена пункция спинного мозга для выявления основного заболевания, требующего срочного лечения (например, менингита).

Диагностика

Перед тем как поставить диагноз РЭП, врач расспрашивает больного и изучает его медицинскую карту. Необходимо выявить все неврологические патологии, которые перенес пациент в прошлом. Также назначают дополнительные методы исследования:

  • электроэнцефалограмму;
  • МРТ и КТ головного мозга;
  • клинический и биохимический анализ крови;
  • допплерографию церебральных сосудов.

Симптомы

Симптомы резидуальной энцефалопатии у детей обычно появляются спустя значительный промежуток времени от первоначальной патологии. Спровоцировать их развитие способны инфекционные или воспалительные заболевания, черепно-мозговые травмы или артериальная гипертензия.

Особенности перинатальной резидуальной энцефалопатии


Клинически перинатальная РЭ проявляется рядом синдромов:

  • гидроцефально-гипертензионным;
  • эпилептическим;
  • менингеальным;
  • судорожным;
  • психовегетативным;
  • очагово-рассеянной микросимптоматики.

Начальными признаками заболевания обычно бывают общемозговые симптомы: головокружение, тошнота, рвота и головная боль — сначала приступообразная, а затем — постоянная. Выраженность гипернезионно-гидроцефального синдрома определяется степенью повышения внутричерепного давления — от легкого беспокойства и реакции на яркий свет, до кризов, сопровождающихся рвотой без облегчения, вялости и полной адинамии.

Больше чем в половине случаев РЭ у детей проявляется психовегетативные нарушения, проявляющиеся жалобами неврастенического характера. Дети становятся раздражительными, у их сужается круг интересов, становится неустойчивым настроение, ухудшается память. При посттравматической и инфекционной РЭ в клинике преобладает вегетативная лабильность, а при перинатальной РЭ доминируют симптомы дистрофические нарушения, часто сопровождаемые аллергической патологией.

Клиника очаговых симптомов зависит от локализации поражения головного мозга и проявляется нарушениями слуха и зрения, парезами черепных нервов, асимметрией сухожильных рефлексов.

Наиболее тяжелыми последствиями перинатальной РЭ является детский церебральный паралич и эпилепсия.

Клиника приобретенной резидуальной энцефалопатии

Отличается постепенным развитием и зависит от расположения и степени выраженности церебральных поражений. К наиболее часто встречающимся симптомам РЭ относят:

  • нарушения оперативной и долговременной памяти;
  • психоэмоциональную лабильность, неустойчивость настроения;
  • снижение концентрации внимания;
  • общую слабость, повышенную утомляемость;
  • снижение умственной работоспособности;
  • интенсивные головные боли, плохо купирующиеся медикаментами;
  • инверсию сна (дневную сонливость и ночную бессонницу).

При объективном исследовании неврологического статуса больных отмечается нистагм, появление патологических рефлексов, положительные координационные пробы (неустойчивость в позе Ромберга), гиперрефлексию и мышечный гипертонус. В отдельных случаях ргистрируются признаки поражения черепно-мозговых нервов (развивается тугоухость, снижается острота зрения, возможны птоз и парез взгляда).

Неврологическая симптоматика часто сопровождается вегетативными нарушениями. Прогрессирование РЭ энцефалопатии приводит к развитию одного или нескольких синдромов неврологического дефицита: паркинсонического, вестибуло-атактического, псевдобульбарного, гиперкинетического.

На поздних стадиях РЭ возможны снижение интеллекта и расстройства в эмоционально — волевой сфере.

Медикаментозное лечение

Лечение такого вида энцефалопатии должно быть комплексным. Для восстановления нормальной функции головного мозга пациентам назначают ноотропные препараты:

  • «Циннаризин»;
  • «Пирацетам»;
  • «Кавинтон»;
  • «Ноопепт»;
  • «Пантогам»
  • «Фенибут»;
  • «Фенотропил».

Эти лекарства улучшают церебральное кровообращение и метаболизм. Их полезно принимать вместе с витаминами группы В. Это будет способствовать восстановлению нормальной работы ЦНС.

При сильных головных болях анальгетики обычно не помогают. Поэтому больным назначают нестероидные лекарства противовоспалительного действия:

  • «Кетанов»;
  • «Найз»;
  • «Ибупрофен».

При тяжелом болевом синдроме рекомендуется лечение кортикостероидами: «Преднизолоном» или «Дексаметазоном».

Если у больного отмечаются частые эпилептические приступы, то рекомендуется прием противосудорожных препаратов: «Финлепсина» или лекарств на основе вальпроевой кислоты.

При повышенной раздражительности и перепадах настроения врачи назначают легкие седативные препараты: «Афобазол», «Глицин», «Персен». Эти лекарства помогут уменьшить эмоциональную неустойчивость. В тяжелых случаях показаны антидепрессанты и транквилизаторы.

Лечение

Методы лечения для каждого ребенка врач подбирает индивидуально. Назначение терапевтических мероприятий обусловлено причинами, вызвавшими РЭ, локализацией поражения в головном мозге, тяжестью состояния ребенка и клиническими проявлениями заболевания. Частым выбором является терапия лекарственными препаратами различных групп. Назначаются медикаменты:

  • улучшающие микроциркуляцию крови в головном мозге (Стугерон, Винпоцетин);
  • противосудорожные (антиэпилептические) препараты (Карбамазепин, Депакин);
  • нестероидные (негормональные) противовоспалительные (Метамизол, Ибупрофен);
  • стероидные (гормональные) противовоспалительные (Дексаметазон, Преднизолон);
  • мультивитаминные комплексы (Витрум беби, Кидс формула);
  • седативные (Негрустин, Глицин);
  • ноотропы (Кортексин для детей, Тенотен детский).

Большое значение имеет лечение с помощью физиотерапевтических процедур. Массаж и лечебная гимнастика способствуют повышению тонуса мышц, усиливают кровоток. ЛФК помогает восстановить расстройства координации движений и моторной (двигательной) функции скелетных мышц. Групповые и индивидуальные занятия организовывают детей, благоприятствуют коррекции поведения.

Другие методы терапии

Медикаментозное лечение дополняют сеансами лечебного массажа. Это помогает стимулировать церебральное кровообращение. Также полезна лечебная гимнастика. При выполнении упражнений необходимо уделять особое внимание воротниковой зоне. Активные движения шеи способствуют улучшению питания мозга.

Ребенку, страдающему резидуальной энцефалопатией, необходимы развивающие занятия. При коррекции умственных нарушений очень важно тренировать память и внимание. В случае серьезной задержки развития детям школьного возраста показано надомное обучение.

Как вести себя дома с ребенком, страдающим резидуальной энцефалопатией?

Родителям следует организовать режим дня для ребенка, обеспечить качественное питание, полноценный отдых, ежедневные прогулки. С детьми следует разговаривать, играть в интеллектуальные и активные игры по возрасту. Если ребенок отказывается от занятий, следует повторить просьбу мягко, но настойчиво. При категорическом несогласии давить на ребенка нельзя. Следует переключить его внимание на что-либо другое либо оставить в покое на время. Подростку необходимо объяснить пагубное влияние курения и токсических веществ на его нездоровый мозг.

Прогноз

Если диагноз РЭП был поставлен своевременно и пациент прошел полный курс терапии, то заболевание подлежит излечению. Потерянные нейроны восстановить уже невозможно. Но если процесс отмирания клеток головного мозга только начался, то терапия поможет сохранить нормальную функцию центральной нервной системы. Поэтому лечение эффективно только на начальной стадии патологии.

В запущенных случаях восстановить утраченные функции головного мозга уже невозможно. Даже после лечения у больного сохраняются признаки ухудшения памяти, расстройства мышления и эмоциональная лабильность. У детей это может привести к тяжелому нарушению умственного развития.

РЭП неврология: что это, причины заболевания

Невролог диагностирует РЭП при нарушениях функций мозга, возникающих после заболеваний, провоцирующих повреждение нервных клеток. Наиболее распространенные причины РЭП следующие:

  • механические повреждения церебральных тканей вследствие ушибов, сотрясений, костных переломов, внутричерепных кровоизлияний и т.д.;
  • перинатальные энцефалопатии, возникшие в результате патологий внутриутробного развития, либо повреждений ЦНС в первые дни жизни;
  • энцефалиты инфекционной природы;
  • аутоиммунные процессы в ЦНС;
  • повышенное содержание мочевины в крови при почечных или печеночных заболеваниях;
  • нарушение церебральной гемодинамики в результате атеросклероза, ишемического инсульта, эмболии и т.д.;
  • повреждение нейронов на фоне сахарного диабета;
  • интоксикации, особенно при отравлениях нейротоксинами, солями тяжелых металлов, этиловым спиртом, психотропными препаратами;
  • систематическое употребление наркотических средств.

Учитывая то, что резидуальную энцефалопатию может провоцировать сразу несколько факторов, при постановке диагноза врач должен тщательно изучить анамнестические данные больного.

Профилактика

Как предотвратить возникновение резидуальной энцефалопатии? Профилактика этого опасного заболевания заключается в соблюдении следующих мер:

  1. Травмы и патологии центральной нервной системы необходимо тщательно лечить.
  2. Во время беременности женщинам необходимо находиться под регулярным наблюдением акушера-гинеколога. Также необходимо избегать любых неблагоприятных воздействий на эмбрион.
  3. Нужно стараться предотвращать черепно-мозговые травмы у детей.
  4. Необходимо оберегать себя от отравлений ядовитыми веществами, а также отказаться от употребления алкоголя.
  5. Пациентам, перенесшим патологии ЦНС, нужно регулярно наблюдаться у невролога и проходить все необходимые обследования.

Эти рекомендации помогут избежать возникновения резидуальной энцефалопатии. Важно помнить, что это заболевание гораздо легче предотвратить, чем вылечить.

Почему возникает синдром пирамидной недостаточности

За сложные рефлексы в организме человека отвечает продолговатый мозг, чьи клетки называются «пирамидами». Именно вследствие каких-либо нарушений в этой части мозга возникает так называемая пирамидная недостаточность, т.е., нарушения адекватности рефлексов. Самыми распространёнными причинами развития недостаточности являются:

  • врождённые патологии НС,
  • родовые травмы,
  • гипоксия плода во время беременности или родов,
  • нарушение выработки или оттока ликвора (спинно-мозговой жидкости),
  • инфекционные заболевания,
  • абсцессы,
  • воспаления мозговых оболочек, которые вызывают гидроцефалию (менингит, энцефалит),
  • опухоли,
  • мозговые кровоизлияния.

Синдром пирамидной недостаточности по большому счёту не является отдельной болезнью. Это вторичное состояние, вызванное основным заболеванием нервной системы. Стоит отметить, что в младенчестве (2-3 месяца) поджимание ножек и гипертонус мышц голени не является страшной патологией. По мере взросления и созревания нервной системы это состояние обычно проходит.

Симптомы энцефалопатии

Распознать появление энцефалопатии проблематично. Ведь предваряющее её развитие состояние, можно охарактеризовать обычными для человека симптомами, носящими временный характер, такими, как головная боль, головокружение, шум в ушах. Вначале это можно по ошибке связать с переменой погоды, чрезмерными физическими или умственными нагрузками, либо сильным стрессом. Но, если не обращать на них внимания, можно допустить прогрессирование заболевания, поскольку даже такие симптомы могут говорить об ухудшении мозгового кровообращения.

По своему характеру, симптоматика при энцефалопатии весьма разнообразна. Но наиболее частыми её признаками, за исключением вышеперечисленных трёх, являются:

  • общая слабость;
  • повышенная утомляемость;
  • слезливость;
  • безынициативность;
  • резкие перемены настроения;
  • депрессивное состояние;
  • вспыльчивость;
  • помутнение сознания, деструкция памяти;
  • ухудшение функций зрения и слуха;
  • плохой сон;
  • навязчивое желание умереть.

Энцефалопатия головного мозга

На приёме у врача такие пациенты зачастую с трудом произносят некоторые слова, речь их многословна, круг интересов — сужен, наблюдается желание поспать в дневное время. Это общие и наиболее часто встречающиеся симптомы энцефалопатии. Также следует знать, что каждой разновидности болезни соответствует свой симптоматический набор.

Так, для развития дисциркуляторной энцефалопатии характерны 3 стадии, характеризующиеся определённым набором признаков:

  1. компенсированная стадия. Здесь наблюдается появление общих симптомов, таких, как головокружение, ухудшение памяти, головные боли.
  2. субкомпенсированная стадия. Симптомы более выраженные и чёткие:
  • постоянная головная боль;
  • непрекращающийся шум в ушах;
  • ухудшение сна;
  • плаксивость;
  • состояние депрессии;
  • вялость;

декомпенсированная стадия. Главные симптомы данной стадии — опасные для жизни морфологические изменения тканей головного мозга.

Прогрессирующая сосудистая лейкоэнцефалопатия может привести к развитию деменции. Симптомы данной энцефалопатии:

  • головная боль;
  • тошнота, рвота;
  • ухудшение памяти;
  • головокружение;
  • появление фобий;
  • психопатия;
  • возникновение галлюцинаций;
  • астения.


Последствия алкоголизма
Токсическая и, прежде всего, алкогольная энцефалопатия опасна, разрушительным воздействием токсических веществ на сосуды человеческого мозга, проявляющегося следующими признаками:

  • продолжительное, остро текущее психоневрологическое расстройство личности;
  • увеличение объёма желудочков головного мозга;
  • переполненность кровью мозговых оболочек;
  • отёк мозга.

Посттравматическая энцефалопатия опасна латентным течением симптомов, проявляющимися спустя длительное время после полученной травмы:

  • поведенческие расстройства;
  • нарушенное мышление;
  • рассеянность;
  • потеря памяти.

Следует отметить, что выраженность данных симптомов будет тем сильнее, чем тяжелее и опаснее полученная травма. Для лучевой энцефалопатии характерны 2 вида расстройств: астеническое и психологическое. Симптомы, которыми характеризуется прогрессирующая многоочаговая лейкоэнцефалопатия:

  • нарушение высших функций головного мозга;
  • расстройство сознания, способное привести к слабоумию;
  • эпилептические припадки и атаксия — встречаются редко.

Эта лейкоэнцефалопатия — самая «агрессивная» из большого числа энцефалопатий, прогноз её неутешительный — летальный исход.

Симптомы метаболической энцефалопатии:

  • спутанность сознания;
  • рассеянность;
  • сонливость;
  • заторможенность;
  • нарушение речи;
  • возникновение галлюцинаций;
  • нарушение мировосприятия;
  • кома — при прогрессировании заболевания.

Причины резидуальной энцефалопатии

На развитие заболевания может повлиять ряд болезненных состояний:

  • Черепно-мозговая травма (ЧМТ);
  • воспалительные процессы в головном мозге;
  • инфекционные заболевания;
  • инсульт;
  • гипертоническая болезнь, особенно в сочетании с атеросклерозом сосудов;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • вегето-сосудистая дистония с вегетативными кризами;
  • заболевания почек;
  • болезни печени;
  • систематическая интоксикация алкоголем и другими вредными веществами (наркотики, яды, сильнодействующие лекарства в превышенных дозах); особенно подвержены наркоманы и хронические алкоголики.

У детей РЭП может быть врожденной и возникать по дополнительному ряду причин. Чаще всего это осложнения при беременности, влияющие на развитие ребенка. Перинатальные патологии бывают различными, как и факторы, их вызывающие. Это неблагоприятная экология, ионизирующее излучение, воздействующее на беременную и плод, употребление будущими родителями алкоголя, наркотиков, вредных для беременной лекарств. Негативно повлиять на развитие плода способны токсикозы беременности, в особенности поздний гестоз.

Опасность подстерегает будущего ребенка, если женщина перенесла инфекционное или воспалительное заболевание в период формирования у эмбриона нервной ткани. Любые нарушения кровоснабжения плода, вызывающие кислородное голодание клеток мозга, могут привести к развитию патологий в будущем. Не исключены аналогичные последствия и в случае железодефицитной анемии, осложненных родах.

Возможна также генетическая предрасположенность к мозговым нарушениям. Она бывает в случаях, когда родители ребенка страдают эпилепсией, шизофренией, склонностью к неврозам, другими психоэмоциональными патологиями. Ребенок таких родителей попадает в группу риска. Самый малоизученный фактор – это хромосомные аномалии, неправильное строение ДНК, при которых может возникнуть не только энцефалопатия, но также болезнь Дауна, другие врожденные патологии.

Классификация энцефалопатий

Болезнь чаще проявляется во взрослом возрасте, становится следствием недостаточного поступления кислорода к мозговым оболочкам. Основные виды энцефалопатии таковы:

  1. Врожденное заболевание. Патологический процесс начинает свое постепенное развитие с 28 акушерской недели, сохраняется на всем сроке беременности, диагностируется уже у новорожденного пациента. Приобретает новые формы, становится сложно излечимым заболеванием в детской неврологии.
  2. Приобретенная энцефалопатия. Это осложнение основного недуга, который чаще характеризуется инфекционной, воспалительной природой. Кроме того, это может выступать последствием органического поражения коры головного мозга, травмы. Дистрофические изменения ткани в данном случае имеют несколько разновидностей в зависимости от преобладающего патогенного фактора. Врач изучает симптоматику, проводит комплексное обследование, после чего называет особенности поражения головного мозга.

Перинатальная

Болезнь получает свое развитие у новорожденных, требуется немедленное врачебное участие. Врожденная энцефалопатия тоже имеет несколько разновидностей по этиологии патологического процесса. Чаще это перинатальная энцефалопатия у детей, которая еще называется гипоксической или ишемической. Стартует недуг во внутриутробном периоде, а диагностируют его уже у новорожденных. Перинатальная энцефалопатия является врожденной, тогда как перивентрикулярная энцефалопатия возникает после родов по причине кислородного голодания.

Приобретенная

Болезнь может развиваться у новорожденных, но чаще обнаруживается у взрослых. Приобретенная энцефалопатия поддается лечению, однако пациент навсегда остается в группе риска, должен соблюдать обязательные меры профилактики. Поскольку нервные окончания головного мозга уже поражены, прогноз специалистов может оказаться самым непредсказуемым, не всегда благоприятным. В зависимости от характера провоцирующего фактора, врачи выделяют ряд нарушений организма. Это:

Посттравматическая энцефалопатия – следствие тяжелых травм черепа, развивается через внушительный временной интервал, меняет сознание, привычки и поведение клинического больного. Дисциркуляторная энцефалопатия – результат нарушения тока крови по сосудам. Выделяют венозную, атеросклеротическую и гипертензивную формы характерного недуга. Кроме того, может развиваться ангиоэнцефалопатия, микроангиоэнцефалопатия. Диагностируется диагноз с помощью таких методик, как РЭГ, ЭЭГ, Эхо-ЭГ, Кроме того, при энцефалопатии положен рентген с функциональными пробами шейного отдела и не только. Токсическая энцефалопатия – следствие сильнейшей интоксикации организма ядовитыми веществами, алкогольными напитками, вредными химикатами, лекарственными и наркотическими препаратами. Успешно лечится консервативными методами, однако процесс регенерации очагов некроза головного мозга весьма продолжительный. Лучевая форма указанного заболевания становится осложнением ионизирующего излучения, повышенной дозы радиации на организм. Чаще это следствие специфики профессиональной деятельности, пагубного влияния экологического фактора на организм. Диабетическая разновидность характерного недуга стремительно прогрессирует, как одно из неприятных последствий развития в организме сахарного диабета, склонная к частым рецидивам. Показана коррекция сахара в крови уже медикаментозными или более радикальными методами. Лейкоэнцефалопатия спровоцирована нарушенным химическим составом крови, тогда как в основе гепатоэнцефалопатии лежит хроническая почечная недостаточность. Обе формы поражают головной мозг, становятся причиной психических отклонений с систематическими рецидивами. Энцефалопатия Хашимото – крайне редкая патология с нарушением нейроэндокринного обмена головного мозга. В современной медицинской практике это малоизученное заболевание, которое сложно лечится. Спонгиоформная форма недуга – это аномальное перерождение некоторых отделов головного мозга

Характерные мутации визуализируются при обязательном проведении МРТ в целях диагностики. Митохондриальная форма недуга сопровождается нарушением в нервно-психическом развитии, а предшествует патологии серьезная дисфункция митохондрии. Если интересно резидуальная энцефалопатия — что это такое, важно прояснить, что это массовое отмирание клеток ЦНС. Некротическая энцефаломиелопатия вызвана нарушенным обменом веществ, провоцирует гибель нейронов.

Подходы к лечению

Лечение резидуальной энцефалопатии всегда комплексное и направлено не только на коррекцию имеющихся симптомов, но и на восстановление повреждённой нервной ткани, защиту функционирующих нейронов от гипоксии и других неблагоприятных факторов. Методы терапии всегда подбираются индивидуально с учётом причин, вызвавших диффузную патологию головного мозга, возраста ребёнка и наблюдаемой клинической картины.

Чаще все манипуляции можно проводить амбулаторно с периодическим посещением доктора. При тяжёлом течении болезни или её неуклонном прогрессировании может понадобиться пребывание в стационаре.

Основные методы лечения

В лечении резидуальных явлений энцефалопатии используют следующие методики:

  • лечебную физкультуру;
  • физиотерапию (магнитотерапию, электрофорез, ДДТ, парафинотерапию, грязелечение);
  • рефлексотерапию (иглоукалывание);
  • мануальную терапию и массажи;
  • диеты с ограничением в рационе соли;
  • трудотерапию и занятия с логопедом у детей старшего возраста;
  • воздействие медикаментозных препаратов;
  • нейрохирургические вмешательства (к примеру, шунтирование при гидроцефалии).

Положительный эффект от проведённого комплекса мероприятий может быть заметен только после нескольких курсов лечения. В некоторых случаях ребёнку приходится в течение долгих лет прибегать к помощи специалистов. После выздоровления или при остановке прогрессирования патологии дети находятся на диспансерном учёте.

Лекарственные препараты

Лекарственная терапия, назначаемая при резидуальной энцефалопатии, призвана улучшить питание клеток, облегчить доступ кислорода и восстановить поражённые участки мозга. Для этого применяют:

  • сосудистые препараты (Цитофлавин, Трентал, Никотиновая кислота) – нормализуют микроциркуляцию;
  • нейрометаболиты (Церебролизин, Церебролизат, Кортексин) – содержат комплекс необходимых нейронам аминокислот;
  • нейропротекторы (Цераксон, Пантогам, Глиатилин) – защищают от гипоксии, восстанавливают клеточные мембраны, улучшают передачу импульса;
  • антиоксиданты (Мексиприм, Мексипридол, Мексикор) – подавляют перикисное окисление липидов и действие свободных радикалов;
  • витамины группы В (Мильгамма, Нейровитан) – являются «кирпичиками» нервной системы;
  • антиконвульсанты (Карбамазепин, Топиромат, Вальпроком) – необходимы при развитии симптоматической эпилепсии;
  • диуретики (Диакарб, Верошпирон) – снижают повышенное внутричерепное давление на фоне гидроцефалии.

Применение ноотропов (Пирацетам, Луцетам, Пикамилон, Ноотропил) возможно лишь при отсутствии судорожного синдрома.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]