Инсульт представляет собой тяжелую патологию, поскольку всегда влечет за собой различные нарушения в работе организма, вплоть до полной потери дееспособности. Поэтому крайне важно своевременно диагностировать инсульт правого полушария и назначить адекватное лечение и реабилитационные процедуры. Только в этом случае можно восстановить утраченные функции.
Неврологи Юсуповской больницы оказывают медицинскую помощь пациентам любой степени тяжести. Высокий профессионализм врачей позволяет поставить на ноги даже тех пациентов, от которых отказались доктора других медицинских центров. >
Тайна полушарий головного мозга
Загадки головного мозга: тайна двух полушарий
Наше время – эпоха поразительных открытий: расшифровка генома, клонирование, трансплантация органов… Но высшей загадкой природы до сих пор остается мозг человека.
головной мозг, самопознание
Наше время – эпоха поразительных открытий: расшифровка генома, клонирование, трансплантация органов. Но еще в 30-х годах прошлого века академик И. П. Павлов заметил: ход естествознания впервые заметно приостановился перед высшей загадкой природы – думающим мозгом. Кибернетики назвали мозг черным ящиком. Мы знаем, какая информация входит в мозг, и можем судить о том, как это отзывается на поведении человека, на его мыслях и чувствах. Но что там происходит внутри – в этом ящике?..
Головной мозг имеет два полушария: левое и правое. Но они складывались в разное время: миллионы лет человек жил только с правым полушарием, а затем появилось еще одно, что усложнило картину. Оказалось, что эти два полушария совершенно автономны. Они «говорят» на разных языках и, как правило, не слышат друг друга.
Ученый Калифорнийского университета Роберт Орнстейн доказал: если более «слабое» полушарие стимулируется и привлекается к работе вместе с более «сильным» (ведущим), эффективность деятельности человека возрастает в 5–10 раз.
Речь
Левое полушарие вербально, в нём находится центр речи, поэтому левополушарные люди словоохотливы. Спросите меня что-нибудь на интересную мне тему, и через пару минут пожалеете об этом. Но при этом правое полушарие отвечает за эмоциональную окраску речи и интонации. В этом ключе интересно вспомнить вот что. Хозяева кошек или собак знают — если называть питомца плохим словом но ласково, он будет думать, что вы его хвалите. А всё почему? Потому что речи нет, а интонации улавливает. Если то же самое сделать с человеком, он будет в некотором замешательстве.
Вербальность-невербальность полушарий неоднозначна. Левое полушарие активизируется при чтении научных текстов, а правое — художественных. Правое полушарие чувствительно к юмору и понимает метафоры. (2) Я левополушарная, поэтому мои метафоры, как разлившаяся на море нефть.
Левое полушарие: задачи
Левое полушарие «озабочено» преимущественно обработкой, анализом и дедукцией; конвергентным («сходящимся» – от общего к частному) мышлением; фактами, цифрами; конечным результатом; структурой, логикой и последовательностью; математическими моделями; целесообразностью; сведением задач к рабочим частностям; наукой и техникой; применением последовательного подхода – приближением шаг за шагом; вербальным (словесным), буквальным, конкретным языком; разработкой хорошо определенных планов; порядком.
Правое полушарие: задачи
Правое полушарие более «заинтересовано» абстрактными темами; художественным выражением; конструктивными задачами; идеями, эмоциями и чувствами; творческими ремеслами; дивергентным («расходящимся» – от частного к общему), глобальным мышлением; процессом, а не результатом; использованием опыта; знанием через образы; восприятием; молитвой, медитацией, мистикой; запоминанием лиц; спонтанностью; визуальным; работой с символами, фантазиями, снами, метафорами и образами; работой с противоположным и неизвестным.
Оба полушария головного мозга соединяет между собой небольшой участок – мозолистое тело. Через него полушария «общаются» между собой, что во многом определяет скоординированное и последовательное мышление, воображение и поведение человека. Если этот участок мозга оказывается поврежденным, у человека наблюдаются расстройства психики и поведения.
Восприятие и творчество
1.7. Доминирует не полушарие, а функция
Итак, бесспорной является асимметрия полушарий головного мозга человека, установлено доминирование левого полушария у большинства людей, определён набор возможностей и функций каждого из полушарий.
В этих распространённых утверждениях и кроется заблуждение. Необходимо принципиальное уточнение: асимметрично не строение полушарий, а их функции! «Элементарной единицей (носителем) асимметрии является не орган, а функция» (В. Геодакян).
Установлено, что с левым и правым полушариями у человека связаны два типа мышления соответственно: абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов: вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление в отличие от образного базируется на способности к продуцированию речи); аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельность восприятия); дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта).
Исследователи пока недостаточно изучили вопрос, существуют ли обратные ситуации, когда функции правого полушария выполняет левое и наоборот. Общий ответ, вероятно, отрицательный, хотя есть данные о частичном «обмене функциями» в определённых ситуациях и пределах. Что касается моторных функций, то их «перемещение» случается иногда. Это может быть врождённым свойством или приобретённым. Например, 15% левшей-леворуких обнаруживают локализацию центра речи в правом полушарии.
Некоторые функции могут компенсаторно развиваться в нетипичном для них полушарии в нестандартных ситуациях: болезнь, травма, врождённые аномалии развития. Мозг — гибкая мобильная структура, имеет высокий уровень приспособляемости. Но не абсолютной. В ранний период жизни мозг обладает огромными возможностями компенсации. У детей взаимозаменяемость полушарий по функциям намного выше, чем у взрослых. Например, удаление коры левого полушария при раковой опухоли у взрослых пациентов приводит к тяжёлым необратимым речевым потерям. Однако если подобная операция проводилась в младенческом возрасте, то это почти не сказывалось на развитии речи. С возрастом пластичность мозговой организации уменьшается. Дети более старшего возраста, перенёсшие операцию на левом полушарии, могли разговаривать, но делали много грамматических ошибок и хуже понимали речь.
Сегодня считается, что правое полушарие у всех людей владеет более древними способностями, более оперативно, интуитивно. Левое полушарие у всех людей логическое, владеет более новыми в эволюционном плане навыками, более медленное.
Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования вовсе не даётся индивиду с рождением. Конечно, левополушарное доминирование эволюционно закреплено. Но не жёстко. Скорее, можно говорить о видовой предрасположенности. Вклад каждого полушария зависит от стоящей задачи. Сформировавшийся для взаимодействия с другими людьми левополушарный вклад в мышление стал важнейшим компонентом внутренней жизни, ибо личность не существует без социального взаимодействия.
Авторитеты в области нейропсихологии склоняются к следующей типологии: одна четверть людей (25%) имеет абсолютное преобладание левого полушария, несколько больше одной трети (35%) — выраженное доминирование левого, чуть меньше одной трети (30%) — примерно одинаковую активность полушарий (смешанный тип), оставшаяся одна десятая (10%) — преобладание правого полушария. Представителей упомянутого смешанного типа называют амбидекстрами (одинаково развиты обе руки, то есть «обе правые»). Почему руки? Потому что до сих пор многие исследователи отождествляют рукость и полушарность, а это не одно и то же!
Именно тип задачи играет роль основного фактора, избирательно активирующего мозговые структуры того или иного полушария (обнаружение, узнавание, идентификация, сравнение). Учёные считают, что на первых этапах онтогенеза происходит непрерывное образное накопление информации о мире для дальнейшей её детализации в дискретные образы и схемы. В процессе эволюции и с развитием цивилизаций человеку всё больше и больше требовались функции левого полушария. Сегодня функции левого нужнее, чем правого, поэтому большинство людей на земле — левополушарны. У маленького ребёнка нет чёткого постоянного доминирования полушарий. Их роль меняется в зависимости от периодов развития. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей, не получающих специальных развивающих занятий дома или в студии, выявляется образный, правополушарный тип реагирования. Но начиная с 5—7 лет, к детям предъявляются «левополушарные требования» как дома, так и в школе. Они очень быстро понимают, чего от них хотят взрослые. А взрослые хотят послушания (упорядоченность), рассудительности (логика), подчинения правилам социума (конвенциональность). И в возрасте 10—14 лет закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции.
Вся система образования в мире сегодня опирается на левополушарные методы восприятия — речь, узнавание, упорядоченность, логика, анализ. Правополушарные функции не востребованы, поэтому находятся в рецессиве. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.
Но надо не забывать важную вещь — доминирует не полушарие, а функция!
В течение жизни специализация функций увеличивается и закрепляется востребованным опытом. В едином акте мышления и поведения задействованы оба полушария — всегда и содружественно, сложным образом дополняя друг друга. Это не простое суммирование их возможностей, а системный одновременный процесс, который науке ещё предстоит изучить.
Например, когда мы говорим о доминировании у данного индивидуума правого полушария, надо иметь в виду, что доминирует не само полушарие (то есть лучше и больше работает, свои функции выполняет качественнее и быстрее, анатомически совершеннее, а левое слабее развито), а его функции. То есть по каким-то причинам они преобладают в рассматриваемый период. И если постоянно пользоваться функциями правого полушария, то они будут выполняться всё филиграннее и быстрее. Это очевидно. И если параллельно мало и редко пользоваться функциями левого полушария (конкордантное торможение), то оно будет оставаться медленным, не развитым.
Часто доминантность полушарий меняется на протяжении жизни одного индивидуума. Это зависит от требований условий его жизни, от обстоятельств и даже от его желания. Например, человек занимался логическим трудом. Увлёкся рисованием и стал путём этих занятий тренировать правое полушарие, сам того не осознавая. Через пять лет его правое доминировало. Хотя это не значит, что оно стало развитее левого. Так как полушария выполняют разные функции (иногда совершенно разные), то сравнивать их в строгом смысле не правомерно вообще!
Сегодня в нашей цивилизации востребованы более функции левого полушария. Кроме того, возникающие новые появляются также в левом. Так как же ему не доминировать! Его работа востребована с лихвой. А возможности правого недовостребованы. Вот оно и находится в субординации.
Пока левополушарный человек пребывает в привычном социуме, он оптимально встроен и благополучен. Как только он попадает в нестандартные условия, где функции левого полушария почти бесполезны, его жизнеспособность резко падает. Коренной житель Нью-Йорка прекрасно ориентируется в каменных джунглях и их функционировании. Перенесём его в джунгли природные: чаща леса, дикие животные, проблема самосохранения, пропитания, жилья. Все накопленные навыки, схема жизни, логика и анализ здесь оказываются бесполезны. Внезапно возникает потребность в функциях правого полушария — синтез (самостоятельное изобретение способа выживания), ориентировка, мгновенная оценка, многофакторность, интуиция и пр. Сначала мозг будет пребывать в страхе и растерянности. Но через некоторое время правое полушарие «разработается», его функции станут доминирующими, а функции левого уйдут в рецессив («в подполье»).
Обратный опыт был проведён в той же Америке. Пять человек из дикого племени Африки возили по разным штатам. Были они в мегаполисе, в квартирах, на ферме частного фермера. Справедливости ради надо отметить, что люди из племени были не совсем дикие (таких уже на Земле практически не осталось). Но они за всю жизнь никогда не уезжали со своих земель, жили в лесу, занимались охотой и понемногу скотоводством, никакого образования в нашем понимании не имели. По этим причинам можно полагать, что у представителей такой популяции доминирует правое полушарие, тем более что адаптация к новым условиям произошла быстро и безболезненно, как и положено правополушарным. И действительно, интересно было наблюдать за их реакциями. Они не задерживались на частностях, их не волновала одежда, гаджеты и прочая ерунда. Но они искренне удивлялись, зачем так много людей в плохом, вонючем и душном месте, как мегаполис. Они искренне удивлялись, почему фермер горюет, что у него мало скота, и он плохо выдерживает конкуренцию. Они разводили руками и говорили: «У него большие стада, пастбища, дом, а он несчастен и жалуется. У нас мало коров и совсем нет пастбищ, но мы счастливы». Это многоконтекстный взгляд правого полушария, это его независимость мышления и отсутствие конвенциональности.
Межполушарная асимметрия психических процессов у каждого цивилизованного человека индивидуальна. Поэтому имеет смысл говорить лишь о достоверном преобладании тех или иных черт. На этот счёт специалисты ввели такое понятие, как «индивидуальный профиль асимметрии», или «индивидуальный латеральный профиль», или «профиле-латеральная организация». Этими параметрами в числе многих других факторов определяется качество деятельности человека, и они также используются для практических целей. Во многих профессиях они серьёзно учитываются при приёме на работу (лётчики, диспетчеры).
Может показаться, что «левополушарные» умнее «правополушарных». Но это только на первый взгляд. Просто более исследованные функции левых отделов нам, «левополушарным», легче понять. По этой причине они, собственно, и исследованы лучше. Их легче «измерить», передать количественными характеристиками. А как исследовать, например, глубину интуиции, которая «живёт» в правом полушарии. Как измерить способность воспринимать многозначность явлений? Функции правого полушария качественно иные, они организованы более сложно и иначе, дополняют и углубляют картину мира, созданную левым полушарием, складывают отдельные блоки информации в целостную картину.
Истиннее было бы говорить о доминировании полушарий по функциям. И так как в сегодняшней нашей цивилизации более востребованы функции левого полушария, и они «более заметны», то кажется, что левое полушарие доминирует тотально. Но если мы рассмотрим работу мозга в областях, где более востребованы функции правого полушария (область интуиции и чувств, социальная работа с ущербными слоями населения, творческие практики, изобразительное искусство, театр, кино, дизайн, научное творчество, изобретательство), то, несомненно, правое будет признано доминирующим. И это тоже будет казаться тотальным.
Существует мнение, что «правополушарность» — это синоним одарённости. Многие всерьёз считают, что все «правополушарные» сплошь гении, хотя бы потенциальные. Внесём ясность. Речь идёт лишь о сравнительном развитии полушарий мозга. У одного человека оба они могут быть развиты слабо, но правое гораздо больше. И такой индивидуум, являясь «правополушарным», будет заурядной личностью без перспектив творческого роста. Кроме того, поскольку в современной жизни более востребованы функции левого полушария, то правополушарные смотрятся в этих обстоятельствах «никчёмными», «бестолковыми», «ненадёжными», «не приспособленными».
Но люди упрямо считают леворукость признаком таланта. Любой человек хотел бы отличаться от других в выгодную сторону. Это тешит самолюбие. В 1992 году даже был придуман праздник Международный День Левши, отмечается 13 августа. В мире примерно пятьсот миллионов левшей (каждый десятый). Эти данные приблизительные, так как левши бывают скрытые, переученные, неполные. В нашей стране о Дне Левши почти никто не знает. Зато все знают сказ Н. С. Лескова о Левше, который блоху подковал. Это мифологизированный образ русского умельца, эмоционального, творческого, привязанного к родной земле, по-русски бесшабашного и бескорыстного. А почему он левша? Для усиления художественного образа, так как левой рукой работать труднее, это все знают. А Левша, если помните, ещё и косой был. Вот с такими-то данными и блоху подковать — это героизм!
Повторим, что локализация функций одинакова у всех людей. У всех людей слева «размещается» логика, абстрактное мышление, аналитические способности. У всех людей справа «размещается» интуиция, образно-многозначное восприятие, пространственно-конкретное мышление, способности к синтезу, к музыке, к пению, к творчеству, наконец. Функция не может переместиться из одного полушария в другое! Она только может быть более развита, менее развита, переразвита или недоразвита.
Коротко о том же
«Элементарной единицей (носителем) асимметрии является не орган, а функция» (В. Геодакян). Локализация функций одинакова у всех людей. С левым и правым полушариями у человека связаны два типа мышления соответственно: абстрактно-логическое и пространственно-образное. Одна четверть людей (25%) имеет абсолютное преобладание левого полушария, несколько больше одной трети (35%) — выраженное доминирование левого, чуть меньше одной трети (30%) — примерно одинаковая активность полушарий (смешанный тип), оставшаяся одна десятая (10%) — преобладание правого полушария. Хотя левополушарное доминирование эволюционно закреплено, конкретный тип полушарного реагирования формируется в течение жизни.
Вся система образования в мире сегодня опирается на левополушарные методы восприятия — речь, узнавание, упорядоченность, логика, анализ. Правополушарные функции не востребованы, поэтому находятся в подавленном состоянии. Цивилизованный гражданин левополушарен и адаптирован к левополушарной действительности. Но если он попадает в природную дикую среду, то оказывается беспомощным. Напротив, представители диких племён прекрасно приспособлены к жизни в дикой природе за счёт активности правого полушария и совершенно теряются в условностях современного города. Природной средой востребованы функции правого полушария, оно и становится доминирующим.
Межполушарное доминирование чрезвычайно пластично, особенно у детей. В течение жизни специализация функций полушарий увеличивается и закрепляется востребованным опытом. В то же время асимметрия психических процессов у каждого цивилизованного человека индивидуальна и может меняться в течение жизни, однако в относительных пределах.
Если доминирует правое полушарие
Тот, кто решает задачи, опираясь на правое полушарие:
- смягчает рациональную мысль эмоционально-интуитивными предпочтениями;
- использует различные методы «привнесения» в понимание внесознательного материала;
- избегает цензуры идей во время их «созревания»;
- рассматривает расходящиеся, даже противоречащие друг другу идеи скорее с уважением, чем со скептицизмом и оборонительной позицией;
- старается не пренебрегать интуицией;
- проверяет любой рациональный способ решения задачи, чтобы увидеть, ощущается ли он интуитивно хорошим в процессе выработки и в окончательном решении;
- пытается постоянно оставаться осознающим себя.
Характеристики правополушарного мышления
Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.
Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.
Понять друг друга
В итоге получается, что два полушария живут в разных реальностях и выражают себя абсолютно по-разному. Например, лектор выстраивает определенные логические связи, нанизывает понятия. Но не все в аудитории его понимают, и тут он называет некую метафору и видит, что часть слушателей хватается за ручку, чтобы записать понятный им образ.
Некоторым людям трудно думать, рассуждать, постигать логические связи. Они рассказывают о своих проблемах и, когда вам удается понять причину их состояния, искренне удивляются: «Почему это никогда не приходило мне в голову?» У других людей плохо с эмоциями. Они не понимают, зачем нужны чувства, и нередко даже презирают душевные муки.
В одной из наук, постигающих тайну головного мозга, – нейропсихологии – принято говорить о доминантности одного из полушарий головного мозга и о так называемой межполушарной асимметрии. Эта асимметрия нормальна. Считается, что у мужчин преобладающим – доминантным – является левое полушарие, а у женщин – правое полушарие головного мозга.
Как «разбудить» второе полушарие: упражнения
Полушарие, которое вы обычно не задействуете, можно «разбудить». Делать это можно с помощью простых упражнений.
Зеркальное и асимметричное рисование
Возьмите чистый лист бумаги и два карандаша — по одному в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда это будет даваться вам легко, можно усложнить задачу — рисовать асимметрично: одна рука, например, рисует квадрат, а другая в это время звезду.
«Ухо-нос»
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Далее хлопаем в ладоши, а после этого меняем положение рук. Со временем можно увеличивать темп.
«Капитан»
Это упражнение похоже на «ухо-нос», меняются только жесты. Вам нужно одну руку приставлять к «фуражке», а второй рукой показывать «класс».
Идеальный баланс?
Так что же тогда можно считать психологической нормой? Кто-то, возможно, ответит сразу: равновесное, сбалансированное развитие обоих полушарий. Но как этого добиться и как будет выглядеть в этом случае человеческая культура? Представить сложно. Возможно, в ней не будет выдающихся открытий и творений, но возникнет что-то качественно новое? Это побуждает и дальше размышлять о тайнах мозга.
Автор: Павел Гуревич, доктор филологических и философских наук, профессор
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
Зачем развивать правополушарное мышление?
Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь Иоганн Фридрих Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейропедагог Наталия Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях». Профессор Т. П. Хризман сетовал, что «исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: надо спасать нацию».
«Эксперимент в области педагогики и психологии, проведённый американскими, швейцарскими и австрийскими учёными показал, что школьники начали значительно преуспевать во всех дисциплинах, когда обычную школьную программу уменьшили за счёт увеличения часов уроков музыки».
В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.