104 скороговорки для развития речи и дикции взрослых


Совет по подбору скороговорок для заикающихся

У каждого заикающегося довольно слабо развит речевой аппарат, часть мышц недостаточно активна. С помощью артикуляционной гимнастики вы развиваете их до нормы. При этом у каждого заикающегося есть свои особые буквы или буквосочетания, которые для него особенно сложны в произношении. Если вы не знаете какие звуки вызывают у вас затруднение, то запишите свою речь. Прослушав аудиозапись, вы сможете определить свою звуковую проблему. Подбирать скороговорки необходимо именно с этими звуками.

Крайне важно!!! Вдох носом ⏫ — произносим звуки на выдохе, используя поток воздуха. Закончился воздух, делаем паузу ⏸️ — вдыхаем снова ⏫.

  • ⏫ Стой — не шатайся, ходи — не спотыкайся, говори — не заикайся ⏸️, ⏫ ври — не завирайся.⏸️
  • ⏫ От топота копыт пыль по полю летит.⏸️
  • ⏫ На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.⏸️
  • ⏫ Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки ⏸️: ⏫ раз Егорка, два Егорка, три Егорка…⏸️

Статья:

Веселый набор слов, стишки, фразы легко поддаются четкому безошибочному произношению. К тому же, скороговорки для развития дикции, помимо развлечения помогут научиться внятно выговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию и избавиться от дефектов речи. Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х — От топота копыт пыль по полю летит. — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. — Колпак на колпаке, под колпаком колпак. — Верзила Вавила весело ворочал вилы. — Около кола колокола, около ворот коловорот. — Шакал шагал, шакал скакал. — Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи. — Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал. — Ткет ткач ткани на платки Тани. — Водовоз вез воду из-под водопровода. — Стоит копна с подприкопёночком. — В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. — Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! — У елки иголки колки. — Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! — Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. — Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат. — На меду медовик, а мне не до медовика. — Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. — У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. — У нас гость унес трость. — Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке. — Хвалю халву. — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Отработка звуков: р, л, м, н — Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку. — Клара-краля кралась к ларю. — На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. — На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор. — На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова. — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. — Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. — На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня? — Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. — Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. — Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. — Король-орел. — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. — Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. — Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. — Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. — На дороге с утра тарахтят трактора. — Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером. — На горе Арарат рвала Варвара виноград. Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц — У Сени и Сани в сетях сом с усами. — У осы не усы, не усища, а усики. — Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. — Осип охрип, а Архип осип. — Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. — Сачок зацепился за сучок. — По семеро в сани уселися сами. — Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. — Свиристель свиристит свирелью. — Шла Саша по шоссе и сосала сушку. — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. — Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. — Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. — Чешуйки у щучки, щетинки у чушки. — Жутко жуку жить на суку. — Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. — Тщетно тщится щука ущемить леща. — Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Скороговорки на «ЖЗ»

  • ⏫ В залежах железа лежит жезл из желе.
  • ⏫ Заноза осе впилась в жало, что та аж визжала.
  • ⏫ Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

Не забывайте! Главное не скорость, а отсутствие заикания и четкость произношения!

Сначала говорите медленно, с каждым разом ускоряя темп, но только в том случае, если получилось произнести скороговорку правильно.

Какие существуют приемы логоритмики?

Музыка, движения и речь очень тесно связаны. На этой связи построены коррекционные логоритмические приемы.


Курс лечения включает следующие виды занятий:

  • музыкально-двигательные игры;
  • коммуникативные игры;
  • пение;
  • декламация стихотворений и скороговорок;
  • мелодекламация.

Ритмичные движения под музыку развивают моторику, которая всегда тесно связана с экспрессивной речью. Нарушения в моторике, заторможенность или повышенная возбудимость, вызывают мышечные спазмы во время произнесения слов. Улучшение моторики позволяет добиться ритмичной, плавной речи, управлять ее темпом.

Использование метронома во время коррекционной логопедической работы облегчает развитие ритмики речи при заикании.

Темп метронома выставляется в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося. На каждый удар необходимо произнести один слог, знаки препинания выделяются молчанием в течение 2 ударов.

Цели и польза для заикающихся

Основная цель использования логоритмики – добиться стойкого улучшения речевой ритмики и корректного звучания слов, плавности речи.

Польза логоритмических занятий несомненна, кроме речевого развития и избавления от речевых нарушений, они улучшают психическое состояние. Успехи во время занятий позволяют справиться со страхом общения из-за заикания.

Плюсы и минусы лечения взрослых, детей и подростков

Логоритмические методы имеют следующие преимущества:

  • коррекция дыхания;
  • постановка ритма речи;
  • выработка плавности произношения;
  • устранение спазма мышц;
  • избавление от вынужденных пауз в речи и повторений звуков.

Недостатки:

  • необходима регулярность занятий;
  • для достижения результата необходимо несколько месяцев.

Логоритмические методы коррекции заикания разнообразны, но цель у них одна – избавиться от речевых нарушений. Несмотря на выбранную методику, важно помнить, что главное в достижении успеха – последовательность и регулярность занятий.

Стихи

Декламация стихов развивает чувство ритма, делает более выразительной речь, укрепляет память. Кроме этого, стихи классиков улучшают эстетическое развитие, обогащают словарный запас. При выборе стихов обычно ориентируются на возраст заикающегося.

Маленьким детям предлагают простые стихи, например, детские потешки. Дети с удовольствием участвуют в миниспектаклях поставленных по сюжету выученного стихотворения.

Дошкольникам и школьникам предлагают к декламации стихи, написанные в разном темпе. Более мелодичные и плавные подойдут для начала обучения. В дальнейшем можно использовать более сложные стихотворные формы.

Желательно предложить ребенку выбрать понравившиеся стихотворение из нескольких предложенных. Положительные эмоции облегчат запоминание и сделают более приятной декламацию.

Игры как средство коррекции проблемы для дошкольников

Исправление, устранение заикания у детей-дошкольников происходит быстрее, если занятия проводятся в игровой форме, при игровых ситуациях. При групповых занятиях ребенок также учиться приемам разговорной речи в коллективе.

Молчанки


Цель таких игр – расслабить ребенка, дать передышку между интенсивными занятиями, возможность закрепиться новому речевому навыку, научить быстро переключаться во время работы.

Кроме этого, некоторые игры направлены на определение источника звука, следование командам, улучшение артикуляции.

Аквалангист

Ребенку рассказывают о том, что если разговаривать под водой – можно захлебнуться. Можно использовать подходящий антураж, например, рассматривать картинки с рыбами, ракушками. Молчание должно продлиться не менее нескольких минут.

Ключик

Малыш делает движение, имитирующие закрывание рта на ключ. После этого он не должен говорить. Детям нравиться, если в это время взрослый провоцирует их заговорить, задавая вопросы. Это упражнение способствует снижению стресса от сложных занятий.

Покажи, где звук

Дети с закрытыми глазами прислушиваются к звукам. Взрослый отходит в сторону, хлопает в ладоши. Ребенок должен молча показать, откуда доносился звук.

На улучшение слухового внимания

Цель этих игр – научить ребенка внимательности, развить память, улучшить ассоциативное восприятие.

Кто летит

Ребенку необходимо хлопнуть, если названы правильные слова, если называют нелетающее животное, дети должны промолчать.

Начинают упражнение медленно произнося предложения. По ходу занятия произношение ускоряется.

Исправь ошибку

Взрослый читает стихотворения, включающие знакомые ребенку слова и понятия. Во время чтения делаются ошибки, искажающие смысл прочитанного. Малыш должен исправить неправильно произнесенное слово.

Нельзя повторяться

Ребенку говорят, что взрослому нельзя повторять слова. Если он услышит одинаковые, то должен хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит несколько слов, повторяя одно из них.

На развитие дыхания

Основная цель этих упражнений – избавить ребенка от коротких вдохов и выдохов, которые значительно затрудняют плавность речи. В процессе игры ребенок учиться правильно дышать, контролировать вдох и выдох, избавляется от навязчивых движений.

Забей гол

Ребенок, сильно дуя, должен отправить легкий предмет (комочек ваты, воздушный шарик) в определенное место.

Помоги бабочке

Ребенок дует на бумажных бабочек, подвешенных на нитке. Желательно направлять воздушную струю вверх как можно сильнее.

Лети, птичка!

Бумажные фигурки птичек нужно сдуть как можно дальше, используя только один выдох.

Интенсивные вдохи и выдохи могут привести к головокружению. Между упражнениями необходимо делать паузы на 2 – 3 минуты.

Видео, как можно одновременно отрабатывать правильное произношение звука и формирование контроля над речевым дыханием:

На расслабление

Позволяют расслабить мышцы, снять спазм и психоэмоциональное напряжение. Для чрезмерно возбудимых детей сложно концентрироваться на выполнении логопедических упражнений долгое время, такие игры способствуют облегчению переключения внимания и релаксации между упражнениями.

Мороженое

Ребенок представляет себя мороженым, твердым и холодным. В начале упражнения он должен сильно напрячь мышцы. Постепенно мороженое тает, ребенок медленно расслабляется.

Жарко-холодно

Взрослый рассказывает, как жарко, ребенок расставляет руки в стороны, выпрямляется во весь рост. Подул холодный ветер – ребенок садиться на корточки, обхватывая себя руками.

Добрый-злой

Ребенок представляет себя очень злым, сжимает челюсти и кулаки. После этого становиться добрым – расслабляется и улыбается.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]