Проблемы с использованием или пониманием языка (афазия) появляются, согласно статистике исследований, проводимых НАБИ (Национальной Ассоциацией по борьбе с инсультом), у 25 больных из 100. Каждый четвертый больной ощущает трудности, связанные с вербальным общением — умением говорить, писать или понимать устный и письменный язык. Это свидетельствует о том, что острое нарушение мозгового кровообращения затронуло один или несколько центров контроля языка.
Афазия — это симптом повреждения головного мозга, а не болезнь. Насколько индивидуальна картина повреждений, настолько же индивидуально проявляется у каждого пациента афазия. Это условие и определяет индивидуальный характер подбора методик восстановления речи после инсульта для каждого пациента.
Процесс восстановление речи после инсульта
Содержание
Процесс восстановления речи очень длинный
Восстановление речи после инсульта — процесс, который нужно начинать сразу же после того, как состояние после инсульта стабилизировалось. Нужно быть готовым к тому, что он займет больше времени, чем восстановление двигательных функций. Все может затянуться до шести лет, хотя даже после такого промежутка времени речь может возобновиться не полностью. Больного нужно заверить в том, что успешность лечения в первую очередь зависит от его собственных усилий.
За улучшением речевых функций должен следить врач логопед. Он может назначить как медикаментозное лечение, так и логопедические упражнения. Если пытаться лечить больного самостоятельно, можно нанести большой вред, тогда шансы на выздоровление будут значительно снижены. Стоит отметить, что речевые расстройства бывают двух видов, каждый из которых требует отдельного лечения.
Формы расстройств
Вначале рассмотрим проявление каждой формы, а затем лечение, которое требуется в каждом виде.
- Афазия. Нарушается сам феномен речи как проявление высшей нервной деятельности. Пациент не способен распознать письменную или устную речь, однако он слышит звуки и слова. Это сенсорная афазия. Из-за того, что в нужных отделах неокортекса не формируется необходимый импульс, больной не может произнести слово. Это так называемая моторная афазия или речевая апраксия. Существует тотальная афазия, при которой человек не только не может говорить сам, но и не понимает, что ему говорят.
- Дизартрия. Это дефект в произношении слов и звуков. Человек отлично понимает, что ему говорят, может писать и читать, однако говорить, не способен, так как работа мышц, которые ответственны за произношение звуков, нарушена. Это также называется нарушением артикуляции, при которой поражаются отделы подкорковых структур и лобных долей.
Теперь самое время обсудить, какие методы лечения применяются в каждом виде.
Лечение афазии и дизартрии
- Логопедический метод. В этом случае речь, чтение и письмо восстанавливаются тренировками и закреплением лингвистических навыков. Также применяется мелодическая интонационная терапия, которая направлена на то, чтобы активировать функции правого полушария мозга. Восстанавливать когнитивные функции и речь можно с помощью компьютерной техники. Логопедический метод приносит наибольшую пользу при взаимодействии с фармакологическими методами, которые направлены на то, чтобы привести в нормальное состояние поврежденное полушарие. Хотя при тяжелой афазии еще применяются другие методы.
Если инсульт правой стороны, есть ли шансы восстановить память
Правосторонний паралич конечностей возникает при расположении очага кровоизлияния или ишемии в левом полушарии головного мозга. При этом у пациентов нарушаются функции, за которые отвечает эта область:
- речь,
- логическое мышление,
- установление причинно-следственной связи,
- математические способности,
- возможность писать и читать.
Утрата памяти сопровождает различные формы острых нарушений мозгового кровообращения. Есть закономерность такого нарушения – вначале забываются текущие события, затем ближайшее прошлое, а давно минувшее сохраняется наиболее продолжительный период времени. Восстановление происходит в обратном порядке. При этом утраченные отрезки времени больной может заполнить вымышленными.
Возможности реабилитации потерянных способностей зависят от степени повреждения головного мозга, возраста, наличия болезней сосудов, сопутствующей патологии. Полное восстановление происходит в таких случаях:
- сравнительно молодой пациент без хронических заболеваний;
- небольшая зона разрушения мозга;
- ранняя диагностика и госпитализация;
- полный комплекс медикаментозного лечения;
- помощь логопеда;
- психотерапевтические занятия.
Народные Средства.РУ
Народные Средства » Кровеносная » Восстановление речи после инсульта
Восстановление речи после инсульта
Более чем у трети больных, перенесших инсульт, наблюдаются речевые нарушения. Я предлагаю упражнения для восстановления речи.
Начинайте занятия с упражнений, которые вовлекают в работу мышцы, участвующие в произнесении звуков. В первый день достаточно проделать упражнения по 2 раза, а затем прибавлять каждые 3 дня по одному подходу. Доведите повторение каждого упражнения до 5-7 раз. Весь комплекс делайте 5 раз в день.
1. Вытяните губы трубочкой на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, повторите упражнение.
2. Нижними зубами захватить с напряжением верхнюю губу на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, а затем повторите.
3. Верхними зубами захватите с напряжением нижнюю губу на 3-5 секунд, потом З-5 секунд отдохните, повторите.
4. Максимально высуньте язык и при этом потихоньку вытягивайте шею вперед на 3 секунды, возвратитесь в исходное положение в течение 3 секунд.
5. Оближите губы: сначала справа налево верхнюю, потом слева направо, а дальше в том же порядке оближите нижнюю губу.
6. Оближите губы по кругу: сначала по часовой стрелке, потом против часовой.
7. Попробуйте сложить язык трубочкой и вытянуть его. Оставайтесь в таком положении на 3 секунды.
8. Приоткройте рот, попробуйте сложить язык «чашечкой» и подержать его так 3 секунды.
9. Поднимите кончик языка вверх и достаньте им мягкое небо.
10. Зубы разомкнуты, губы закрыты. Языком проведите между верхними деснами и щеками к нижним деснам по часовой стрелке и в обратную сторону.
Следующее упражнение выполняется с помощником. Пусть ваш помощник начинает говорить слово, а вы его заканчивайте. Например, помощник говорит: «Сейчас по улице бежит соба…», а вы добавляете: «ка». Начинайте с одного слога, потом переходите к двум слогам. Например, помощник произносит: «По небу
плывут белые об…», а вы добавляете: «лака».
Пусть помощник сядет рядом с вами и поет песню тихо, вполголоса. Постарайтесь подхватить слова и подключиться к пению.
Очень хороший эффект дает проговаривание ско роговорок.
Скороговорки со звуками б-п: «Бык тупогуб, тупо-губенький бычок», «У быка бела губа была тупа».
Скороговорки со звуками л -в: «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась». «Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать». «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».
Улучшают артикуляцию скороговорки со звуками р и в. «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».
Александр Владимирович Гояовков.
Как может нарушиться речь
К окончанию острого периода инсульта у 35% пациентов остается речевой дефект в виде афазии. Она бывает в нескольких формах, так как за речь отвечают разные зоны головного мозга:
Зоны головного мозга | Краткое описание афазии |
Нижние отделы лобной извилины, центр Брока | невозможно переключаться с произношения одного звука на другой, больной общается звуками, но может писать и читать; |
Височная области | не понимают обращенную речь; |
Средняя височная извилина | не воспринимают смысла слов на слух и не могут назвать изображенные предметы на картинках; |
Теменная зона | не помнят названий предметов или действий, не могут построить сложную речевую конструкцию; |
Лобные доли | неспособны сформулировать и произнести предложение, нарушена коммуникация с окружающими. |
Если повреждены сенсорные (воспринимающие) и моторные (двигательные) речевые зоны, то развивается смешанная форма – тотальная афазия, при которой больной не может говорить и не понимает речь.
При повреждении мозжечка, ствола, корковой и подкорковой зоны может возникать и дизартрия. Она связана с тем, что мышцы, участвующие в произношении слов, ослабевают. При этом пациент хорошо слышит, видит и полностью осознает смысл сказанного, но не может разговаривать. Это нарушение характеризуется более благоприятным течением.
Речевые дефекты необязательно выражаются в полном или частичном отсутствии речи. При повреждении коры головного мозга пациент может становиться многословным, но путает значение слов, заменяет их похожими по звучанию или теряет способность запомнить имя, название предмета или действия. Таких людей невозможно понять, несмотря на то, что они нормально произносят слова.
Смотрите на видео о нарушении речи (афазии) после инсульта:
Работа логопеда по восстановлению речи
Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:
- возможность контакта,
- речевые возможности,
- сохранность интеллекта,
- эмоциональный фон.
Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала инсульта. С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:
В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов. Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.
Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.
Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти
Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.
Они могут заключаться в подборе части слова, складывании кубиков или карточек со слогами, разучивании слов, а затем текстов, назывании изображенных предметов или описании действий по картинке. Помимо этого, всем пациентам показана тренировка произношения. Каждое из упражнений повторяют от 7 до 10 раз:
- вытягивать губы в трубочку;
- захватить нижней губой верхней;
- открыть рот и максимально высунуть язык, пытаться достать им подбородок;
- облизывать губы языком по кругу (снаружи и внутри ротовой полости);
- завернуть язык к мягкому небу;
- широко улыбнуться.
Причины афазии
Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.
Справка! Обычно сразу после острого приступа наблюдается отсутствие речи. Само же место поражения находится в префронтальных областях мозга.
Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:
- степень запущенности болезни;
- вид потери памяти;
- своевременность начала борьбы с недугом;
- локализация поражения;
- объема мозгового кровотока.
Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи. Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая. Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.
Какова вероятность восстановления у молодых
Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.
В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается геморрагическая форма инсульта. При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.
Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.
Восстановление речевых способностей
Как восстановить утраченную функцию и вновь научить человека говорить?
Как и любые утраченные мозговые функции, потеря речи возвращается не сразу.
В 70% случаев этот процесс является очень медленным.
Максимальный период восстановления может достигать 3-5 лет.
Если нарушения не прошли в течение данного срока, то речь, скорее всего, не вернется.
Основные правила, которых необходимо придерживаться:
- постоянная работа над собой;
- должно соблюдаться чередование периодов активных занятий;
- постепенное увеличение времени уроков;
- обратиться к профильным специалистам: реабилитологу, невропатологу, логопеду.
Важно! В основе лечения должен находиться исключительно системный подход.
Использование лекарств
Некоторые могут усомниться, как можно научить человека говорить с помощью лекарств.
Однако они играют большую роль в восстановлении функций мозга, а это значит, что и речи.
Назначенная врачом медикаментозная терапия будет зависеть исключительно от тяжести состояния пациента.
Если нарушения не глобальны, то задействуются следующие типы лекарств:
- антикоагулянты, способствующие снижению свертываемости крови;
- ноотропы, восстанавливающие полноценную мозговую деятельность;
- гипотензивные лекарства, уменьшающие показатели артериального давления;
- мочегонные средства, назначающиеся для снятия отечности мозга, быстрее выводится жидкость из организма.
Если реабилитационный процесс является очень сложным, то врачи переходят к терапии более серьезными препаратами:
- Глиатилин;
- Цераксон;
- Актовегин;
- Максидол.
Все вышеназванные лекарственные средства провоцируют быструю регенерацию отмерших нейронов. Кроме этого, нередко используются способ, связанный со стволовыми клетками. Для этих целей медики берут у пациента биоматериал, выращивают его в искусственных условиях, а потом постепенно вводят в организм больного.
Занятия с логопедом
Первым, что нужно сделать перед началом восстановления речи, обратиться к логопеду, специализирующемуся на постинсультных больных. Он определит характер потери способностей и составит персональную программу, подходящую именно этому пациенту. При соответствующем подходе уже треть пациентов начинают разговаривать на стадии выписки из медицинского учреждения.
Внимание! Заниматься необходимо самостоятельно в домашних условиях. Время от времени придется посещать специалиста для коррекции речи.
Логопедические занятия можно проводить и в домашних условиях, но тогда логопеда придется вызывать в частном порядке.
Далее поговорим о ключевых методиках и принципах работы специалиста:
- выявление реакции пациента на слабый голос и довольно громкий звук;
- наращивание нагрузки должно осуществляться поэтапно;
- только освоив простые функции, нужно переходить к изучению более сложных;
- следить необходимо не только за дикцией, но и за тем, как пациент понимает смысл фраз и слов;
- используется техника: начинает специалист, заканчивает больной;
- применяются музыкальные приемы. Пациент старается подпевать любимые песни;
- тренировка произношения должна сочетаться с рисованием. То, что постинсультный пациент не в состоянии сказать вслух, он изображает на бумаге.
Все данные приема позитивным образом сказываются на восстановлении речи.
Упражнения
Можно ли восстановить речь, не обращаясь к специалисту?
Это практически не реально.
Именно логопед должен наметить этапы реабилитации и контролировать процесс.
Однако больной может ежедневно и сам тренироваться перед зеркалом, выполняя различные упражнения, время от времени проводя контрольные занятия со специалистом.
Как восстановить речь с помощью упражнений, даже находясь в домашних условиях? Независимо от вида потери речи человеку нужно выполнять специальные движения речевым аппаратом. Это связано с тем, что часто фиксируется смешанный тип афазии.
К эффективным приемам относят следующие:
- медики советуют вытянуть обе губы, чтобы они приняли форму трубочки и пробыть в соответствующем положении в течение 7 секунд. Численность повторений составляет 5-10 раз;
- верхняя губа обычно затягивает нижнюю, в таком состоянии рекомендуется задержаться на 5 секунд, а повторить упражнение – до 10 раз;
- нужно открыть рот, а шею и голову постараться вытянуть немного вперед, изо рта максимально выдвигается язык. В соответствующем положении человек задерживается на несколько секунд.Численность повторений такая же, как и в предыдущих двух методах;
- следует облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губу. Сначала это делается справа налево, а потом в противоположную сторону;
- несколько раз рекомендуется облизать губы языком, придерживаясь кругового направления в разные стороны;
- язык скручивается в виде узкой трубочки и в таком положении достается наружу;
- при закрытом рте специалисты советуют завернуть язык наверх и постараться дотянуться к небу;
- рекомендуется прикрыть рот таким образом, чтобы оказались сомкнуты губы. Между ними и зубами необходимо провести круговые движения в разных направлениях;
- о твердое небо рекомендуется пощелкать языком. При правильном выполнении звук напоминает шум от быстро скачущей лошади;
- изо рта высовывается язык и максимально выдвигается вперед, издавая несколько шипящий звук, напоминающий змею;
- рекомендуется выполнить воздушный поцелуй с чмоканием;
- язык высовывается и поочередно тянется вверх к кончику носа;
- нужно попытаться улыбнуться закрытым ртом, а потом разомкнуть губы и показать зубы.
Важно! Любое упражнение для развития речевого аппарата должно выполняться 5-10 раз в зависимости от самочувствия.
Полезное видео
Предлагаем Вам посмотреть упражнения для восстановления речи на видео:
Скороговорки
Скороговорки помогают восстановить людям речь не только после тяжелой формы инсульта, но и после других заболеваний.
Звуки, на которые делается упор, определяет специалист после предварительного обследования больного.
Скороговорки для развития речи станут отличным решением при занятиях в домашних условиях без логопеда.
Приведем примеры некоторых из них:
- Алеша Алене сигнал подает. Алена услышит и Лешу найдет.
- У Арины и Аграфены подрастают георгины.
- Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску.
- Все бобры добры к своим бобрятам. Идут бобры в свои боры.
- Купила Марусе красивые бусы любимая бабуся.
- Бык подается с быком, разбегаются кругом, береги бегун бока от агрессивного быка.
- Бочок отлежал себе бычок.
- Ворона проворонила вороненка.
- У вдовы Варвары во дворе все дрова воры украли. Рассердилась вдова и убрала все дрова. В хлеву с волхвами волхвовал волхв.
Повторять скороговорки рекомендуется несколько раз на системной основе.
Как помогут скороговорки
Для лечения больных с дизартрией, наряду с гимнастикой и миостимуляцией, показаны упражнения по проговариванию скороговорок. Эти речевые формы направлены на произношение буквы или комбинации, они помогают ликвидировать нарушения артикуляции. Правильно выбрать нужный вид поговорок может только логопед или нейрофизиолог.
Для самостоятельных тренировок нужно каждый день менять букву, которая чаще всего встречается в словосочетании. Некоторым больным скороговорки легче вначале распевать.