В течение всей жизни человеку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Виды адаптации подразделяют на биологические, социологические и психологические. Адаптационные способности востребованы постоянно. Поскольку часто требуется принимать новые решения, переходить в различные сообщества и организации, где необходимо соблюдать заведенные порядки. Соответственно проходят и биологические изменения. Однако данный процесс порой занимает целые поколения, для того чтобы часть популяции приспособилась к конкретным условиям.
В психологии есть понятие адаптационного барьера. Оно обозначает своеобразную границу, при выходе за которую, адаптация личности к изменениям уже не будет оставаться нормальной.
Статьи по теме
- Плохое воспитание и его влияние на поведение человека 24.08.2021
- Что значит роковая женщина и чем она отличается от стервы 24.06.2021
- Типы женщин в психологии 24.06.2021
- Истероидный тип личности женщины: особенности общения 16.06.2021
Свойства этого барьера во многом зависят от самого человека, его биологических параметров и характеристик, конституционной типологии личности, различных социальных факторов, личных свойств, типа самооценки, воли или системы ценностей. Они же определяют и адаптационные возможности человека.
Виды адаптации и их характеристики
Человек должен адаптироваться постоянно. Младенцу нужно привыкнуть к особенностям окружающей среды и пережить физическую адаптацию, научившись ползать, ходить, взаимодействовать с предметами и говорить. В более старшем возрасте требуется уже приспосабливаться к социуму.
Особенно важно для ребенка приобретение первых социальных навыков в школе. В дошкольном возрасте он получает дисциплинарный опыт, учит новые правила поведения, приучается нести ответственность за качество выполненной работы. В течение всей жизни человек постоянно становится частью чего-то нового, вновь и вновь повторяя процессы различных видов адаптации. Умение социально приспосабливаться дает человеку возможность получения новых знаний. Он начинает взаимодействовать с другими людьми.
Человеческую адаптацию относят к «научениям». В ней есть несколько составляющих:
- реактивная — человек реагирует на внешние факторы, осуществляет привыкание к чему-либо;
- оперантная — это метод проб и ошибок, наблюдения и формирования реакций, или же процессов медленного привыкания к условиям окружающего мира;
- когнитивная — обозначает наблюдение связи между ситуациями и их оценку на основе полученного ранее опыта.
Именно поэтому в организациях часто присутствует специальный человек, задача которого заключается в адаптации вновь нанятых сотрудников. Связано это с тем, что у всех организаций есть свои задачи, цели и сроки, которые должны быть выполнены руками ценных сотрудников. Осложняется это тем, что они могут покинуть свой пост. Поэтому нанятого человека необходимо быстро ввести в курс дела. Рассказать ему об основных правилах и специфике организации. Все это позволяет ускорить процесс адаптации к новому рабочему месту.
Тропический тип адаптивности
В этих широтах высокая солнечная активность, тропические штормы и др. Среда играет важную роль в формировании адаптивных типов человека.
К данному типу относятся люди, живущие в теплой и влажной зоне. Отличаются по следующим признакам: форма тела вытянутая, долихоморфность — длинные руки и ноги, в сочетании с коротким телом. Сравнительно большая поверхность тела. Много потовых желез, что способствует интенсивному выделению пота.
Скорость обмена веществ средняя, синтез эндогенного жира и холестерина из печени на низком уровне, что влияет на здоровье человека этих зон. Встречается пониженное содержание в костях минеральных веществ. Часто явление пониженного белка, также нашли свое место эндемические заболевания, связанные с повышенным или пониженным содержанием в зоне обитания того или иного химического вещества.
Все эти признаки приобретены из-за пребывания в жарком климате с высокой влажностью воздуха.
Адаптация в педагогике
Метод проб и ошибок — основная часть процесса адаптации на протяжении всего периода обучения в школе. Выражается в подборе способов решения проблемы и отсеивания неправильных решений. В качестве примера можно привести процесс, когда в течение нескольких лет ребенку необходимо получать различные знания, чтобы впоследствии использовать полученную информацию на экзаменах и пройти на следующий этап обучения.
Стоит учесть, что данном виде адаптации подразумевается способность переходить от одной сферы деятельности к другой. Например, от детского сада к школе, потом к колледжу и университету. Если человек не соответствует требуемым поведенческим характеристикам, его адаптация считается неудачной.
Аридный тип адаптивности
К этому типу относятся люди, живущие в пустынных зонах. Эти широты отличаются редкими осадками и жарким климатом.
Особенности телосложения аридного адаптивного типа человека: телосложение линейного характера, плоская грудь, мышцы развиты слабо, жировой компонент невелик, замедленный процесс обмена веществ в организме. Менее чувствительны к изменениям температуры среды обитания.
В организациях
В условиях постоянной циркуляции кадров адаптация начинает приобретать особенно важное значение. Основной способ приспособления к новым условиям в данном случае — наблюдение и рассуждение. Это означает, что новичку понадобится проходить курс лекций и семинаров в выбранном направлении.
Также адаптация подразумевает работу специальных людей. Они должны помочь новому сотруднику в этом процессе посредством как личных бесед, так и общих собраний. Также практикуется приставление наставников. Они с практической стороны помогают ввести человека в курс дела, чтобы он смог понять все тонкости профессии. Помимо этого требуется знакомство с коллективом. Параллельно возможно прохождение постепенно усложняющихся заданий, которые должны подготовить нового сотрудника к настоящей работе.
Один из наиболее популярных способов адаптации и сплачивания коллектива — проведение собраний и тренингов. Члены коллектива примеряют роли друг друга, что позволяет достичь большего взаимопонимания и повысить эффективность труда.
Высокогорный адаптивный тип
Для такого вида широт характерны низкие среднегодовые температуры, нехватка кислорода. Люди такого типа отличаются массивным скелетом, цилиндрической грудной клеткой, высоким содержанием гемоглобина и эритроцитов в крови. Щитовидная железа менее развита. Обмен веществ интенсивен, по сравнению с типами, описанными выше.
Интенсивность в развитии невелика, как и в росте, но продолжительность жизни значительно выше, чем в других регионах.
Не относится в видам адаптации
адаптации нельзя отнести период испытательного срока, если к сотруднику не был приставлен наставник. Ведь человек не был введен в курс организационных дел. Без наглядных примеров и внимания у него, попросту не хватит времени для того чтобы адаптироваться к новым условиям.
Угрозы и принуждения, направленные на новых учащихся или сотрудников, нельзя отнести к видам адаптации.
Особенно если их используют для обозначения своего или чьего-либо авторитета. Это не повышает производительность, а только ухудшает общие результаты.
Континентальный тип адаптивности
Для населения данной зоны, характерны следующие признаки: плоская грудная клетка, склонность к полноте, в скелете ниже нормы содержание веществ минерального происхождения.
Распространен грудной тип телосложения, который отличается слабой развитостью мышц, сутулостью, впадиной на зоне живота. Также получил распространение брюшной тип, отличительными чертами которого являются: грудная клетка конической формы, выпуклый живот, обычная (волнистая) или сутулая спина.
В зоне тайги признаки схожи, но отличительной чертой является миниатюрность телосложения.
Арктический тип
Адаптивный тип человека сформировался в результате влияния на него холода, пищи в основном животного происхождения. Население этого типа отличается мощной мускулатурой, массивным скелетом, жировым комплексом, грудная клетка крупная и имеет форму цилиндра.
Показатель гемоглобина у арктического адаптивного типа человека по сравнению с другими типами высокий. Костный мозг достигает больших размеров, кости богаты веществами минерального происхождения, холестерин и белок в крови таких людей на высоком уровне. В то же время иммунитет средний.
Умеренный тип адаптивности
Между адаптивными типами человека и расами существует взаимосвязь, так как формирование различных типов человека обуславливает их расселение по всему миру.
Тип умеренной зоны наиболее распространен на планете. По отличительным признакам и климату занимает промежуточное положение между двумя типами: арктическим и тропическим.
Умеренный тип широко распространен, сочетает множество разных факторов всех широт, к которым организм должен приспособиться.
Как написать курсовую работу по логопедии
07.09.2010 231169
Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.
Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.
Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.
Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.
Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.
Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.
Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.
Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.
Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.
Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.
Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:
– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.
Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.
Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.
При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.
При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.
Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].
При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].
Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.
При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:
– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.
В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.
В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.
Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.
В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.
О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.
Литература:
1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.
2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.
Воздействие климата
Важным фактором является температура и ее воздействие на организм. Плотность населения по миру варьируется в зависимости от температуры воздуха. За счет терморегуляции организма человек приспосабливается к сезонным изменениям температуры. Поэтому, чем меньше разбежка в сезонных изменениях температуры, тем благоприятнее условия для проживания и население отличается ростом численности.
Солнечная активность влияет на работоспособность человека и его здоровье, ориентировка в пространстве также зависит от солнечного света, повышает активность мозга. Из-за нехватки витамина D развиваются болезни, такие как рахит.
Адаптивные типы человека в разных климатических зонах отличаются цветом кожи и мускулатурой.
Атмосферное давление так же влияет на физиологические показатели. На севере Евразии, Канады, Аляски холодный пояс. Период вегетации длится не более двух месяцев. Низкие температуры препятствуют активному земледелию.
В широтах Евразии находится прохладный пояс, а также на севере и юге Америки, в Андах. Теплые регионы этого пояса отличаются развитостью земледелия.
На территории Европы находится умеренный пояс, не включая южные острова, Русскую равнину, Казахстан, Южную Сибирь и Восток, Монголию, Тибет, Северо-Восточный Китай, южную часть Канады, северные районы США.
Теплый пояс занимает евроазиатское Средиземноморье, южную часть Китая, большую часть США и Мексики, Чили и Аргентину, южную часть Африки и Австралии.
Пояс жаркого типа занимает преобладающую площадь Африки, Южной Америки, Южной Азии, Аравийского полуострова, Центральной Америки. Также агроклиматическое районирование мира осуществляется в зависимости от степени увлажнения.