Стресс-код. Профилактика профессионального стресса. О. И. Суховеева (№4, 2013)


О.И. Суховеева

преподаватель Приволжского института

повышения квалификации ФНС России,

кандидат психологических наук

Сегодня профессиональный стресс – это очень серьезное, прогрессирующее огромными темпами социальное явление. Реакция человека на стрессовую ситуацию проявляется не только в психологическом и эмоциональном напряжении, страдает здоровье и работоспособность, изменяется качество жизни в целом. Работник находится в состоянии постоянной усталости и потери энергии, появляются проблемы со здоровьем. «У меня не работа, а сплошной стресс», «Я нахожусь в постоянном стрессе», «Такие нервные нагрузки просто невыносимы» — подобные фразы достаточно часто мы можем услышать из уст работающего человека. Действительно, современная профессиональная среда включает в себя достаточно много стрессовых факторов, так называемых стрессоров.

Стресс определяется как состояние повышенной напряженности, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия среды.

Профессиональный стресс рассматривается как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Нужно очень четко понимать, что стресс — это не всегда плохо: он может быть и полезным для человека, являться стимулятором его активности и вредным, снижающим ресурсы и активность человека По определению Г.Селье такой стресс называет дистрессом.

Профессиональный стресс чаще всего относится именно к дистрессу. Если работодатель заинтересован в создании безопасных условий, высокой производительности труда, мотивации сотрудников на достижение успеха в трудовой деятельности, то ему никак не обойти тему профилактики профессионального стресса. Работа в наше время действительно является одним из самых больших источников стресса.

Психологи утверждают, что о степени профессиональной нагрузки свидетельствует особое явление, получившее название «профессионального выгорания». Работа большинства людей редко бывает спокойной, размеренной и лишенной волнений и тревог. Способность специалиста поддерживать высокий уровень работоспособности в условиях психологических нагрузок – это решающий фактор успеха.

При создании условий для достижения оптимальной производительности и активности в профессиональной деятельности необходимо использовать системные и комплексные знания различных направлений в науке. Одной из наиболее важных и необходимых для изучения, как руководителями, так и рядовыми сотрудниками научных областей является психология труда.

Психология труда изучает закономерности трудовой деятельности, развития и формирования человека в процессе и вследствие труда. Одна из задач психологии труда это и есть обеспечение условий для безопасного и эффективного труда, обеспечение работоспособности сотрудников.

Для того чтобы справиться со стрессом, нужно очень хорошо понимать его природу.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):

Информационный – это стресс, связанный с высокой степенью ответственности принятия решений в условиях неопределенности и нехватки необходимой информации, а также при частом и неожиданном изменении информационных параметров

Эмоциональный – это стресс, возникающий при реальной или предполагаемой опасности; переживаниях унижения, гнева, обиды; противоречиях в отношениях с коллегами или руководством

Коммуникативный — это стресс, связанный с реальными проблемами делового общения и проявляющийся в повышенной раздражительности; неумении защититься от коммуникативной агрессии; неспособности сформулировать необходимый отказ. Основные проявления коммуникативного профессионального стресса это чаще всего: раздражительность в деловом общении , привычка общаться на повышенных тонах; неудовлетворенность своей работой , коммуникативная агрессия: стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе, словесная агрессия; открытый вызов на конфликт, придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы; спонтанные вспышки ярости; направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

Каковы поведенческие и эмоциональные последствия стресса?

Когда вы испытываете психологическое давление, вы можете испытывать множество различных чувств, включая тревогу, раздражительность потерю контроля, что приведёт к тому, что вы станете замкнутым, нерешительным и плаксивым.

Вы испытываете периоды постоянного беспокойства, скачущих по кругу мыслей. Вы испытываете изменения в своём поведении, и вам трудно сосредоточиться и заниматься управлением стрессом. Вы легче выходите из себя, действуете иррационально или становитесь более агрессивным. Все эти чувства приводят к изменениям на физическом уровне. Например, крайняя тревога, панические атаки, вызывая приступы головокружения и учащённого сердцебиения заставят вас чувствовать себя настолько плохо, что вы начнёте всерьёз беспокоиться о здоровье сердца и/или сосудов. И только врач поможет восстановлению. Но, профилактика гораздо важнее.

Психологи чаще всего выделяют следующие факторы профессионального стресса:

  • рабочий день сотрудника связан с высокими временными перегрузками, ненормированный рабочий день;
  • условия труда не соответствуют требованиям безопасности и физического комфорта ;
  • сотрудник работает в ситуации дефицита времени, много разнообразных задач, а времени на их реализацию недостаточно, одно дело накладывается на другое, все дела срочные;
  • сотрудник вынужден самостоятельно принимать решения.
  • сотрудник недостаточно информирован о своих профессиональных обязанностях и полномочиях коллег и начальства;
  • высокая ответственность за других людей и за материальные ценности;
  • малая степень влияния на принятие решений в организации;
  • сложные взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами;
  • интриги, давление манипуляции со стороны коллег, руководителей, подчиненных

Как можно определить признаки стресса?

Каждый человек испытывает стресс в тот или иной период своей жизни. Но зависнет ли он в этих эмоциях и подвергнет своё психическое и физическое здоровье опасности или легко преодолеет стресс, зависит от того, как он умеет управлять напряжением и проблемными ситуациями. Для того чтобы понять, справляетесь ли вы самостоятельно или пора обратиться за профессионалкой помощью нужно уметь вовремя замечать симптомы стресса:

  1. постоянное беспокойство или тревога
  2. подавленность
  3. трудности с концентрацией внимания
  4. перепады настроения или изменения в настроении
  5. раздражительность или вспыльчивость
  6. снижение контроля
  7. депрессия и трудности восстановления
  8. низкая самооценка
  9. изменение пищевых привычек
  10. изменения в привычках сна
  11. использование алкоголя, табака или наркотиков для расслабления
  12. боли, особенно при мышечном напряжении. Иногда приходится прибегать к помощи врача.
  13. диарея и запор
  14. чувство тошноты или головокружения
  15. потеря полового влечения.

Если вы испытываете эти симптомы в течение длительного времени и чувствуете, что они влияют на повседневную жизнь или заставляют чувствовать себя плохо, следует обратиться к своему врачу за профессиональной помощью.

Методы профилактики профессионального стресса:

  • Со стороны организации: создание эффективных условий труда и отдыха (безопасное рабочее место, оптимальный график труда и отдыха, создание условий для качественного отдыха, поддержания и восстановления здоровья, проведение корпоративных мероприятий, направленных на снятие напряжения и сплочение коллектива, создание условий для информационно- психологической безопасности сотрудника, четкое распределение обязанностей между работниками, соблюдение прав и социальных гарантий, отработанная система мотивации и стимулирования, поощрения и наказания и т.д.)
  • Со стороны руководства: создание благоприятного социально-психологического климата, выбор оптимального стиля руководства (наиболее эффективным является ситуативный стиль управления, одним из неэффективных и наиболее стрессогенных является жесткий и авторитарный, попустительский, авральный , перестроенный (постоянные и бессистемные нововведения), необходимо использовать целесообразное делегирование полномочий.
  • Со стороны сотрудника: управление своим отношением к происходящему, развитие установок, которые позволяют снизить стресс, помогают мягче реагировать на ситуации стресса, развитие позитивных жизненных установок (например: «Не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним», «Надо рассматривать проблемы по мере их возникновения»; готовность к внесению необходимых коррективов в собственные действия, использование юмора, как эффективного средства преодоления кризисных состояний, получение удовольствие от общения с людьми (близкими, коллегами, друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми);оказание внимания, помощи и поддержки по отношению к другим людям, с которыми приходится выполнять общее дело; использование релаксации, медитации, аутогенной тренировки, отказ от вредных привычек; развитие умения переключаться на другие занятия (хобби ,общение с животными здоровый образ жизни и; занятия спортом; водные процедуры);соблюдение режима труда и отдыха.

Эффективные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса, которые может использовать практически каждый сотрудник, предлагает Н.В. Самоукина .

Что такое стресс-менеджмент

Для начала вспомним, что стресс является общей реакцией организма на сильное физическое или психологическое воздействие. Также под ним понимается угнетенное состояние организма и нервной системы человека. Что же касается стресс-менеджмента, то он касается именно стрессов на работе, которые согласно статистике, встречаются наиболее часто (кстати, другие интересные статистические данные мы освещали в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»).

Итак, термин «стресс-менеджмент» в России появился не так давно, и, как и многие подобные понятия, он пришел к нам с Запада. Какого-то общепринятого определения у него пока нет, но большинство психологов и специалистов по личной эффективности понимают его как управление собой при воздействии стресса, позволяющее преодолевать его последствия.

Мы думаем, что это вполне верная трактовка, и даже если мы возьмем в руки какую-нибудь современную книгу, связанную с преодолением стресса, мы увидим, что стресс-менеджмент толкуют именно так. Если же немного упростить трактовку, то получим, что стресс-менеджмент – это управление стрессом.

Процесс управления стрессом происходит по трем базовым направлениям:

  • профилактика стрессогенных факторов;
  • снижение напряжения от стрессогенных факторов, не поддающихся устранению;
  • организация системы преодоления последствий воздействия стрессогенных факторов.

Но, раз уж, согласно названию статьи, мы говорим о стрессе на рабочем месте, будет правильнее сузить область рассмотрения темы. И в профессиональной деятельности стресс-менеджмент имеет два основных уровня:

  • управления стрессом на уровне организации;
  • управление стрессом на уровне личности.

Далее мы поговорим о каждом из этих уровней отдельно.

Правила поведения в условиях стресса:

  • наблюдать за самим собой (имеется ввиду, необходимо отслеживать и осознавать изменение своих реакций и поведения в ситуации стресса);
  • искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв», «сделать паузу в общении»);
  • перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься и переключиться на другое занятие);
  • задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Все вышеперечисленные рекомендации могут помочь сотруднику научиться контролировать уровень полученного при профессиональной коммуникации стресса, регулировать свое поведение, перестать «зацикливаться» на полученных отрицательных эмоциях, не принимать близко к сердцу ситуации, которые чаще всего связаны не с личной угрозой , а с общей психологической напряженностью коллектива при решении общей задачи.

Таким образом, задача работодателя — это создание оптимальных условий для работника, но важным ресурсом также является самостоятельная и осознанная профилактическая работа самих сотрудников, которую необходимо стимулировать при помощи различных организационных мероприятий.

Управление стрессами на уровне личности

Профилактика, предотвращение и минимизация негативного воздействия стресса на рабочем месте на уровне личности достигается за счет прохождения специализированных тренингов. Они либо организуются руководством организаций, либо проходятся сотрудниками в индивидуальном порядке, т.е. самостоятельно. Одной из наиболее эффективных мер для достижения желаемого результата служит релаксация.

Польза релаксационных техник при работе со стрессом известна уже давно. Еще в начале 20 века специалисты при работе с пациентами учили их последовательной концентрации на разных частях тела, параллельно их напрягая и расслабляя. Задача состояла (и состоит сейчас) в том, чтобы сосредотачиваться на ощущениях, возникающих при расслаблении, что впоследствии позволяло достигать полного расслабления тела и психики.

Естественно, с того момента техники релаксации стали более усовершенствованными, и сегодня многие из них включают в себя два базовых подхода – аутотренинг и медитацию. Кстати, с некоторыми хорошими методиками вы можете познакомиться в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения».

Второй вариант программы-антистресс на индивидуальном уровне – это модификация поведения. В большей степени данный вариант необходим людям, отличающимся чрезмерной напористостью, повышенной активностью и постоянным ощущением аврала и загруженности. Но и всем остальным модифицировать поведение, конечно же, можно.

Модификация поведения предполагает, что человек начинает осваивать новые формы поведения – иначе реагировать на стрессогенные факторы и обстоятельства. Научиться этому можно, обратившись к специальной литературе, аудио- и видеоматериалам, тренингам, полезным статьям в Интернете.

Если же подобные задачи решаются на организационном уровне, любые мероприятия по разработке и внедрению соответствующих программ следует организовывать только после подробного изучения факторов и уровня стресса в самой организации. При этом менеджеры по управлению стрессом должны решить еще ряд важных задач:

  • Определить состав сотрудников для обучения: руководители это будут, сотрудники, наиболее подверженные стрессу, сотрудники с наиболее стрессовой работой или весь персонал вообще? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно отлично разбираться в особенностях каждой конкретной организации. Однако на практике доказана эффективность обучения антистрессовым программам конкретно управленцев. Плюс к этому один лишь факт внедрения в организацию антистрессовых программ не дает стрессогенной обстановке обостряться.
  • Определить содержание программы и субъекты обучения. Программа должна быть адекватной и надежной, а этого можно достичь, если в разработке будет участвовать экспертная группа (руководители службы по работе с персоналом, топ-менеджеры, линейные менеджеры). Такой подход помогает достичь баланса между основной программой обучения сотрудников и обучением стресс-менеджменту, а также позволяет оптимально выбирать специалистов, обучающих стресс-менеджменту (заметим, что последних стоит выбирать на конкурсной основе, чтобы понять, какие подходы они используют, убедиться в их профессионализме и оценить будущие затраты).

Нельзя забывать и о том, что для профилактики стресса на работе на индивидуальном уровне каждый сотрудник должен осознавать всю важность ведения здорового образа жизни, поддержания хорошего состояния здоровья и обеспечения себя надлежащим уровнем физической активности.

Именно поэтому высокой стрессоустойчивостью отличаются сотрудники тех компаний, которые предлагают посещать тренажерные залы и бассейны, организуют подвижные игры. Такие вещи позволяют людям становиться более выносливыми физически, поддерживают жизненный тонус, повышают запас энергии и иммунитет, снижают риск многих заболеваний.

И, подводя итог вопросу о профилактике и борьбе со стрессом на работе на уровне личности, отметим, что каждому человеку свойственен свой личный временной порог стресса. Кто-то способен работать при высоких нагрузках очень долго, при этом адаптируясь к стрессу достаточно легко и быстро, а кто-то даже при небольшой нагрузке быстро теряет работоспособность. Есть также и те, для кого стресс служит стимулом, и такие люди лучше всего работают как раз-таки в стрессовых условиях.

Эти особенности обязательно должны учитывать и руководители организаций при разработке антистрессовых программ, и сами сотрудники – чтобы правильно оценивать свои силы и подбирать оптимальные и эффективные методы повышения стрессоустойчивости (о некоторых мы писали в статье «Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения»).

Работа и стресс

В настоящее время мы сильно подвержены профессиональному давлению. Стандарты для работающих всё сильнее завышаются, амбиции растут, так же как и ответственность. Грань между личной и профессиональной жизнью стирается, мы практически не можем переключиться: коллеги, босс и клиенты могут достать нас в любое время и в любом месте, благодаря развитым технологиям, интернету и сотовой связи.

Повышенный уровень стресса, если его не начать им управлять, приведёт к выгоранию или более серьёзным бедам со здоровьем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]