Новости науки. Миелинизация и ее ранняя диагностика
Что такое миелин и зачем его надо измерять?
Миелинизация нервных окончаний — это образование специального слоя вещества под названием «миелин» вокруг осевого цилиндра нервного волокна в период его созревания. Это похоже на изоляцию провода. Начинается этот удивительный процесс на 5 месяце внутриутробного развития плода и в основном заканчивается в конце второго года жизни ребенка. По некоторым данным процесс миелинизации продолжается до подросткового, а иногда и до 40-летнего возраста человека. Миелин, покрывающий нервные окончания, повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе, защищает нервные волокна от повреждений. Поэтому его недостаток вызывает различные расстройства в работе нервной системы.
Российские нейробиологи работают над внедрением нового подхода в диагностике количественного уровня миелина. Он заключается в выявлении биомаркеров созревания или повреждения нервной системы организма детей, в том числе и у плода с 20 недели внутриутробного развития. Эти исследования окажут неоценимую помощь в дело профилактики перинатальной смертности и гибели новорожденных. Выявление уровня миелина будет иметь огромное значение и в предупреждении развития тяжелых заболеваний и пороков центральной нервной системы (ЦНС), когнитивных расстройств, включая такое распространенное сегодня заболевание, как ранний детский аутизм.
Из истории вопроса
Следует отметить, что первый в мире неинвазивный (бескровный, без внедрения в организм и вынужденного его повреждения) метод оценки миелина был разработан несколько лет назад под руководством ученого Томского Государственного Университета и Университета Вашингтона Василия Ярных. Новый подход уже доказал свою эффективность и внедряется на базе нескольких клиник РФ. Большим подспорьем такой метод стал для определения повреждений оболочек нервных волокон у людей, перенесших инсульт…
…А в рамках нового проекта будет использован уникальный подход для оценки миелинизации в норме и при различных патологиях мозга как в период внутриутробного развития ребенка, так и после его рождения.
Суть нового проекта
Миелинизацию нервных волокон хорошо видно на картинке, полученной с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Но МРТ в пренатальном периоде (периоде внутриутробного развития) – это почти невозможная задача, поскольку плод не может быть какое-то время неподвижным во время сканирования.
Поэтому для получения объективной картины используются специальные программы, позволяющие совмещать изображения МРТ (т.н. «Метод картирования макромолекулярной протонной фракции»), полученные на фоне двигательной активности плода. Новый метод уже был апробирован при обследовании детей первых лет жизни и плодов в процессе внутриутробного развития. Получены новые данные об особенностях развития структур головного мозга плода на разных сроках внутриутробного развития.
Так, установлено, что количество миелина у плода во втором триместре (13-24 недели) пока минимально. И в первую очередь он образуется в структурах, которые отвечают за жизненно важные функции – дыхание, кровообращение, сердечную деятельность.
А вот в третьем триместре (25-40 недель) становится уже заметной начальная миелинизация структур, отвечающих за движение и их координацию.
При обследования детей 2-3 лет с патологией нервной системы, был выявлен ряд случаев, когда новый метод помог получить дополнительную очень важную для врачей диагностическую информацию.
Польза нового метода
Данные исследования поддержаны Российским научным фондом и будут проводиться еще в течение трех-четырех лет. Они позволят отработать технологию количественного картирования миелина в пренатальный период и период после рождения ребенка. По результатам исследования будет создан нормативный количественный цифровой атлас миелинизации мозга плода и ребенка, необходимый врачам и ученым.
Полученные данные предоставят врачам дополнительную информацию о причинах задержки развития детей, будут полезны для прогнозирования их когнитивных и интеллектуальных способностей.
Прогнозирование или диагностика уже начинающихся нарушений миелинизации в раннем возрасте важны еще с точки зрения выделения групп риска пациентов с умственной отсталостью, аутизмом и другими серьезными психическими заболеваниями.
Такая информация может быть использована в качестве опережающего профилактического метода: для назначения ранней поведенческой терапии и развития навыков социальной адаптации.
Что делать, пока эта уникальная методика не получила широкого распространения?
Только профилактические меры!
В нашем центре проводится огромная работа по профилактике и ранней коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
Будущие мамы получают информацию о специфике ухода за новорожденным группы перинатального риска и его раннем развитии.
С молодыми мамами мы работаем на опережение патологического процесса у малыша с самого рождения, когда изменения еще никому не видны. Родители порой не верят в возможность нарушений развития своего малыша, ведь «еще никаких проявлений нет». И упускают драгоценное время, которое уже никогда не вернешь!
Наша методика опережающего и коррекционного развития направлена на стимуляцию формирования возрастных навыков, на развитие двигательной, сенсорной, речевой, коммуникативной и эмоциональной сфер ребенка с самого рождения. Время еще есть! Ведь миелиновые оболочки еще не образовались полностью и не перекрыли огромные компенсаторные возможности организма новорожденного!
Поэтому, благодаря нашей методике, здоровый малыш получит тренировку всех функций организма, а малыш с риском патологии пройдет стимуляцию навыков, что восстановит поврежденные проводящие пути и простимулирует появление новых.
Магнитно-резонансная томография (МРТ) в Санкт-Петербурге
Миелинизация – это увеличение содержания липидов и уменьшение содержания воды в оболочках нервных путей. Процесс миелинизации мозга начинается на пятом месяце внутриутробного развития и продолжается активно до 2 лет . При МРТ головного мозга сигнал от миелинизировавшегося белого вещества мозга в связи с сокращением релаксационных времён четко отличается от участков с незавершившейся миелинизацией.
Поскольку белое вещество у новорожденного еще не созревшее, отношение интенсивности сигнала белого и серого вещества у него обратное взрослому: на Т1-взвешенных МРТ головного мозга белое вещество темнее серого, на Т2-взвешенных МРТ головного мозга ярче. Созревание белого вещества, следовательно, выглядит как увеличение интенсивности сигнала от белого вещества на Т1-взвешенных МРТ головного мозга и уменьшение на Т2-взвешенных МРТ головного мозга. До возраста 6 мес. Т1-взвешенные МРТ головного мозга более чувствительны к процессу миелинизации.
На Т1-взвешенных МРТ головного мозга при рождении нормальный для взрослого мозга сигнал дают задние участки продолговатого и среднего мозга , ножки мозжечка , передне-боковые участки зрительного бугра, задние ножки внутренней капсулы, зрительный нерв, его перекрест и тракт. Процесс миелинизации идёт от центра к периферии, снизу вверх и сзади вперёд. К 3 месяцам жизни высокий сигнал приобретает зрительная лучистость и мозжечок, к 4-6 месяцам – мозолистое тело, 7-11 мес. – белое вещество кверху от полуовального центра, от 8 до 12 мес. – заканчивается созревание подкорковых участков белого вещества и в 12 мес. – перивентрикулярного белого вещества, миелинизация лобных долей полностью завершается к 11-14 месяцам, височных – 14-18 мес.
На Т2-взвешенных МРТ головного мозга тот же процесс идет как бы медленнее. Типичный для взрослого мозга низкий сигнал при рождении дает белое вещество задних участков ствола, нижние и верхние ножки мозжечка. Целиком мозжечок становится гипоинтенсивным только к 18 месяцам жизни. Между 6 и 8 месяцами созревает мозолистое тело, к 11 месяцам – передняя ножка внутренней капсулы, 14 месяцам – белое вещество в глубоких отделах лобной доли, между 18 и 24 месяцами заканчивается созревание подкорковых участков белого вещества.
Небольшой участок немиелинизировавшегося белого вещества у взрослых иногда встречается у передних рогов и реже за задними рогами боковых желудочков. Он отражает медленную миелинизацию и не относится к патологическим состояниям. Выглядит как симметричные “облачка” на Т2-взвешенных МРТ головного мозга, отделенные от рогов тонкой прослойкой нормального белого вещества. Эта темная прослойка важна в дифференциальной диагностике с демиелинизацией, некрозом или отеком, которые примыкают к желудочкам. Важной особенностью томограмм, полученных с помощью МРТ последовательности FLAIR (инверсия – восстановление с подавленным сигналом от жидкости ), является “подчеркнутость” контура боковых желудочков. Яркая линия толще вокруг задних рогов. Не следует принимать это за нарушение миелинизации или разрушение миелина.
На Т2-взвешенных МРТ головного мозга можно проследить созревание мозга не только за счет миелинизации, но и накопления железа в подкорковых структурах. В 6 месяцев низкий сигнал приобретают подкорковые ядра. Только к 9-10 годам низкого сигнала становится бледный шар, черное вещество и красное ядро, причем интенсивность сигнала продолжает уменьшаться и на втором десятилетии жизни. Зубчатое ядро мозжечка начинает темнеть после 15 лет, причем процесс идет медленно на протяжении всей жизни.
При МРТ в СПб детей до 2 лет мы пристальное внимание уделяем незавершенной миелинизации, чтобы не пропустить дисмиелогенные заболевания и последствия ишемических нарушений. Процесс миелинизации одинаково виден в высоких полях, так и в низких на открытых МРТ.
Оставить отзыв.
29.09.2016 Добавил Олег Зимин
МРТ в Санкт-Петербурге , USA
Спасибо за подробное и детальное объяснение. При необходимости пояснения, буду ссылаться на ваш эл. ресурс.
business 0.3 МРТ в Санкт-Петербурге , USA 5.0 5.0 1 1 Спасибо за подробное и детальное объяснение. При необходимости пояснения, буду ссылаться на ваш э
МРТ в Санкт-Петербурге USA
Эпилепсия без судорог у детей
Эпилепсия — это заболевание, связанное с нарушением работы определенных групп нервных клеток. Эпилепсия может быть врожденной и приобретенной. Иногда она начинается из-за повреждения головного мозга в результате травмы или опухоли. Также ее причиной может стать врожденная киста или другие особенности мозгового строения. Бывает, что эпилептические приступы начинают происходить без видимых причин на фоне наследственной предрасположенности.
Эпилепсия у детей может проявляться судорогами всего тела или одной конечности, а также эпизодами «выключения».
Бессудорожные приступы эпилепсии у детей
Эпилептические приступы с судорогами больше характерны для малышей с рождения до 2–3 лет. У детей старше 4–5 лет чаще бывают эпилептические приступы без судорог.
Наиболее частый бессудорожный приступ — это абсанс, кратковременное выключение сознания. Со стороны это выглядит как будто ребенок «завис», задумался. Взгляд не сосредоточен. Во время приступа малыш прекращает деятельность (например, игру, ходьбу, письмо) и замирает. При этом он может выполнять стереотипные движения (например, сгибание-разгибание пальцев).
Во время приступа ребенок ни на что не реагирует, его невозможно вывести из этого состояния. Спустя несколько секунд (обычно от 2 до 20) приступ завершается, ребенок снова «включается» и продолжает то, что он делал до приступа. Сам приступ не помнит.
Таких абсансов может быть несколько десятков в день. Обычно приступ провоцируется гипервентиляцией, вызванной частым вдохами. Абсансы долгое время могут оставаться незамеченными даже близкими родственниками ребенка.
Если вы замечаете, что ваш малыш часто замирает во время игры, понаблюдайте за ним повнимательнее. При любых сомнениях лучше ничего не дожидаться, а как можно быстрее посетить вместе с малышом детского невролога.
Чем опасна эпилепсия в детском возрасте
Эпилептические приступы (даже если они протекают без судорог), особенно частые (несколько раз в день), мешают нормальной работе головного мозга и в дальнейшем нарушают развитие нервной системы ребенка. Такие дети могут отставать от сверстников в развитии.
Для эпилепсии, особенно начавшейся в детском возрасте, характерны особые изменения личности. Эти изменения связаны не только с приступами, но и с принимаемыми лекарствами, отношением окружающих. С возрастом у людей, страдающих эпилепсией, появляется раздражительность, излишняя обстоятельность, замедленность мышления.
Нарушение координации движения у детей
Нарушение координации движения у детей — это состояние, которое возникает в результате неправильной работы нервной системы. Нарушается согласованность взаимодействия мышц человека.
Нарушение координации движений может свидетельствовать о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также заболеваниях центральной нервной системы. Движения могут быть не симметричными, не точными. При выявлении нарушений у ребенка обратитесь в клинику «Epihelp». Квалифицированные неврологи проведут диагностику и назначат лечение.
Движения осуществляются благодаря работе мозжечка и коры головного мозга. Он соединяется с нервной системой 3 парами ножек. При движении через спинно-мозжечковые пути информация доставляется в мозжечок и кору головного мозга, где происходит их обработка и регуляция точности, соразмерности, правильности и координации движений, а также регуляция мышечного тонуса.
Заболевания, при которых нарушается координация движений:
- Диспраксия;
- Каталепсия;
- Атаксия;
- Гидроцефалия;
- Черепно-мозговая травма;
- Опухоли;
- Болезни опорно-двигательного аппарата;
- Осложнения инфекционных заболеваний;
- ДЦП.
Наиболее распространенным является диспраксия.
Диспраксия — это несогласованность движений. В простонародии «синдром неуклюжести». Этим синдромом страдают школьники. Заболевание может проявляться как:
- ребенку трудно научиться ездить на велосипеде, кататься на коньках;
- путаница в последовательности действий;
- неаккуратность в еде;
- тяжело завязывать шнурки;
- речевые нарушения;
- неразборчивый почерк;
- медлительность.
Причины диспраксии
Причины диспраксии не выяснены. Среди вероятных причин выделяют нарушение согласованности между определенными областями мозга, замедленное развитие его отдельных частей или повреждение у ребенка нервной ткани. Возможно, может значительную роль играть и фактор наследственности.
Лечение диспраксии
Лечением нарушения координации движения у детей должен заниматься только квалифицированный специалист. Только врач может сказать вам, чем лечить нарушение координации движения у ребёнка, как избавиться от осложнений от нарушения координации движения и предотвратить его появление. Главный специалист в этой области — невролог. Он производит оценку координации и двигательных функций ребенка Лечение может улучшить поведение, снизить уровень тревоги и прочих проблем эмоционального характера как у самого пациента, так и у всех членов его семьи. Физиотерапия — важный аспект лечения. Главная цель ее заключается в постепенном развитии необходимых двигательных навыков у детей. Часто детей с таким заболеванием направляют на плавание. Дают рекомендации по выполнению определенных упражнений.