Межполушарная щель: понятие, назначение, правила проведения диагностики, результаты, размеры расширения и возможные последствия


О щели между полушариями

Щель между полушариями должна присутствовать, но ее размеры не могут превышать 3 мм. Если она немного увеличена, то можно говорить об анатомических особенностях развития ребенка.

На заболевание указывает состояние, когда межполушарная щель расширена и заполнена жидкостью. Нередко при этом у младенца диагностируют такие заболевания, как рахит, гидроцефалия или внутричерепное давление. Но на основе нейросонографии диагноз врачи не ставят, важна и клиническая картина. Данное состояние еще называют дилатацией. Иногда аномалия выявляется сразу в роддоме, случается и так, что родители обнаруживают подозрительные симптомы уже к 5-6 месяцу жизни ребенка.

На осмотре новорожденного доктор задаст родителям вопросы такого плана:

  1. Каков сон малыша, сколько часов в день, какие интервалы бодрствования и т. д.
  2. Частота срыгивания.
  3. Спокоен ли ребенок, не наблюдается ли у него истерик, которые продолжаются более 5 минут.
  4. Вопросы относительно рефлексов малыша, как он реагирует на изменение температуры, на световые вспышки, громкие звуки.
  5. Осмотр врачом ребенка на присутствие рахита, на болезнь могут указывать увеличенный родничок, широкий лоб и гладкий затылок со стертыми волосиками.

Нейросонография позволяет выявить нарушения в работе мозга, но результаты этого исследования необходимо правильно расшифровать.

Врач также измеряет окружность головы, что дает возможность заподозрить гидроцефалию, окрас кожного покрова, наличие мраморного рисунка, проверяет родничок, глазки на отсутствие косоглазия или синдрома Грефе (при нем у ребенка так закатываются глаза, что виден белок).

Диагностика

Как правило, именно от условий развития ребенка в самые первые годы жизни и будет зависеть его дальнейшая жизнь. Дальнейшее развитие целиком и полностью зависит от того, насколько сильно будут развиты у подрастающего человека органы чувств: зрение, обоняние, осязание и слух.

Межполушарная щель образуется у всех грудничков. Она является следствием особого строения человеческого тела. В медицинской практике она может быть естественной (физиологичной) и не требовать повышенного внимания, а также с отклонениями, что свидетельствует о скоплении между полушариями головного мозга жидкости.

Залогом более качественного лечения любой болезни является ее своевременная диагностика. Так, для определения патологий и нарушений в работе головного мозга у грудного ребенка врачи проводят целый ряд диагностических исследований, способных установить текущую картину всего происходящего в маленьком организме.

В каких случаях необходима срочная консультация врача

К невропатологу нужно будет обратиться в скором времени, если у малыша присутствуют такие симптомы:

  • плохой сон;
  • если ребенок часто бывает сильно возбужденным;
  • его пугают резкие звуки, что приводит к плачу или крику;
  • сильная рвота фонтаном;
  • появилось косоглазие или различные размеры зрачков;
  • окружность головы увеличена больше нормы;
  • выпячивание и медленное зарастание родничка;
  • глаза навыкате или закатываются таким образом, что бывает виден только белок;
  • судорожное состояние, либо регулярные подергивания в области подбородка, рук или ног;
  • нередко идет кровь из носа;
  • кожный мраморный рисунок;
  • с изменением атмосферного давления ребенок становится беспокойным.

Увеличенная межполушарная щель у детей в этом случае требует определенного лечения.

Синдромы мозговой несформированности у детей


Всего имеется четыре вида синдрома мозговой несформированности:

  • Функциональная несформированность (лобных) префронтальных отделов мозга.
  • Функциональная несформированность височной левой доли
  • Функциональная несформированность правого полушария.
  • Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий.

Краткая характеристика:

А) Лобные отделы мозга: Ребенок быстро устает от занятий, легко отвлекается. Малыш проявляет вялость и равнодушие практически ко всему, особенно это заметно при выполнении школьных заданий. Он с трудом усваивает учебную программу. В обследовании ребенок монотонен и медлителен, не всегда удерживается в программе эксперимента. Основным феноменом можно назвать: склонность упрощать программу. Внешний контроль позволяет увеличить эффективность работы. Крайне бедная речевая продукция, понижена обобщающая речевая функция, речь ребенка примитивна по синтаксису. Затруднено его включение в активную речь. Канвой при данном виде несформированнности — становится недостаток саморегуляции, целенаправленности, программирования, а также контроля над протеканием собственной деятельности. Данная несформированность связана со слабым уровнем регулирования речевой функции, речь ребенка еще не достигла того уровня развития, когда она может стать конструирующим фактором и организатором его деятельности.

Б) Левая височная область: Отличительная черта этой несформированности — сложности в звукоразличении, а, следовательно, и в понимании речи, воспринимаемой на слух. В прочих психических функциях не обнаруживаются какие-либо заметные дефицитарные отклонения. Ребенок жалуется на то, что учитель говорит непонятно или быстро. При чтении у ребенка возникает проблема с расстановкой ударения, чтение неудовлетворительно интонировано. В большей степени нарушена письменная речь и зависит она от состояния фонематического слуха. Из-за звуковой лабильности расстраивается также самоконтроль над собственной речью. В итоге проявляется компенсаторное многословие, однако чаще наблюдается замкнутость и молчаливость. При отсутствии необходимой коррекции нарушается способность реализации программы собственных речевых высказываний, возникает деформация номинативной и обобщающей функции речи.

В) Межполушарные взаимодействия: Указанный синдром отличает набор типичных симптомов «функциональной автономности» в мозговых полушариях:

  • несформированность реципрокной координации рук
  • обилие «зеркал» (реверсий)
  • направленность к игнорированию левой половины перцептивного поля
  • нестабильность номинативной речевой функции
  • несформированность фонематического слуха
  • так, при исследовании памяти, о эффекты (первый и последний эталоны запоминаются лучше)
  • применения разнообразных стратегий в решении интеллектуальных задач, что в итоге производит впечатление одновременного сосуществования 2-х систем мышления, так как в одном и том же проводимом эксперименте малыш может прибегать то к одной, то к другой стратегии.

Все указанное выше приносит с собой множество вторичных дефектов, которые подчас приводят не только к дезадаптации учебной, но и к различным неоправданным диагнозам.

Г) Правое полушарие: Несформированность в данной области выражается недостаточным пространственным представлением и нарушением порядка воспроизведения зрительных и слухоречевых эталонов на следах памяти. Часто отмечаются предметные парагнозии, а также дефекты сомато- и лицевого гнозиса, дифференциации эмоций и цветоразличения. В памяти зрительной нарушения порядка переплетаются с массой реверсий и параграфий. Эталонные образцы трансформируются и видоизменяются до неузнаваемости. Также обнаруживаются реверсии и контаминации (слепки) из пары фигур, а также искажения, которые связаны с структурно-топологическими и метрическими метаморфозами. Мышление и речь в пределах нормы. Но процессы эти имеют штамповый «взрослый» оттенок с множеством жестомимических и интонационно-мелодических компонентов. Пространственная первичная недостаточность оказывает вредоносное воздействие на эффективность чтения, письма и счета в той их области, которая основывается на оптико-пространственном представлении.

Коррекция

Современные методики коррекции детей с отклонениями в психическом развитии делятся на пару основных направлений.

Первое направление — когнитивные методы, они чаще всего направлены на преодоление сложностей усвоения знаний в школе, а также на формирование высших психических функций. К примеру: целенаправленная работа в области слухоречевой памяти, формирование счетных операций и так далее.

Второе направление заключается в методах двигательной (моторной) коррекции либо используются телесно-ориентированные методы. На данный момент попытки связать данные два направления, в большинстве случаев, просто приводят к их суммации (в коррекционную программу вводят двигательные и когнитивные методики). Практика показала, что не получается достигнуть результата, по той причине, что в современной «детской» популяции преобладают разнонаправленные дефекты и системные нарушения психических функций. В указанной ситуации оптимальным решением становится системный подход к абилитации и коррекции психического здоровья детей, когда двигательные и когнитивные методики должны использоваться в определенном иерархизированном комплексе.

Основное направление в решении данной проблемы – комплексная абилитация и нейропсихологическая коррекция

По сути необходимо воздействие на уровень сенсомоторной сферы, с опорой на общие закономерности онтогенеза («Методика замещающего онтогенеза»), которое приводит к активизации в развитии всех Высших психических функций, так как это базовый пункт для последующего развития Высших психических функций. Следуя логике, начиная коррекционный процесс, необходимо предпочтение отдавать именно методам двигательным, которые не только создают определенный потенциал для дальнейшей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействие между различными аспектами и уровнями психической деятельности. Актуализация, а также закрепление различных телесных навыков нуждается в востребованности извне психических функций, таких как восприятие, эмоции, память и процессы саморегуляции. Таким образом, мы создаем базовую предпосылку для полномерного участия данных процессов в овладении умениями: чтение, письмо, математика.

В методологическом плане «комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация» основывается на современных представлениях (по А.Р.Лурия) о закономерности развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (в первую очередь, в фокусе теории о 3-х функциональных блоках мозга); учении Цветковой Л.С. о нейропсихологической реабилитации; принципе «замещающего онтогенеза» (по Семенович).

Методически — адаптированный вариант базовых нейропсихических, театральных, телесно-ориентированных и прочих психотехник, применительно к детскому возрасту.

Когда лечить?

Но зачастую расширение межполушарной щели сопровождается сопутствующими заболеваниями, в этом случае прописываются медикаменты для устранения этой патологии.

Так, при наличии рахита и проживании ребенка в зоне с малым количеством солнечного света будут назначены препараты с содержанием витамина Д.

Если выявлено внутричерепное давление, то назначают слабые мочегонные средства, что способствует быстрому оттоку жидкости из области полушарий. Понадобятся также препараты по типу «Аспаркама» или «Диакарба», в которых содержится калий, чтобы предотвратить гипокалиемию и гипомагниемию. Показателем здоровья малыша будет его хорошее самочувствие.

Если же присутствуют неврологические расстройства, то понадобится прием сосудистых медикаментов для улучшения мозгового кровообращения («Актовегин», «Цераксон») и успокоительные лекарства на ночь («Баю-Бай», «Формула сна», «Дормикинд»).

Что можно ожидать

По статистике, у 80% новорожденных встречаются неврологические расстройства, которые особой угрозы для здоровья не представляют и со временем исчезают без последствий. Но есть некомпетентные врачи, которые, не разобравшись в ситуации, спешат поставить страшный диагноз.

Так, например, при расширении межполушарной щели некоторые врачи уверяют родителей ребенка, что у него имеется повышенное внутричерепное давление. Но не всегда два этих диагноза присутствуют одновременно. Стоит понимать, что внутричерепная гипертензия — это серьезное заболевание, требующее особого лечения. Поэтому невозможно на основании выявления расширения полушарий мозга поставить такой серьезный диагноз, как ВЧД.

Нейросонография способна дать ответ на многие вопросы, но не на все, и поэтому, если врач ставит серьезный диагноз на основе этого исследования, родители должны требовать дополнительного обследования малыша.

Главное — режим

Стоит отметить, что проблемы со сном у новорожденного лечить нужно не посредством употребления медикаментов, а только с помощью нормализации режима дня. Необходимо, чтобы каждый день новорожденный был на свежем воздухе, а его комнату всегда следует проветривать, в детской должно быть немного прохладно и свежо, а не жарко и душно. Нужно изучить насколько в вашем доме спокойная обстановка: нет ли постоянных криков, громкой музыки и пр. Ведь эти факторы могут оказать отрицательное влияние на детскую психику, поэтому их быть не должно.

Межполушарная щель у грудничка: норма показателей, методы диагностики

Как уже было сказано, размеры щели не должны превышать 3 мм. Это норма межполушарной щели. Показатели от 3 до 4 мм сохраняются у ребенка до 6 месяцев.

Диагностировать заболевание у малышей до года затруднительно, так как многие методики для такого возраста не применяются. Самым информативным способом является нейросонография. Данная процедура появилась не так давно, лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Нейросонография напоминает ультразвуковое исследование, благодаря существующим родничкам можно тщательнее изучить внутричерепное пространство. Датчики нужно сначала смазать специальным гелем, после чего приложить к мягким местам на голове грудничка. Благодаря передаваемому ультразвуку, можно определить наличие или отсутствие патологии, а также выяснить, имеется ли межполушарная щель мозга. Преимуществом этого исследования является его доступность, оно не требует предварительной подготовки, а главное, метод довольно-таки информативный.

Специальные упражнения

Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Поммимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов.

Важно! Во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая.

Приемы для детей от 2 лет и старше:

  1. Покорми птичку. Вам потребуется две емкости, ложки разного размера (кофейная, чайная, десертная, столовая), горох и фасоль. Нужно предложить ребенку накормить птичку (игрушку). Сначала вы должны сами показать как это делается, а потом дать ложку ребенку. Если это необходимо, можно использовать прием «рука в руке», а дальше нужно добиться самостоятельного выполнения упражнения. Порядок действия — перенести горох и фасоль из миски в миску, предназначенную для птички, стараться не рассыпать. Начинать нужно с 4 ст. л., постепенно (в течение 10 дней) доведя объем до 8 ст. л. Для усложнения задачи можно увеличить расстояние между мисками, или же предложить ребенку использовать ложку меньшего диаметра.
  2. Для детей после 5 лет очень полезными будут задания на развитие графомоторных навыков двигательной координации, а также слаженности работы рук и глаз. Например, левая рука выводит в воздухе квадрат, а правая треугольник. Это упражнение можно выполнять не только в воздухе, но и на бумаге или мелом на асфальте. Для усложнения можно предложить ребенку закрыть глаза.
  3. Логоритмика — это отличный способ развития речевого и моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и слова. Выговаривание слов и совершение определенных действий прекрасно развивает речь и способствует формированию межполушарного взаимодействия.

Подготовка и способ проведения нейросонографии

Особой подготовки этот метод не требует. Во время проведения процедуры младенец должен быть сытым и не испытывать жажды. Если ребенок в это время уснул, то это даже приветствуется, так как необходимо, чтобы голова была неподвижна.

После того, как УЗИ головы младенца будет проведено, результат будет готов уже через 2 минуты.

Отправляясь на нейросонографию, не забудьте прихватить пеленку, чтобы подстелить ее под ребенка, а также бутылочку на случай затянувшейся процедуры. Перед походом на НСГ не смазывайте место родничка никакими кремами или мазями, даже если на это имеются показания. В противном случае датчик будет плохо контактировать с кожей, и ухудшится визуализация внутреннего изображения мозга.

Сама процедура в целом напоминает обычное УЗИ. Сначала малыша нужно уложить на кушетку, после этого датчик смазать гелем и начать сеанс нейросонографии.

Нейродинамическая гимнастика

Когда ребенок пошел в школу, в общеобразовательный процесс нужно обязательно включать нейродинамические упражнения. Это приводит к лучшему усвоению изучаемого в школе материала, развивает произвольное и непроизвольное внимание, улучшает концентрацию и скорость переключения, формирует разные виды мышления, улучшает сенсомоторной контроль.

Упражнения:

  1. Зеркальное рисование. На листе бумаги нужно одновременно обеими руками выводить одинаковые рисунки, но в зеркальном расположении относительно друг друга. Это могут быть буквы, картинки, узоры. Сначала конечно это упражнение может получаться плохо, но когда работа обоих полушарий и обеих рук синхронизируется, эффективность работы улучшится. Для детей существует специальная рабочая тетрадь-прописи, где рисовать нужно по пунктирным линиям.
  2. Лезгинка. Попросите ребенка сжать левую руку в кулак, и направить большой палец в сторону. Кулак нужно развернуть таким образом, чтобы пальцы были повернуты к лицу. Правую ладонь нужно держать горизонтально, она должна прикасаться ею к мизинцу левой руки. Затем ребенок должен менять положение правой и левой рук 6–8 раз. Необходимо добиться максимально высокой скорости смен позиций.
  3. Ухо-нос. Пусть ребенок левой рукой прикоснется к кончику носа, а правой — левого уха. Одновременно нужно отвести руки от уха и носа, хлопнуть в ладоши, и изменить позицию. Правая — на носу, левая — на правом ухе.
  4. Змейка. Ребенок должен сложить ладони и сцепить пальцы в замок. Ведущий указывает палец, ребенок двигает этим пальцем. Касаться пальцев нельзя, в упражнении должны принимать участие все пальцы.
  5. Горизонтальная восьмерка. Рисуйте с ребенком в воздухе знак бесконечности. Сначала одной правой рукой, потом левой, затем обеими одновременно. Внимательно следите глазами за рукой.
  6. Перекрестное марширование. Путь ребенок марширует на месте, касаясь левой рукой правого бедра, а правой рукой левого бедра. Затем усложните задание — пусть ребенок марширует и выполняет односторонние подъемы левой руки и левого бедра, правой руки и правого бедра. После этого пусть снова выполняет упражнение перекрестно.
  7. Пальчиковые упражнения. Научите ребенка быстро двигать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по очереди другие пальцы (от указательного к мизинцу, потом в обратном направлении — от мизинца к указательному). Сначала пусть ребенок хорошо научится выполнять это упражнение одной и второй рукой, затем можно попробовать его сделать двумя руками одновременно.

Что такое субарахноидальное пространство

Субарахноидальное пространство – это полостное образование между оболочками головного и спинного мозга. Оно содержит два вида жидкости – ликвор и спинномозговую жидкость. Если говорить про ликвор, то в норме его содержится до 140 мл. Он истекает от четвертого желудочка головного мозга через специальные отверстия.

Расширение субарахноидальной области происходит одновременно с ростом головы. В некоторых случаях происходит выпячивание родничков, а срок их затягивания задерживается. При локальном расширении межполушарной щели у ребенка можно говорить о нарушении циркуляции ликвора. Но не стоит сильно переживать.

Бывает так, что ребенка увеличенное субарахноидальное пространство наряду с расширенной межполушарной щелью. Порой такие отклонения не могут свидетельствовать о серьезном заболевании, просто мозг новорожденного активно развивается. При сомнениях относительно поставленного диагноза нужно обратиться в другую клинику и провести повторное УЗИ, которое опровергнет или подтвердит наличие патологий.

Если даже диагноз расширенной межполушарной щели подтвердился, то чаще всего за ребенком показано наблюдение и регулярное обследование головного мозга.

Методы лечения и последствия

Лечение назначается в случае скопления жидкости в субарахноидальной полости.

Основу лечебных мероприятий составляют следующие действия:

  1. Назначение веществ, которые способствуют скорому выводу лишней жидкости из организма. Это необходимо, если в образовавшемся пространстве скапливается жидкость.
  2. Препараты с содержанием калия и магния. Чаще всего врачи назначают лекарство под названием «Аспаркам», он хорошо сочетается с диуретиками.
  3. Витамины группы В.
  4. При нехватке витамина Д в организме малыша, следует восполнить его при помощи лекарственных средств.

При явном увеличении субарахноидальной полости назначаются лечебные действия, которые прежде всего направлены на устранение основного заболевания.

Если врач утверждает, что такое состояние всегда сопровождается черепной гипертензией, то это не так. Для выявления этого заболевания понадобится дополнительное обследование. Порой ситуацию могут исправить массаж или электрофорез.

Если патология будет прогрессировать, это может привести к тяжелым последствиям. Велика вероятность задержки развития. Поэтому так важно как можно скорее начать лечение, если оно необходимо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]