От печали до радости — как на качелях: что делать с лабильным типом личности?

У каждого человека может резко испортится настроение: из-за плохой новости, обидного слова, неважного самочувствия. Кто-то пытается скрыть это окружающих. Другие идут делиться проблемой с лучшим другом. Третьи отправляются за любимым мороженым, чтобы получить позитивные эмоции. Но есть и такие, кто чередующиеся приливы радости и грусти испытывает по несколько раз на день. При этом они ещё и не умеют прятать свои чувства, поэтому об их безудержной радости и вселенской печали знают все вокруг. В психологии для такой акцентуации характера есть отдельное понятие — лабильный тип личности.

Общая характеристика

Что означает лабильный тип акцентуации характера? Это психотип, отличающийся быстрой и резкой переменчивостью настроения на фоне богатой чувственной сферы и социальной отзывчивости.

Основные черты

Главная черта — быстрая, мало предсказуемая смена настроения и эмоций, которые проявляются максимально ярко. Такие люди не умеют их контролировать и скрывать от окружающих.

Кажущийся на первый взгляд безобидным лабильный тип личности на самом деле обладает целым комплексом отрицательных черт, которые портят жизнь и ему, и окружающим людям:

  • резкие, неконтролируемые, внезапные перепады настроения;
  • вспыльчивость, раздражительность, конфликтность, приступы агрессии вплоть до драчливости;
  • тревожность;
  • отсутствие самоконтроля;
  • непредсказуемость, неадекватность;
  • истерический плач или смех;
  • приступы апатии;
  • ревность, подозрительность;
  • плохая память, нарушенная концентрация внимания;
  • печаль, уныние, которые могут перетечь в депрессию.

Есть и положительные черты:

  • общительность;
  • добродушие;
  • чуткость, отзывчивость;
  • преданность, привязанность;
  • искренность;
  • глубокие чувства;
  • хорошо развитая интуиция.

«Слабое звено» лабильного человека (то, что может не только испортить ему настроение, но и сломать психологически, нанести психотравму, довести до состояния депрессии):

  • эмоциональный отказ от значимых для них людей;
  • утрата близких;
  • разлука с любимыми.

Конфликтогенные ситуации — те факторы, из-за которых у лабильных людей чаще всего портится настроение:

  • конкуренция;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • дисгармония с окружающими (всем хорошо, а ему плохо);
  • отсутствие признания, успеха, внимания;
  • страх наказания;
  • критика.

Вкратце этот психотип можно описать следующим образом. Такие люди редко пребывают в спокойном состоянии. Каждое событие способно вывести их из равновесия. Настроение то взлетает вверх (потому что ему улыбнулись, его похвалили, вышло солнышко, сдал проект и т. д.), и тогда он поёт, пританцовывает, рассказывает всем анекдоты. То оно резко падает (потому что начальник посмотрел искоса, голова заболела, допустил ошибку в бумагах, дождь пошёл и пр.), и тогда он швыряет вещи, плачет, отказывается со всеми общаться. И так происходит по несколько раз на день.

Внешность

Внешность, которую имеют люди с лабильным типом личности, отличается особенными чертами, выделяющими их в толпе:

  • внимательный и проницательный взгляд, сконцентрированный на одной точке;
  • удлинённый нос;
  • высокий рост;
  • сутулая осанка;
  • отрывистые, угловатые движения;
  • неуверенная походка;
  • постоянно что-то вертит в руках;
  • консервативный стиль в одежде.

Лабильный тип личности по Личко в соционике — это интуитивно-логический экстраверт (психотип Дон Кихот). А лабильный тип по Леонгарду называется несколько по-иному — аффективный.

Университет

→ Главная → Университет → Университет в СМИ → 13 психотипов личности: от параноика до циклоида

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают. Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности. Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач. ЭПИЛЕПТОИД С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.). ГИПЕРТИМ Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам. На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.1

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера: склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам. В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается вне коллектива и обязательных рамок. ШИЗОИД Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный. В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше). Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме. Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам. Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики. ПСИХАСТЕНОИД Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы). Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать. Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы. Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе. Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант. СЕНЗИТИВ С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы. Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты. Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п. ГИПОТИМ Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров. Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает. Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе. Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении. Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется. Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают неохотно. Хорошие специалисты из таких не получаются. АСТЕНИК С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость. Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны. Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога. Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых. Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает. ЦИКЛОИД Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера: циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий. Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».

Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей. На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо. В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии: • явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни; • скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.+

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера. Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наукМедицинский вестник, 31 июля 2014

Поделитесь

Совместимость

Чтобы выстроить правильные отношения с окружающими, человеку с лабильным типом личности полезно знать свою совместимость с другими акцентуациями характера:

  • + лабильный = тождество, взаимопонимание, взаимовыручка, поддержка, гармоничные отношения;
  • + гипертимно-неустойчивый = дополняющие друг друга типы личностей; отношения, оптимальные для дружбы и брака;
  • + гипертимный = пульсирующие отношения: то лёгкие и непринуждённые, то надоедающие и раздражающие, так что этим типам нужно время от времени отдыхать друг от друга;
  • + психастенический = зеркальные отношения, но зеркало при этом оказывается искривлённым: один корректирует другого, не вникая в суть его поведения, — это приводит к недопониманию и претензиям;
  • + истероидный = отношения покровительства (со стороны лабильного типа) без обратной связи;
  • + шизоидный = ревизор (лабильный тип) постоянно придирается к подревизному (шизоиду), пытается поучать его и перевоспитывать;
  • + циклоидный = средняя степень комфортности в отношениях, когда против партнёра ничего не имеешь, но и особенной симпатии к нему не испытываешь;
  • + комформно-гипертимный = отношения расслабления: с таким партнёром приятно отдыхать и обсуждать посторонние темы, но делами с ним точно не займёшься.

Данная информация поможет выстроить правильные отношения с окружающими — друзьями, коллегами, близкими и родными.

Рекомендации

  • Не стоит считать частую смену настроений отклонением от нормы. Существует такое расстройство, которое называется биполярным. Там чередуются депрессивные состояния и маниакальные. Так вот, лабильная акцентуация ничего общего не имеет с психическими заболеваниями. Важно научиться принимать эту эмоциональную нестабильность, вот такой человек, с такими особенностями, и его не изменить. Так что не стоит предъявлять к нему претензий. Принимайте просто решение, готовы вы мириться с тем, что в процессе разговора он успеет и расстроиться и повеселиться, или не готовы.
  • Если же вы являетесь обладателем такого типа характера, не требуйте от себя невозможного. А именно – спокойного реагирования на различные события. Полюбите себя таким, какой вы есть.
  • Немного стабильности поможет принести медитация и прочие техники, которые расслабляют и позволяют ощутить гармонию внутри себя.
  • Заведите дневник, в который будете выписывать мысли и чувства, которые вас беспокоят. Близкие люди бывают в разных состояниях, отчего не всегда готовы выслушать ваши жалобы. А выпускать на волю напряжение необходимо, иначе начнёт разрушаться здоровье. Да и благодаря записям вы сможете отслеживать, как часто у вас меняется самочувствие. Поймёте, на что больше негативно реагируете. Такая информация позволит скорректировать свою жизнь таким образом, чтобы максимально наполнить приятными событиями и защитить себя от стрессов.

Виды лабильной акцентуации

Лабильно-истероидный:

  • искажённая самооценка;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • неуёмная фантазия, в которой такие личности будут неизменно видеть себя героем и победителем.

Лабильно-аффективный:

  • вспышки возбудимости без адресной агрессии к окружающим;
  • частая смена не только настроения, но и интересов;
  • несобранность, из-за которой страдают учёба и работа;
  • искажённая самооценка затрудняет общение с социумом.

Эмоционально-лабильный тип (лабильно-сенситивный):

  • чрезмерное проявление эмоций;
  • продиктованные эмоциями неожиданные поступки, нарушающие нормы поведения;
  • обиды проявляются истерическим смехом, радость — рекой слёз.

Лабильно-конформный:

  • трудно справляется со своими эмоциями;
  • неспособность критики ни своих поступков, ни чужих;
  • трудности в адаптации к новым условиям.

Выделя

ют ещё лабильно-циклоидный подтип. Его отличительная черта — цикличность, а не хаотичность смены настроения. Многие подвиды представляют собой обычные акцентуации характера. Однако есть и такие, которые находятся на грани с психопатологиями. Под воздействием конфликтогенных ситуаций и психотравмирующих факторов они могут стать психическими расстройствами. К таковым относятся лабильно-аффективный, лабильно-сенситивный и лабильно-истероидный.

Классификация типов

Впервые классификацию акцентуаций (специфических черт характера) предложил немецкий психиатр Карл Леонгард. Он стал автором понятия акцентуированной личности и описал особенности характера, которые находятся в пределах нормы, но имеют некую схожесть с психическими расстройствами.

Несмотря на то, что классификация составлена с учетом поведения здоровых людей, Леонгард изучал психопатологии и пограничные расстройства. Поэтому наиболее точно 8 типов личности людей без психических болезней описал знаменитый советский психиатр Андрей Личко.

  1. Шизоидный тип — человек активный, но постоянно пребывающий в состоянии тревоги. Его пугает близость с другими, поэтому он нередко избегает любовных отношений, обесценивая их.
  2. Психастенический – аккуратный и рассудительный человек, который постоянно мучает себя избыточной саморефлексией. Внутренний анализ редко дает ощутимые результаты, зато внушает чувство неуверенности и скованность из-за страха допустить ошибку.
  3. Сенситивный – добрый и искренний человек, которого отличает робость и стеснительность. В какой-то момент у таких людей наступает период гиперкомпенсации, когда они стремятся доказать свою смелость, веселость, востребованность.
  4. Астено-невротический – человек, который быстро утомляется и раздражается по любому поводу, нередко страдает от ипохондрии. Представителей этого типа важно отличать от людей с неврастенией.
  5. Циклоидный – настроение у таких людей меняется волнообразно, в среднем, один период длится до 2 недель: субдепрессию сменяет радостный настрой, а потом цикл повторяется снова и снова.
  6. Гипертимный – активный и деятельный человек, который легко берется за новые дела, но очень редко доводит их до конца. Мук совести по этому поводу он не испытывает.
  7. Эпилептоидный – тип, у которого превалируют две эмоции: озлобленность и тоска.
  8. Лабильный – человек настроения, у которого можно в разные временные промежутки обнаружить черты из описания каждой характеристики.

Эмоционально лабильный тип личности сложно выявить при поверхностном знакомстве. Важно увидеть динамику изменения настроения.

Причины формирования

Как и все остальные акцентуации характера, лабильный тип личности — врождённый. Однако есть факторы, которые способны усугубить его проявления. К ним относятся:

  • холерический тип характер;
  • особенности воспитания (когда ребёнка не научили контролировать свои эмоции или просто избаловали);
  • нарушенная работа нервной системы: неврозы, детские психотравмы, сильная стрессовая ситуация, неготовность к глобальным изменениям;
  • физиология: черепно-мозговые травмы, наркомания, онкология, сердечно-сосудистые заболевания.

Для коррекции поведения с проблемами, касающимися ЦНС, следует обратиться к психиатру. Если дело в физиологии — пролечить имеющиеся

Основные понятия

Лабильность проявляется на психическом, мыслительном и эмоциональном уровнях.

Что такое лабильность мышления?

Отличительная особенность подобной мыслительной деятельности — постоянное перескакивание с одной идеи на другую.

Человек еще не успевает полноценно развить одну тему, как тут же переходит к новой. В итоге он оказывается неспособен сконцентрироваться на каком-то конкретном вопросе.

Любое поверхностное впечатление стимулирует развитие его мысли в заданном направлении. В итоге он беспрерывно говорит, не соблюдая никакой логической цепочки между своими фразами. Часто наблюдается беспричинный смех, не имеющий под собой объективного основания.

Психическая лабильность характеризуется повышенной впечатлительностью, эмоциональностью. Психические процессы протекают с большой скоростью. Человек демонстрирует неустойчивое эмоциональное состояние, его настроение постоянно меняется.

Лабильная психика часто встречается у людей творческих профессий — актеров, музыкантов, художников.

Их творческая деятельность возможна только при наличии глубоких переживаний и впечатлений, поэтому они неосознанно демонстрируют повышенную психическую активность с целью стимулирования своих эмоций.

Люди с подобным складом темперамента очень обидчивы, плаксивы.

В то же время из-за быстрой смены настроения они не способны долго пребывать в депрессивном состоянии, что является несомненным преимуществом.

Если рассматривать основные типы темперамента, то личности с лабильной психикой относятся к типичным холерикам.

Синдром эмоциональной лабильности — что это значит? При ярко выраженном синдроме неустойчивость эмоционального состояния выражается в постоянной смене настроения. Это может доставлять человеку определенный дискомфорт.

Постоянные переходы от депрессивного к радостному настроению отнимают много энергии, что приводит к физическому и эмоциональному истощению.

Также проблемы возникают и в сфере межличностных отношений. Окружающие люди настороженно относятся к индивидам, демонстрирующим подобное нетипичное поведение.

Большой риск представляют нестандартные, критические ситуации, которые оказывают негативное воздействие на человека и усугубляют его эмоциональное состояние.

Диагностика

Хотите знать, не относитесь ли вы к лабильным типам личности? Пройдите тест и подсчитайте результаты.

Если по результатам теста набрано от 0 до 10 баллов — вам далеко до лабильного типа в плане проявления эмоций и скачков настроения. Те, у кого получилось от 11 до 20 баллов, порой бывают похожи на подобных людей, так как не всегда справляются с обуревающими их чувствами, но это бывает крайне редко. Диапазон от 21 до 25 баллов указывает на пограничную, очень близкую стадию к данной акцентуации характера. Яркие его представители — те, кто взял более 26 баллов.

Настроение

Характеристика лабильного типа основывается на резкой перемене настроения, для которой не нужны веские основания. При общении с таким человеком можно увидеть за короткий промежуток времени горькие слезы и искренний смех, а затем серьезный настрой.

Окружающие могут решить, что их собеседник неискренний или поверхностный. На самом деле, такое впечатление ошибочно. Представители лабильного типа умеют переживать эмоции очень глубоко.

Перемена настроения у представителей лабильного типа всегда обусловлена внешними факторами.

Когда такой человек расстроен, отрицательные эмоции поглощают его: он не может питаться, спать, работать. Мрачный взгляд на мир распространяется на его прошлое, которое воспринимается как череда неудач, и на будущее, которое кажется лишенным перспектив. Когда настроение нормализуется, прошлое вызовет приятную ностальгию, а в перспективах будут маячить приятные события.

Особенности общения

У людей, с описываемой акцентуацией, возникает немало трудностей в общении с окружающими.

Какие они в любви:

  • способны на глубокое, истинное чувство;
  • верные и преданные;
  • не уверены в человеке, который рядом: когда они в хорошем настроении, он для них идеал; когда в плохом — ненужный балласт;
  • затянутый во времени период флирта;
  • для них семья — пристанище для восстановления внутреннего равновесия;
  • супруга (супругу) воспринимают как друга и соратника;
  • секс интересует их в последнюю очередь;
  • тяжело переживают расставание — на восстановление могут уйти годы.

Те, кто состоит в отношениях с таким психотипом, должны набраться терпения, чтобы выносить поминутные всплески слёз и радости. Даже в друге они чаще всего ищут психотерапевта, чтобы поделиться своими горестями. Но при этом отличаются преданностью и сами всегда готовы прийти на помощь.

В работе достаточно ответственны, всегда доводят проекты до конца. Ровно относятся к коллегам, интриги — не их конёк. Никогда никого не подставляют, выручают, если надо. Однако продвижению карьеры мешает вспыльчивость и неуёмность. В те моменты, когда они не могут сдержать эмоций, способны надерзить начальнику, разорвать важные бумаги, сорвать встречу.

Как себя вести с лабильным психотипом:

  • не принимать на свой счёт их перемены в настроении;
  • найти дело, которое увлечёт обе стороны;
  • в период переживаний утешать и поддерживать;
  • постоянно поощрять, хвалить даже за самые мелкие достижения;
  • спрашивать каждый раз о причинах плохого настроения, и убеждать, что это не стоит переживаний;
  • никогда не использовать агрессивные методы воздействия;
  • избегать конфликтов любыми способами.


Дружба

Лабильный тип характера делает человека прекрасным другом. Все дело в том, что в друзья он выбирает себе покровителя, который будет вселять ему уверенность в себе и поднимать настроение. Взамен он подарит свое восхищение и преданность.

Нередко люди лабильного типа находят себе спутника жизни из числа близких друзей. Постороннего может испугать эмоциональность и несдержанность лабильного персонажа, но при дружеском общении можно увидеть его глубокий внутренний мир, способность сопереживать, любить, быть верным и надежным. Тому, кто любит играть в отношениях роль родителя и ощущать себя лидером, совместная жизнь с лабильным человеком покажется весьма комфортной.

Коррекция

Рекомендации психологов, как работать над собой, следующие:

  1. Отказаться от самокритики, чтобы не взращивать лишний раз в себе чувство вины. Научиться себя уважать.
  2. Нести ответственность за свои поступки.
  3. С вечера составлять себе план на весь следующий день и неукоснительно ему следовать по пунктам.
  4. Чтобы контролировать эмоции, нужно подчинить себе своё тело. С этой целью заняться танцами, закаливанием, спортом.
  5. Научиться отслеживать причины ухудшения настроения и по возможности избегать их.

Можно заняться психотренингом и самостоятельно выполнять несколько упражнений.

  • Упражнение «Аналитик»

Представьте себя аналитиком, который всё и всегда анализирует. Ваша задача — разбирать по косточкам те факторы, которые способствуют ухудшению вашего настроения. Как только почувствовали, что раздражение или апатия накрывают с головой, начинайте размышлять, почему это произошло. Старайтесь не упускать ни одну мелочь: может, кто-нибудь что-нибудь сказал, толкнул локтём, не позвонил и т. д. Подумайте, почему это вас так расстроило. Запишите выводы в отдельную тетрадь. Делайте записи каждый раз, как только нервы сдают. Через пару недель перечитайте результаты своей аналитической деятельности. Подытожьте, что чаще всего выводит вас из себя. Старайтесь избегать этих факторов.

  • Упражнение «Вжиться в роль»

Выберите с вечера для себя любую положительную роль и постарайтесь в неё максимально вжиться, начиная с самого утра, на весь день. Вы не имеете права отступать от обозначенного характера ни на шаг, как бы этого ни хотелось. Например, решили быть флегматиком — нужно быть спокойным и уравновешенным, несмотря на перепады настроения.

  • Упражнение «Альтернатива»

Ваша задача — научиться ловить те моменты, когда настроение начинает меняться в худшую сторону. Как только это происходит — находите альтернативное занятие, которое поможет дать выход раздражению и злости и подарит минутки счастья и умиротворения. Например, идите прогуляться по парку. Или съешьте мороженое. Или сделайте несколько дыхательных упражнений. У каждого будет свой метод. Главное — научиться брать под контроль эмоции и своевременно заменять их достойной альтернативой.

Если человек понимает, что не способен самостоятельно справиться с эмоциями, не нужно стесняться обращаться к психотерапии, у которой есть свои методы работы с такими акцентуациями характера:

  • медикаментозная терапия: антидепрессанты, успокоительные;
  • психотренинги, направленные на улучшение концентрации внимания, семейных отношений и социальных контактов, на снятие эмоционального напряжения;
  • лечение соматических заболеваний;
  • строгий режим дня с приёмами пищи и прогулками на свежем воздухе по часам и полноценным сном;
  • сбалансированное питание;
  • лечебный массаж;
  • ЛФК;
  • гипноз.

Несмотря на длительность психотерапевтического курса коррекции, прогнозы обычно благоприятные.

Как работать над собой?

Изменить себя кардинально невозможно, в силах человека скорректировать те черты своей личности, которые мешают ему быть в гармонии с собой и окружающими. Частично такая коррекция происходит под влиянием среды: в обществе, где не принято ярко проявлять эмоции, лабильный человек научится управлять своим состоянием. Большое влияние оказывает фактор воспитания.

Но существует и самовоспитание, которое помогает стать лучше, и сделать свою жизнь более комфортной и счастливой.

Акцентуация может быть скрытой, когда проблемные черты раскрываются только в сложных жизненных ситуациях, а также явной, когда поведение человека часто оценивается как крайняя граница нормы.

Прежде всего, нужно сделать акцент на своих положительных качествах. Работая над ними, человек получает удовольствие, а значит, и мотивацию продолжать заниматься самокоррекцией личности. По мере того, как опыт приумножения своих сильных черт станет внушительным, появится сила для того, чтобы справиться и с недостатками.

Лабильный человек должен сосредоточиться на таких качествах, как общительность, умение дружить, приходить на помощь, любить. Недостатком является неумение владеть своим состоянием, справляться со вспышками апатии, грусти.

Поэтому его главная цель – эмоциональная стабильность. Для ее достижения нужно учиться владеть своим телом – осанкой, мимикой, голосом. Важно соблюдать дисциплину, составлять для себя эффективный план и тщательно ему следовать. Помешать в достижении задачи может неправильное окружение. Лабильному типу полезно дружить со спокойными и позитивными людьми.

Примеры персонажей и известных личностей

Примеры знаменитых людей и персонажей, обладающих лабильным типом личности:

  • Дон Кихот — главный герой романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»;
  • Милла Йовович — американская актриса, фотомодель и модельер;
  • Масяня — главная героиня одноимённого мультсериала, разбитная девица с анархистскими наклонностями;
  • Громозека — персонаж книг об Алисе Селезнёвой Кира Булычёва и снятых по ним мультфильмов («Тайна третьей планеты», например), профессор археологии с планеты Чумароза;
  • Эдвард Нортон — американский актёр, продюсер, режиссёр (главная роль в фильме «Невероятный Халк»);
  • Рассел Кроу — австралийский и американский актёр и режиссёр (роли в фильмах «Гладиатор», «Игры разума», «Отверженные»);
  • Ольга Бузова — российская телеведущая, актриса, певица, бывшая участница и позднее ведущая реалити-шоу «Дом-2» («ТНТ»).

Обоснование исследований особенностей характера

Зачем необходимо изучать типы акцентуации различий между индивидуумами преследует две задачи. Во-первых, это исследовательская цель — выделить как можно больше групп, разработать специфические советы для представителей каждой из них. Чем больше классов будет выделено, тем более эффективными будут психологические рекомендации для их представителей.

Во-вторых, знать типы необходимо для того, чтобы сам человек понимал особенности и причины своего поведения, мог, в соответствии с этим, корректировать его.

Часто в этом отношении бывает совсем недостаточно житейской психологии. Например, есть распространенное мнение о доброте толстяков. И наоборот, худощавый человек иногда воспринимается как тревожный, настороженный. Конечно, подобное разбиение на категории может быть отчасти и верным. Такой ошибки в классификации не избежал, хотя уже в медицинской сфере, даже Гиппократ: когда-то древний врач напрямую связывал расположенность к апоплексическому удару с полнотой.

Советский психолог А. Е. Личко, как и немецкий психиатр К. Леонгард, в своих исследованиях использовали понятие «акцентуация». В применении к определенному свойству, этот термин означает, что оно выделено ярче других, как бы подчеркнуто. Иными словами, акцентуация — это выраженность определенной черты характера. Для человека с тем или иным качеством определенные социальные ситуации будут очень болезненными, в то время как другие будут переноситься легко. В данной статье будут рассмотрены типы акцентуации по Личко и по Леонгарду.

Психология различий не является строгой дисциплиной. Типы акцентуации всегда носят описательный характер, и в чистом виде практически не встречаются. Каждый человек может найти себя в двух и более типах.

Необходимо также отметить, что и отнесение себя к определенной категории не должно быть бесцельным. Забавляясь психологическими тестами, нужно задать себе вопрос: «Зачем я это делаю?» Если человек понимает, что он относится к той или иной группе, ему необходимо выработать для себя соответствующую стратегию компенсации, самопомощи. Для этого нужно изучить те советы, которые даются психологами для представителей разных классов, и применить их в жизнь.

От редакции : Свойства, типы и строение нейронов

Основные причины эмоционального стресса

Положительно эмоциональные реакции редко несут угрозу для человеческого здоровья. А негативные эмоции, накапливаясь, приводят к хроническим стрессам и патологическим нарушениям органов и систем. Информационный и эмоциональный стресс оказывает влияние как на физиологическое состояние больного, так и на его эмоции и поведения. Наиболее распространёнными причинами стресса являются:

  • обиды, страхи и отрицательно-эмоциональные ситуации;
  • резкие неблагоприятные жизненные проблемы (смерть близкого человека, потеря работы, развод и т. д.);
  • социально-бытовые условия;
  • потенциально опасные ситуации;
  • излишнее чувство беспокойство за себя и близких.

Причины стресса

К тому же даже положительные эмоции могут нести вред. Особенно если судьба преподносит сюрпризы (рождение ребёнка, повышение по карьерной лестнице, исполнение мечты и др.). Причинами стресса могут являться и физиологические факторы:

  • нарушение сна;
  • переутомление;
  • патологии ЦНС;
  • плохое питание;
  • гормональные сбои;
  • посттравматические расстройства.

Стресс, как фактор риска для здоровья, непредсказуем. Личность может справиться с его воздействием, но не всегда. В целях облегчения стрессов и их диагностики, специалисты склонны разделять стрессоры на внешние и внутренние.

Искать выход из опасного психоэмоционального состояния следует, исключив влияние беспокоящего фактора на организм. С внешними стрессорами проблем не возникает. Но с внутренними стрессорами требуется долгая кропотливая работа не только психолога, но и других специалистов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]