Внушение — что это в психологии: где, кому и как внушают?

Приемы и способы психологического воздействия на людей – это основная часть практической психологии. Благодаря этому каждый день наука открывает, изучает, проверяет, обобщает и предлагает использовать психологические методы влияния людей друг на друга в их жизни. Это может быть семейная, производственная, трудовая и общественная сфера. Все люди, когда общаются между собой, влияют друг на друга, специально или не специально, и используют при этом на практике определённые механизмы.

Внушение: характеристика метода

Внушение лежит в основе обращения к эмоционально-бессознательной сфере человека. Оно имеет вербальный характер, а значит, осуществляется при помощи слов.

Та информация, которая предназначена для внушения, должна быть очень короткой, но имеющий максимальный смысл и насыщенность. А также использовать момент экспрессии, чтобы человек вмиг поверил в то, что ему говорят. Кроме этого, воздействующий человек не должен быть в эмоциональном трансе, а обязан быть в здравом рассудке, чувствовать себя уверенно, поскольку авторитетность источника информации – основа внушения. Если же воздействующий (внушающий) не имеет авторитета для воспринимающего (внушаемого), тогда сеанс не окончится успешно.

Важно помнить, что эффективность внушения может зависеть от интонации голоса человека. Она должна показывать уверенность, авторитетность и важность слов.

Как защититься от воздействия

Ввиду того что многие мошенники используют внушение как способ получения наживы, возникает необходимость самозащиты от данного воздействия.

Рекомендации, помогающие защититься от внушения:

  • Во время общения с малознакомыми личностями необходимо помнить о собственных целях, при необходимости переводя разговор на интересующую вас тему.
  • В диалоге нужно постоянно изменять занимаемую позу, использовать жестикуляцию, периодически меняя интонацию и темп, тембр голоса. Рекомендуется также изменять скорость дыхания.
  • При малейшем подозрении на внушение и неспособности освободиться от него нужно резко оборвать диалог и уйти.
  • Во время разговора специалисты не рекомендуют смотреть в глаза человеку, пытающемуся внушить вам что-либо, а также наблюдать за его манипуляции, будь то размахивание руками или использование каких-либо предметов, привлекающих внимание. Здесь следует зафиксировать взгляд на статичном предмете, или же постоянно перемещать взгляд с одного объекта на другой.
  • Если вы поняли, что вам пытаются внушить чужие идеи и желания, то вам необходимо погрузиться в воспоминания, мысленно нарисовать картину каких-либо событий.
  • Остановить воздействие извне помогает общение с собственным «Я», прослушивание громкой музыки, чтение вслух любого текста.

Помните, что внушение может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное помогает вернуть человеку уверенность в себе, восстановить здоровье и отказаться от пагубных привычек, когда как отрицательное внушение разрушает человека изнутри, настраивая на негативный исход событий.

Методы убеждения: влияние внешних факторов на человека

Ежедневно мы сталкивается с убеждением. К примеру, производители продуктов питания желают, чтоб мы приобретали их масло и сыр, а киностудии – чтоб посещали премьеры их фильмов в кинотеатрах.

Так как методы убеждения – главная составляющая нашей жизни, зачастую мы не всегда можем заметить то, как оказались под их воздействием и влиянием внешних факторов. Эту науку изучали еще с древних времен, её конечной целью являлось заставить другого человека со спокойствием усвоить определённый аргумент и принять новое суждение элементов его системы мировоззрения.

Техника внушения мыслей на расстоянии для привлечения любимого: особенности

Есть и еще один способ, как можно внушить мысли на расстоянии, но только на небольшом. Для этого способа мужчина должен быть с вами в одной комнате. Мысленно соединитесь с ним и посылайте сигналы, к примеру, «Ты в меня влюблен», «Ты хочешь со мной встречаться».

Когда вы отправляете мысль, представьте, что из вашего лба выходит луч и проникает в лоб любимого. Это специальный энергетический канал и по нему передаются все мысли. Делайте это уверенно, чтобы все получилось.


Как заставить парня думать о тебе?

Понять, что метод работает можно по теплу во время процедуры. Ну а чувство жжения или неприятного тепла говорит о получении ответа. Значит, скоро мужчина вам позвонит. Таким способом вы можете заставить мужчину думать о вас постоянно.

Какие существуют основные методы убеждения и насколько они эффективны?

Ниже приведем несколько высокоэффективных приёмов убеждения. Кроме них также используются: поощрения, наказания, позитивный или негативный опыт, взывание к моральным качествам человека.

К методам убеждения относятся следующие виды:

  1. Наставление. Когда убеждаемый настроен положительно к убеждающему (если у него есть авторитет), он наставляет слушателей, убеждает их вести себя конкретным, нужным ему образом. В форме наставления директор дает непосредственные рекомендации своим подчиненным: «Сделайте это следующим образом, и мы добьемся таких-то результатов».
  2. Команды и приказы. К этим методам прибегают очень часто, если перед аудиторией имеется авторитет. Главное, чтоб приказы выполнялись. Но для успеха убеждаемый не должен критиковать поставленные задачи. К примеру, на просьбу родителей или бабушки собрать игрушки, малыш будет реагировать по-разному, если мама строга с ним, а бабушка проявляет мягкость.
  3. Совет. Когда между людьми есть доверие, близость, понимание. Конечно, давать советы нужно правильно, и делать это так, чтобы не обидеть близкого человека.
  4. Намек. Этот вид воздействия является косвенным, поскольку информацию сообщают не напрямую, а в виде полушутки или сравнения. По большей части намек нацелен не на мышление человека, а обращён к его эмоциональному состоянию. Лучше всего его использовать тогда, когда человек в игривом, приподнятом настроении.
  5. Косвенное одобрение. Данный прием можно использовать, когда человек в целом действует правильно. Главная цель – не дать свернуть с нужного пути. Но почему одобрение – косвенное? Если человеку сказать все напрямую и открытым текстом, это будет похоже на лесть и может отпугнуть. Абсолютно неуместно заглядывать человеку прямо в глаза и говорить: «Вы молодец! Таким образом, вы добьетесь желаемого». Лучше будет использовать убедительную фразу. Например: «Такой подход, как правило, дает отличные результаты».
  6. Плацебо. Данный эффект уже давно известен медицине. Как правило, доктор дает пациенту вместо серьезного лекарства обычную аскорбинку и говорит, что это препарат нового поколения, и он поможет от всех бед. Больной верит в хороший исход лечения и таким образом исцеляется. Также можно использовать данный прием, чтоб убедить собеседника, что все у него получится. К примеру, дать ребенку талисман и сказать, что пока он его хранит, сможет достичь всего, о чем мечтает. Правда, если еще приложит усилия. И вот увидите, у ребенка непременно все получится.

Все эти приемы известны каждому, в них нет ничего поражающего воображение, главное, правильно ими пользоваться, и тогда успех гарантирован. Существуют психологические методы убеждения, основная цель которых – воздействие на сознание человека и прием вашей точки зрения.

Самовнушение

Иногда человек получает внушение от себя, от своей внутренней сущности. В этом случае податель и получатель внушения — это одно и то же лицо. Это называется самовнушением.

Больной может сказать себе: «Мне становится все лучше и лучше день ото дня». Политический деятель внушает себе: «Я буду победителем на выборах». Студент внушает себе: «Я обязательно сдам экзамен».

Во всех этих примерах человек мыслит оптимистично и стремится улучшить свои слабые стороны. Он добавляет уверенности себе. Это случаи положительного самовнушения.

В отрицательном самовнушении человек говорит: «Я не смогу сдать экзамен», «У меня плохая память», «Меня не любят другие», «Я не пользуюсь популярностью» и т. д. Таким образом, человек недооценивает себя, и наполняется пессимизмом.

Положительное самовнушение очень полезно. Оно придает уверенности в себе. Индийская армия с позитивным самовнушением «Мы храбрые джаваны» продемонстрировала превосходные качества и совершала подвиги в военных конфликтах с Китаем и Пакистаном.

Учитель должен способствовать положительному самовнушению в классе. Это вселяет в учеников оптимизм, уверенность в себе и позитивное отношение к жизни.

Отрицательное самовнушение опасно. Оно может привести виновного человека к ощущению совершения глубокого греха и преступления, слабого человека к апатии и депрессии, отстающего ученика к повторным неудачам и так далее.

Психологи и педагоги Востока и Запада всегда пользовались позитивным самовнушением во всех необычных ситуациях и состояниях психического расстройства.

Известный индийский философ Патанджали подчеркивает важность позитивного самовнушения для поддержания крепкого психического здоровья. Он говорит, что всякий раз, когда человек чувствует слабость, пусть он скажет себе: «Я сильный». При болезни пусть скажет: «Я здоров».

На самовнушении основан и известный в медицине эффект Плацебо.

Таким образом, он будет контролировать свои тревожные мысли. Их можно контролировать с помощью противоположных позитивных мыслей, пропускаемых через себя.

Психологические приёмы

Метод убеждения, примеры которого представлены в статье, широко используется психологами. Разберём их основные приёмы:

  1. Фундаментальный. Прямая речь к собеседнику, которого в открытую знакомят с нужной информацией, служащей основой доказательств правды.
  2. Противоречия. Выявление нестыковок в доводах убеждаемого и тщательная проверка личных аргументов на непротиворечивость, дабы предотвратить контратаку.
  3. Извлечение выводов. Аргументы раскрывают не сразу, а постепенно. Добиваясь согласия на каждом шаге.
  4. Куски. Аргументы убеждаемого распределяют на сильные, средние, слабые. Первых в основном не касаются, главная цель – последние.
  5. Акцентирование. Подчёркивание определённых моментов в приводимых собеседником доводах («ты же сам говоришь»).
  6. Игнорирование. Используется, если факт, который привел собеседник, не поддается опровержению.
  7. Двусторонняя аргументация. Для убедительности говорят сначала о преимуществах, а затем о недостатках предлагаемого способа решения данного вопроса.
  8. Метод бумеранга. Собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в другую сторону. Аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

О принуждении

Методы убеждения и принуждения требуют их правильного использования на собеседнике. Эти два приёма абсолютно нельзя отрывать друг от друга, между ними существует диалектическая связь, единая объективность характера, и их использование определяется уровнем развития отношений в обществе.

Техника принуждения – это метод воздействия, имеющий два фактора: морально — психологический и физический. Он по своей сути схож с убеждением. Ведь в обоих главная задача ведущего – чтобы собеседник начал думать, как он. Как при использовании метода убеждения, в принуждении человек вначале обосновывает свою непосредственную точку зрения, прибегая к разным доказательствам. Поэтому их принято считать основными способами психологического воздействия на своего собеседника.

Акт убеждения является чуть ли не одним из самых сложных и требует определенных правил. Главное место в данном процессе является аргументирование позиции и стремление сделать так, чтобы её приняли другие люди. Методы принуждения и убеждения призваны заставить собеседника сделать то, что вам необходимо.

Для чего это делать

Непреднамеренное убеждение и внушение можно встретить даже в повседневной жизни. Практически каждый хотя бы раз сталкивался с тем, что при мысли о планируемом звонке родственнику, тот человек сам звонил спустя пару минут. Также зачастую можно заметить, как при появлении мысли о чем-либо, друг, находящийся рядом, внезапно начинает говорить на ту самую тему. Подобные ситуации не являются редкостью и могут восприниматься лучшим доказательством внушения.

Однако такое влияние нельзя назвать достаточно полезным или эффективным. Настоящие причины для осмысленного управления другими людьми могут быть куда значимее. Причем все зависит от суггестора – если его намерения будут злыми, то суггерент может даже пострадать.

Для чего нужно внушать на расстоянии:

  • Изменение взглядов или убеждений человека в лучшую сторону;
  • Корректировка жизни суггерента в нужном направлении;
  • Привлечение внимания к некоторым проблемам;
  • Развитие эмоций, общительности и других личных качеств;
  • Помощь в избавлении от вредных привычек;
  • Улучшение здоровья человека, влияние на его психику.

Не исключены, как уже упоминалось выше, и злые умыслы. Некоторые могут использовать внушение для нанесения вреда или получения личной выгоды с причинением ущерба другому человеку.

Для более тесного знакомства с особенностями внушения рекомендуется прочесть книгу В. М. Бехтерева, известного психиатра и физиолога, «Внушение и его роль в общественной жизни».

О поощрении

Становится определённо понятно, на что направлены методы убеждения. Методы поощрения – являются ли психологическим воздействием на человека? Техника данного способа направлена на стимулирование и закрепления положительного поведения воспитуемого. Но важно помнить, что поощрение не должно превращаться в захваливание, поскольку это затормозит стремление к деятельности. Особенно нужно это для детей дошкольного, школьного и подросткового возраста.

Психолог О. Запорожец, исследовав данный метод, пришел к выводу, что поощрение и похвала от учителей, родственников хорошо влияет на деятельность ребят. Такое влияние включает в себе две стадии. На первой – похвала будет действовать, как прямое положительное усиление деятельности. На второй – прямое усиление обретет внутреннюю, подсознательную мотивацию для дальнейших действий. Чтобы обратиться к данному способу, необходимо учитывать объективность и справедливость. Также не забывать о возрастных и индивидуальных особенностях воспитанника. Практика поощрения человека материальными средствами в семье часто приводит к большим проблемам.

Причины обсессивно компульсивного расстройства

Прежде чем начинать лечение обсессивно компульсивного расстройства, необходимо понять его этиологию. Точной причины появления заболевания до сих пор установить не удалось, но выявлен ряд факторов, которые способны спровоцировать его. И часто наблюдается их комплексное воздействие. Это могут быть:

  • психотравмирующие ситуации;
  • постоянные стрессы;
  • конфликты с близкими людьми и внутри личности;
  • сильное переутомление, астения;
  • вера в силу ритуалов, спасающих от проблем;
  • избыточная педантичность;
  • занижение самооценки;
  • неумение адекватно реагировать на жизненные трудности;
  • наследственные особенности функционирования мозга;
  • нарушение работы вегетативной нервной системы;
  • низкий уровень гормонов (серотонина, норадреналина, дофамина);
  • нарушение работы нервной системы (мышечное напряжение, скованность);
  • состояние после перенесенной инфекции.

В последнее время специалисты по психиатрии высказывают мнение о большом влиянии особенностей воспитания и другого опыта в формировании обсессивно компульсивного расстройства. Это может быть:

  • жесткий и придирчивый стиль обучения;
  • влияние важного для ребенка человека с признаками невроза навязчивого состояния;
  • строгость и морализм, религиозное образование.

Для того чтобы выявить истинную причину нарушения и принять в полном объеме помощь, следует просто позвонить по телефону клиники доктора Исаева. Это можно сделать бесплатно, записаться на прием к врачу и получить полную консультацию.

Огромную роль также влияют на проявление болезни неправильные внутренние убеждения, в том числе:

  • уверенность в том, что если думать о чем-то часто, то это обязательно произойдет;
  • запрет для себя на определенные виды мыслей и фантазий;
  • приравнивание мыслей к действиям по степени ответственности;
  • принятие на себя вины за все происходящее вокруг и попытки это изменить.

Требования к поощрению

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Нужно поощрять поступки ребенка, которые являются примером для других.
  2. При таком методе нужно учитывать возраст и личные особенности.
  3. Поощрение эффективно только от авторитетных лиц или микросоциума.
  4. Нельзя применять способ по отношению к одним и тем же детям.

В таком принципе главное, чтобы дети или сотрудники испытывали чувство гордости и удовлетворения за хорошие результаты в работе или учебе.

Противопоставление

Если источником внушения является человек, не похожий на субъекта, оно дает противоположный эффект. Ребенок, который не доверяет учителю или своим родителям, отказывается принять внушение просто потому, что оно исходит от нелюбимого человека.

Он не просто не соглашается, но и действует наоборот. Предположим, что его просят оставаться в определенном месте, но указание от учителя, который не нравится ему, заставит ребенка покинуть это место.

Это противопоставление работает не только среди детей, но и среди взрослых. Почему Адам и Ева попробовали фрукт? Это было запрещено, и, следовательно, противопоставление сработало.

С образовательной точки зрения следует избегать любых ситуаций противопоказаний. Когда дети теряют веру в учителя или родителя, когда у них есть внутреннее недовольство, когда они не приспособились к окружающей среде, они проявляют отрицательное отношение, вызывающее противоречие.

Большинство случаев недисциплинированности в школе происходят из-за противопоставлений. Таким образом, учитель должен относиться к учащимся с тактом и сочувствием, внушать доверие к себе, чтобы его предложения были легко приняты.

Соотношение убеждения и внушения

Методы внушения и убеждения – каково соотношение между ними? Иногда кажется, что в обоих случаях происходит навязывание человеку чужих мыслей или чувств. Существует ли между двумя методами разница и в чём она заключается?

Убеждение – это элемент мировоззрения личности, который побуждает действовать конкретным образом (например, не соглашаться на интимную близость на первом свидании, поскольку хорошие девочки так себя ведут). Повлиять на человека в таком случае, значит передать мировоззрение другому человеку (убедить подругу, что на свидании – никакого секса, поскольку так правильно). Внушение же не затрагивает систему взглядов человека. Рассмотрим это подробнее.

Гипноз

Гипноз и внушение – понятия практически неразделимые. Гипнозом называется состояние, в котором человек находится между сном и бодрствованием. По-другому гипноз – измененное состояние сознания, транс. Гипнотизер использует различные приемы, чтобы ввести человека в транс, воздействуя на психику гипнотизируемого.

Гипнотизер выполняет одновременно несколько действий: введение в транс; внедрение в подсознание собственных установок, внушение определенных задач. Человек погружается в гипнотическое состояние посредством постоянных, монотонных действий гипнотизера, направленных на раздражение определенных органов чувств:

  • осязания (прикосновения, поглаживание);
  • слуха (приглушенная музыка, спокойный тон голоса);
  • зрения (фиксация взгляда на каком-либо атрибуте гипнотизера).

Также некоторые гипнотизеры практикуют полную блокировку органов чувств – физическое расслабление, закрытие глаз во время сеанса. В гипнотическое состояние человек может погрузиться только при условии, что его мозг имеет предрасположенность к переходам в заторможенное состояние.

Голос гипнотизера как бы завладевает подсознанием человека, блокируя потоки другой информации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]