Нейрон: волокно, нерв.
Функция нейронов – создавать и проводить нервные импульсы. Типичному нейрону нужна 1 микросекунда, чтобы ответить на стимул. Миллионы нейронов реагируют в унисон, производя «качающиеся» электрические разряды. Эта реакция создает ритм мозга, который получил название «мозговая волна». Состояние нашего сознания отражает смешанную активность ритмов подобных волн. Электроэнцефалограмма — ЭЭГ — суммарная электрическая активность множества нейронов головного мозга, регистрируемая с поверхности головы. Частота — это количество колебаний волны в секунду. Амплитуда — сила электрического импульса. По частоте волны мозговой активности разделяются на четыре основные категории ритмов мозга: Альфа, Бета, Тета и Дельта. Информация о схемах волн мозговой активности взята из книги Анны Вайз «Вдохновение по заказу», где они подробно описаны, там же даны упражнения по балансировке интеллекта. В представленной ниже информации нет практических советов, только описание схем. Также использованы ресурсы интернета.
«Зеркало Сознания» для измерения волн мозговой активности
Это первый прибор для выполнения спектрального анализа в реальном времени путем снятия ЭЭГ. Прибор измеряет частоты волн мозговой активности в обоих полушариях головного мозга, именно в тот момент, когда они производились. Таким образом, были получены схемы волн мозговой активности.
Схема активного интеллекта
– соединение медитации с ментальной активностью. Это происходит при определенных пропорциях четырех основных волн, при этом:
- мыслительный процесс протекает гладко
- чувства и эмоции становятся более понятными и управляемыми
- информация легко перемещается между разными уровнями сознания
- интуиция проявляется как неотъемлемая часть сознания
Возникает активное состояние интеллекта в момент творческого вдохновения. Наблюдается одна и также схема:
- у математика, решающего сложную задачу
- ученого, ставящего важный эксперимент
- руководителя, принимающего важное решение
Полученные закономерности, как активного баланса, так и отклонения от него, позволяют предположить, что существует вибрационный язык со своим алфавитом (схемы), который лежит в основе более сложных вибрационных конструкций. Ритмичность вляется одним из ключевых факторов в координации деятельности коры головного мозга. Если люди смогут контролировать свои шаблоны ума, то смогут входить в различные состояния Бытия.
Способы стимуляции альфа-волн
На ЭЭГ альфа-ритмы можно наблюдать только в тех случаях, когда организм человека полностью расслаблен. Наблюдаемые в таком состоянии отвлекаются от проблем, поэтому происходит купирование стресса. Также замечено замедление мыслительной деятельности, поэтому сознание «очищается». Это позволяет создавать новые идеи, увеличивается креативность мыслительной деятельности, происходит избавление от творческого кризиса.
Если у человека наблюдается в течение некоторого времени тяжелая и длительная мозговая активность, то происходит купирование нормальной деятельности органа. Решение данной проблемы заключается в увеличении альфа-волн и снятии умственного напряжения.
Есть множество методик, позволяющих оказать на альфа-волны стимулирующее воздействие:
- Звуковые волны. Простая и доступная во всех отношениях методика, с помощью которой увеличивается альфа-активность, а сам процесс приносит человеку «дозу удовольствия». Методика состоит в прослушивании специальной музыки, которая состоит из стереозвуков.
- Йога. Длительные занятия йогой, при условии правильного выполнения упражнений, выступают в качестве мощного активатора альфа-активности мозга, который может умеренно и не резко повысить необходимые показатели.
- Медитация. С помощью медитации можно научить свой организм расслабляться в автоматическом режиме, но для этого потребуется затратить много времени для прохождения огромного количества практических занятий.
- Дыхательная гимнастика. Метод подразумевает, что человеку придется постоянно поддерживать глубокое дыхание. Такой процесс насыщает мозговые клетки и внутренние органы кислородом. Если заниматься дыхательной гимнастикой систематически, чтобы это вошло в привычку, то создание альфа-волн будет происходить автоматически.
- Горячие ванны. Практически всегда расслабление наступает после принятия горячей ванны, которая также позволяет устранить усталость. Выработка альфа-волн – основная причина расслабления мышечных структур.
- Спиртные напитки. Не рекомендованный метод, который, как ни странно, также позволяет активировать выработку и получить повышенный уровень альфа-волн. Алкоголь употребляется многими людьми для снятия стресса. Сразу после употребления спиртного напитка начинают формироваться альфа-волны, что позволяет человеку прийти в состояние релакса, отчужденности от мира и расслабления.
Бета-ритм мозга — активное состояние
Доминирует левое полушарие.
Быстрые волны, которым соответствует состоянию от нормального мышления до паники. Ассоциируются с ускоренным обменом веществ и повышенным кровяным давлением. Связаны с бодрствованием, сосредоточенностью, познанием, принятием решения. Аналогичный ритм мозга для сравнения — ритм барабанов.
Беспокойство, страх, паника – доминируют Бета-волны. Депрессия, плохое внимание и запоминание информации — недостаток Бета–волн.
Устойчивые волны Бета:
- хаотично включается правая часть мозга: образно — чувственная
- перенапряжена левая часть: мышление, принятие решения.
- доминирует основная мысль: я должен выжить здесь и сейчас
- менталитет ограничен понятиями «я» и «моё»
- почти постоянное чувство неудовлетворения собой и своей жизнью.
Бета волны высокого уровня от 23 — 30 Гц.
Люди такого типа часто демонстрируют характерное поведение:
- курение, переедание, азартные игры
- наркотическую или алкогольную зависимость.
Обладая сильной чувствительности к внешним стимулам и быстрой реакцией, они достигают успеха, но даже ординарные события могут оказаться стрессовыми и это толкает их к алкоголю и наркотикам для снятия напряжения.
Бета-волны
Еще один вид – бета волны мозга. Они регистрируются в диапазоне от 14 до 30 колебаний в секунду. Такие быстрые волны являются нормой и активируются при вовлечении человека в окружающий мир. Также они активно излучаются при возбуждении, состоянии стресса или тревоги. Для того, чтобы они начали доминировать, достаточно начать разговор с любым человеком
Все внимание людей с доминирующей работой бета-волн направлено на окружающую обстановку
Развивать бета-ритмы можно обычной активной жизнью. Любое общение, физическая активность, проявление социальной позиции, стрессы, страхи – все это способствует их увеличению. Снизить же их активность получится простым расслаблением и отказом от негативных мыслей.
Существует три вида бета-волн. Они разделены для более точной характеристики нескольких промежутков, т.к. диапазон частот довольно большой, а ощущения могут быть разными. Выделяют следующие виды:
Низкие (13-16 герц). Когда активность нейронов мозга начинает испускать импульсы в таком темпе, начинает появляться слабая вовлеченность в окружающий мир. При этом активизируется левое полушарие мозга. У человека пропадает чувство расслабленности, но возбуждение тоже еще отсутствует
При регулярных тренировках этой частоты появится навык управления концентрацией и вниманием. Средние (16-18 герц). На таких частотах к работе подключается правое полушарие мозга
Появляется осознание своего «Я», окружающих вещей. Люди начинают испытывать немного возбуждения и вовлеченность в мир. При выполнении тренировок будут развиваться интеллектуальные способности и концентрация внимания. Высокие (18-30 герц). Такие волны сравнивают с быстрой ездой на спортивном автомобиле. Ощущения схожи с теми, когда выделяется множество адреналина. Появляется сильное возбуждение, интерес к окружающему миру и всему, что происходит.
Альфа-ритм мозга связан с формами мышления, с природой образов.
На ранних этапах развития мозг человека приобрел механизм, действие которого проявляется в расчете, предвидении и воображении. Позднее возникли процессы абстрактного мышления и контроля – то, что мы называем волей.
Генерация альфа-волн: человек мечтает, фантазирует, активизирует визуализацию. Глаза закрыты, происходит пассивное, безмысленное расслабление, биоэлектрические колебания в мозге замедляются. Возникает состояние сенсорного покоя, умственная глубокая релаксация, медитативное состояние. Это шлюз, точку входа, которая ведет в более глубокие состояния сознания. Аналог альфа-ритма мозга – спокойно играет рояль.
Стимуляция ритма мозга в Альфа-диапазоне:
- идеально подходит для усвоения новой информации
- скорость мышечной реакции в десять раз выше, чем в обычном состоянии
- мозг продуцирует больше собственных «наркотиков», отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли.
Сделай выбор сам
Большая часть информации – травматические переживания, послания от значимых взрослых, – минуя наше сознание, попадают на бессознательный уровень. Этот уровень имеет на нас огромное влияние, зачастую даже управляет нашими жизнями. Чем больше человек изучает свое бессознательное и предсознательное и переводит информацию на осознанный уровень, тем больше у него появляется возможности выбора.
Так, дочь алкоголика на осознанном уровне ищет в мужья трезвенника, но все ее бессознательное буквально пронизано информацией о том, что женщина должна себя посвятить мужчине, спасать его, что она не достойна здоровых отношений. Так, скорее всего, вела себя ее мать или бабушка. И другого сценария она не видела. Дочери алкоголиков более чем в 50 % случаев выходят замуж за алкоголиков (В. Москаленко. Зависимость: семейная болезнь).
Если бы эта женщина была в курсе своих бессознательных процессов и научилась более конструктивному взаимоотношению с мужчинами, у нее был бы больший шанс найти здорового партнера. А пока этого не случилось, выбора у нее нет.
Тета-ритм мозга — расслабленное состояние
Фиксируется тета-ритм мозга:
- в расслабленном состоянии, в неглубоком сне со сновидениями
- глубокой медитации
- в процессе ускоренного обучения и в исцелениях.
Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными. Действие защитных механизмов уменьшается, что дает возможность информации проникнуть глубоко в подсознание, происходит освобождение от подавленных эмоций и психических блоков. Это сумеречное состояние между сном и бодрствованием, которое открывает доступ к бессознательной части ума. Аналог тета-ритма мозга – виолончель.
Тета – это сон наяву, яркие образы мигают перед мысленным взором, усиливается восприимчивость к информации за пределами обыденного сознания. Открывает доступ к свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. Это состояние мозга имеет название: гипнагогическое. Тета ритм мозга позволяет во всём видеть Бога, распознавать закономерности и циклы. На этом этапе часто приходят к нам откровения, пророческие сны. В состоянии Тета-волны творят сильные шаманы и просветлённые Йоги.
Гипнагогия — состояние, непосредственно предшествующее сну. Гипнагогические состояния обычно характеризуются наличием образов (визуальных, слуховых, кинестетических и пр.), но почти полным отсутствие повествовательности.
Эдисон трудился над своими изобретениями в очень напряженном режиме. Когда он заходил в тупик, то садился в кресло, брал металлический шар в руку, которую свободно опускал вдоль кресла, и засыпал. Заснув, он непроизвольно выпускал шар из руки и грохот падающего на пол шара будил его. Нередко это сопровождалось свежими идеями относительно проекта, над которым работал. Сальвадор Дали проводил дневной сон, сидя в кресле, держа в руке ложку, но как только сон одолевал, то ложка падала на железный поднос на полу. Этот звон резко пробуждал его, что позволяло найти новые идеи. Этот метод переключения сознания на другой ритм мозга он позаимствовал у цестерцианских монахов.
Образы, порождаемые Альфа-волнами:
- более отчетливы, ясны и понятны
- границы более четкие
- цвета разнообразнее
Образы, порождаемые Тета-волнам:
- темнее и менее четкие
- несут глубокий смысл
- поднимаются из глубин сознания.
Эти образы воспринимаются как озарение или дар свыше, иногда они бывают окружены светом. Их появление часто сопровождается чувством какого-то знания, понимания того, что этот образ подсказывает правильное решение, что он затрагивает что-то в глубине вашего сознания. Случается, что перед появлением образов Тета-волн человек видит волны голубого и фиолетового цвета. Это говорит об активизации сильных Тета-волн.
У большинства современных людей активность Тета и Альфа волн снижена. Они помощью кофе просыпаются от глубокого сна — Дельта и выталкивают себя в состояние активного бодрствования — Бета. Работая целый день в Бета диапазоне, вечером падают в глубокий сон – происходит грубое переключение мозга из Бета в Дельта. Мозгу не дается возможность поработать на частотах души – Альфа и Тета ритмы мозга. Стимуляторы (кофе и т.д.) – подавляют Тета и Альфа волны, увеличивая долю Бета-волн, что сравнимо с натужным и надрывным пением.
Возрастная динамика ритмов электрической активности мозга. Уровень тревожности и ЭЭГ-индексы 2164
Изучение возрастных закономерностей электрической активности коры головного мозга является необходимым условием как для дальнейшего развития теоретического понимания формирования функций мозга и психических процессов, так и для практического обеспечения нормального физиологического и психического развития ребенка в различных социальных условиях. Рассмотрение процесса развития коры головного мозга с позиций системогенеза позволяет осуществить анализ, сравнение и сопоставление психических и физиологических особенностей ее созревания в непрерывности поведенческого континуума (Александров, Сергиенко, 2003, с. 98). Согласно закономерностям системогенеза, по мере гетерохронного созревания отдельных структур функциональной системы при взаимодействии со все более сложной окружающей средой наблюдается переход от менее дифференцированного к более высокодифференцированному поведению (Швырков, 1995; Александров, 1995, 2009; Чуприкова, 1990; Сергиенко, 2009 и др.).
Известно, что развитие ЭЭГ-ритмов мозга в филогенезе предполагает постепенный переход доминирующего ритма мозга от низкочастотного к более высокочастотному. Например, у рептилий доминирует дельта-ритм, у низших млекопитающих – тета-ритм (MacLean,1990). Г. Г. Князев (2004) рассматривает дельта-, тета- и альфа-ритмы как иерархическую систему, находящуюся в соотношении с тремя эволюционными системами мозга – стволовой, лимбической и корково-таламической. Согласно данной теории, дельта-ритм связан с витальными и биологическими мотивациями, альфа-ритм отражает процессы «восприятия и распознавания паттернов окружающей среды», а тета-ритм – эмоциональные процессы (Князев, 2004, с. 572). С точки зрения Ю. И. Александрова, эмоции характеризуют эволюционно ранние, «старые» системы мозга с низкой дифференциацией функций (Александров, 1995, 2006), которые, вероятно, связаны с преобладанием более медленных ритмов в ЭЭГ. Усложнение дифференциации среды способствует развитию «новых» высокодифференцированных систем, что сопровождается увеличением более быстрых волн электрической активности по мере взросления человека; подобная динамика наблюдается также и в онтогенезе.
Онтогенетическй аспект развития ЭЭГ-ритмов мозга затрагивался многими исследователями – первоначально в виде описания линейных, а затем и нелинейных изменений медленных волн в сторону уменьшения и быстрых волн в сторону увеличения с возрастом (Matousek, Petersen, 1973; John et al., 1980; Matthis et al., 1980; Gasser et al., 1988 и др.). Данную закономерность с позиций системного подхода можно представить как уменьшение коэффициента, выражающего отношение «числа менее дифференцированных систем к числу более дифференцированных систем» по мере усложнения дифференциации взаимоотношений с внешней средой (Александров, 2006, с. 316). Многие исследователи выделяют учащение ведущего альфа-ритма как один из основных критериев в детерминации степени морфофункционального созревания мозга детей (Дубровинская, 1985; Фарбер, 1969; Фарбер, Алферова, 1972; Благосклонова, Новикова, 1994; Бияшева, Швецова, 1981 и др). Интенсивность системогенеза различается как в пространственном, так и временном диапазоне. Наиболее интенсивно возрастные изменения наблюдаются в первые недели после рождения (Anokhin et al., 1996). Согласно анатомическим исследованиям, созревание происходит в непрерывной динамике переходов прогрессионных и регрессионных процессов и максимальная интенсивность наблюдается в течение возрастного периода до двух лет. Лонгитюдные исследования с использованием МРТ выявили увеличение белого вещества по всему мозгу и локальные изменения с U-образной динамикой серого вещества с различным темпом в различных структурах (Lenroot, Giedd, 2006). Максимальная интенсивность увеличения синаптической плотности в зрительных зонах наблюдалась к четырем месяцам, а в префронтальной коре – только к четырем годам. Процессы уменьшения медленных ритмов и повышения быстрых ритмов происходят быстрее в теменно-затылочных, чем в передних, областях мозга (Taylor, Baldeweg, 2002; Werkle-Bergner et al., 2006), в том же направлении изменяется траектория максимальной пластичности мозга (Chugani et al., 1987).
Степень функционального созревания мозга соответствует степени развития психических процессов. Многолетние исследования созревания активности мозга позволили определить ЭЭГ-критерии функциональной зрелости регуляторных структур от I до IV степени (Фарбер, 1969; Фарбер, Безруких, 2001; Мачинская и др., 1997 и др.). Результаты других исследований показали, что функциональная зрелость коррелирует с успеваемостью детей, функциями внимания (Мачинская и др., 1997; Мачинская, Крупская, 2008). М. ВеркльБернер с соавторами (Werkle-Bergner et al., 2006), используя методы МРТ и ЭЭГ, осуществили попытку рассмотрения процесса функционального созревания мозга и изменения функций памяти с точки зрения анатомических и физиологических возрастных трансформаций. Согласно когнитивным моделям, новые созревающие структуры требуют вовлечения более ранних структур для отображения идей и понятий более высокого уровня (Shrager, Johnson, 1996). Необходимо отметить, что результаты представленных выше исследований согласуются с основными положениями системного подхода: «новые», более высокодифференцированные структуры постоянно требуют вовлечения «старых», так как они не взаимозаменяются, а «наслаиваются» (Швырков, 1995; Александров, 1995, 2006, 2009).
Безусловно, окружающая среда влияет на формирование электрической активности мозга в процессе индивидуального развития. Так, дети, растущие в условиях повышенного риска заболеваний, обнаруживают более медленное снижение тета-ритма и выраженную вариабельность различных ЭЭГ-ритмов по сравнению с детьми, растущими в более благоприятных условиях (Harmony et al., 1988). Дети, находящиеся в условиях семейной депривации, характеризуются иной динамикой развития понимания эмоций, нежели дети, воспитывающиеся в семьях (Сергиенко, 2006). В некоторых исследованиях отмечена определенная специфика в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер у детей, находящихся в условиях материнской депривации, которая проявляется в обедненности эмоционально-мотивационной сферы, ориентированности на внешний контроль, в неприятии себя, недоверии к людям, деструктивной агрессии (Прихожан, Толстых, 2005; Прихожан, 2000), что, с нашей точки зрения, и должно находить свое отражение как в показателях уровня функционального созревания активности головного мозга, так и в показателях уровня тревожности детей.
Существуют исследования, подтверждающие тот факт, что тревожность является предвестником многих психических и соматических заболеваний, девиантного и аддиктивного поведения, что определяет необходимость ее диагностики на ранних этапах до появления первых симптомов острого психосоматического расстройства или отклонений в поведении (Siciliani et al., 1975; Smit et al., 2007; Blackhart et al., 2006; Павленко и др., 2009 и др.). Авторы предлагают использование ЭЭГ-показателей как хороших индикаторов тревожности. В частности, ими высказывается мнение о том, что более высокая ЭЭГ-активность правой фронтальной зоны связана с симптомами депрессии, тревожности и повышенной эмоциональности (Blackhart et al., 2006). Тревожность ассоциируется также с эффектом связывания (coupling) между медленными и быстрыми волнами ЭЭГ (Knyazev et al., 2005 и др.). В некоторых исследованиях отмечают более высокий уровень дельта- и бета- активности и низкий уровень альфа-активности у высокотревожных лиц (Павленко и др., 2009; Черный, 2007 и др.).
Таким образом, целью
данного исследования явилось выявление различий в показателях возрастной динамики активности коры головного мозга (показателях спектральной мощности основных ритмов ЭЭГ) и уровня тревожности между двумя выборками испытуемых – детьми, проживающими в детском доме, и детьми контрольной группы.
Гипотезы исследования:
1. Динамика развития ЭЭГ-ритмов у обследуемых детей соответствует общей закономерности уменьшения спектральной мощности низкочастотных ритмов и увеличения высокочастотных ритмов в онтогенезе.
2. Возрастная динамика изменений ЭЭГ-ритмов различается у испытуемых двух основных выборок: у детей, воспитывающихся в условиях семьи, и воспитанников детского дома.
3. Уровень тревожности в группе Д выше по сравнению с уровнем тревожности детей контрольной группы, что находит свое отражение в ЭЭГ-показателях.
Испытуемые.
В исследовании приняли участие 115 детей, распределенных по следующим возрастным группам: I – от 6 до 7 лет (20 чел.), II – от 11 до 12 лет (40 чел.), III – от 14–15 лет (35 чел.), IV – от 17 до 18 лет (20 чел.). Из них 40 детей проживали в детском доме (группы Д: II – 20 чел. и III – 20 чел.), 55 человек обучались в средней школе-гимназии, проживали в семъях (группы К: I –20 чел., II – 20 чел., III –15 чел.). В IV возрастную группу (К: IV–20 чел.) вошли студенты 1-го курса Казахского национального университета имени аль Фараби (г. Алматы). Группы были уравновешены по гендерному критерию (50 % девочек и 50 % мальчиков, за исключением III контрольной группы, в которую вошли 7 мальчиков и 8 девочек).
Методика
Тревожность.
Уровень тревожности определялся с помощью теста Ч. Д. Спилбергера, адаптированного Ю.Л. Ханиным (1976), до проведения ЭЭГ-исследования.
ЭЭГ-исследование
. ЭЭГ-запись производилась монополярно с восьми симметричных фронтальных (F3, F4), центральных (C3, C4), теменных (P3, P4) и затылочных (O1, O2) областей мозга по системе 10–20% с индифферентным ушным электродом при помощи компьютеризированного электроэнцефалографа (Венгрия), оснащенного программным обеспечением ЭЭГлаб (Вильдавский, 1996). Обследуемые находились в затемненном помещении, изолированном от шума и электромагнитных волн.
Процедура записи ЭЭГ включала ситуации:
1. Спокойное бодрствование с закрытыми глазами (2 мин); 2. Спокойное бодрствование с открытыми глазами (2 мин.); 3–7. Фотостимуляции 4, 6, 8, 10, 12 Гц (ФС, последовательно по 30 сек); 8. Гипервентиляция (ГВ, 2 мин); 9. Восстановление после ГВ (2 мин); 10. Задержка дыхания (ЗД, 30 сек);
11. Восстановление после ЗД (1 мин). В данной работе представлены только показатели спектральной мощности фоновых значений при закрытых и открытых глазах, гипервентиляции и восстановления после гипервентиляции.
Анализ ЭЭГ.
Спектрально-когерентный анализ на основании быстрого преобразования Фурье данных производился с помощью программы В. Вильдавского после удаления отрезков ЭЭГ, содержащих артефакты, для следующих ритмов ЭЭГ:
дельта
– 0,2–3,8 Гц;
тета
– 4–7,8 Гц;
альфа1
– 8–10,8 Гц;
альфа2
– 11–13,8 Гц;
бета1
– 14–19,8 Гц;
бета2
– 20–29,8 Гц;
гамма1
– 30–34,8 Гц; гамма2 – 35–45 Гц. Индивидуальные показатели спектральной плотности мощности (СПМ) и функции когерентности (КоГ) ритмов ЭЭГ по каждой изучаемой ситуации переносились в файл SPSS15, где производилась дальнейшая статистическая обработка. Все данные проходили процедуру нормализации Y=logХ. Альфа-мода в возрастных группах определялась с помощью графиков в программном обеспечении Вильдавского.
Статистические гипотезы
:
Гипотеза 1
. Однофакторный дисперсионный анализ (one way ANOVA) на основании post hoc tests с использованием критерия LSD и Bonferroni суммарных и локальных показателей спектральной мощности различных ритмов и ЭЭГ-индексов (Тета/Альфа2, Альфа/ Дельта, индексы ГВ и восстановления после ГВ, индекс подавления альфа-ритма при открывании глаз) предполагает получение статистически достоверных различий между возрастными группами.
Нуль-гипотеза: достоверные различия суммарной и локальной спектральной мощности ритмов и ЭЭГ-индексов между возрастными группами не наблюдаются.
Гипотеза 2
. Суммарная и локальная спектральная мощность ЭЭГ-ритмов достоверно отличаются в группах Д и К в диапазоне медленных волн (многофакторный дисперсионный анализ, MANOVA). Альфа-мода в соответствующих возрастных группах у детей группы Д имеет более низкое значение, чем у детей группы К (программа Вильдавского).
Нуль-гипотеза: отсутствие достоверного эффекта влияния социального фактора на ЭЭГ-показатели. Значения альфа-моды не отличаются в группах Д и К. Гипотеза 3.
Уровень тревожности (УТ), определяемый с помощью опросника Спилбергера–Ханина, достоверно выше в группах Д, что отражается в ЭЭГ-индексах тревожности, «связывании» медленных и быстрых волн (one way ANOVA, корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона).
Нуль-гипотеза: статистически достоверные различия УТ между группами детей Д и К не наблюдаются; уровень тревожности не коррелирует с ЭЭГ-показателями; ЭЭГ-индексы не отражают уровень тревожности.
А Б
Рис. 1
. Динамика изменения ритмов ЭЭГ в четырех возрастных группах. А – дельта , тета , альфа 1 ; Б – альфа 2 , бета 1 и бета 2 . По оси абcцисс – 1–I, 2–II, 3–III, 4–IV – возрастные группы. По оси ординат – нормализованные данные суммарной спектральной мощности ритмов (усл.ед.)
Результаты исследования
1. Возрастная динамика спектральных характеристик ЭЭГ в контрольной группе.
1.1. Сравнительный анализ показателей суммарной спектральной мощности ритмов ЭЭГ в четырех возрастных группах
позволил выявить достоверные различия между возрастными группами, которые выражаются в некотором повышении медленных волн у детей 10–11 лет, а затем их достоверным снижением у детей в возрасте 14–15 лет (
р
<0,05) и 17–18 лет (
р
<0,01) (рис. 1, А). Подобная динамика наблюдается и для альфа1-диапазона, в то время как альфа2 наряду с бета-диапазоном оказываются достоверно более низкими в младшей возрастной группе (рис.1, Б). Высокочастотная группа ритмов гамма-диапазона имеет те же тенденции, но без достоверной разницы между группами. Следует отметить более заметное увеличение в диапазоне практически всех ритмов во II возрастной группе по сравнению с I, вероятно, связанное с вхождением в пубертатный период.
1.2. В пространственном отношении спектральные характеристики
отличаются несколько иной траекторией изменения во фронтальных и центральных, теменных и затылочных областях. На рис. 2 представлены пространственные изменения в динамике тета-(достоверно с LSD-критерием для F3, F4, C3, O1, O2, соответственно,
p
<0.01–0.05 в полярных группах) и альфа2- (достоверно с LSD-критерием для F4, C4, P3, P4, O1, O2,
p
<0.05 в полярных группах) ритмов. Интересно отметить, что динамика снижения тета в лобных областях имеет плавно спадающий характер, в то время как в центрально-теменных областях динамика тета-ритма характеризуется первоначальным повышением с последующим снижением во II возрастной группе. Динамика альфа2-ритма во фронтальных областях отличается более выраженным ростом в III и IV группах испытуемых, а в центральных, теменных и затылочных областях наблюдается резкий скачок в I и II группах, что свидетельствует в пользу более медленного созревания передних областей мозга.
Рис. 2
. Пространственные изменения в динамике тетаи альфа 2-ритмов в четырех возрастных группах : А – тета, Б – альфа 2. По оси абcцисс – 1–I, 2–II,3–III, 4 – IV – возрастные группы. По оси ординат – нормализованные данные суммарной спектральной мощности ритмов (усл. ед.) 1.3.
Соотношение значений суммарной спектральной мощности Тета/Альфа.
Согласно выводам многих исследователей, в возрастной динамике наблюдается постепенное замещение тета-ритма более высокочастотным альфа. В связи с этим мы провели анализ соотношения данных ритмов в возрастной динамике и обнаружили четкую тенденцию снижения индекса соотношения Тета/Альфа от младшего к старшему возрасту. На рис. 3 продемонстрировано достоверное снижение индекса в I и III, а также в I и IV (
p
<0.05, Bonferroni, LSD) группах испытуемых.
Pис. 3.
Индекс Тета/Альфа в четырех возрастных группах. По оси абcцисс – 1–I, 2–II,3–III, 4–IV возрастные группы. По оси ординат – значения показателя индекса соотношения Тета/Альфа (усл. ед.)
1.4. Альфа-мода
. Одним из основных возрастных критериев является доминирующая частота альфа-ритма. Действительно, альфа-мода в затылочной области имеет с возрастом тенденцию к увеличению (см. таблицу ниже).
Таблица.
Альфа-мода в возрастных группах
Возрастные группы | Альфа-мода при закрытых глазах, Гц | |
О1 | О2 | |
I | 8.7 | 8.7 |
II | 9.9 | 9.9 |
III | 10.2 | 10.1 |
IV | 10.3 | 10.3 |
1.5. Функциональные нагрузки
. Мы также провели анализ степени изменений спектральных показателей ЭЭГ при функциональных нагрузках. Индекс подавления альфаритма, определенный как «отношение спектральной мощности альфа при открытых глазах к идентичному показателю при закрытых глазах», выявил достоверные различия только при применении LSD-критерия между II и III, а также между II и IV группами (
p
<0,001). Проведенный анализ продемонстрировал динамику снижения гипервентиляционного индекса с возрастом, а также его быстрое восстановление после завершения гипервентиляции у старшей возрастной группы (рис. 4).
Рис. 4.
Индексы реакции на гипервентиляцию (ИндГВ) и индексы восстановления после гипервентиляции (ИндВпГВ). По оси абсцисс – возрастные группы 11–12 лет и 14–15 лет, по оси ординат – уровень индексов (усл. ед.)
Таким образом, при проверке первая нулевая гипотеза была отвергнута в связи с обнаруженными вышеописанными достоверными различиями. Полученные данные в большей степени подтверждают первую гипотезу.
2. Сравнительный анализ ЭЭГ данных в группах Д и К
2.1. Многофакторный дисперсионный анализ MANOVA с тремя межгрупповыми (between subjects) факторами (возраст – В, социум – С, гендер – Г) суммарных показателей спектральной мощности ритмов
показал достоверный эффект В и С только для дельтаритма (
p
<0,001;
p
=0,01). Гендерных различий по суммарным показателям спектральной мощности ритмов в нашем исследовании не выявлено. По показателям индекса соотношения Тета/Альфа достоверных различий также не выявлено, как и в соответствующих возрастных контрольных группах. Показатели индекса соотношения Альфа/Дельта достоверно ниже в возрасте 11–12 лет, что может свидетельствовать об их большей чувствительности к данному периоду возрастных изменений (рис. 5).
Рис 5.
Индекс Альфа/Дельта в двух возрастных группах. По оси абсцисс – возрастные группы 11–12 лет и 14–15 лет, по оси ординат – значения индекса альфа к дельта; *
p
<0.05
2.2. При сравнении пространственных значений абсолютных спектральных параметров в группах Д и К
в возрасте 14–15 лет были выявлены достоверные различия лишь в дельта- С4 (F=4.437,
p
=0.042) и тета- О2 (F=6.627,
p
=0.015) ритмах, которые были выше в группе Д. В возрасте 11–12 лет различия были обнаружены в области дельта-диапазона и соответственно в симметричных центрально-затылочных областях (F=4.428,
p
= 0.042). В передних отделах различий не наблюдалось. Интенсивность изменений суммарных спектральных показателей в тета- и альфа1-диапазонах не выражена как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что возрастные изменения в группах Д имеют менее интенсивный характер и связаны с более медленным снижением дельта-активности в центрально-затылочных областях.
2.3. При сравнении альфа-моды в затылочных областях между двумя группами Д и К
не было обнаружено существенных различий. Если в группе К в возрасте 11–12 лет она составляла 9.9 Гц, то в группе Д – 10.0 Гц, а в возрасте 14–15 лет альфа-мода имела одинаковое значение 10.1 Гц в обеих группах.
2.4. В отличие от контрольной группы более выраженные реакции на функциональную нагрузку
были отмечены при открывании глаз, но не отличались достоверными значениями при гипервентиляции (ГВ) по всем показателям возрастных сравнений. Подавление альфа-ритма в большей степени было выражено в старшей группе, в то время как межгрупповое (Д и К) сравнение обнаружило различия реакции на ГВ и степень восстановления в возрасте 14–15 лет (F=9.659,
p
=0.004 и F=7.434,
p
=0,010). Испытуемые группы Д в большей степени реагировали на ГВ и отличались более низким коэффициентом восстановления.
3. Уровень тревожности в двух группах Д и К и ЭЭГ-индексы тревожности.
3.1. Результаты теста Спилбергера–Ханина
выявили достоверную разницу личностной тревожности между групой Д и К в возрасте 11–12 лет (F=24.233
p
=0.001) (рис. 6.). В группе Д этот показатель был высоким, а в группе К – умеренным. В старших возрастных группах данные были умеренными и не отличались в группах Д и К. Как было отмечено выше, данный возрастной период имел особенности в ЭЭГ-показателях, где наблюдался наибольший сдвиг ЭЭГ-ритмов при сравнении с младшей возрастной группой в связи с переходным периодом.
Рис. 6.
Уровень личностной тревожности. По оси асбсцисс – возрастные группы, по оси ординат – уровень ЛТ (усл. ед.)
3.2. ЭЭГ-индексы тревожности
. В соответствии с уже разработанными в аналогичных исследованиях параметрами мы использовали в своей работе три индекса по следующим ритмам: 1) АльфаF4-Aльфа F3 (Blackhart et al., 2006; Smit et al., 2007); 2) Альфа (Siciliani et al., 1975); 3) Бета (Черный, 2007; Macaulay, Edmonds, 2004; 4)Альфа/Дельта (Князев, 2004); 5) эффект «связывания» (coupling) между дельта- и бета-ритмами (Schutter, Knyazev, 2011). Достоверные различия были обнаружены лишь для Альфа/Дельта-индексов, значения которых были ниже в группе Д (F=14.927,
p
=0.001) (рис. 7). Результаты проверки наличия корреляционных связей подтверждают тот факт, что показатели ЛТ имеют положительные корреляции с показателями изменений дельта-ритмов (
r
=0.329) и с индексом соотношения медленных волн к быстрым (
r
=0.320). В то же время индексы, основанные на спектральных показателях только альфа-ритма и фронтальной асимметрии альфа-ритма, оказались нечувствительными в данной популяции. Внутригрупповой корреляционный анализ обнаружил наличие положительной корреляции между дельта- и бета-ритмами в группе Д в возрасте 11–12 лет (достоверной для правого полушария,
r
=0.552*) при отсутствии таковой в контрольной группе, что свидетельствует в пользу обнаруженной более высокой тревожности у детей группы Д в этом возрасте.
Рис. 7.
Индекс тревожности. По оси абсцисс – группы Д и К, по оси ординат – уровень индекса тревожности Альфа/Дельта (усл. ед.)
Обсуждение результатов исследования
Полученные результаты исследования возрастных особенностей ЭЭГ-активности мозга детей различных возрастов – представителей казахстанской популяции – соответствуют основным закономерностям и тенденциям, которые наблюдаются в аналогичных исследованиях представителей других популяций: постепенное снижение медленных волн и повышение быстрых волн по мере развития; увеличение альфа-моды; увеличение степени активации; снижение гипервентиляционного индекса и более быстрое восстановление после гипервентиляции (Фарбер, 1969; Фарбер, Алферова, 1972; Фарбер, Безруких, 2001; Бияшева, Швецова, 1981). Результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что основная гипотеза о количественном снижении в онтогенезе медленных волн и увеличении быстрых как общей закономерности развития ЭЭГ-ритмов нашла свое подтверждение. Переход к более высокочастотной активации, вероятно, соответствует происходящим в описанный нами возрастной период анатомическим изменениям, данные о которых также представлены в значительном числе тематических исследований (увеличение синаптической плотности, количество белого вещества и др.) (Chugani et al., 1987; Lenroot, Giedd, 2006 и др.).
Каждый этап системогенеза характеризуется прорастанием нейронов все более дифференцированных систем (Швырков, 1995; Александров, 2009). Постепенное усложнение дифференциации внешней среды в онтогенезе находит свое отражение в соотношении низко- и высокочастотных ритмов. Полученные в нашем исследовании данные показывают динамику созревания ритмов коры головного мозга в онтогенезе, достаточно всесторонне изученную и известную в литературе как процесс учащения ритмов (Gasser et al., 1988; John et al., 1980; Harmony et al., 1980). Более противоречивые сведения касаются позднего онтогенеза: одна часть исследований свидетельствует в пользу учащения ритмов ЭЭГ, в то время как другая часть исследований показала снижение высокочастотных ритмов и обратное повышение медленных ритмов, а результаты третьей группы исследований свидетельствуют о том, что при сохранении нормального здорового мозга тенденция учащения сохраняется, а увеличение медленных волн возникает в связи с различными нарушениями кровоснабжения мозга (Werkle-Bergner, 2006). Данный вопрос, с нашей точки зрения, представляет особый интерес и перспективу для будущих исследований.
Возвращаясь к описанию электрической активности коры головного мозга у представителей изучаемых возрастных групп, следует подчеркнуть еще раз, что специфика созревания ритмов ЭЭГ характеризуется сложностью и многообразием временных и пространственных соотношений, компонентов и свойств. Как было отмечено выше, наибольшая интенсивность созревания мозга наблюдается в раннем возрасте с постепенным ее дальнейшим снижением (Anokhin et al., 1996; Lenroot, Giedd, 2006; Taylor, Baldeweg, 2002; Werkle-Bergner et al., 2006). В исследуемых нами возрастных группах мы наблюдаем наибольшие изменения между I и II группами и дальнейшее снижение интенсивности изменений по мере взросления. Возрастной диапазон 11–12 лет связан с началом перехода на пубертатную стадию развития, что выражается в повышении напряжения всех уровней единой физиологической системы организма со значительным увеличением энергетических затрат, что приводит к возникновению эмоциональной нестабильности и большей подверженности внешним влияниям. С одной стороны, подобные тенденции определяет нестабильность системы, а с другой – они же обеспечивают ее высокую пластичность и адаптивность к изменяющейся внешней среде. Кроме того, в пубертатном периоде происходят морфофункциональные изменения основных систем организма, а также более интенсивное формирование и созревание отдельных физиологических систем. В дальнейшем, вероятно, возникает относительная стабилизация физиологических систем организма в результате оптимизации уровня функционирования и энергозатрат, но уже на более высоком уровне по сравнению с I возрастной группой.
Пространственная гетерохрония, заключающаяся в более позднем созревании передних областей коры (Matsuure et al., 1985; Taylor, Baldeweg, 2002; Werkle-Bergner et al., 2006), проявляется в более раннем увеличении спектральной мощности высокочастотного альфа-ритма в затылочных областях, чем во фронтальной области. Согласно результатам исследований, наблюдаемое увеличение доминирующей частоты затылочного альфа-ритма с возрастом соответствует нормальной динамике (см. также: Благосклонова, Новикова, 1994). Становление альфа-ритма некоторые авторы связывают с повышением регулирующих тормозных влияний на кору головного мозга со стороны таламических путей, что является важным фактором функционального созревания коры (Фарбер, 1969; Мачинская и др., 1997 и др.). Чувствительными индикаторами возрастных изменений в нашем исследовании оказались функциональные нагрузки. Сопоставляя полученные нами данные с выводами аналогичных исследований, можно говорить о том, что степень увеличения электрической активности на основе эффекта подавления альфа-ритма на открывание глаз может являться показателем устойчивости и эффективности корково-подкорковых взаимоотношений (Благосклонова, Новикова, 1994). Полученные значения гипервентиляционных индексов свидетельствуют о повышении с возрастом устойчивости к вазоактивным стресс-факторам.
Результаты сравнительного анализа исследуемых показателей по социальным группам лишь частично соответствовали нашей гипотезе. Достоверные различия по группам были выявлены только для дельта-ритма. Можно предположить, что сложные жизненные условия оказывают влияние в большей степени на более ранние мозговые структуры. Как было отмечено выше, в ходе изучения возрастной динамики активности мозга в различных социально-экономических группах исследователи продемонстрировали тенденцию к уменьшению интенсивности снижения медленных ритмов (Harmony et al., 1988). Однако в нашем исследовании по целому ряду возрастных индикаторов, касающихся альфа-ритма (спектральная мощность, альфа-мода, подавление альфа-ритма), не было обнаружено достоверных различий, что позволяет сделать вывод о сохранной динамике развития быстроволновой активности и лишь о некотором отставании в снижении медленных волн у детей группы Д.
Более высокий уровень показателя личностной тревожности в возрастной группе 11–12 лет у детей – воспитанников детского дома свидетельствует том, что начало переходного возраста является более сложным периодом жизни для детей с семейной депривацией по сравнению с детьми из контрольной группы. Согласно данным различных исследований, тревожность отражается в ЭЭГ-активности мозга в изменении фронтальной межполушарной асимметрии альфа-ритма (Blackhart et al., 2006; Smit et al., 2007), более высоком уровне бета- и низком уровне альфа-активности (Черный, 2007; Macaulay, Edmonds, 2004; Siciliani et al.,1975), во взаимном влиянии медленных и быстрых волн. Тестирование первых трех ЭЭГ-индексов тревожности не выявили различий между группами. Личностная тревожность у детей и взрослых различается по форме своего проявления в параметрах ЭЭГактивности. Детская тревожность в большей степени связана с лимбической системой, в то время как взрослая тревожность связана с активацией лобных долей мозга (Князев, 2004), и, таким образом, только индекс, связанный с дельта-активностью (соотношение альфа к дельта), представляется наиболее информативным параметром. Также была выявлена взаимокорреляция между дельта- и бета-ритмами в правом полушарии у детей с более высоким уровнем тревожности (группа Д, 11–12 лет). Наличие связывающего эффекта (binding) между дельта- и бета-активностью мозга у высокотревожных детей может служить дополнительным доказательством наличия модулирующего влияния «старых» (менее дифференцированных) мозговых систем на «новые» (более дифференцированные) и может быть отражено в поведенческом акте как элементе поведенческого континуума. Следует отметить, что установление адекватных ЭЭГ- индексов тревожности имеет очень важное практическое значение для ранней диагностики тревожных состояний у детей. В связи с тем, что тестовые методики, основанные на самооценке, не всегда могут дать реальную картину внутреннего состояния ребенка, необходима разработка и применение более объективных методов диагностики. В соответствии с результатами исследования мы можем говорить о том, что преобладание низкочастотного ритма (дельта) и его связывание с высокочастотным ритмом (бета), вероятно, смещает баланс между низкодифференцированными и высокодифференцированными структурами в сторону первых, что может выражаться в увеличении тревожности у детей. Таким образом, данный фактор может служить достаточно надежным критерием для объективизации диагностики.
Выводы
1. Динамика развития ЭЭГ-ритмов с возрастом идет в направлении уменьшения спектральной мощности низкочастотных римтов и увеличения высокочастотных ритмов, о чем свидетельствуют, с нашей точки зрения, увеличение доминирующей частоты альфа-ритма, увеличение индекса подавления альфа-ритма при открывании глаз, снижение гипервентиляционного индекса и восстановительного индекса.
2. Основные различия в возрастной динамике ЭЭГ-ритмов у детей – воспитанников детского дома и детей, воспитывающихся в условиях семьи, находятся в диапазоне медленных волн.
3. Более высокий уровень тревожности у детей, находящихся в условиях семейной депривации, был выявлен в возрасте 11–12 лет. ЭЭГ-индекс тревожности, выраженный в соотношении дельта- и альфа-волн, является наиболее информативным для детской выборки. Связывание медленных волн с быстрыми также имеет важное значение для разработки наиболее чувствительных индексов тревожности, необходимых для своевременной диагностики возникающих нарушений.
Ритм мозга — дельта волны, глубокая медитация
Дельта волны создаются в глубокой медитации и сна без сновидений. Стремление к новым формам сознания, так же как и стремление к получению различного рода новой информации, проявляется в активизации Дельта-волн.
- Особенно активизированы во время сна.
- Остаются включенными тогда, когда остальные волны мозговой активности выключены.
- Обеспечивают восстановительные стадии сна.
- С их помощью подсознание получает и отправляет различные послания.
Дельта-волны — это радар, работающий на инстинктивном уровне.
Имеют тенденцию отключаться после того, как человек замечает его присутствие. Люди с большой амплитудой Дельта-волн, как правило, обладают хорошо развитой интуицией. Но для тех, кто не понимает, что с ними происходит, это может быть настоящим проклятием. Эти люди нуждаются в том, чтобы поток чужих мыслей, чувств и побуждений, который выплескивается из их же подсознания, был ограничен. Также им следует учиться различать, какие чувства и мысли являются их собственными, а какие — чужими.
Дельта волны появляются как во время глубокого сна, так и во время бодрствования.
- Дельта-волны помогают ориентироваться в пространстве и времени.
- На глубинном уровне являются индикатором, который реагирует на опасность.
- Усиливают инстинкты, имеют отношение к интуиции и способности различения.
Дельта-волны обычно бывают хорошо развиты у людей, которые чувствуют окружающих и помогают им. У психотерапевтов и хилеров Дельта-волны обязательно должны находиться в активном состоянии. Эти волны очень медленные, с очень низкой частотой.
Проявления Дельта-волн большой амплитуды.
Это те моменты, когда появляется ощущение, что сейчас должно что-то произойти:
- знаете, что сейчас зазвонит телефон.
- думаете о друге, за несколько минут до того, как случайно столкнетесь с ним на улице.
- чувствуете необъяснимую боль — в этот момент поранился ваш ребенок
- точно знаете, что чувствует другой человек, хотя он старается скрыть свои чувства.
Проблемой чувствительных людей является избыток Дельта-волн и это приводит к тому, что на бессознательном уровне воспринимается много информации. Как правило, такие люди, ощущают чужую боль как свою собственную. Человек считает, что если он так остро ощущает чужую боль, то, значит, каким-то образом причастен к этому, и ощущает чувство вины, если ничего не предпринимает.
В юности подобные проявления были для меня большой проблемой. Общение с людьми буквально выплескивало на меня даже то, о чем они не знали, вместе с их личными ощущениями. У меня было чувство, что я лишена кожи. Но, так как являюсь довольно устойчивым существом, то все было в тех пределах, которые считала допустимыми. Но когда стала осознавать, что ведусь на ритм мозга (волну) чужого бытия и могу там потеряться, то приняла меры. После того, как схлынет сильная и яркая волна, подвергала это восприятие детальному анализу. Постепенно, восприятие, созерцание происходящего и анализ, стали одним инструментом, то есть одновременным действие.
Явление когерентности
– это согласованность ритмов головного мозга, присущее медитативному состоянию. Все ритмы мозга начинают, как бы подстраиваться друг под друга.
Происходит синхронизация между полушариями, как по амплитуде, так и по частоте. Амплитуда волн в активном полушарии мозга (обычно, левом) снижается, а в пассивном — увеличивается. Возникает состояние свидетеля. Человек испытывает ощущение отрыва от своего тела и по выходу из этого состояния не может вспомнить, что чувствовало его тело. Наблюдается при самадхи, астральном выходе, также у людей, испытывающих сильный страх или неожиданный шок. При глубоких медитативных состояний ПОДсознание активизируется настолько, что сливается с СОзнанием , пропадают всякие разделительные линии:
Все уровни СОЗНАНИЯ сливаются, происходит расширение СОЗНАНИЯ
Музыка и…
…память
В 2014 году на экраны вышел американский фильм «Живые внутри» (Alive Inside). В основе сюжета лежит рассказ о сотруднике дома престарелых, который однажды решил провести эксперимент и принес в больницу айпод с разными стилями музыки. Что случилось дальше, потрясло всех: пациенты с болезнью Альцгеймера, прослушивая разные песни, начали вспоминать события из своего прошлого.
Но что самое удивительное, история, рассказанная в фильме, не выдумка, а факт, имеющий под собой научное объяснение. Еще в 2009 году сотрудники Калифорнийского университета обнаружили область головного мозга, которая связывает музыку и воспоминания. То есть услышав мелодию из прошлого, человек начинает вспоминать эмоции и события, связанные с ней.
…работоспособность
Результаты большинства исследований показывают, что прослушивание музыки может повысить работоспособность
Но при этом важно знать, какие песни лучше слушать на работе
Веселые, позитивные мелодии всегда активизируют креативные способности и улучшают умение работать в коллективе. Это обнаружили нидерландские специалисты. В ходе эксперимента ученые предложили нескольким трудовым коллективам во время работы прослушивать музыку грустную, веселую, спокойную, тревожную, а контрольная группа работала в тишине. В итоге оказалось, что лучшие результаты работы показала группа, для которой звучали веселые мелодии.
Кроме того, ученые обнаружили, что для повышения концентрации и продуктивности на работе полезно слушать инструментальную музыку
Мелодии со словами, наоборот, отвлекают внимание человека от решения задач. А вот людям, чья работа связана с монотонными действиями и не требует повышенной концентрации, напротив, полезнее слушать песни
Они носят отвлекающий характер и делают работу не такой скучной.
Американские исследователи еще в 1972 году провели опыт, в ходе которого обнаружили, что у людей, выполняющих монотонную работу, производительность труда возрастает, если на фоне играет музыка. Двадцатью годами позже ученые обнаружили, что музыкальное сопровождение полезно даже в работе хирургов, а математические задачи легче решать под звуки классики или рок-песни.
Кроме того, было установлено, что на эффективность работы людей разных специальностей положительно влияет прослушивание звуков природы. Но чтобы извлечь максимальную пользу от музыки на рабочем месте полезно чередовать периоды работы в тишине и труд под звучание мелодий.
…творчество
Разные звуки по-разному влияют на ритмы головного мозга. Музыка вызывает колебания альфа- и тета-волн. У людей творческих картина мозговых колебаний имеет некоторые особенности. В частности, когда происходит всплеск альфа-волн, человек ощущает желание творить, на него накатывает вдохновение. Похожий эффект дает всплеск тета-волн, но они, кроме того, отвечают за расслабление и сон.
Также ученые проанализировали, как разные по силе звуки влияют на творческие процессы. Оказалось, что оптимальная громкость для выполнения творческих задач – это умеренный шум в пределах 70 децибел, а вот шум от 85 децибел негативно влияет на креативность человека.
…сексуальное влечение
Еще Дарвин предполагал, что музыка развилась как часть эволюционного отбора. Вспомнить хотя бы птиц. Для самцов пение – это способ привлечь самку. Хотя далеко не на каждую песню она откликнется.
Специалисты Венского университета решили проверить теорию о «сексуальности» музыки на примере людей. Участникам эксперимента предстояло просмотреть фотографии разных людей и ответить, готовы ли они пойти на романтическое свидание с человеком из фотографии. Но перед тем как рассматривать лица незнакомцев, участникам опыта предложили послушать несколько мелодий. Затем ответы сравнили с ответами людей из контрольной группы.
Оказалось, что женщины, прослушавшие музыку, были более благосклонны к мужчинам на фото и чаще, чем представительницы из контрольной группы, готовы были отправиться на свидание с незнакомцем. А вот на мужчин, как оказалось, песни не произвели никакого впечатления: ответы представителей обеих групп почти не различались.
…занятие спортом
Тренировки под музыку гораздо полезнее и приятнее для наших организмов, нежели спорт в тишине. А все потому, что мелодии блокируют в мозге сигналы об усталости. К примеру, еще в начала ХХ века американский исследователь Леонард Айрес открыл, что под музыку люди обычно быстрее крутят педали велосипеда. Спустя столетие современные ученые также нашли подтверждение данного факта: под звучание разных мелодий велосипедисты сжигают больше калорий.
Резонанс Шумана.
Этот резонанс является электромагнитной частотой Земли, которая долгое время была равна 7.8 Гц, что совпадает с Альфа-ритмом человеческого мозга. Аналог – оркестр, инструменты которого слились в одном тихом звучании и на их фоне играет орган.
Частота Шумана растет и на сегодняшний день составляет 14 -15 Гц, соответствующий Бета — ритму мозга, сознательной деятельности. Из-за этого у большинства людей наблюдается головокружение, мозг вынужден работать на постоянно увеличивающихся частотах.
При дальнейшем увеличении частоты, мозг дойдет до 30 Гц и более, малоизученного
Гамма – ритм мозга, отвечающий за вдохновение и творчество.
На этом уровне разум и рассудок почти бессильны, здесь действуют другие механизмы восприятия и действия. Это как бы надстройка над человеческим сознанием. Частоту вибрации мозга в 50 Гц, дзен – буддисты называют просветлением. Повышая свою частоту, Земля тем самым заставляет наш мозг выйти из состояния спячки и работать более осознанно. Каждый человек интуитивно обладает умением настраивать свой ритм мозга на нужный диапазон волн. Или же делает это осознанно, зная механизм настройки.
Медитации
Говоря про тему тета-волн, нельзя не сказать про так называемый «тета-хилинг». Тета-хилинг это своеобразная техника медитации и философия. Создатели этого метода утверждают, что он не привязан к некой религии, однако не отрицает ни одной из них. Можно сказать, что это такой метод тренировки духа, тела и ума, благодаря которому можно избавиться от ограничений, вызванных нашими не всегда правильными убеждениями, научиться мыслить в позитивном ключе и привнести гармонию в свою жизнь.