Эмоции сопровождают человека каждую секунду его жизни. Иногда они оказываются приятными и несут функцию поддержки, а иногда полностью захватывают весь мыслительный процесс, делая невозможным адекватное восприятие реальности. И в каждом отдельном случае речь идет о взаимодействии эмоций и интеллекта. Однако существует и такое понятие, как «эмоциональный интеллект».
Интеллект — это способность человека размышлять, решать какие-либо задачи, перерабатывать информацию и использовать новый опыт для саморазвития. Тогда как эмоции отвечают за перемены в настроении, которые вызываются внешними факторами и раздражителями. К примеру, плохие новости вызывают у человека раздражение, тревогу, а предстоящие хорошие события неизменно вызывают волнение. Все это — факторы, под которые адаптируется тело человека.
Не идти на поводу у эмоций и пользоваться ими для собственного блага человек может благодаря эмоциональному интеллекту. Этот термин (от англ. emotional intelligence) означает навык человека, при котором он осознает эмоции, может ими управлять и даже считывать их у самого себя всех, кто входит в ежедневное окружение.
Эмоциональный интеллект как понятие
Понятие эмоционального интеллекта ввел в конце 90х психолог из США Дэниел Гоулман. Но еще до официального признания этого термина, существовал также термин “социальный интеллект”, который означал способность людей адаптироваться под свое окружение и спокойно воспринимать собеседников, умея прятать некоторые эмоции и видеть, каков настрой окружающих.
Исследования, которые провёл Гоулман, показали, что люди, у которых развит эмоциональный интеллект, имеют хорошее психическое здоровье, обладают лидерскими навыками и проявляют себя как высокоэффективные работники. При этом именно за лидерские навыки и отвечает эмоциональный интеллект. В профессиях, которые напрямую связаны со стрессом умение совладать с собственными эмоциями и высокий эмоциональный интеллект ценится порой выше любых других знаний.
“Измените своё внимание, и вы измените эмоции. Измените эмоции, и изменится внимание”
Фредерик Додсон
IQ и EQ: общие характеристики и отличия
Интеллект, как правило, имеет много определений, из которых только некоторые связаны со способностью адаптироваться, воспринимать и преодолевать проблемы, приобретать и использовать знания. Жизнь конкретного человека зависит от его существования в группах, и на все его способности влияют изменения, которые он вызывает своим собственным поведением в социальной среде. Таким образом, получается, что IQ без EQ мало что стоит.
Поскольку эмоциональный интеллект является относительно новым термином, то и оценить его гораздо сложнее. Но такая же непростая ситуация складывается и с IQ: существует много разных методов оценки общего интеллекта, но ни один из них нельзя назвать идеальным.
Часто место человека в социальной и бизнес-среде зависит от его IQ, а также личных достижений, которые, как принято считать, напрямую связаны с уровнем его интеллекта.
Люди с эмоциональным интеллектом считаются хорошими кандидатами на лидерские позиции. Однако способности без желания упорно и много работать — это пустая трата потенциала.
До сих пор формула успеха предпринимателя была такой:
хороший потенциал + тяжелая работа
Но даже она не работает без развитого EQ.
Что в психологии значит эмоциональный интеллект
Сегодня тысячи специалистов рассматривают эмоциональный интеллект как одну из наиболее сильных способностей человека. Она легко поддается коррекции и развитию, даже если изначально слабо развита.
За всё время психологических исследований 20-го века появилось несколько теорий, об эмоциональном интеллекте. Создатели — ведущие психологи мира, расписали основные факторы, которые отвечают за симбиоз интеллекта и эмоционального настроя.
Модель эмоционального интеллекта Гоулмана
Дэниел Гоулман подразделяет эмоциональный интеллект на 4 составляющих:
- Самосознание. Это навык, позволяющий анализировать человеческие эмоции и интуицию. Это осознание, какие стороны личности считать сильным, и где находится предел возможностей. Кроме того, самосознание характеризуется чувством за себя и реальной оценки своих талантов
- Самоконтроль. К этой составляющей эмоционального интеллекта относится умение брать под контроль де1структивные эмоции и порывы. Люди, обладающие самоконтролем, умеют быстро адаптироваться в любой ситуации, умеют ловить возможности, обладают надежностью и честностью, и умением позитивно оценивать происходящие события.
- Социальная чуткость. Эта составляющая проявляется в особом таланте — слышать чувства окружающих, вставать на их место и принимать участие в их жизни и помогать им. Для людей, которые находятся на руководящей должности чуткость проявляется также в понимании иерархии в коллективе и умении удовлетворять требования покупателей или подчиненных
- Управление взаимоотношениями. Эта составляющая эмоционального интеллекта характеризуется чертой, при которой человек мотивирует окружающих и может кого угодно заставять идти за собой. Такие люди обладают даром убеждение, способностью быстро разрешать разногласия в коллективе, поддерживать социальные связи и создавать команды единомышленников.
Читать далее: Внимание — свойства и особенности
Модель Гоулмана показывает, как важно стимулировать человек развивать его личностные качества, которые впоследствии способствуют достижению успехов во многих сферах.
Эмоциональный интеллект в модели Майера — Саловея-Карузо
Специалисты из США Майер и Саловей Карузо разработали собственную модель эмоционального интеллекта. Работа над ней велась много лет. А в итоге получилась новая теория, которая включает четыре составляющих.
- Оценка эмоций и восприятие. Авторы концепции считают, что это суть развития эмоционального интеллекта, которая заключается в способности отличать эмоции и осознавать их содержание. Для подтверждения своей теории психологи привели пример выражения грусти или счастья на лицах других людей. Эти выражения одинаковы у всех людей, а значит их можно распознать. У детей эмоции считываются легко, поскольку те еще не научились их прятать. Взрослые люди все эмоциональные проявления пытаются скрыть, однако микровыражения всё равно их могут выдать.
- Использование эмоций для собственной эффективности. По мнению психологов этот компонент заключается в осознании силы эмоций и использовании их себе во благо. Человек учится удерживать концентрацию на главных него задачах. При положительном настрое к ним человек более эффективно начинает работать. Даже мозг человека становится более активным, если человек позитивно настроен.
- Понимание эмоционального фона. Это умение человека видеть причину и очаг возникновения той или иной эмоции, осознавать отличие мыслей от эмоциональных порывов и эмоций. По мнению авторов концепции, человеку важно научиться любую эмоцию воспринимать, как носитель данных. Если человека сковал страх, он может выбрать, каким образом на него реагировать — атаковать, цепенеть от страха или бежать от него. Некоторые эмоции способны трансформироваться. Также человек может заметить, как силой мысли изменить чувственный настрой
- Оценивание эмоционального фона. Заключается в том, что человек использует эмоции как ступени для достижения личных результатов. Но чтобы начать контролировать эмоциональный настрой, как свой, так и других людей, нужно пребывать в постоянном состоянии осознанности оно позволит сохранять спокойствие и наблюдательность.
В психологии эмоциональный интеллект рассматривается наравне с еще одним понятием, изучающим взаимосвязь разума и эмоций. Оно называется коэффициент эмоциональности, или emotional quotinent. Его ввел психолог и журналист Рувен Бар-Он.
Ученый представил целую структуру, которая состоит из симбиоза особенностей. Все они в совокупности и становятся определяющим фактором, как в дальнейшем будет себя вести человек. Бар-Он взяв в качестве примера коэффициент интеллекта IQ и обозначил коэффициент эмоциональности буквами EQ.
Модель Рувена Бар-Она включает несколько основных компонентов:
- самопознание;
- навыки взаимодействия с людьми;
- возможность адаптироваться в разных обстоятельства;
- умение легко выходить из стрессовых ситуаций;
- способность управлять настроением.
История изучения
Самые ранние корни исследований эмоционального интеллекта можно проследить в работе Чарльза Дарвина, который отмечал важность эмоционального выражения для выживания, а также для адаптации. В 1900-х годах, хотя традиционные определения интеллекта делали акцент на таких когнитивных аспектах, как память и решения проблем, ряд влиятельных исследователей в области исследования интеллекта начали признавать важность НЕ когнитивных аспектов
Так в 1920 году, Е.Л. Торндайк ввел в свою работу термин «социальный интеллект», чтобы описать навыки понимания и управления другими людьми. В 1940 году Дэвид Векслер описал влияние не умственных факторов на интеллектуальное поведение. Он утверждал, что модели интеллекта, рассматриваются наукой, а не будут полными, пока мы не сможем адекватно описать вышеупомянутые факторы. В 1983 году Говард Гарднер в работе «Рамки ума: теория множественного интеллекта» (Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences) ввел идею о множественных интеллекты, отдельно рассматривая межличностный интеллект (способность понимать намерения, мотивы и желания других людей) и внутренне личностный интеллект (способность понять себя, оценить свои чувства, страхи и мотивы). По мнению Гарднера, традиционные показатели интеллекта, такие как IQ, не в состоянии полностью объяснить когнитивные способности и особенности человека.
Концепция эмоционального интеллекта (ЭИ) как такового появилась в психологической науке в конце XX века. Ее учредителями стали американские психологи Д.Карузо, П.Саловей и Дж.Майер, которые рассматривали эмоциональный интеллект как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.На мнению М.О.Журавльовои, в отечественной психологии необходимость появления термина «эмоциональный интеллект »была обусловлена развитием исследований в области эмоций и интеллекта, изучением связи ментального и аффективного в структуре психической деятельности, а также исследованием эмоциональных способностей. Так, в современной психологической теории и практике широко изучены такие особенности эмоциональной сферы личности как эмпатия, впечатлительность, эмоциональность и эмоциональная устойчивость.
Почему эмоциональный интеллект важен
Самообладание в мире, где человека постоянно сопровождает стресс, является очень важным свойством. Но, многие люди застревают на уровне, когда эмоции одерживают верх над разумом, лишая человека способности здраво рассуждать. И если детям можно с младенчества привить навыки осознания чувств и управления эмоциями, то развитие эмоционального интеллекта взрослых людей — процесс более трудоемкий. И начинать его важно с разделения чувств и эмоций.
Читать далее: Что такое лень
Эмоции | Чувства |
Эмоция — это кратковременный импульс, с помощью которого человек реагирует на внешние раздражители. Мелкие неприятности вызывают такие же мелкие вспышки эмоций. Они как спичка вспыхивают и моментально сгорают, уступая место другим эмоциям. | Чувства — это длительное и устойчивое отношение к явлению или человеку. Чувства имеют свойство устанавливать тесную эмоциональную привязанность к объекту или явлению, которая может продолжаться довольно длительное время. |
Эмоции не всегда можно осознать. Иногда человек не может понять, какую именно эмоцию он чувствует. Часто это целый набор разных оттенков одного и того же состояния. | Чувства всегда имеют четкое осознание и описание. Человек всегда понимает, что дружба это дружба, счастье это счастье, а любовь это любовь. |
Эмоции сложно скрыть и контролировать. Неожиданная вспышка гнева или сраха обязательно отражаются на лице, даже если человек не хочет их проявлять. | Чувства возникают в глубине сознания, и существуют там, невидимые для окружающих. Человек может их скрывать и контролировать. |
ЭИ в бизнесе и менеджменте
Лидер с высокоразвитым эмоциональным интеллектом, способен подстраивать свои эмоции под требования ситуации, он может громко говорить и выплескивать эмоции, когда это необходимо, и наоборот, вести себя сдержано, если обстоятельства для достижения цели изменились.
Женщины более эмоциональны чем мужчины, и способны по интонации собеседника, выражению его лица и другим невербальным признакам определить его истинное настроение, соответственно более расположены к эмоциональному интеллекту.
Мужчины же, более уверены в себе, лучше адаптируются к изменениям и справляются со стрессом.
Уровень IQ и эмоциональный интеллект не только не одно и то же, они часто выступают, как антагонисты.
Нередко, отличные в профессиональном смысле специалисты, совершенно не способны адаптироваться в коллективе и не смотря на блестящие навыки, их карьера либо не продвигается, либо вообще терпит крах.
Умение внимательно слушать других делает человека интересным для окружающих и повышает его авторитет в коллективе.
Тем не менее, эмоциональный интеллект нельзя рассматривать как панацею успеха и гарантию отличного результата и сверхприбыли компании, хотя роль его определенно ведущая.
Для представителей бизнеса будут интересны работы известного коуча, бизнес тренера Радислава Гандапаса.
Презентация: практика в продажах.
Пример проявления эмоционального интеллекта
Пример проявления эмоционального интеллекта — история от нашей читательницы.
Обратилась в банк с просьбой подготовки справки о состоянии счетов на начало года. Специалист сообщил мне о необходимости заполнить заявление и сроке изготовления справки, равном 30 дням. При этом сотрудник филиала сообщит мне о готовности по телефону.
Вот удивительно: казалось бы — всё есть в базе данных — просто задай параметры и распечатай.
По истечении месяца, не дождавшись звонка, я обратилась в филиал. Специалист нашёл подготовленную справку, но она содержала не всю необходимую мне информацию.
Меня удивило отсутствие унифицированной формы справки, предполагая, что такая требуется всем государственным служащим.
Для подготовки более полной справки необходимо было заполнить заявление вновь. Круто, да: прождать кучу времени и… Подождать ещё столько же. Чувствуете, как я была раздосадована?
В связи с тем, что на работе уже подходил срок сдачи справки о доходах, у меня не было возможности ждать ещё 30 дней.
Я настаивала на обращении с жалобой к специалисту более высокого ранга, но оказалось, что в офисе кроме рядовых сотрудников никого нет (или их не захотели беспокоить?!).
Во избежание конфликтной ситуации трое сотрудников совместными усилиями разобрались с возможностью оперативной подготовки необходимой мне справки.
А ещё говорят, что эмоциональный интеллект — это что-то эфемерное.
Составляющие эмоционального интеллекта
Начиная изучать собственный эмоциональный интеллект, стоит помнить, что он делится на два вида: внутриличностный и межличностный интеллект.
Внутриличностный интеллект
По сути, это ряд характеристик, по которым можно определить как человек сам к себе относится:
- Самосознание — поиск своих личных способностей, осознание сильных и слабых черт личности, которые влияют на окружающих.
- Саморегуляция. Заключается в способности распоряжаться своими эмоциональными состояниями, уметь фокусироваться на них. Кроме того, этот навык позволяет быстро справляться со стрессом и находить решение в сложных вопросах.
- Самомотивация. Это умение зарядиться внутренне для достижения поставленных задач и способность поддерживать силу, настойчивость и позитивное настроение при достижении цели.
- Самоподкрепление. Заключается в добром восприятии себя при любых обстоятельствах. Умение хвалить себя собственную личность и придумывать себе вознаграждение, всегда держа в душе положительный жизненный настрой.
Межличностный или интраперсональный интеллект
Это, по сути, целый набор навыков и различных умений, которые формируют взаимоотношение человека с окружающими. Основные навыки:
- Эмпатия. Заключается в возможности слышать и осознавать эмоции окружающих, осознавать мотивы поступков и сопереживать им. Эмпатия позволяет подавлять конфликты еще до их возникновения. Этот навык не является врожденным, его воспитывают с детства. Обязательные условия для его развития — воспринимать людей такими, как они есть, при этом уметь представить себя в роли другого человека, не растворяясь в нем и сохраняя собственную индивидуальность.
- Социальные навыки. Они позволяют положительно общаться с другими людьми, независимо от их оценок, не поддаваясь на слухи и их попытки изменить собственное решение. Также эти навыки позволяют человеку сохранять положительное отношение к себе и при конфликтной ситуации защищать собственные интересы.
Навыки управления конфликтами
Что это:
- способность решать конфликты;
- прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
- разрешать последствия конфликтов;
- работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
- переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
- анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.
Зачем нужны
Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошел — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.
Как проверить:
- тест на конфликтную личность Ильина;
- тест на личностную агрессивность и конфликтность Ильина.
Как прокачать:
«Управление конфликтами», Виктор Шейнов
Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
«Лидерство через конфликт», Марк Герзон
Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
«Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер
Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
Уровни эмоционального интеллекта
От условий взросления, воспитания и отношений в семье, у каждого человека зависит и то, на каком уровне эмоционального интеллекта он будет. Средних значений здесь быть не может. То есть, интеллект может быть либо высоким, либо низким. Определяются этим уровни с помощью следующих характеристик.
Человек, обладающий высоким эмоциональным интеллектом:
- осознает собственные эмоции и может их интерпретировать;
- умеет вести себя так, чтобы его эмоции не ранили других;
- стремится развиваться и развивать внутренний мир;
- умеет создавать мотивационное настроение.
Читать далее: Развиваем мышление
Человек, обладающий низким эмоциональным интеллектом:
- не уверен в свои силах;
- раздражителен и конфликтен;
- не умеет сдерживать эмоции;
- стремится всех и всё держать под контролем.
Если в жизни человека преобладают характеристики из второго списка — это явный сигнал к тому, чтобы начать развивать себя.
Потенциальные сложности, возникающие у людей с высоким EQ
Справедливости ради, необходимо упомянуть и возможные недостатки повышенного эмоционального интеллекта. Везде требуется баланс, и чересчур большой EQ может быть так же опасен, как и чересчур низкий.
- Ученые подтвердили, что люди с высоким EQ часто отличаются низкой креативностью, не генерируют инновационные идеи.
- Люди с повышенным уровнем эмпатии не умеют высказывать критику, чем усложняют себе жизнь, напрочь игнорируя недостатки других людей из-за своих страхов.
- Ну и самое значимое – людей с высоким EQ часто используют в собственных целях. В ход идут манипуляционные схемы взаимодействия.
Как использовать эмоциональный интеллект
Высокий эмоциональный интеллект позволяет человеку контролировать всю чувственно-эмоциональную составляющую жизни. Таким образом возникает некое равновесие. Оно позволяет человеку добиваться результатов во всех сферах жизни, сохраняя при этом чувство стабильности, хорошие отношения с окружающими и позитивный настрой.
Обладание эмоциональным интеллектом позволяет держать под контролем все события и обстоятельства жизни. Проверить, высок ли этот уровень можно простым способом. Показывающий высокий EQ люди, проявляют:
- доверие;
- любопытство;
- осознанность намерений;
- самоконтроль;
- креативность;
- способность поддерживать общение, улучшать связь с людьми, развивать в себе эмпатию и любовь к ближним.
Обладая этими навыками, можно использовать эмоции как инструмент, налаживающий связи и улучшающий собственное самоощущение.
Как измеряется EQ?
Обычно используется не общая метрика, а несколько разных, зависящих от конкретного компонента EQ.
- Есть тест для оценки коммуникативных умений от Ильина.
- Тест на проверку коммуникативных навыков от Михельсона.
- Тест для оценки уровня мотивации от Элерса.
- Тест на степень мотивированности и страха перед неудачами от Рвана.
- Система оценки уровня эмпатии Мехрабиана.
- Тест эмпатических способностей человека от Бойко.
- У Ильина есть тест на степень конфликтности индивида и тест для проверки уровня личной агрессии.
Тренировка эмоционального интеллекта
Если человеку все еще сложно контролировать эмоции, а некоторые навыки оставляют желать лучшего, то можно самостоятельно развить эмоциональный интеллект. Для этого нужно разделить самообучение на несколько этапов.
- Изучение эмоций. На первом этапе важно понять, что такое эмоции, как они возникают, как развиваются, и каким образом их можно использовать себе во благо.
- Понимание местонахождения эмоций. Этот этап занимает достаточно много времени, но позволяет человеку научиться прислушиваться к себе и собственному телу. Оно часто даёт подсказки, какую именно эмоцию испытывает человек. Например, выполнение отражается в грудной клетке, а от злости может заболеть голова.
- Регулировка эмоций. На третьем этапе нужно научиться управлять эмоциями. В этом помогут постоянные тренировки. Главная среди них — наблюдение за собой в разных ситуациях. Важно запомнить свое поведение и попытаться его изменить, если оно деструктивно.
- Обучение взаимодействию с социумом. Главным образом этот этап заключается в развитии эмпатии. То есть, навыков сочувствия окружающим и их поддержки.
Чтобы эффективно управлять эмоциями, нужно постоянно практиковаться. В этом помогут различные методы развития эмоционального интеллекта и упражнения.
- Работа с телом. Этот метод позволяет незаметно для окружающих управлять собственными эмоциями с помощью тела. Например, сжимать и разжимать кулаки, или привстать на цыпочки несколько раз. Когда трудно сдерживать эмоции, эти методы помогут незаметно охладить пыл и сохранить спокойствие.
- Список проблем. Эта техника заключается в составлении списка всех неприятностей, которые в последнее время тревожат. После окончания составления списка, нужно приступать к решению всего написанного. По мере решения эмоции будут постепенно отступать на второй план, а позитивное отношение к жизни станет основным ощущением.
- Эмоциональный мотиватор. Эта практика создана для тех, кто плохо ладит с окружающими. Она заключается в составлении списка и дальней реализации различных методов поддержания духа азарта и веселья в коллективе. Даже если раньше человек был закрытым и закомплексованным, то для дальнейшего развития стоит сделать первый шаг и постепенно начать раскрываться.
Ольга Фигура
Модель способностей для диагностики уровня развития ЭИ
Это наиболее разработаная и сложная методика, инче назвается MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test).
Модель, основанная на способностях, рассматривает эмоции как полезный источник информации, помогающий разобраться в социальной среде и ориентироваться в ней.
Модель предполагает, что люди различаются по своей способности обрабатывать информацию эмоционального характера и по своей способности связывать эмоциональную обработку с более широким познанием.
Эта способность проявляется в определенных адаптивных формах поведения.
Модель утверждает, что EI включает четыре типа способностей, которые можно определить тестом:
1. Восприятие эмоций (точность оценки и выражения) — способность обнаруживать и расшифровывать эмоции на лицах, изображениях, голосах и культурных артефактах, включая способность определять собственные эмоции.
Восприятие эмоций — это основной аспект эмоционального интеллекта, поскольку оно делает возможной всю остальную обработку эмоциональной информации.
2. Использование эмоций — способность использовать эмоции для облегчения различных познавательных действий, таких как мышление и решение проблем. Эмоционально интеллигентный человек может полностью извлечь выгоду из своего меняющегося настроения , чтобы лучше всего справиться с поставленной задачей.
3. Понимание эмоций — способность определять источник эмоций, понимать язык эмоций и сложные связи между ними. Например, понимание эмоций включает в себя способность быть чувствительным к небольшим различиям между эмоциями, а также способность распознавать и описывать, как эмоции развиваются с течением времени.
4. Управление эмоциями — способность регулировать эмоции как в себе, так и в других. Следовательно, эмоционально развитый человек может использовать эмоции, даже отрицательные, и управлять ими для достижения намеченных целей.
О тесте на Эмоциональный интеллект по модели способностей
Итак в тесте 4 блока вопросов по указанным выше аспектам.
К каждому заданию подается несколько вариантов ответа, испытуемый должен выбрать наиболее близкий ему.
Подсчет баллов можно проводить несколькими способами — основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбрала тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).