EQ vs IQ: что такое эмоциональный интеллект и как его развивать


Эмоции сопровождают человека каждую секунду его жизни. Иногда они оказываются приятными и несут функцию поддержки, а иногда полностью захватывают весь мыслительный процесс, делая невозможным адекватное восприятие реальности. И в каждом отдельном случае речь идет о взаимодействии эмоций и интеллекта. Однако существует и такое понятие, как «эмоциональный интеллект».

Интеллект — это способность человека размышлять, решать какие-либо задачи, перерабатывать информацию и использовать новый опыт для саморазвития. Тогда как эмоции отвечают за перемены в настроении, которые вызываются внешними факторами и раздражителями. К примеру, плохие новости вызывают у человека раздражение, тревогу, а предстоящие хорошие события неизменно вызывают волнение. Все это — факторы, под которые адаптируется тело человека.

Не идти на поводу у эмоций и пользоваться ими для собственного блага человек может благодаря эмоциональному интеллекту. Этот термин (от англ. emotional intelligence) означает навык человека, при котором он осознает эмоции, может ими управлять и даже считывать их у самого себя всех, кто входит в ежедневное окружение.

Эмоциональный интеллект как понятие

Понятие эмоционального интеллекта ввел в конце 90х психолог из США Дэниел Гоулман. Но еще до официального признания этого термина, существовал также термин “социальный интеллект”, который означал способность людей адаптироваться под свое окружение и спокойно воспринимать собеседников, умея прятать некоторые эмоции и видеть, каков настрой окружающих.

Исследования, которые провёл Гоулман, показали, что люди, у которых развит эмоциональный интеллект, имеют хорошее психическое здоровье, обладают лидерскими навыками и проявляют себя как высокоэффективные работники. При этом именно за лидерские навыки и отвечает эмоциональный интеллект. В профессиях, которые напрямую связаны со стрессом умение совладать с собственными эмоциями и высокий эмоциональный интеллект ценится порой выше любых других знаний.

“Измените своё внимание, и вы измените эмоции. Измените эмоции, и изменится внимание”

Фредерик Додсон

Формирование


Формирование ЭИ/EQ

Вообще эмоциональный интеллект и эмоциональная сфера личности человека неразрывно связаны между собой, поэтому их формирование и развитие происходит неразрывно и практически одновременно. Рассматривать становление одного без другого невозможно, так как оба эти понятия происходят друг из друга и не могут быть разделены.

Формирование эмоциональных аспектов психики личности происходит с самого начала онтогенеза. Доказано, что даже новорожденные дети испытывают положительные эмоции при появлении раздражителей, вызывающих позитивное воздействие. У полугодовалых детей уже начинается становление эмоциональных паттернов, которые в основном носят характер «хорошо-плохо», «нравится-не нравится».

Важно!

У маленьких детей эмоции в подавляющем большинстве связаны с удовлетворением примитивных физиологических потребностей или ощущений (голод, боль, жажда, некомфортная температура). У детей старше 6-ти месяцев психика начинает развиваться с ещё большими темпами, и тут происходит значительное расширение спектра эмоций.
Ребенок постепенно начинает уходить от категорических понятий «хорошо-плохо» и у него начинают формироваться эмоции, обозначающие, к примеру, состояния «нормально», «терпимо» или наоборот «просто ужасно». У детей старше года начинают формироваться психические реакции не только на органические раздражители, как это было раньше, но и на социальные. К примеру, боязнь незнакомых лиц, ревность к маме, зависть, одиночество и много других.
В основном формирование эмоционального интеллекта происходит за счет внутренних ресурсов психики ребенка и завершается к тому моменту, когда у малыша становится стабильной эмоциональная сфера. Однако под термином «стабильна психика» не нужно подразумевать общепринятую уравновешенность и спокойствие.

Вряд ли вы дождетесь такого от меленького ребенка, здесь речь скорее идет о том, что у детей появляется базовый спектр различных эмоции и способность их различать между собой. Также важно, чтобы появляющаяся эмоциональная реакция адекватно соответствовала вызвавшему её раздражителю.

Развитие ЭИ происходит как раз таки наоборот за счет внешних раздражителей психики. Расширение эмоционального спектра происходит, когда ребенок сталкивается с чем-то новым и формирует к этому своё собственное отношение. Однако о развитии этой сферы мы подробно поговорим в следующем разделе.

Что в психологии значит эмоциональный интеллект

Сегодня тысячи специалистов рассматривают эмоциональный интеллект как одну из наиболее сильных способностей человека. Она легко поддается коррекции и развитию, даже если изначально слабо развита.

За всё время психологических исследований 20-го века появилось несколько теорий, об эмоциональном интеллекте. Создатели — ведущие психологи мира, расписали основные факторы, которые отвечают за симбиоз интеллекта и эмоционального настроя.

Модель эмоционального интеллекта Гоулмана

Дэниел Гоулман подразделяет эмоциональный интеллект на 4 составляющих:

  • Самосознание. Это навык, позволяющий анализировать человеческие эмоции и интуицию. Это осознание, какие стороны личности считать сильным, и где находится предел возможностей. Кроме того, самосознание характеризуется чувством за себя и реальной оценки своих талантов
  • Самоконтроль. К этой составляющей эмоционального интеллекта относится умение брать под контроль де1структивные эмоции и порывы. Люди, обладающие самоконтролем, умеют быстро адаптироваться в любой ситуации, умеют ловить возможности, обладают надежностью и честностью, и умением позитивно оценивать происходящие события.
  • Социальная чуткость. Эта составляющая проявляется в особом таланте — слышать чувства окружающих, вставать на их место и принимать участие в их жизни и помогать им. Для людей, которые находятся на руководящей должности чуткость проявляется также в понимании иерархии в коллективе и умении удовлетворять требования покупателей или подчиненных
  • Управление взаимоотношениями. Эта составляющая эмоционального интеллекта характеризуется чертой, при которой человек мотивирует окружающих и может кого угодно заставять идти за собой. Такие люди обладают даром убеждение, способностью быстро разрешать разногласия в коллективе, поддерживать социальные связи и создавать команды единомышленников.

Читать далее: Внимание — свойства и особенности

Модель Гоулмана показывает, как важно стимулировать человек развивать его личностные качества, которые впоследствии способствуют достижению успехов во многих сферах.

Эмоциональный интеллект в модели Майера — Саловея-Карузо

Специалисты из США Майер и Саловей Карузо разработали собственную модель эмоционального интеллекта. Работа над ней велась много лет. А в итоге получилась новая теория, которая включает четыре составляющих.

  • Оценка эмоций и восприятие. Авторы концепции считают, что это суть развития эмоционального интеллекта, которая заключается в способности отличать эмоции и осознавать их содержание. Для подтверждения своей теории психологи привели пример выражения грусти или счастья на лицах других людей. Эти выражения одинаковы у всех людей, а значит их можно распознать. У детей эмоции считываются легко, поскольку те еще не научились их прятать. Взрослые люди все эмоциональные проявления пытаются скрыть, однако микровыражения всё равно их могут выдать.
  • Использование эмоций для собственной эффективности. По мнению психологов этот компонент заключается в осознании силы эмоций и использовании их себе во благо. Человек учится удерживать концентрацию на главных него задачах. При положительном настрое к ним человек более эффективно начинает работать. Даже мозг человека становится более активным, если человек позитивно настроен.
  • Понимание эмоционального фона. Это умение человека видеть причину и очаг возникновения той или иной эмоции, осознавать отличие мыслей от эмоциональных порывов и эмоций. По мнению авторов концепции, человеку важно научиться любую эмоцию воспринимать, как носитель данных. Если человека сковал страх, он может выбрать, каким образом на него реагировать — атаковать, цепенеть от страха или бежать от него. Некоторые эмоции способны трансформироваться. Также человек может заметить, как силой мысли изменить чувственный настрой
  • Оценивание эмоционального фона. Заключается в том, что человек использует эмоции как ступени для достижения личных результатов. Но чтобы начать контролировать эмоциональный настрой, как свой, так и других людей, нужно пребывать в постоянном состоянии осознанности оно позволит сохранять спокойствие и наблюдательность.

В психологии эмоциональный интеллект рассматривается наравне с еще одним понятием, изучающим взаимосвязь разума и эмоций. Оно называется коэффициент эмоциональности, или emotional quotinent. Его ввел психолог и журналист Рувен Бар-Он.

Ученый представил целую структуру, которая состоит из симбиоза особенностей. Все они в совокупности и становятся определяющим фактором, как в дальнейшем будет себя вести человек. Бар-Он взяв в качестве примера коэффициент интеллекта IQ и обозначил коэффициент эмоциональности буквами EQ.

Модель Рувена Бар-Она включает несколько основных компонентов:

  • самопознание;
  • навыки взаимодействия с людьми;
  • возможность адаптироваться в разных обстоятельства;
  • умение легко выходить из стрессовых ситуаций;
  • способность управлять настроением.

Проблематика

Нарушения развитие эмоционального интеллекта могут происходить по разным причинам — психологические заболевания, детские страхи, проблемы с физическим здоровьем, нервные срывы, недостаток знаний. Если не определить первоисточник проблем, они могут перерасти в серьезные нарушения.

От уровня развития эмоционального интеллекта зависят основные аспекты человеческой жизни. Индивиды, которые научились контролировать свои чувства, достигают больших высот в саморазвитии, карьере, отношениях. Чтобы достичь этого уровня, нужно анализировать свое состояние, учиться контролировать желания, жить без соблазнов.

Почему эмоциональный интеллект важен

Самообладание в мире, где человека постоянно сопровождает стресс, является очень важным свойством. Но, многие люди застревают на уровне, когда эмоции одерживают верх над разумом, лишая человека способности здраво рассуждать. И если детям можно с младенчества привить навыки осознания чувств и управления эмоциями, то развитие эмоционального интеллекта взрослых людей — процесс более трудоемкий. И начинать его важно с разделения чувств и эмоций.

Читать далее: Что такое лень

ЭмоцииЧувства
Эмоция — это кратковременный импульс, с помощью которого человек реагирует на внешние раздражители. Мелкие неприятности вызывают такие же мелкие вспышки эмоций. Они как спичка вспыхивают и моментально сгорают, уступая место другим эмоциям.Чувства — это длительное и устойчивое отношение к явлению или человеку. Чувства имеют свойство устанавливать тесную эмоциональную привязанность к объекту или явлению, которая может продолжаться довольно длительное время.
Эмоции не всегда можно осознать. Иногда человек не может понять, какую именно эмоцию он чувствует. Часто это целый набор разных оттенков одного и того же состояния.Чувства всегда имеют четкое осознание и описание. Человек всегда понимает, что дружба это дружба, счастье это счастье, а любовь это любовь.
Эмоции сложно скрыть и контролировать. Неожиданная вспышка гнева или сраха обязательно отражаются на лице, даже если человек не хочет их проявлять.Чувства возникают в глубине сознания, и существуют там, невидимые для окружающих. Человек может их скрывать и контролировать.

Особенности индивидов с высоким уровнем EQ

Людей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта можно отличить по ряду признаков:

  1. Они щедрые, могут отдать последнее, не ожидая получить что-то взамен.
  2. Умеют переключаться с одного объекта, события, переживания на другие. Это помогает расходовать энергию правильно, не концентрировать внимание на неудачах, двигаться дальше.
  3. Постоянно интересуются окружающими. Могут поддержать любой разговор.
  4. Получают наслаждение от жизни, умеют радоваться мелочам.
  5. Умеют отказываться от соблазнов.
  6. Контролируют свое поведение в обществе. От такого индивида сложно услышать ругательство. Его сложно представить провокатором в конфликтной ситуации.
  7. Такие индивиды не стремятся к совершенству.
  8. Часто изменяются, если этого требует ситуация, обстоятельства. Без труда покидают зону комфорта.

С такими людьми приятно общаться. Они обладают знаниями в разных тематиках, большим словарным запасом.

Составляющие эмоционального интеллекта

Начиная изучать собственный эмоциональный интеллект, стоит помнить, что он делится на два вида: внутриличностный и межличностный интеллект.

Внутриличностный интеллект

По сути, это ряд характеристик, по которым можно определить как человек сам к себе относится:

  • Самосознание — поиск своих личных способностей, осознание сильных и слабых черт личности, которые влияют на окружающих.
  • Саморегуляция. Заключается в способности распоряжаться своими эмоциональными состояниями, уметь фокусироваться на них. Кроме того, этот навык позволяет быстро справляться со стрессом и находить решение в сложных вопросах.
  • Самомотивация. Это умение зарядиться внутренне для достижения поставленных задач и способность поддерживать силу, настойчивость и позитивное настроение при достижении цели.
  • Самоподкрепление. Заключается в добром восприятии себя при любых обстоятельствах. Умение хвалить себя собственную личность и придумывать себе вознаграждение, всегда держа в душе положительный жизненный настрой.

Межличностный или интраперсональный интеллект

Это, по сути, целый набор навыков и различных умений, которые формируют взаимоотношение человека с окружающими. Основные навыки:

  • Эмпатия. Заключается в возможности слышать и осознавать эмоции окружающих, осознавать мотивы поступков и сопереживать им. Эмпатия позволяет подавлять конфликты еще до их возникновения. Этот навык не является врожденным, его воспитывают с детства. Обязательные условия для его развития — воспринимать людей такими, как они есть, при этом уметь представить себя в роли другого человека, не растворяясь в нем и сохраняя собственную индивидуальность.
  • Социальные навыки. Они позволяют положительно общаться с другими людьми, независимо от их оценок, не поддаваясь на слухи и их попытки изменить собственное решение. Также эти навыки позволяют человеку сохранять положительное отношение к себе и при конфликтной ситуации защищать собственные интересы.

Способность чувствовать себя хорошо под давлением обстоятельств

«Проблемы приходят из нашего рта». Китайская пословица

Многие из нас испытывали стрессы в собственной жизни. В зависимости от управления и реагирования на стрессовую ситуацию, мы можем оставаться позитивными и активными или угнетёнными и усталыми. Когда мы находимся под давлением обстоятельств, наиболее важная вещь – это держать в голове позитивное настроение. Ниже несколько способов сделать это:

  • Если вы чувствуете себя злым и раздражённым по отношению к кому-то, перед тем как ответить то, о чём вы будете сожалеть, сделайте глубокий вдох и считайте медленно до десяти. К этому времени вы поймёте, как лучше ответить в данном случае. Таким образом, вы можете предотвратить будущую проблему. Если после счёта до 10 вы всё ещё раздражены, удалитесь от проблемы, если это возможно, и решите её, когда вы успокоитесь и будете способны мыслить рационально.
  • Если вы взволнованы и нервничаете, умойтесь холодной водой и подышите свежим воздухом. Холодная температура замедляет прохождение нервных импульсов, таким образом, вы можете снизить степень взволнованности. Избегайте кофеиновых напитков, которые стимулируют вашу нервозность.
  • Если вы чувствуете себя напуганным, депрессивным, занимайтесь интенсивной аэробикой. Зарядите себя. То, как мы используем наше тело, влияет на чувства. Как говорят – действия диктуют эмоции. С уровнем развития физических способностей вашего тела ваша уверенность в себе будет также расти.
  • Если вы чувствуете себя потрясённым, ошеломлённым, не в духе, выйдите за дверь и очистите свой разум. Пойдите на природу, окружите себя зелёным и синим цветами, которые имеют успокаивающий эффект. Найдите панорамный вид и смотрите на него с расстояния. Прогуляйтесь. Глубоко подышите. Ни о чём не думайте. И возвращайтесь с новыми перспективами.

Уровни эмоционального интеллекта

От условий взросления, воспитания и отношений в семье, у каждого человека зависит и то, на каком уровне эмоционального интеллекта он будет. Средних значений здесь быть не может. То есть, интеллект может быть либо высоким, либо низким. Определяются этим уровни с помощью следующих характеристик.

Человек, обладающий высоким эмоциональным интеллектом:

  • осознает собственные эмоции и может их интерпретировать;
  • умеет вести себя так, чтобы его эмоции не ранили других;
  • стремится развиваться и развивать внутренний мир;
  • умеет создавать мотивационное настроение.

Читать далее: Развиваем мышление

Человек, обладающий низким эмоциональным интеллектом:

  • не уверен в свои силах;
  • раздражителен и конфликтен;
  • не умеет сдерживать эмоции;
  • стремится всех и всё держать под контролем.

Если в жизни человека преобладают характеристики из второго списка — это явный сигнал к тому, чтобы начать развивать себя.

Как развить EQ за три шага

Психологи считают, что эмоциональный интеллект, как и IQ, заложен генетически. Но в отличие от уровня интеллекта EQ гораздо проще развить. Можно заплатить деньги и пойти на курсы, а можно бесплатно следовать этим трем шагам:

  • Записывайте эмоции.
    Заведите рукописный дневник или заметку в телефоне, куда вы будете записывать свое состояние в течение дня. Фокусируйтесь на каких-то конкретных событиях: анализируйте свое состояние после важных встреч, новых знакомств и значимых событий. Найдите триггеры, которые заставляют вас испытывать разные эмоции, и запишите их. Так вы поймете, как и на что реагируете, но пока не задавайтесь вопросом, почему так происходит.

«Самая простая практика ― это поставить по три напоминалки в день с вопросом “Что ты сейчас чувствуешь?”.Когда люди начинают осознавать, что они чувствуют на протяжении дня, то делают для себя очень много открытий — часто неприятных. Например, человек замечает, что на работе он испытывает либо страх, либо раздражение. И тогда он понимает, что нужно начать что-то делать, чтобы испытывать больше спокойствия. То есть прежде всего нужно осознавать эмоции, чтобы начать с ними работать», ― говорит Алена Алешина.

  • Найдите источник.
    Когда вы поняли, что и когда чувствуете, разберитесь, почему так происходит. Что именно заставляет вас злиться? А радоваться? Надо понять настоящую причину ваших эмоций. Не осуждайте себя, просто разберитесь в источниках.
  • Управляйте своими эмоциями.
    Когда вы поняли, что вы чувствуете и почему, переходите к контролю над эмоциями. Подумайте, как вы можете вернуть себе состояние спокойствия, когда начинаете злиться. Найдите то, что будет радовать вас в моменты грусти. Подберите механизм, который будет приводить вас в нужное состояние, и постоянно используйте его.

«Надо выработать привычки. Вы можете использовать длинный выдох, минимальную физическую активность или упражнения, связанные с расслаблением и напряжением. Часто мы используем не самые конструктивные способы управления эмоциями: съесть торт, выпить пару бокалов или покурить. Найдите то, что вас реально будет быстро успокаивать или, наоборот, заряжать энергией», ― говорит Алена Алешина.

Как использовать эмоциональный интеллект

Высокий эмоциональный интеллект позволяет человеку контролировать всю чувственно-эмоциональную составляющую жизни. Таким образом возникает некое равновесие. Оно позволяет человеку добиваться результатов во всех сферах жизни, сохраняя при этом чувство стабильности, хорошие отношения с окружающими и позитивный настрой.

Обладание эмоциональным интеллектом позволяет держать под контролем все события и обстоятельства жизни. Проверить, высок ли этот уровень можно простым способом. Показывающий высокий EQ люди, проявляют:

  • доверие;
  • любопытство;
  • осознанность намерений;
  • самоконтроль;
  • креативность;
  • способность поддерживать общение, улучшать связь с людьми, развивать в себе эмпатию и любовь к ближним.

Обладая этими навыками, можно использовать эмоции как инструмент, налаживающий связи и улучшающий собственное самоощущение.

Модель способностей

Существует несколько классификаций ЭИ, основанных на достижении успеха в большинстве сфер жизнедеятельности, что уже искажает оценку. Такие модели подвержены критике из-за свободного добавления в них компонентов, так или иначе влияющих на успех в жизни. Рассмотрим наиболее используемую и принятую научным сообществом модель. В неё входит четыре основные составляющие:

  • понимание эмоций – навык определять источник эмоции, находить связь между мыслями, желаниями и психическим состоянием, определять момент перехода между эмоциями, предсказывать развитие эмоции в ближайшее время и понимать сложные чувства;
  • восприятие эмоций – позволяет определять свои и чужие эмоции, причину их появления;
  • использование эмоций для мотивации мыслительного процесса;
  • управление эмоциональной составляющей психики – умение укрощать, вызывать и подавлять собственные эмоции для получения требуемого результата.

Тренировка эмоционального интеллекта

Если человеку все еще сложно контролировать эмоции, а некоторые навыки оставляют желать лучшего, то можно самостоятельно развить эмоциональный интеллект. Для этого нужно разделить самообучение на несколько этапов.

  1. Изучение эмоций. На первом этапе важно понять, что такое эмоции, как они возникают, как развиваются, и каким образом их можно использовать себе во благо.
  2. Понимание местонахождения эмоций. Этот этап занимает достаточно много времени, но позволяет человеку научиться прислушиваться к себе и собственному телу. Оно часто даёт подсказки, какую именно эмоцию испытывает человек. Например, выполнение отражается в грудной клетке, а от злости может заболеть голова.
  3. Регулировка эмоций. На третьем этапе нужно научиться управлять эмоциями. В этом помогут постоянные тренировки. Главная среди них — наблюдение за собой в разных ситуациях. Важно запомнить свое поведение и попытаться его изменить, если оно деструктивно.
  4. Обучение взаимодействию с социумом. Главным образом этот этап заключается в развитии эмпатии. То есть, навыков сочувствия окружающим и их поддержки.

Чтобы эффективно управлять эмоциями, нужно постоянно практиковаться. В этом помогут различные методы развития эмоционального интеллекта и упражнения.

  1. Работа с телом. Этот метод позволяет незаметно для окружающих управлять собственными эмоциями с помощью тела. Например, сжимать и разжимать кулаки, или привстать на цыпочки несколько раз. Когда трудно сдерживать эмоции, эти методы помогут незаметно охладить пыл и сохранить спокойствие.
  2. Список проблем. Эта техника заключается в составлении списка всех неприятностей, которые в последнее время тревожат. После окончания составления списка, нужно приступать к решению всего написанного. По мере решения эмоции будут постепенно отступать на второй план, а позитивное отношение к жизни станет основным ощущением.
  3. Эмоциональный мотиватор. Эта практика создана для тех, кто плохо ладит с окружающими. Она заключается в составлении списка и дальней реализации различных методов поддержания духа азарта и веселья в коллективе. Даже если раньше человек был закрытым и закомплексованным, то для дальнейшего развития стоит сделать первый шаг и постепенно начать раскрываться.

Ольга Фигура

Методы развития

Если при изучении уровня развития ЭИ психолог отметил задержки, нарушения формирования чувств, он может назначить ряд методик для устранения дефектов. Выбор способа коррекции зависит от возраста пациента.

У детей

Методики для развития ЭИ у детей:

  1. Компас. Это полноценная игра, в которую играет несколько детей. Каждому ребенку раздают по 8 карточек, на которых указаны отдельные чувства. Одни из игроков должен загадать ситуацию, выбрать карточку с эмоцией, которую он связывает с придуманным. Эту карту он должен положить обратной стороной в круг участников так, чтобы никто не знал, что на ней написано. Остальные дети должны пытаться угадать, какие чувства связывают ведущего игрока с загаданной ситуацией.
  2. Составление эмоционального фотоальбома. Для этого ребенку понадобится фотоаппарат. Можно фотографировать его самостоятельно, но искренние эмоции проще выражать в одиночестве. Нужно попросить ребенка фотографироваться в разных ситуациях. Он должен своим видом показать, какие чувства ощущает. Родителям нужно рассмотреть снимки с ребенком, спросить какие ему больше нравятся, а какие вызывают смущение.
  3. Что я чувствую сегодня. Это игра, в которой ребенок должен ежедневно выбирать одну из многочисленных эмоций. Для упрощения задачи рекомендуется распечатать слова с разными чувствами на отдельных листах, попросить ребенка разукрасить их карандашами или фломастерами.
  4. Коробочка эмоций. Нужно предложить ребенку мысленно создать коробку, в которую он сможет поместить все эмоции, ассоциирующиеся со счастьем. При добавлении карточек в коробочку нужно обсуждать ее с ребенком, чтобы узнать, почему он сделал такой выбор.
  5. Эмоции в красках. Чтобы малыш лучше понимал, что такое эмоции, можно предложить ему сделать собственную настенную галерею, где каждая картинка будет сравниваться с определенным чувством. Лучше, чтобы каждая из них была нарисована ребенком.
  6. Язык эмоций. Родителям нужно чаще выражать свои чувства.

У взрослых

Для развития ЭИ у взрослых применяются другие методики. Пациентам нужно:

  1. Чаще ставить себя на место других. Сначала необходимо хорошо изучить индивида, место которого хочется занять. Так будет проще понять, почему индивид ведет себя таким образом.
  2. Постоянно расширять кругозор. Нарушения развития ЭИ свойственны индивидам, которые перестают заниматься саморазвитием.
  3. Научиться называть свои эмоции. Например, многие путают гнев со страхом, разочарование с обидами. Поэтому нарушается восприятие окружающего мира, действий других индивидов.
  4. Просчитывать любые ситуации заранее, чтобы опередить других на несколько шагов. Нужно рассмотреть возможные способы решения проблемы, чтобы найти лучший.

История изучения

Когда начали изучать?

Еще историки и ученые средневековья упоминали о роли эмоционального интеллекта в эволюционном развитии человеческого коллектива. Предполагалось, что представители доисторического общества, обладающие способностью адаптироваться к постоянно меняющимся условиям проживания, смогли произвести на свет наиболее жизнеспособное потомство.

Кто ввел понятие?

Термин эмоционального интеллекта был введен в 20 веке. В 1920 г американский психолог Торндайк упоминал о социальном интеллекте и отношениях между людьми разного пола и возраста. А чуть позже был разработан первый тест для определения его уровня.

Более полная его картина была представлена в 1985 году израильским ученым Рувеном Бар-Оном. В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ (Emotional Quotient) и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]