Развиваем эмоциональный интеллект ребенка — 4 шага. Инструкция для родителей

Стремясь развить интеллект ребенка, многие уделяют внимание лишь познавательным способностям малыша. Однако не стоит забывать о таком важном понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Во многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека. Начинать развивать эмоциональный интеллект можно уже в раннем возрасте. О том, как это делать, мы расскажем Вам в этой статье.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект ребенка?

Дети реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не купили конфету – слезы, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на улице увидели трактор – бурная радость. Проявление эмоций у дошкольников не ограничивается только радостью и грустью, они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого они испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к сопереживанию и эмпатии.

Малыши, которые не понимают собственные эмоции, не могут управлять ими. Поэтому родители таких детей зачастую сталкиваются с истериками и капризами.

Психологи пришли к выводу, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет на самооценку малыша. Те дети, которые научились распознавать свои и чужие эмоции и понимают их причину, обычно уверенны в себе, более устойчивы к стрессам, легче адаптируются к новым условиям. В то же время малыши с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом склонны к тревожности – любая неудача может восприниматься ими как личная трагедия.

На что стоит обратить внимание

Детство – это то время, когда малыши активно совершенствуют все стороны своего интеллекта и приобретают важные социальные навыки. Чтобы научиться вести диалог, поддерживать беседу, заводить новые знакомства, доносить до окружающих свою точку зрения, им необходимо будет развить способность распознавать и анализировать как свои, так и чужие эмоции.

Однако, даже этого будет недостаточно для полноценного взаимодействия с социумом. Поэтому родителям нужно уделять внимание еще одному аспекту эмоционального воспитания детей – умению сопереживать. Оно является важнейшим социальным навыком человека, позволяющим добиться взаимопонимания даже с теми людьми, общение с которыми сначала не заладилось.

Если малыш научится проявлять сочувствие и сопереживание к окружающим, то ему проще будет наладить с ними дружеские отношения. Также подобные эмоции будут хорошо влиять и на его собственный характер – помогут стать более чутким, добрым, внимательным к чувствам других людей. Все эти качества станут надежной основой для формирования здоровой личности.

Как общаться с ребенком, чтобы развить его эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект начинает формироваться у ребенка с самого рождения. Это происходит естественно, когда мама или другой близкий взрослый откликается на его эмоции, дарит свою заботу и ласку. О том, как дети учатся понимать эмоции, смотрите на видео:

Уже в раннем возрасте родители могут заложить прочную основу для развития эмоционального интеллекта малыша. Для этого нужно обязательно называть ребенку чувства, которые он испытывает. Например, если малыш плачет, не спешите вкладывать ему в рот соску или пытаться его отвлечь. Постарайтесь поговорить с ним и описать его состояние: «ты, наверно, расстроился, потому что я не разрешила тебе взять печенье» или «я понимаю, ты злишься…». Описав эмоции ребенка, вы помогаете ему лучше узнать самого себя. Впоследствии он научится и контролировать эмоции. В общении с ребенком избегайте стереотипных фраз, таких как «мужчины не плачут» или «не дерись – ты же девочка». Эти высказывание не только не способствуют развитию эмоционального интеллекта малыша, но и обесценивают чувства ребенка, заставляют его стыдиться себя.

Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость еще приемлемо, то негативные эмоции всегда были под запретом: бояться, злиться, плакать – все это стыдно и некрасиво. В результате большинство из нас были вынуждены подавлять негативные эмоции, чтобы показаться воспитанными. Однако психологи уверены, что сдерживание сильных эмоций в детском возрасте может приводить к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

В ситуации, когда сильную эмоцию испытываете Вы, а не ребенок, нужно так же озвучить ее. Если малыш в порыве злости ударил Вас или толкнул, не ругайте его, а спокойно объясните, что Вы чувствуете. Это касается не только негативных, но и положительных эмоций. Почаще говорите ребенку, как Вы счастливы проводить с ним время, как гордитесь им и радуетесь его успехам. Научиться общаться с малышом таким образом бывает совсем не просто. Первое время в этом может помочь психолог, который научит Вас не бояться проявлять свои эмоции и говорить о них.

Умение управлять своими эмоциями — фундамент будущего успеха во всех областях жизни. Способность отреагировать на любую внештатную ситуацию трезво и без истерик отличает человека с высоким интеллектом, и речь идет не только об IQ. За умение справляться с чувствами отвечает эмоциональный интеллект.

EQ или эмоциональный интеллект — это способность понимать свои чувства и чувства других людей, умение справляться с эмоциями и направлять их в благое русло.

Современные научные исследования показали, что развитый EQ у ребенка помогает ему решать сложные задачи и справляться с конфликтными ситуациями. Обладая эмоциональным интеллектом, ребенок легко преодолевает сложности, опираясь на свои сильные стороны.

Эмоциональный интеллект имеет огромное значение не только для настоящего, но и для будущего ребенка. Профессиональные навыки неразрывно связаны с EQ: успех в карьере во многом зависит от того, насколько человек умеет владеть собой в моменты стресса. Жизнь человека эмоционально стабильного складывается в целом удачнее, чем у того, кто попадает во власть эмоций.
Дэниел Гоулман
Американский психолог Дэниел Гоулман, автор множества книг по психологии, образованию, науке и лидерству, утверждает, что жизненная состоятельность на 80% зависит от EQ, и лишь на 20% — от IQ. А по данным исследований компании Talentsmart, высокий уровень эмоционального интеллекта увеличивает производительность труда в среднем на 58%. Это касается всех профессий — люди с высоким эмоциональным интеллектом зарабатывают больше и чувствуют себя счастливее и гармоничнее во всех сферах жизни.

Вот почему современные родители уделяют внимание не только развитию IQ ребенка, но и его эмоциональному интеллекту. Отличным подспорьем для его воспитания в ребенке станет книга серии «Выбор миллионов» — «Маленькое большое сердце».

«Маленькое большое сердце»

Перед вами книга французской писательницы Жослин Витек и иллюстратора Кристин Руссе, переведенная на 15 языков и проданная тиражом более миллиона экземпляров. Эта книга помогает малышам во всем мире осознать свои эмоции и разобраться в таких сложных чувствах, как гнев, страх, обида, симпатия, влюбленность, грусть и радость.

Маленькое большое сердце

1 112 ₽

Сердце сияет как солнце — от счастья, летит на крыльях — от смелых задумок, ноет и болит — от ссор и ревности. А как выглядят страх и гнев? Эта очаровательно лёгкая книга поможет детям с помощью простых и красивых образов понять свой сложный внутренний мир чувств, а взрослым поговорить с детьми на тему их переживаний, — плохих и хороших — не посягая на их таинственный и волшебный сад под названием Эмоции.

Посмотреть

Это история большого сердца маленькой девочки. Почему обида ранит сердце и как его починить? Почему страх заставляет сердце биться сильнее, а счастье — замирать? Под этой обложкой скрывается проводник в детский мир взрослых эмоций. С помощью красивых образов книга поможет детям лучше понять сложный внутренний мир своих чувств и ответит на волнующие малышей вопросы.

Почему именно эта книга? Как случилось, что она так полюбилась детям и родителям? Мы поговорили с Ульяной Беднарской, шеф-редактором редакции «Малыш 0+», о книге «Маленькое большое сердце» и выяснили, в чем ее особенность.

Ульяна Беднарская

Это одна из самых необычных книг нашей редакции! Во-первых, эмоциональный интеллект сейчас очень актуальная и востребованная тема — о способности понимать и объяснять свои эмоции, умении выражать их через образы. Серия важна для нового поколения детей «альфа» (родившихся после 2010 года) — одаренных, ярких, творческих, зависимых от технологий, но при этом гиперчувствительных, ранимых.

Во-вторых, восхитительные стихи к книгам написала признанный мастер стихотворных переводов Елена Вадимовна Баевская, с которой мы познакомились на этом проекте. Работать с такими профессионалами — удовольствие и счастье.

И особенно хочется отметить необычную форму издания — вырубка начинается с обложки и заканчивается на последней странице. Детей она привлечет, несомненно. Эту книгу сразу хочется взять в руки и окунуться в волшебный мир, созданный двумя талантливыми француженками — автором Жослин Витек и иллюстратором Кристин Руссе. Не зря книги серии известны по всему миру: переведены на 15 языков и проданы более чем миллионным тиражом!

Слова и эмоции

Эта книга написана в стихах. Почему именно стихи? Детские психологи и специалисты по раннему развитию детей выяснили, что мелодичные ритмичные стихи лучше воспринимаются ребенком, повышают его внимание и пробуждают интерес. Проза быстро утомляет детей своей монотонностью, поэтому многие детские писатели пишут свои сказки именно в стихах.

Стихотворный перевод серии «Выбор миллионов» принадлежит Елене Вадимовне Баевской, лауреату престижных литературных премий, мастеру перевода с французского и других европейских языков. Мы задали Елене Вадимовне несколько вопросов о связи слов и эмоций и о влиянии художественной литературы на развитие эмоционального интеллекта.

Лабиринт
Какие есть существенные различия между переводами для взрослых и для детей?
Елена Баевская

По-моему, существенных различий нет вообще. Чтобы перевести книгу, надо сыграть в такую игру, будто ты эту книгу сама пишешь. Перевоплощаешься и переводишь. Иногда хочется вместе с классиком французской литературы разбираться в тонких движениях души человека, иногда — покачаться на качелях и посидеть на дереве с симпатичными зверюшками и птичками.

Л
Что было самым сложным при работе с этими текстами? А что — самым интересным?
ЕБ

Переводить вообще трудно! Легких переводов мне не попадалось, любая простота обманчива. Интересно было все: укладывать текст в такие строчки, чтобы они соответствовали макету и картинкам, придумывать такие рифмы, чтобы не нарушать естественности и простоты стихов…

Л
Как чтение поэзии, литературы может помочь развитию эмоционального интеллекта?
ЕБ

Сильный интеллект предполагает богатую эмоциональную жизнь. А книжки с самого раннего возраста учат нас и восхищаться, и радоваться, и сопереживать, и фантазировать. Они дают ребенку то, чего опыт ему еще не подсказал, а потом это поможет ему и любить, и дружить, и генерировать научные гипотезы. Развитию эмоционального интеллекта отлично помогает детская классика: Чуковский, Маршак, Барто, Берестов. И в современной литературе для детей очень много прекрасного. Ошибиться тут невозможно: если книжка плохо написана, ребенок ее читать не станет, заскучает.

Как тренировать эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это способность, поддающаяся тренировке. Только ли книги могут помочь развить EQ ребенка? Этот вопрос мы задали кандидату педагогических наук Елене Юрьевне Азбукиной — практическому психологу, сертифицированному гештальт-терапевту, специалисту по образовательной кинезиологии, специалисту по работе с детской травмой и семьей.

Елена Азбукина

Существуют игры и упражнения, направленные на осознание своих эмоций, а также на понимание эмоциональных реакций других детей и умение адекватно выражать свои эмоции. Приведу примеры. «Я радуюсь, когда…». Ведущий называет ребенка по имени и бросает ему мячик, задавая вопрос «Когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….». Эту игру можно разнообразить, предложив ребенку рассказать, когда он огорчается, удивляется, боится. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях со взрослыми или сверстниками. Игра поможет ребенку лучше понять себя.

«Музыка и эмоции». Прослушав музыкальный отрывок, ребенок описывает настроение музыки: веселая/грустная, довольная/сердитая, смелая/трусливая, праздничная/будничная, задушевная/отчужденная, добрая/усталая, теплая/холодная, ясная/мрачная. Это упражнение способствует развитию образного мышления и умения передать эмоциональное состояние.

Итак, эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая здраво воспринимать реальность. От того, научится ли ребенок понимать себя и окружающих, адекватно реагировать на ситуацию и справляться с эмоциями, зависит не только его психологический комфорт, но и умение ладить с людьми и находить правильные решения.

«Маленькое большое сердце» — дверь в мир эмоций маленького человека. Она научит побороть страх и поверить в себя, совладать с печалью и выразить радость, преодолеть неуверенность в себе и построить планы на будущее, опираясь на свои сильные стороны.

Игры для развития эмоционального интеллекта

  • Разыгрывание сюжетов из жизни. Пример игры: возьмите игрушку зайца и изобразите, что зайка плачет. Попробуйте вместе с ребенком с помощью мимики показать, как зайка плачет. Обсудите, почему он плачет (ему грустно, он обиделся, замерз, болит лапка и т.д.). Придумайте, как можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и понятны ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.

  • Арт-терапия. Слушая сказки, ребенок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить эмоциональный интеллект малыша можно при помощи рисования (особенно красками) и музыкотерапии.
  • «Угадай эмоцию». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите малыша угадать, что вы показываете. Затем ребенок уже сам может быть в роли ведущего и показывать эмоции Вам.
  • «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл игры заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость, грусть) при помощи рук.
  • «На что похоже настроение». Предложите малышу пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, мое настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое настроение похоже на ураган»).
  • «Собери эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и попросите ребенка «собрать» заданную эмоцию.
  • Игры с карточками-эмоциями. С помощью специальных карточек с изображением эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции.

Игры для развития эмоционального интеллекта стоит подбирать не столько исходя из возрастных рекомендаций, сколько из опыта и интересов малыша. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития, и когда малыш будет готов, он обязательно затронет столь важную тему эмоций.

Как развить эмоциональный интеллект у детей?

  • Обсуждайте книги и фильмы: определяйте чувства героев, связи между их чувствами
  • и поступками.
  • Обсуждайте сопереживания ребенка героям произведений. Высказывайте свое отношение к героям.
  • Практикуйте командную работу, построенную на кооперации, где каждый участник мотивирован. Выстраивайте среду, в которой хочется учиться и прокачиваться в каких-то навыках.
  • Организовывайте, если это возможно, взаимопомощь в классе.
  • Задавайте настроение урока (через веселую шутку, занимательную историю из жизни ученого, умный анекдот, комментарии погоды или своего настроения…).
  • Проводите минутки осознанности. Вместе с детьми прямо на уроке можно помолчать, подышать, успокоиться: очистить голову от мыслей, посмотреть в окно.
  • Приводите яркие примеры-истории (можно даже вымышленные), как кто-либо справился с какой-то ситуацией.
  • Называйте чувства ребенка: «Я вижу, что ты сердишься, ты сильно расстроился?»
  • Называйте свои чувства: «Я переживаю, что вы не справитесь, я волнуюсь, как
  • пройдет урок». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости.

Выводы

Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта малыша. Обсуждайте с ребенком эмоции и причины их возникновения, открыто выражайте свои чувства и не запрещайте это делать малышу. Также существует множество специальных игр для развития эмоционального интеллекта.

Родительская ответственность за эмоциональное развитие детей

Большую ошибку делают взрослые, потешаясь над асоциальными поступками дошкольников. Бывает, что ребенок скажет двусмысленность или откровенную пошлость (чего он, конечно же, не понимает), а у молодых родителей это вызывает безудержное веселье. Дошкольник автоматически относит свою выходку к положительным поступкам, радующим окружающих, и, разумеется, будет повторять. В подобных условиях эмоциональный интеллект делает опасный крен в своем развитии, и с большой долей вероятности это нарушение в подростковом возрасте выльется в настоящие проблемы.

Представление о социально правильном поведении сформируется у дошкольника только в том случае, если он освоит адекватное эмоциональное отношение к нравственным ситуациям. Ребенок должен однозначно понимать, что тащить кошку за хвост – не смешно, а возмутительно; дразнить сверстника – не весело, а подло и стыдно.

Если родители выразительно, в эмоциональном смысле, передают свое отношение к негативным выходкам дошкольника, он верно расценивает свой поступок. Появляется чувство вины, и в дальнейшем ребенок прекращает поведение, вызывающее порицание.

Дети получают самый наглядный пример, какие эмоции уместны в определенных ситуациях, как справляться с негативными чувствами, у своих родителей. И потом применяют те же способы проявления чувств. Развитие эмоционального интеллекта у детей невозможно без социальной ответственности взрослых.

Эмоциональный интеллект делает нас ближе к другим людям

Ребёнку важно научиться понимать и внимательно относиться не только к своим собственным эмоциям, но и к переживаниям окружающих. «Проживая» свои эмоции, сравнивая их с переживаниями других людей, обсуждая это со взрослыми, малыш учится определять и уважать чужие. Благодаря этому в более старшем возрасте развивается способность к эмпатии — умению осознанно сопереживать и сочувствовать.

Эмпатия позволяет успешно взаимодействовать с близкими дома, с ребятами в группе и школе. А после — выстраивать гармоничные отношения на работе и в собственной семье, поддерживать отношения с близкими и друзьями, договариваться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]