Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов


Сейчас мнемотехника для развития памяти повсеместно используется: в детских садах, школах, университетах, тренингах, обучающих курсах. Многие полагают, что это новейшие приёмы, позволяющие избежать старческого маразма и излишней забывчивости. Однако мало кто знает, что это древнее греческое слово (образовано от имени богини памяти Мнемозины) и наука, которой увлекались Аристотель, Джордано Бруно, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Так что же это за способы запоминания информации, насколько они эффективны на практике и как их освоить?

Что это такое

Мнемоника, или мнемотехника, — это наука, обучающая искусству запоминания с помощью определённых приёмов и методов. Её задача — улучшение памяти посредством ассоциаций. Она отвергает механическое заучивание, которое уже показало свою неэффективность. Кто из взрослых помнит наизусть письмо Татьяны к Онегину? Единицы! А всё потому, что эта информация для большинства не имеет никакой значимости и не привязана к объектам или ощущениям.

Мнемоника — техника запоминания информации, когда различные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. Они могут быть визуальными, слуховыми или кинестетическими. Это упрощает процесс запоминания и увеличивает объём памяти. Простейший пример: все с детства помнят, в какой последовательности располагаются цвета в радуге, благодаря присказке об охотнике и фазане. Начальная буква каждого цвета ассоциируется с начальной буквой слов в этой фразе. Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Подобным образом можно запечатлеть в памяти любую информацию.

В мнемотехнике используются два объекта запоминания — цифры и слова. Даже если задача — запомнить картину, сначала её нужно мысленно трансформировать посредством ассоциаций в список или какую-то фразу.

Сложность запоминания


Источник
Секрет в том, что мозг изменяется постепенно. В некоторых исследованиях[] первый ощутимый результат достигался после шестинедельной тренировки, а заметное улучшение памяти наблюдалось через четыре месяца после начала занятий. Сама по себе память не так важна — важно то, насколько эффективно вы думаете в определенный момент времени.

К современному информационному веку наш мозг не особо приспособлен. Далеким предкам, охотникам и собирателям, не нужно было запоминать учебный план, следовать дословным инструкциям или заниматься нетворкингом, на ходу фиксируя в памяти имена десятков незнакомцев. Им требовалось помнить, где найти еду, какие растения съедобны, а какие — ядовиты, как добраться до дома — те жизненно важные навыки, от которых буквально зависела жизнь. Вероятно, поэтому мы сравнительно хорошо усваиваем визуальную информацию.

В то же время длительные занятия и упорство не дадут ожидаемого результата, если осваиваемые мнемотехники не будут достаточно просты. Другими словами, техника улучшения памяти должна легко связывать важную информацию с изображением, предложением или словом. В этом отношении метод локусов, в котором ориентиры на знакомом маршруте становятся информацией, которую вам нужно запомнить, не всегда подходит новичкам.

Приёмы мнемотехники

Чтобы постичь основы мнемотехники, для начала необходимо познакомиться с её главным инструментарием — приёмами, которые позволяют запоминать практически любую информацию.

По начальным буквам

С одним из примеров данного приёма мы уже познакомились выше. Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. Когда нужно будет воспроизвести информацию, сначала вспоминается составленное предложение, которое служит отличной подсказкой. Существуют уже готовые шаблоны подобных фраз для каждой отдельной последовательности (примеры будут ниже), но можно составлять свои личные.

Рифмы

Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае.

Созвучия

Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти. Например, в медицине есть понятия «супинация» и «пронация», которые обозначают движения кистей в разные стороны. Чтобы их не забыть, студентам, будущим врачам, предлагаются похожие по звуковому образу эквиваленты — «суп несла и пролила».

Визуализация

Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Например, женщинам так проще выучить марки машин: Ягуар — это большая дикая пятнистая кошечка, Ауди — обручальные колечки и т. д. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти.


Визуальные ассоциации

Пространственное воображение

Знаменитый метод Цицерона, что ещё раз доказывает, насколько древней наукой является мнемотехника. Человек, который применяет на практике этот приём, относится к собственной памяти как к отдельному пространству. Это может быть музей, библиотека, хранилища, просто комната. В ней — множество полочек, сундучков, отсеков. Запоминаемую информацию рекомендуется представить в виде дорогой вазы или старинного свитка и убрать её в определённое место. Когда нужно будет её воспроизвести, мысленно возникает придуманная ассоциация, и она без проблем «извлекается» наружу из того или иного чемоданчика.

Зрительная память

Широко применяемый метод Айвазовского, подразумевающий запоминание деталей. Ещё один приём мнемотехники, работающий на развитие прежде всего зрительной и даже фотографической памяти. Одно из упражнений — пристальное, но незаметное разглядывание своего собеседника и потом точное его воспроизведение по памяти вплоть до каждой пуговицы и родинки.

Цифровые алгоритмы

Данные приёмы разработаны прежде всего для развития памяти учёных и людей, связанных с точными науками. Им по роду своей деятельности приходится запоминать длинные формулы и числа. Это можно сделать достаточно легко, если отыскать какие-то закономерности или соотнести их со знакомыми, памятными датами.

Дворец памяти

Метод Цицерона, Римская комната или метод локусов – названия одного и того же мнемонического приема, основанного на построении дворца памяти. После его создания человек может запоминать большие объемы информации (числа, слова и т.п.) в определенной последовательности. Дворец памяти – некое пространство с определенными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своем воображении. Звучит сложно, но на деле это гораздо проще, чем кажется. Попробуйте закрыть глаза и представить свою кухню или свое рабочее место. Получилось? Считайте, что основную часть работы по проектированию простейшего дворца памяти вы уже сделали. В статье вы узнаете, как построить дворец памяти, как им пользоваться и каких ошибок следует избегать. Читать подробнее…

4

Методы

Так как мнемотехника появилась не вчера, она включает в себя различные методики, каждая из которых предлагает использовать свои приёмы запоминания информации и тренировки для памяти. Начинающим они могут показаться слишком сложными. На самом же деле, если понять их алгоритм и освоить хотя бы одну, это существенно упростит жизнь. Предлагаем вашему вниманию одни из самых известных мнемонистических систем.

Цифро-буквенный алфавит

Сокращённое название — ЦБА. Автор неизвестен.

Методика, согласно которой каждой цифре соответствует определённая буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть чётко прописанные алфавиты, которые нужно заучить наизусть и применять на практике. Можно создать свой собственный.

Буквенно-цифровой код

Сокращённое название — БЦК. Автор — В. Козаренко, известный специалист по мнемотехнике, написавший много учебников по ней.

Система запоминания и развития памяти, предлагаемая Козаренко, похожа на предыдущую. Но здесь сначала нужно просто заучить соответствия цифр и парных согласных букв без всяких ассоциаций, а затем уже использовать их в жизни. Его БЦК выглядит следующим образом:

  • 0 — м/н;
  • 1 — г/ж;
  • 2 — д/т;
  • 3 — к/х;
  • 4 — ч/щ;
  • 5 — п/б;
  • 6 — ш/л;
  • 7 — с/з;
  • 8 — в/ф;
  • 9 — р/ц.

Как применять. Например, вы ведёте учёт своих доходов и расходов, потратили в магазине сумму в 2 056 рублей, и её нужно запомнить, чтобы дома зафиксировать. Придумываете слово, в котором есть согласная, соответствующая каждой цифре, и составляете предложение из них. 2 — дети, 0 — мороженое, 5 — пломбир, 6 — шоколад. Дети ели мороженое, оно было пломбирным и шоколадным. Не нужно ставить целью придумать что-то осознанное и логичное. Чем необычнее будет фраза, тем лучше она сохранится в памяти.

В мнемотехнике также используются другие методы:

  • Код дробных чисел (КДЧ) — для тех, кто имеет дело с математикой.
  • Развитие зрительной памяти посредством визуальных ассоциаций. Например, каждая строчка заучиваемого стихотворения (цифра в формуле) «прибивается» на тот или иной дом (или дерево) по дороге на работу или в магазин и повторяется каждый раз, когда вы по ней идёте.
  • Методика вспомогательных предметов: если приставить палец к Луне, можно понять, растущая она или стареющая, в зависимости от получившейся буквы (Р или С).
  • Развитие звуковой памяти: напевы (для заучивания морзянки), рифмы («Сто китайских фамилий», диалог Перельмана о кругах для запоминания числа Пи).

Систем запоминания в мнемотехнике — большое количество. Нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если вы никак не связаны с математикой, КДЧ и диалог Перельмана вам ни к чему. Ищите те методики, что актуальны именно для вашей жизни. Ориентируйтесь также на тип своей памяти. Можно заняться сначала совершенством той, которая у вас преобладает, а затем уже развитием той, что похуже.

Виды

Если вы планируете использовать мнемотехнику, учтите один важный момент. Это целая наука, которая развивалась в течение нескольких столетий. У неё богатая история становления и в ней есть множество направлений. В одних и тех же книгах, посвящённых данному искусству, часто они переплетаются между собой. Авторы предлагают комплексы упражнений, одни из которых относятся к народным приёмам, другие — к классике. Такая разношёрстность приводит к отсутствию системы.

Не наступайте на эти грабли. Выберите одно из направлений в соответствии со своими целями, задачами и индивидуальными особенностями и осваивайте сначала его. Если дело пойдёт хорошо, потом продолжите заниматься по другой методике.

Народная

Приёмы народной мнемоники знакомы большинству людей, так как прочно вошли в их жизнь, причём многие об этом даже не подозревают. Это те стишки с исключениями из правил, которые они учили в школе, набившая оскомину фраза про охотника и фазана с цветами радуги. Дорожные знаки на улице, символика на рабочем столе компьютера, алфавит — это всё коды для развития памяти, чтобы лучше запоминать и быстрее воспроизводить нужную информацию.


Акростих

Кто-то придумывает свои системы изучения иностранного языка или химических реакций, телефонных номеров или знаменательных дат — всё это отражает суть бытовой, или народной, мнемоники.

Классическая

Это самая первая система мнемотехники, которая дошла до нас в письменной форме. Датируется она 86 г. до н. э. В то время она была неотъемлемой частью риторики. Ораторы пользовались ею, чтобы безошибочно и без запинок произносить длинные речи.

Один из самых ярких примеров — метод Цицерона. Его противником был Квинтилиан, он выступал за тех людей, у которых была плохо развита зрительная и ассоциативная память и которые не могли воспользоваться приёмом Цицерона. Квинтилиан предлагал другие альтернативы запоминания информации, но не смог оформить их в отдельную систему. Однако именно они стали впоследствии основой для развития педагогической мнемотехники.

Педагогическая

Антипод классической мнемоники. Окончательно сложилась лишь в XVI веке, благодаря преподавателю Кембриджского университета П. Рамусу. Это направление было ближе простым людям, поэтому оно получило широкое распространение. Здесь не требовалось составлять сложные зрительные ассоциации. Её основными приёмами стали:

  • многократное чтение текста и повторение его вслух;
  • его конспектирование;
  • перерисовка иллюстраций;
  • игровая деятельность;
  • создание дидактики.

Методы педагогической мнемотехники используются в современной системе образования до сих пор.

Цирковая

Второе название — эстрадная. Узкий круг лиц (началось всё с цирковых трупп) создаёт свою систему кодирования материала. В ход может идти что угодно: язык, жесты, мимика, интонация. Задача — передать информацию от ассистента к исполнителю так хитро, чтобы этого никто не заметил. Данными приёмами сейчас активно пользуются мошенники, телепаты, экстрасенсы.

Спортивная

С 1997 года в Кембридже ежегодно проводятся соревнования по мнемотехнике. У этого направления — особая специфика. Каждый участник является гуру в какой-то определённой сфере. Кто-то воспроизводит на память двоичные цифры, кто-то читает наизусть поэмы длиной в 300 страниц. Как правило, победители попадают в Книгу рекордов Гиннесса. Лучшие в своём деле определяются по двум показателям: скорость запоминания и объём.

Современная

Главный представитель данного направления — мнемоническая система «Джордано». Она достаточно сложная, основана на научных изысканиях нейробиологии о головном мозге и памяти как высшей психической функции. Вот лишь некоторые её положения:

  • развитие электрической (нейронной) памяти;
  • мыслительная операция «Соединение образов»;
  • понятия «Смысл запоминания» и «Точная информация»;
  • ассоциации, состоящие из фундамента и вспомогательных элементов;
  • система внутренней стимуляции полушарий мозга;
  • многоуровневые схемы опорных образов;
  • постоянная тренировка навыка запоминания.


Мнемоническое правило для запоминания количества дней в месяце по костяшкам пальцев
Не помните, что было 5 минут назад? Виновата в этом наша кратковременная память. Что это такое и способы её улучшения — в нашей отдельной статье.

Ассоциации

Работа с ассоциациями помогает в развитии образного мышления, которое довольно сложно даётся большинству людей. Данный приём даёт возможность запомнить самые разные вещи, связав их между собой. Важный принцип мнемотехники – сопоставлять хорошо знакомые вещи с теми, которые необходимо отложить в памяти.

Если человек научится быстро и правильно составлять ассоциативные связи, он сможет качественно усваивать новую информацию, развивая работу головного мозга.

Отличный способ держать память в тонусе – работать с противоположными или совсем разными словами. Тренировки должны занимать примерно пол часа, далее следует такой же по времени перерыв. В момент отдыха нельзя смотреть телевизор, слушать музыку, так как мозгу необходим полноценный отдых.

Примеры применения на практике

Часто мнемотехнику используют для запоминания правил, формул, числовых значений в различных науках. Во-первых, это отличная тренировка памяти. Во-вторых, идеальна для детей, чтобы в полном объёме освоить школьную программу по отдельным предметам. Те, кому посчастливилось учиться у преподавателей, знакомых с данными методиками, навсегда запомнили и слова-исключения по русскому языку, и теорему Пифагора по геометрии, и многие другие истины, которые в идеале все должны знать назубок. Если у учителей нет навыков работы с данными приёмами, родители сами могут применять их, помогая ребёнку в обучении.

Несколько самых ярких примеров мнемонических техник по разным учебным дисциплинам — вам в помощь.

Как с ними работать. Практически все они основаны на приёмах рифмования и созвучий. Так что детям достаточно заучить весёлые стишки — и правила сами лягут им на память чуть ли не до конца жизни. Вот увидите: они их будут зачитывать потом своим внукам.

Русский язык

Математика

Другие предметы

Подобные приёмы и методы мнемотехники существуют практически для всех учебных дисциплин и сфер жизнедеятельности:

  • в музыке — для запоминания последовательности нот;
  • в правилах дорожного движения;
  • в военном деле (формулы для точности попадания с учётом бокового ветра и скорости движения цели);
  • в транспортной сфере (цвета навигационных огней на бортах самолётов и кораблей);
  • в телефонии (номера, где цифры заменены буквами, соответствующие им на клавиатуре телефонов).

Бесценна мнемотехника при изучении иностранного языка. Она облегчит задачу и школьникам, и студентам, и взрослым. Правило OPSHACOM, например, значительно упростит понимание и запоминание каноничного порядка расположения нескольких прилагательных перед существительным в английском.

Почему важно тренировать память

Тренировка памяти позволяет поднять активность мозговой деятельности, что влияет на физическое и психическое здоровье человека.

Качественное усвоение информации поможет:

  • выучить иностранный язык;
  • устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу;
  • научиться анализировать и оценивать ситуацию, строить планы.

Когда снижается память, уменьшается кровоснабжение головного мозга, в итоге снижаются интеллектуальные способности. Чтобы в клетки мозга поступала глюкоза, необходимо заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью. Подобный энергообмен налаживает процессы кровообращения, что благотворно влияет на работу головного мозга.

При снижении интеллектуальной нагрузки увеличивается риск развития болезни Альцгеймера. Чтобы этого не произошло, стоит тренировать свою память. Активное усвоение новой информации повышает потребление глюкозы, в итоге сжигаются калорий, не превращаясь в жир.

Как освоить

Во-первых, можно брать уроки мнемотехники у специалистов, которые вплотную занимаются применением её систем и методик на практике. Их можно найти в Интернете: купить обучающий курс, записаться на онлайн-тренинг, договориться о занятиях по Скайпу. Способов освоения — огромное количество.

Во-вторых, можно научиться мнемотехнике самостоятельно, дома. Однако следует учесть, что это будет более долгий путь, чем со специалистом. Некоторые приёмы могут показаться слишком сложными, тогда есть риск всё бросить, так и не развив память. Иногда не хватает регулярности и усидчивости. Когда есть преподаватель, есть график занятий, выполнения заданий и т. д. А здесь придётся рассчитывать лишь на самодисциплину.

Чтобы обучиться мнемотехнике самостоятельно, нужно начать с выбора:

  • направления (новичку лучше выбрать народное или педагогическое, а не современное или классическое);
  • типа памяти, развитием которой будете заниматься;
  • приёма, который вы лучше всех сможете освоить (рифмы, созвучия, зрительные ассоциации);
  • авторской системы, в которой будете работать.

Далее нужно выделить определённое время для занятий. Лучше всего это делать непосредственно перед сном. Для начинающих этих действий будет достаточно.

Главный принцип: визуализация

Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.

Правильный образ должен быть:

  • Объемным. Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели. Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота. Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
  • Ярким. Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.

Изображение с сайта news.day.az
  • Понятным. Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.

Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.

Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?

Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.

С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:

Изображение с commons.wikimedia.org

Важно! Все ассоциации сугубо индивидуальны. Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Ваши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.

После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.

Для разного возраста

Для дошкольников

Мнемотехника активно используется воспитателями и логопедами для развития речи в детском саду с помощью мнемоквадратов и мнемодорожек. Сначала ребёнок должен назвать, что изображено на картинке (срабатывают зрительные ассоциации и одновременно пополняется словарный запас). Затем он составляет предложения и целые истории, используя сразу несколько иллюстраций (происходит обогащение грамматической речи). Самая сложная в этой цепочке — мнемотаблица, которая помогает дошкольнику выучить полноценное стихотворение.

Для детей школьного возраста

Система образования — самое благодатное поле для применения мнемотехники. Чтобы усвоить огромные объёмы информации по разным предметам, для развития памяти школьников пригодятся созвучия и рифмизация, примеры которых есть в таблицах выше. Начиная с 10 лет, специалисты советуют родителям и преподавателям постепенно обучать детей методам Цицерона и Айвазовского. Можно использовать и иные упражнения: создание собственного языка, разработка клинописи, пароль-отзыв и другие.

Для взрослых

Для развития памяти взрослым учить стихи, чтобы запомнить последовательность падежей в русском языке, уже поздно. Им нужны более сложные приёмы, работа с числами, визуальная и аудиальная детализация происходящего. Верхом совершенства станет освоение системы «Джордано» или хотя бы попытка принять участие в заочном туре соревнования по мнемотехнике.

Рифмуйте

В школе нас учили запоминать не длинные сложные правила, а короткие ритмичные стишки. Это работает и во взрослой жизни. Если рифмовать нужную информацию не получается, можно подбирать строки и фразы ритмически, а также соединять их с мотивом любимой песни.

Техника подойдёт, если нужно запомнить последовательность цифр, не связанных между собой (например, номер банковской карточки или машины друга, телефон или комбинацию для домофона).

Пример:

Нам нужно запомнить номер телефона 151-46-63. Последняя цифра три, поэтому надо подобрать ей рифму, например, «говори». Получится такая рифмовка:

«Один, пять, один, четыре, шесть, шесть, три. Никому не говори».

Лучшие книги по мнемотехнике

  1. Зиганов М. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.
  2. Зяблицева М. А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков.
  3. Козаренко В. А. Мнемотехника — развитие памяти.
  4. Курт В. Мнемотехника.
  5. Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять — древняя методика мнемотехники.

Если перед вами стоит задача развить память, обязательно воспользуйтесь одним из направлений мнемотехники. Начать можно с простейших приёмов, а затем понять и освоить более глубинные и сложные. Вы сами удивитесь, каким объёмом информации можете владеть и использовать её в своих интересах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]