13 способов повысить производительность мозга, которые используют ученые

Человеческий мозг очень ленив. Да, он мало изучен, у него масса нераскрытых способностей, но он ленив. Поэтому заставить его на полную катушку работать восемь часов подряд не получится.

Во время интенсивного мыслительного процесса мозгом задействуется 25% от потребляемой всем организмом энергии, то есть очень много.

Поэтому срабатывает механизм самозащиты — отдохни и не перенапрягайся. Нужно научиться правильно распределять нагрузку, чередовать активность и отдых, интересное и скучное.

Так как же заставить работать свой мозг?

Правило пяти секунд

Простое правило, как научить свой мозг работать, придумала американский комментатор CNN, телеведущая и мотивационный спикер Мел Роббинс. Ее книга «Правило пяти секунд» подробно описывает множество жизненных ситуаций, в которых это правило помогало людям.

Его эффективность оценили деловые люди, среди которых автор Better Humans Дэйв Вентворс.

Как только вы решили что-то сделать, у вас есть ровно пять секунд, чтобы начать это делать. Дальше мозг найдет какие-то мелкие дела, которые надо сделать прямо сейчас. Протереть клавиатуру, полить цветы или вымыть посуду, но не работать.

Скажите мозгу, что приступите к работе, когда посчитаете «5, 4, 3, 2, 1»! Это работает по двум причинам:

1. Финальная точка, счет 1, призывает к действию. Так и хочется сказать «Пуск»!

2. Неприятно давать обещания самому себе и не сдерживать, поэтому приходится делать.

Такая схема применима и во многих жизненных ситуациях. Сосчитайте от пяти до единицы в стрессовой ситуации — и вот уже не хочется накричать на непослушного ребенка.

Если нужно сделать неприятное дело, начните действовать через пять секунд. Самое время разделаться с накопившимися «хвостами».

Миф: мозг никогда не устает

Мозг не может устать от умственной работы, но психологическое и физическое состояния могут влиять на концентрацию и активность человека. Оказывается, мозг лучше работает, когда человек слышит звук волн, ощущает соленый бриз, видит все оттенки синего и чувствует теплый песок. Вот почему мы быстрее восстанавливаем свои силы вблизи океана.

Попробуйте галотерапию, прогуляйтесь по лесу, отправляйтесь в отпуск к морю или любому водоему, а летом не стесняйтесь ходить босиком. Попытайтесь как можно чаще отдыхать на пляже.

Правило 25 минут работы и 5 минут отдыха

Для активизации мозга итальянский студент Франческо Чирилло еще в 1980-х предложил метод «Помидора». Способ назван в честь кухонного таймера в виде помидора, которым и пользовался Чирилло.

Уговорите мозг поработать всего 25 минут. Это ведь даже не полчаса, а всего лишь несколько минут! «Ну ладно» — думает мозг — и включается. И дальше либо вы за 25 минут делаете хоть часть полезной, но возможно, сложной работы, либо погружаетесь в процесс так, что и пара часов пройдет незаметно.

Такой подход поможет повысить работоспособность.

После каждого 25-минутного «помидора» делайте перерыв на пять минут и принимайтесь за новый объем работы. После каждого четвертого «помидора» делайте большой перерыв на 15-30 минут. Перерывы сделают мозг более продуктивным.

Работайте и не отвлекайтесь. А если в голове появилась мысль о каком-то другом деле, то просто запишите ее и продолжайте работать.

Метод быстро стал популярным из-за низкой технологичности: всего лишь таймер и листочек с карандашом. Тиканье таймера напоминает, что работа кипит, а звонок оповещает о перерыве (привет школьным годам).

Проявления мозговой активности

Мозговая активность проявляется электрическими колебаниями – ритмами головного мозга, среди которых выявляют порядка 8 типов колебаний – от альфа- до тау-ритма.

  1. Альфа-ритм регистрируется в состоянии покоя и при расслабленном бодрствовании. Как только увеличивается функциональная активность головного мозга, альфа-колебания начинаю затухать вплоть до исчезновения.
  2. Бета-волны «отвечают» за высшие когнитивные функции, память, внимание. Угасают при двигательной активации или тактильной стимуляции.
  3. Гама-ритм фиксируется при решении интеллектуальных задач, требующих полного сосредоточения внимания.
  4. Дельта-ритм регулирует восстановительные процессы мозга (во время сна). Чрезмерное усиление дельта-волн почти всегда связано с нарушениями внимания, памяти и других когнитивных функций.
  5. Тета-волны проявляются в момент перехода расслабленного бодрствования в сонливость.
  6. Капа-ритм, возникая в височных областях, проявляется при подавлении альфа-ритмов в других областях мозга в процессе умственной деятельности.
  7. Мю-колебания наблюдаются только у 10-15 % людей. Возникает при повышенной активности мозга и психическом напряжении.
  8. Тау-ритм становится ответом на блокаду звуковых сигналов.

Чтобы оценить состояние человека и его умственную активность, необходимо учитывать соотношение ритмов. Так снижение альфа-колебаний при закрытых глазах с одновременным увеличением бета-активности может говорить о психоэмоциональном напряжении и тревожности. Снижение альфа-активности при закрытых глазах с повышением тета-ритмов становится признаком депрессии.

Делайте перерывы качественными

Как улучшить работу мозга с помощью перерывов? Договоритесь с главным органом о том, какой отдых получите после плодотворной работы.

«Если вы не видите выгоды в перерывах, возможно, вы их не умеете делать» — говорит Карсон Тейт, автор книги «Работайте просто: Пользуясь силой вашего собственного стиля продуктивности».

Перерыв 5-15 минут. Тейт уверен, что лучшее занятие для короткого перерыва — физическая нагрузка. Можно даже просто походить по лестнице. Маура Томас, автор книги Work Without Walls, утверждает, что иногда самое лучшее — ничего не делать.

Отвлечься и помечтать в пятиминутный перерыв — самое то для отдыха.

При этом полезно смотреть на что-то зеленое — согласно исследованиям Harvard Business Review, «зеленые микроперерывы» повышают продуктивность и концентрацию.

Получасовой перерыв. 30 минут Маура Томас и Лора Стэк (автор книги The Exhaustion Cure) советуют потратить на активные движения. Оптимальный вариант — быстрая ходьба. Карсон Тейт также отмечает пользу общения с другими людьми, но не о работе.

60 минут отдыха, по мнению Тейта, надо использовать для смены обстановки и покинуть рабочее место.

Коуч Деб Ли также советует разгрузить мозг, выписав свои мысли — это поможет полностью отстраниться от работы во время перерыва и спланировать дальнейшие действия, когда вы снова приступите к работе.

Качественные помогут быть более продуктивным и улучшат работу мозга.

Миф: качели для детей

Игры на качелях в раннем детстве способствуют развитию определенных частей мозга, ответственных за речевую и информационную обработку. Но в любом возрасте качели укрепляют вестибулярный аппарат, улучшая навыки пространственной ориентации. Это подтверждают даже астронавты.

Качайтесь на качелях в течение 15-20 минут, 2-3 раза в неделю. Это избавит вас от морской болезни, а также от последствий чрезмерного употребления алкоголя.

Вырабатывайте дофамин во время рутинной работы

Первый восторг и заинтересованность новой работой проходит и наступает период застоя. У разных людей это разный срок, хоть полгода, хоть пять лет, но такой период настанет. Почему так происходит и как повысить продуктивность мозга?

Это заложено природой в участке мозга, называемом «полосатым телом». Удовольствие от исследования чего-то нового приводит к выработке дофамина.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Такая система работы мозга наблюдается еще у детей в раннем возрасте: новая игрушка увлекает, ребенок не выпускает ее из рук день, неделю. Но потом находит новую игрушку. И вовсе не потому, что эта игрушка лучше.

Все дело в том, что она новая.

Профессор Университета Северной Каролины Дэниэл Кейбл также испытал неудовлетворенность своей работой, хотя и понимал, как важно учить студентов. Диагностированный рак стал для Кейбла толчком к переосмыслению своей работы и жизни. Он понял, что тысячи людей ему благодарны, и этим можно гордиться.

Когда мозгу кажется, что слишком долго не было перемен или чего-то нового, он говорит: «Ты же лучше этого, такая работа не для тебя».

Профессор Дэниэл Кейбл в колонке для Fast Company рассказывает о трех вещах, которые заставят мозг вырабатывать дофамин даже во время скучной работы.

1. Задействуйте свои сильные стороны. Подумайте, что в вас есть уникального и какая от этого может быть польза. Когда профессор начал использовать свою сильную сторону — юмор, — то снова стал получать удовольствие от работы.

2. Экспериментируйте. Выходите из зоны комфорта — это важно. Узнавайте и делайте что-то новое даже в рамках одной и той же должности, беритесь за разносторонние проекты по возможности.

Например, Дэниэл Кейбл стал создавать новые учебные программы вместо того, чтобы одинаково учить курс за курсом.

3. Используйте цель. Наконец, определите влияние, которое вы оказываете, говорит Кейбл. Правильно определенные цели помогут не потерять интерес.

Мотивации добавит понимание смысла своей работы. Не «для чего это вообще делать», а «для чего это делаю я».

Изменения, связанные с нарушениями активности головного мозга

Деменции

Приобретённое слабоумие (деменции) проявляется в виде устойчивого снижения познавательного интереса и способности к приобретению новых знаний, ухудшения долговременной и кратковременной памяти, ослаблении абстрактного мышления. В молодости причиной этого, в основном, становятся различные зависимости. В старости чаще всего распространены деменции сосудистого типа, атрофического (болезни Альцгеймера, Пика) и смешанные. Состояние сердечно-сосудистой системы тоже прямо отражается на деятельности мозга. Так, например, при аритмиях могут возникать различные осложнения, которые деструктивно влияют на сердечный выброс, артериальное давление и, как следствие, – на кровоснабжение мозга.

Как правило, причиной сосудистых деменций становится атеросклероз мозговых сосудов, что позволяет отсрочить ухудшение функционирования мозга путём применения сосудосберегающей терапии.

В 2013 году исследователи индийского медицинского института обнаружили, что использование в быту двух языков откладывает деменцию на 4,5 года (в среднем) по сравнению с теми, кто использует в общении только один язык. Однако лучшей профилактикой всё-таки остаются препараты, улучшающие состояние сосудов, а лучшей терапией – противодементные средства.

С учётом того, что одной из причин деменций являются дефицитные состояния (например, витаминов В12, В9, В3, тиамина), то особую роль в профилактике играет витаминосодержащие питание и применения вспомогательных препаратов, компенсирующих недостаток необходимых веществ (витаминных комплексов, БАДов и др.).

Диффузные изменения

Диффузные изменения (то есть, такие, у которых сложно определить чёткую локализацию патологического источника, и поэтому патология воспринимается как проблема мозга в целом) проявляются комплексом симптомов и дезорганизацией биоэлектрической активности головного мозга.

Следствием и признаками диффузных изменений биоэлектрической активности головного мозга становятся:

  • нарушение работоспособности человека,
  • снижение умственной активности мозга, памяти и внимания,
  • психологические трансформации в сторону снижения самооценки, ограничения круга интересов и др.

Диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга обнаруживаются с помощью ЭЭГ. Кроме этого, ЭЭГ потенциально может демонстрировать и ряд других патологий, к которым относится, например, эпилептическая активность.

При эпилепсии возникает характерный электрографический феномен – зависимость между электроэнцефалографическими паттернами и типами регистрируемых припадков.

Паттерны, наиболее изученные в эпилептологии, – это:

  • ФОВ (фокальные острые волны),
  • ФПР (фотопароксизмальная реакция),
  • генерализованные спайк волны.

У всех них есть свой список характерных отклонений (например, судорожные проявления при ФОВ и ФПР).


Но ЭЭГ-диагностика связана с рядом сложностей, потому что результаты ЭЭГ практически здоровых людей могут демонстрировать значительные изменения, и в то же время, отсутствие изменений ЭЭГ могут наблюдаться у людей с патологиями.

Электрическая активность мозга выявляет признаки последствий черепно-мозговых травм с диффузным аксональным повреждением мозга. В этом случае ЭЭГ характеризуется устойчивыми или переходящими изменениями подкоркового и/или стволового характеров.

Правило 5/25 от Уоррена Баффета

Уоррен Баффет — американский предприниматель и инвестор с состоянием $84,9 млрд. Он точно знает, как достичь желаемого. Баффет советует записать 25 своих целей, выделить из них пять.

И идти напролом к этим топ-5, не отвлекаясь при этом на другие дела, увлечения, возможности. Правило применимо в планировании работы, построении карьеры, семье, творчестве, во всех сферах.

Дайте мозгу установку, что пока не будет выполнена пятерка главных целей/задач/дел, другие просто не существуют. Это поможет не упустить возможности, не потерять время и активизировать мозг в погоне за достижениями.

Из-за недостигнутых целей возникает стресс и чувство вины, они угнетают и не дают двигаться дальше.

Миф: сверхспособностей не существует

Сравнение камер iPhone и Samsung Galaxy: где лучше качество фотографий

Насыщенный вкус, красивый дизайн и нежная консистенция: готовим домашний чизкейк

Когда ждать коллективный иммунитет в России: эксперты дали прогнозы

То, что мы называем шестым чувством, часто наблюдается среди людей, которые лишились определенных органов чувств. Например, слепые люди могут ощущать пространство вокруг, концентрируясь на слухе, запахе или работе рецепторов кожи. Чтобы правильно функционировать, их мозг создает специальную карту, основанную на полученной информации.

Несколько раз в неделю практикуйте «шестое чувство» с помощью затычек для ушей или повязки для глаз.

Миф: молоко полезно для мозга

У молока много противопоказаний. Потребление других молочных продуктов намного лучше для вашего мозга и тела, чем самого молока. Положительное влияние других продуктов на работу мозга, таких как вино или шоколад, к примеру, еще не доказано, поэтому потреблять их можно лишь в умеренных количествах.

Известно, что лишний вес разрушает нервные пути, а сахар и трансжиры приводят к воспалениям. Эффективность работы мозга снижается, и человек может впадать в депрессию. Но и нехватка пищи может вывести мозг из равновесия: он использует всю свою энергию для получения пищи, что вынуждает человека становиться агрессивным и раздражительным. Продолжительность жизни мозга сокращается, а риск развития его заболеваний увеличивается.

Миф: многие навыки можно развить только в детстве

Единственная, которой удалось завоевать сердце красавца Александра Панайотова

Учёные направят зонды для исследования подземного мира Луны

Роспотребнадзор разъяснил, что будет учителям за отказ от вакцинации

На самом деле взрослый человек может развить практически все те же навыки, что и ребенок. Например, некоторые хирурги уже после 30 лет начали брать уроки игры на скрипке, чтобы развивать тонкие моторные навыки. Специальным агентам приходится играть в видеоигры, чтобы улучшить скорость реакции, логику и правильное поведение на задании.

Не бойтесь делать то, о чем вы мечтали в детстве. Новые навыки создают новые нейронные пути, которые препятствуют старению мозга.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]