Алалия у детей — симптомы, методы коррекции и лечения


Психические расстройства в детском возрасте сейчас не такое уж и редкое явление. Несмотря на развитие медицины в целом и психиатрии в частности, количество пациентов с особенностями развития аутического спектра, шизофренией и другими заболеваниями, постоянно увеличивается.

Атипичный аутизм у детей встречается реже, но и эта статистика продолжает расти. Впервые он был выделен как отдельное заболевание в МКБ-10. Ранее понятие «аутизм» применялось как признак шизофренических расстройств, психозов, умственной отсталости. Этот медицинский термин уже основательно вошёл в наш лексикон, но не каждый знает насколько это тяжелое заболевание. Однако тот факт, что страдающий им ребенок считается инвалидом, говорит о серьезности диагноза.

Понятие аутизма

Проще сказать, это одиночество. Больной теряет способность общения с людьми и взаимодействия с окружающим его миром в целом. Он уходит в себя, в собственное измерение, где больше никому нет места. Со стороны это выглядит как нежелание общаться с кем бы то ни было, но на самом деле, аутисты просто не умеют этого делать.

С физиологической точки зрения, это нарушение восприятия сигналов, поступающих через слуховые, зрительные, осязательные и другие рецепторы. Они либо полностью не доходят до нужных мозговых центров, либо делают это не в полном объеме. Соответственно, меняется реакция на происходящие события.

Аутизм, а вернее, расстройство аутистического спектра – это комплексное нарушение развития, которое обычно проявляется в раннем возрасте. Оно обусловлено патологией функционирования нервной системы.

Симптомы

Атипичный аутизм выявить сложнее, чем его классическую форму, поэтому часто установление диагноза затягивается. Упущенное начало болезни и поздно начатое лечение негативно влияет на дальнейший результат.

Самым удивительным и одновременно смущающим фактором является огромное разнообразие и индивидуальность симптомов.

Общими чертами заболевания выступают нарушения социальной включенности, коммуникации и взаимодействия с окружающими.

В домашних условиях распознать атипичный аутизм у детей довольно затруднительно. Чаще всего, родственники списывают некие странности и необычности поведения на возрастные изменения или особенности темперамента. С подобными проблемами они не спешат обращаться к специалисту, тем самым упуская начальную стадию заболевания.

Отличительными факторами атипичного детского аутизма считаются:

  1. Возрастные рамки. Этот тип расстройства имеет особенность развиваться не в раннем детстве, а в более поздние сроки – 3 года, 6–10 лет или переходный возраст. Это те периоды жизни ребенка, когда он испытывает стрессы по поводу адаптации к новому коллективу, необходимости общения с незнакомыми людьми, выстраивания взаимоотношений.
  2. Социализация. Несмотря на то, что больной полностью зависим от родителей, он слабо реагирует на них. По поводу отсутствия матери малыш может не тревожиться или, наоборот, проявлять беспокойство, а при ней вести себя холодно и недоброжелательно.
  3. Речь. Она либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов, в крайнем случае, словосочетаний. Построение предложений – слишком сложная задача.
  4. Эмоциональный сбой. При нормальной активности может наблюдаться абсолютная или избирательная неконтактность. Интенсивные внешние раздражители – яркий свет, громкие звуки, вызывают страх. Могут наблюдаться нехарактерные непредсказуемые реакции на события.
  5. Поведение. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Такие дети не стремятся копировать взрослых или сверстников, предпочитают одиночество.

При нормальном физическом развитии чаще всего наблюдается умственная отсталость.

Оценка уровня интеллектуальных способностей бывает затруднительной, поскольку поставленный диагноз в раннем возрасте может поддаваться коррекции.

Усугубление диагностики происходит из-за нарушений речевого аппарата и коммуникативных навыков. Во время прохождения тестов ребенок, как правило, знает решение задачи, но не говорит его.

Результаты лечения в Центре остеопатии и здоровья

Обращаться к специалисту следует сразу же, как только у родителей возникают первые подозрения, иначе под угрозой окажется общее развитие ребенка. Для того, чтобы действенно устранить логоневроз у детей, требуется воздействовать на его причины. В Центре остеопатии и здоровья разработали действенные методики коррекции вербальных функций у детей.

Уже в самом начале курса лечения у пациентов:

  1. Восстанавливается динамика ликвора.
  2. Нормализуется внутричерепное давление.
  3. Прекращаются головные боли.
  4. Расслабляется мускулатура.
  5. Смягчаются последствия родовых травм.
  6. Стабилизируется общее самочувствие.
  7. Улучшается психомоторное развитие.
  8. Формируется общая структура речи.

Отзывы пациентов

04.05.2019 Благодарю Наталию Геннадьевну за ее труд и работу. Наш ребенок не говорил., но после приема у доктора все изменилось, мы уже говорим и радуемся каждому приходу к доктору. Вова ждет с нетерпением прийти к доктору, потому что ему лучше! Мама Володи Костенюка.

2.05.2018 Сердечная благодарность Лазаревой Наталье Геннадьевне ! Я обратилась 2 года назад. Мой сын Романов Кирилл в 4.5 почти не говорил была задержка псих. Развития, Поведенческие проблемы .Благодаря Наталье Геннадьевне появилась нормативная речь и фактически мы догнали своих сверстников по развитию. Огромное спасибо!



15.05.2018 В течении многих лет я обращалась к Наталье Геннадьевне с проблемами в нашей семье. Сначала старший сын Игорь (заикание с рождения ) сейчас ему скоро 30 лет и 21 год из них он здоров, потому что нам повезло в 9 лет попасть к Лазаревой Н. Г. Теперь и сын привел свою дочь (ей 1 год и 10 мес) с ортопедической проблемой. Младшего своего сына Никиту 2002 г.р. я привела с переломом ноги в 2021 году , он спортсмен и сломал ногу на футбольном поле, но основная проблема была с асимметрией лица и зубов!За совсем не долгий курс лечения ,мы здесь разработали ногу и обошлись без брекетов. Была осевая асимметрия на двух зубах сдвиг влево. Чудеса да и только, но выглядит сейчас в 16 лет Никита, голливудская улыбка и ровные зубы! Спасибо большое, за здоровых детей! Жульева Елена Сергеевна.

Ответы на частые вопросы

Как влияет остеопатия на улучшение развития речи?Когда у ребенка диагностирован логоневроз и наблюдается задержка развития речи, остеопатия становится одной из самых действенных методик лечения. Его психо-эмоциональная сфера быстро приходит в норму. Он начинает усваивать грамматические правила, лучше запоминает новые слова, расширяет лексикон, использует развернутые фразы и сравнения.

Какие дополнительные способы терапии используются в Центре остеопатиии и здоровья?При задержке речи широко используется рефлексотерапия и фармакопунктура. Большую пользу приносит лечение заикания иглоукалыванием. Не меньшее значение приобретает для улучшения речи физиотерапия. В результате их применения у ребенка быстро исчезают мигрени, стабилизируется общее самочувствие и улучшается сон. Он начинает хорошо понимать услышанное и более охотно вступает в разговор.

Возможно ли лечение после 25 лет?Лечение логоневроза у взрослых пациентов происходит сложнее. Поэтому так важно своевременно принять меры. Тем не менее, специалистам нашего Центра удается восстановить организацию, плавность и ритмику речи, нормализовать состояние нервной системы и осуществить эффективное лечение заикания у пациента.

Особенности течения заболевания

Детям с аутизмом очень тяжело постичь бытовые навыки, которые всем кажутся сами собой разумеющимися. Обычный прием пищи вызывает затруднения. В еде они крайне избирательны и привередливы. К примеру, чадо ест только манную кашу, и никакое разнообразие блюд не убедит его попробовать что-то другое. Если нет каши, он будет голодать. В конце концов, мать ее сварит и накормит его.

Туалет – еще одна проблема. Дети не видят смысла хождения на горшок, не могут понять, почему взрослые настойчиво добиваются этого. Так происходит, поскольку с раннего детства у них очень слабая (или вообще отсутствует) реакция на такие раздражители, как:

  • холод;
  • мокрые пеленки
  • голод;
  • неприятные запахи;
  • прикосновения.

В игровой деятельности игрушки, чаще всего, полностью игнорируются. Вместо них ребёнок предпочитает использовать предметы обихода. Сюжет игры обычно отсутствует, наблюдаются лишь такие стереотипные движения, как верчение в руках или перекладывание с места на место. Новый предмет аутист может долго обнюхивать, щупать, облизывать, водить им перед глазами или ползать на коленях вокруг него.

Из-за нарушения речи с больным практически невозможно вести диалог, он его просто не поддержит. Однако малыш может запоминать довольно длинные фразы из фильмов и телепередач и безошибочно воспроизводить их. При обращении к нему с вопросом он может повторять его либо вообще не реагировать.

Микротоковая рефлексотерапия для детей и дополнительные занятия

В медцентре очень большой список дополнительных услуг по психолого-педагогической и медицинской реабилитации детей с особенностями развития. За достаточно приемлемую плату вы можете взять от 10 до 15 уроков у логопеда, логопеда-дефектолога, сделать логопедический массаж, тейпирование, позаниматься у психолога, нейропсихолога и даже сделать лечебный массаж или посетить остеопата. Насколько я знаю, последние несколько лет здесь же вы можете пройти ЭЭГ, но лучше заранее записаться. Собственно, ко всем специалистам нужно записываться в то же время, когда бронируете курс рефлексотерапии. Я делаю это за 3-4 месяца, т.к. мне нужен мой специалист, который нас ведет с первого курса, и съемная квартира рядом с реацентром. Если бронировать жилье незадолго до приезда, можно остаться без него или жить за несколько остановок от медцентра в каком-нибудь «клоповнике».

На что направлены дополнительные коррекционные занятия и есть ли от них толк? Скажу сразу, что польза есть всегда! Они усиливают эффект от лечения токами. Думаю, для мам особят давно не секрет, что комплексное воздействие всегда в прерогативе.

Логопед прорабатывает все недостатки речи ребенка: расширяет словарный запас, ставит или корректирует проблемные звуки, включает артикуляционную гимнастику в свои занятия. Он может сделать логомассаж для улучшения состояния артикуляционной мускулатуры или провести несколько сеансов тейпирования, чтобы избавиться от слюнотечения, улучшить глотание и пережевывание пищи. Мы делали зондовый массаж. Он помог Ане повысить мышечный тонус ее артикуляционного аппарата. Она хотя бы поняла, как надо шевелить языком, и почувствовала его. Тейпирование за два курса по 10 сеансов избавило ее полностью от слюнотечения. Улучшилась дикция. Она перестала «ловить мух» ртом и, наконец, закрыла его.

Психолог помогает ребенку развить психические функции: память, внимание, мышление, воображение. Занятие длится 30 минут (как и у логопеда). Все проходит в игровой форме. С детками постарше делаются задания на коррекцию навыков письма, чтения, счета. Ане нравилось ходить к психологу. Она с удовольствием выполняла интересные задания и ждала следующего дня.

Дефектолог больше определяет внимание на общее развитие – на понимание окружающего мира, расширение кругозора, установление причинно-следственных связей, устранение некоторых поведенческих особенностей или их коррекцию. Он делает упор на изучение самых элементарных понятий о предметах и явлениях.

Я не пользовалась услугой, но знаю, что пару лет назад у них появился ABA-терапист для детей с РАС. Видела, что разные дети заходили, и, хочу сказать, в кабинете было достаточно тихо.

Все педагоги дают свои рекомендации по поводу дальнейших занятий с ребенком дома. Мне советовали много полезных пособий, по которым мы с Аней весь год самостоятельно могли корректировать ее нарушения дома. Также я узнала много полезных приемчиков по проведению самого занятия и использованию некоторых дидактических материалов.

Массажисты здесь сильные – отлично прорабатывают все проблемные зоны. Назначение на массаж делает ваш рефлексотерапевт. Он же и определяет, какой вид нужен. Нам всегда назначают массаж воротниковой зоны и кистей рук. Кому-то делают общий. Многие дети засыпают, но есть и те, кто кричат. Наш массаж длился не более 20 минут.

Остеопат нам помог наладить общение с горшком. Это произошло на 3 курсе в 4 года. До этого данной услуги в центр не было. Три сеанса, и Аня не просто поняла, зачем нужен сей девайс, но и стала активно им пользоваться даже ночью. По приезду домой она перешла на общий унитаз. Сеанс у остеопата длится около 40 минут. Дети кричат, хотя ничего болезненного врач не делает. Наверное, им больше неприятны сами телесные манипуляции и касания чужого человека. Это и неудивительно – почти все дети имеют сенсорные проблемы.

Кстати, время процедур и занятий назначают по неделям. Одну неделю у вас одно расписание, вторую – второе, третью – еще раз все поменялось. Время посещений не всегда вплотную друг к другу. Часто возникают «окна». Вы можете отдохнуть, погулять, поесть и т.д. Конечно, ходить туда-сюда по три раза за день утомляет, но в этом есть и свои плюсы – день проходит быстро! Если ваш ребенок спит днем, просите, чтобы ставили занятия на утро и послеобеденное время. Администраторы на ресепшене идут на уступки и стараются всем составить комфортный график.

Причины развития

Главным фактором появления раннего аутизма считают недостаточность центральной нервной системы. Причины, по которым она возникает, заключаются в следующем:

  • генетическая предрасположенность;
  • хромосомные аномалии;
  • органические поражения ЦНС при патологиях беременности и родов;
  • преждевременный шизофренический процесс;
  • некоторые врожденные заболевания.

Подобных нюансов современной медицине уже известно около тридцати. Поэтому такие патологии, как умственная отсталость и расстройства аутистического спектра встречаются все чаще.

Вероятность рождения ребенка с особыми психологическими потребностями существует в каждой семье.


Действия различных факторов или же их совокупность вносят индивидуальные особенности в каждого больного. Характер и тип личности тоже накладывает отпечаток на течение заболевания. Даже при сходных симптомах в одинаковых ситуациях разные дети могут вести себя неодинаково.

Детский кататонический аутизм

Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:

  • однообразная ходьба, переходящая в бег;
  • крик;
  • смех, плач;
  • длительные стереотипные движения;
  • импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.

Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.

Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.

Что такое микротоковая рефлексотерапия для детей и аппарат МЭКС

Я искала много методов реабилитации и читала много положительных отзывов о микротоковой рефлексотерапии для детей в реацентре в Самаре. Было принято решение ехать и лично опробовать предлагаемые услуги. Почему именно в этот город? Потому что это первый медицинский центр, где начали применять аппарат МЭКС с 1994 года, разработанный по авторской методике Гавриловых Натальи Алексеевны и Алексея Петровича (идеологи проекта, разработчики самого оборудования и базового метода лечения). Он разрешен Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

МЭКС – медицинский аппаратный комплекс с современным программным обеспечением, помогающий в определении показателей неврологического статуса ребенка и создании индивидуального плана лечения. Само лечение предполагает воздействие микродозами тока на проблемные зоны мозга, структуры и системы человеческого тела, которые по каким-то причинам не работают. В его основе лежат учения акупунктуры и электролечения. Стимулируются определенные биологически активные точки, часть из которых совпадает с направлением циркуляции крови. Точки при этом не разрушаются, как при иглоукалывании, потому сохраняется возможность повторного воздействия. Они выбираются в индивидуальном режиме, также как и время воздействия на них. Как правило, в течение одного сеанса воздействие может проходить на разные их группы: на теле и голове, на триггеры спастичных мышц, на нейрорефлекторные зоны, связанные со спинным мозгом и т.д. Токи гармонизируют работу нервно-мышечных синапсов и устанавливают баланс между процессами возбуждения и торможения. В общем, идет восстановление работы ЦНС по многим параметрам.

Через накожные электроды пускают малые дозы тока (это не больно) по выбранным участкам тела. Электроды подключены к генератору сверхмалых электрических импульсов. На экране компьютера отображаются все показатели в режиме реального времени. Дети неплохо переносят процедуру, но давайте обо всем по пунктам.

Постановка диагноза

Чем раньше будет выявлено расстройство, тем быстрее будет найден к нему правильный подход, выстроен алгоритм действий, ведущих к сближению и налаживанию контакта. В первую очередь, это задача родителей.

Дети априори не могут быть одинаковыми, но даже со скидкой на особенности характера или воспитания, они должны укладываться в общепринятые нормы развития.

К окончанию первого года жизни малыш без аутистических нарушений должен овладеть элементарными навыками:

  • знать свое имя и откликаться на него;
  • контактировать с окружающими;
  • эмоционально реагировать на различные ситуации.

Современные методы диагностики позволяют родителям еще до рождения ребенка исследовать панель генов, отвечающих за умственную отсталость и развитие расстройств аутистического характера. Генетическая панель дает возможность как точного подтверждения диагноза, так и дальнейшего детального обследования пациента.

Если подобных анализов родители не делали, а стали замечать аутистические проявления – однозначно необходима медицинская помощь. Первая инстанция, куда они должны обратиться – это детский психолог. При подтверждении негативной тенденции он дает направление к неврологу или психиатру.

Общая развернутая диагностика проводится следующими способами:

  • беседа, наблюдение за ребенком;
  • тесты, анкеты;
  • игра, конструирование;
  • МРТ, КТ мозга;
  • исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.

У детей с аутизмом длительное время может отсутствовать реакция на звуковые раздражители. По этой причине родители начинают подозревать проблемы со слухом. На начальной стадии диагностики важно убедиться в отсутствии проблем со слуховым восприятием информации либо же подтвердить их.

Микротоковая рефлексотерапия для детей, результаты

Я расскажу о тех результатах от терапии, которые были конкретно у моей дочки. Каждый курс всегда давал положительный эффект. Изменения я наблюдала после первой недели (5 процедур). На второй неделе случалось обострение негативных симптомов, но потом резко все шло на спад, и вырисовывалась благоприятная картина. После завершения курса где-то месяц всегда наблюдались скачки в развитии по многим параметрам. Никогда не было откатов – все вновь приобретенные умения и навыки сохранялись. Итак, наши результаты.

Речь

Улучшилось понимание речи. Аня стала лучше различать фонемы, соответственно, вычленять слова и фразы из нашего обихода. Расширился словарный запас. Большой скачок произошел и в экспрессивной речи. После первого курса это было особенно заметно: приехал неговорящий ребенок, уехал произносящий слоги и отдельные слова. Каждый наш приезд отмечался новшествами в речи: то становилась четче дикция, т.к. автоматизировались ставленные логопедом звуки, то исчезали аграмматизмы; потом расширился состав предложения — стали появляться сложносочиненные и даже сложноподчиненные; вдруг начали задаваться вопросы; Аня стала общаться в режиме диалога, рассказывала, что происходит в саду, гостях и т.д. За 2 года с ОНР 1 мы перешли к ОНР 3.

Исчезло слюнотечение, рот закрылся. Лучше делается артикуляционная гимнастика. Уже произвольно она может сделать многие движения языком и губами, ориентируясь на меня или книжный образец. Она поет песенки, рассказывает стишки, достаточно критично относится к своей речи, делает слоговой и звуковой разбор слова. Немного стала понимать, что такое предложение и текст. Кстати, текст из 5-6 предложений уже может пересказать, хоть и сбивчиво.

Зондовый массаж выглядит так.

Психические функции

Аня качественнее фиксирует внимание, меньше отвлекается, больше воспринимает информации, меньше проявляет «мерцающее сознание». Помимо механического запоминания включилось и осознанное. Кстати, объем памяти тоже расширился. Слуховая память стала не хуже зрительной, хотя раньше разрыв был слишком заметный. Мышление приобрело менее плоский и стереотипный вариант. Она лучше начала выполнять упражнения на установление причинно-следственных связей, заметно углубилось понимание шуток в мультиках и переносного смысла в нашей речи. Ей проще дается счет, временные понятия и абстракции. Пришло понятие, как собирать пазлы, заниматься конструктором, нанизывать деревянные бусы на ниточку, сортировать по заданным параметрам предметы, классифицировать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обособлять, отрицать, логически пояснять свой выбор и т.д.

Воображение пока нас подводит. Это самое проблемное место в ее психическом развитии. Она почти ничего не придумывает, не фантазирует и не мастерит. У нее нет творческого замысла. Мы над этим усиленно работаем…

Моторные навыки

У Ани постепенно начала исчезать атаксия, появилась четкость и слаженность движений. Стали удаваться действия, требующие ловкости, силы, комплекса точных движений. Она перестала падать на каждой кочке, меньше стала натыкаться на углы и, наконец, освоила приставной шаг, бросание мяча, бег, прыжки, горки, качели, карусели, где сама могла удержаться руками и телом.

Мне понравились изменения в мелкой моторике. Она правильно взяла карандаш, стала лучше выполнять дифференцированные движения пальчиками, ушло ощущение «деревянности» всей кисти – она лучше ею крутила во все стороны и манипулировала при совершении ряда действий руками. Впервые пазлы стали попадать в пазы, а пирамидки собираться спокойно.

Сложилось впечатление, что она стала иначе ощущать свое тело в пространстве, что позволило управлять им более отлаженно. Да, угловатость движений еще долго оставалась, но не все сразу.

Эмоционально-волевая сфера

Аня стала немного спокойнее и сдержаннее. Истерик почти не осталось. Она стала лучше понимать свои и чужие эмоции, потому с ней было теперь проще договориться. Она осознанно тормозила некоторые свои сиюминутные порывы, адекватно реагировала на запреты. Это сказалось на качестве проводимых с ней занятий. Она перестала скакать у логопеда по всей квартире, а у психолога села за парту на целых 45 минут! Сейчас мы плотно заняты коррекцией графо-моторных навыков: обводим, штрихуем, раскрашиваем, рисуем и т.д. Понимать смысл таких заданий она начала после последнего курса микротоковой рефлексотерапии для детей.

Ей стали доступны более сознательные, целенаправленные действия. Появилась внутренняя мотивация, улучшилась реакция на внешнюю. Она научилась самоконтролю. От этого повысилась степень обучаемости навыкам опрятности и самообслуживания. Она самостоятельно кушает и одевается/раздевается. Да, медленно, да, часто отвлекается, но эти навыки теперь с нами!

Сфера социализации и коммуникации

Половина стимов и странностей в поведении ушли. Она стала здороваться и прощаться при встрече с людьми, перестала бояться прикосновений, освоила диалог (хотя речевой барьер все еще тормозит установление длительных дружеских связей), научилась следовать элементарным правилам игры. На площадках она стремится к детскому коллективу и лучше делится игрушками. Есть даже разделение интересов с «соседом по песочнице». Я впервые заметила, что она стала хитрить, специально привлекать к себе внимание, что-то прятать и наблюдать за реакцией, жалеть других или требовать сочувствия и похвалы к себе. Кстати, начала «наказывать» кота.

В магазине она больше не убегает, а ходит с нами. Если немного отстала, зовет и ищет взрослых, сестренку, может спросить у незнакомых, где ее мама или папа. В гостях соблюдает элементарные навыки приличия, нет настойчивого нарушения личных границ. В кафе, очереди ведет себя спокойно и адекватно. Она стала ближе к людям и стремится к ним. Мы можем взять ее в любую поездку или компанию. Если она устала, то сообщает нам об этом, а не устраивает истерики. Хотя инфантильность, свойственная ЗПР, все еще остается в ее поведении и общении с другими.

Коррекция поведения

Резервы адаптации ребенка также напрямую зависят от причин развития аутизма. Этому должны способствовать внешние факторы:

  • организован правильный подход;
  • коррекционная работа;
  • лечение, если это необходимо.

Наилучший результат в борьбе с детским атипичным аутизмом, кататонической формой заболевания и другими расстройствами аутистического спектра достигается при командной работе. Добиться положительной динамики можно лишь при слаженных действиях трех составляющих: всех членов семьи, медицинских работников, педагогов.

Больного нужно учить социальной коммуникации. Каждый, у кого нет подобных отклонений, видит это с раннего детства на примере родителей, старших детей. Аутист не может этого сделать, к нему нужен специальный подход и особые коррекционные действия.

стоимость лечения

Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.

Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.

В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.

Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно. Стоимость первичного приёма составляет 3 000 руб.

При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]