ДЦП причины: причины дцп у детей, причины возникновения дцп, инфекции и родовые травмы как причины дцп.

06 апреля 2021 г.

В понятие детский церебральный паралич включается очень большая группа заболеваний, имеющих довольно разную клиническую картину, разные степени тяжести течения заболевания и соответственно разные исходы этого недуга. Единственное, что объединяет все эти состояния — это то, что первично поражается центральная нервная система, а именно головной мозг.

Причины заболевания

ДЦП — это распространенное заболевание. Его частота составляет примерно 2 ребенка на 1000 новорожденных, при этом данные могут изменяться, в зависимости от региона. Причиной расстройства, как и любых других церебральных параличей, становятся патологические изменений в коре головного мозга, подкорковых структурах, капсулах либо стволе мозга. Отличие ДЦП от других подобных нарушений состоит только во времени его диагностики (постнатальный период) и нарушении проявлении рефлексов.
Детский церебральный паралич — это результат неправильного развития мозговых структур либо повреждения здорового головного мозга. Процесс может протекать как во время беременности и родов, так и в ранний неонатальный период.

Среди причин этой болезни выделяют следующие:

  • преждевременные роды либо родовые травмы;
  • многоплодная беременность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности, а также отравление ртутью;
  • черепно-мозговые травмы в ранний неонатальный период либо в первые несколько лет жизни.

ДЦП не считается генетическим заболеванием, поскольку большинство его случаев приходится на патологии беременности и родов. Однако, в 2% случаев прослеживается наследование по аутосомно-рецессивному типу. До половины детей с подобным диагнозом были рождены ранее срока. Остальные пациенты были одним из близнецов при многоплодной беременности, имели низкую массу тела либо были рождены путем инструментального родовспоможения или экстренного кесарева сечения. Считается, что асфиксия (недостаточное поступление кислорода в головной мозг) является одним из факторов, которые могут спровоцировать детский церебральный паралич.

ДЦП может развиваться и у детей, рожденных в срок. Среди причин, которые вызывают подобные патологии, на первом месте стоят родовые травмы. В ранний неонатальный период они могут быть вызваны травмами головного мозга и другими видами нарушения его работы. Отравление тяжелыми металлами, желтуха, инсульт — все эти факторы приводят к нарушению кровообращения в коре мозговых полушарий, что сказывается на их нормальном развитии. У здорового ребенка церебральный паралич может быть следствием утопления либо других случаев, при котором происходит временная остановка дыхания, а также воспалительных заболеваний головного мозга, в том числе инфекционного происхождения.

Передается ли ДЦП от отца и матери

Причиной детского церебрального паралича являются множество факторов, но все они сводятся к главному — когда в мозг не поступает кислород на протяжении длительного времени, происходят необратимые процессы, которые могут иметь тяжелые последствия для организма. Как правило, ДЦП возникает вследствие болезни, например, полиомиелита. Но многие болезни имеют зависимость от наследственности, возникает вопрос — каким образом гены влияют на возможность заболеть на этот тяжелый недуг, передается ли ДЦП по наследству?

Научные исследования

При ДЦП походка и движения ребенка нарушены, возможны непроизвольные движения, также наблюдается жесткость мышц, которая приводит к жесткости конечностей.

Тяжесть может быть разной — от слабозаметной до невозможности самостоятельно двигаться, бывают и сопровождающие заболевания, например эпилепсия.

Современная наука утверждает, что причиной ДЦП является повреждения незрелого мозга ребенка, эти повреждения могут быть из-за токсинов, инфекций, травм.

Но с генетикой не так все просто. Ведь болезни могут на прямую не передаваться, но все же организм может иметь генетические особенности, которые при определенных обстоятельствах могут повлиять на возникновение и развитие заболевания.

Некоторая зависимость выявлена пакистанскими учеными, которые изучили многих людей с ДЦП и установили, что есть небольшая закономерность повторения болезни, с вероятностью около 10 процентов. Исследователи Швеции и Англии сделали вывод о 2 % зависимости болезни ДЦП от наследственных факторов, но эта статистика не была связана с осложнениями при родах.

Вполне возможно, что риск заболевания у близнецов связан с тем, что им внутриутробно труднее развиваться, причем трудности часто имеют механический характер и связаны с ограниченностью пространства.

Но все исследования могут говорить о том, что человек к чему то генетически более склонен, но о прямой зависимости говорить нельзя, так как это не генетическая болезнь, и получить ее от родственников напрямую нельзя. Но все же попробуем объяснить причины потенциальной возможности заболеть от наследственности.

Роль генов

Сама болезнь не является наследственной, но особенности организма, которые могут влиять на течение заболевания, его тяжесть, может передаваться на генном уровне. Здесь речь может идти о выносливости нервной системы, ее стойкости к возможным неблагоприятным факторам.

Иногда симптомы ДЦП напоминают некоторые заболевания нервов и мышц, которые передаются наследственно. Среди генетических факторов, которые влияют на ДЦП, можно выделить возможные нарушения кровоснабжения головного мозга, расщепление позвоночника, бластоматозные процессы, эпилетпические, истерические приступы, заикание.

Эти симптомы наблюдаются и у наследственных болезней, и у больных, у которых приобретенный ДЦП вследствие детского заболевания.

Дело в том, что медицинская диагностика на нервно-мышечном уровне трудоемка и не очень развита в силу недостатка специалистов и оборудования, поэтому болезни центральной нервной системы, которые похожи на детские параличи, доктора могут идентифицировать с детским церебральным параличом.

От редакции : Лечение и симптомы опухоли гипофиза

Иногда детский церебральный паралич путают с параличом, возникшем вследствие полиомиелита, но в основном ДЦП связан с кислородным голоданием ребенка в утробе матери либо с осложнениями при родах, в связи с недостатком кислорода работа мозга может быть нарушена.

Связь ДЦП и генетики состоит в том, что болезнь может воздействовать на ту часть организма, которая ослаблена вследствие наследственности. Именно в этой точке может быть пересечение наследственного фактора и болезни.

Прямой связи между генетикой родителей и болезнью ребенка не обнаружено.

Формы ДЦП и их клинические проявления

В первые дни и месяцы жизни ребенок с ДЦП может не отличаться от сверстников, а симптомы болезни проявляются позднее. Их тяжесть зависит от степени поражения головного мозга, а также своевременности диагностики и лечения.

Клиническая картина детского церебрального паралича может включать следующие нарушения:

  • повышение либо снижение тонуса определенных мышц;
  • деформация скелета;
  • длительное сохранение рефлексов, которые в норме исчезают в возрасте от 6 до 8 месяцев;
  • нарушение рефлексов, в том числе глотательного;
  • задержка умственного развития, проблемы со слухом и зрением;
  • судорожный синдром.

Врачи Клинического института мозга утверждают, что любые изменения в поведении ребенка должны быть поводом для дополнительного обследования. В настоящее время, для определения точного диагноза используется общепринятая классификация, которая выделяет 5 основных форм ДЦП.

Основные симптомы детского церебрального паралича

В зависимости от формы ДЦП, причин возникновения, основных симптомов, наличие болезни можно распознать сразу после рождения, в первые недели жизни малыша, либо в грудном возрасте спустя некоторое время. На УЗИ заболевание можно определить, только если имеет место значительное отклонение в развитии головного мозга

Очень важно обнаружить отклонения в развитии малыша пораньше. Это позволит произвести его реабилитацию максимально эффективно

Поводом для беспокойства родителей должны служить такие особенности в поведении ребенка:

  • беспокойство, плохой сон;
  • судороги, вздрагивания, эпилептические припадки, иногда — остановка взгляда. Судороги проявляются примерно у трети заболевших, и могут проявляться как в младенческом возрасте, так и несколько позднее;
  • отставание в развитии: с запозданием стал держать и поднимать голову, переворачиваться, поздно стал ползать;
  • отсутствие либо замедление эмоционального развития (например, если к месячному возрасту ребенок не может улыбаться окружающим);
  • чрезмерная вялость либо чрезмерная напряженность мышц, замедленность либо резкость движений. При правильном развитии у малышей к полутора месяцам ослабевает гипертонус рук, к четырем — ног. Если это не происходит, есть повод для беспокойства;
  • асимметрия тела ребенка — руки либо ноги визуально отличаются по толщине, либо одна конечность напряжена, а другая расслаблена;
  • задержка становления речи.

Обнаружив один или несколько перечисленных симптомов у ребенка любого возраста, проанализировав причины возникновения, родители непременно должны показать его специалистам. Опытный детский невролог поможет поставить правильный диагноз, а также назначит правильный комплекс процедур, которые улучшат физическое состояние ребенка и будут способствовать его социализации в дальнейшем.По мере взросления ребенка сложнее, а порой даже невозможно поставить его на ноги, поэтому диагностировать ДЦП нужно раньше насколько возможно.

Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка

Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.

Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.

Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.

Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.

Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.

Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.

Передается ли псориаз по наследству?


Как уже доказано, заразным заболеванием псориаз не является. Человек, страдающий поражением кожи, может контактировать с окружающими без риска передать болезнь.
Что касается его природы, по наследству ген передается далеко не всегда, но даже если человек его получил, причины проявления симптомов нечасто являются врожденными. Например, он может заболеть в результате резкого снижения иммунитета или нарушения липидного обмена в организме.

Нередко появление бляшек вызывает гормональный сбой, длительный прием определенных медикаментов или нарушение правил их приема. Среди таких лекарств выделяют препараты антималярийной группы, средства с солями лития, а также бета-блокаторы.

Иногда патология начинает развиваться, если человек перенес инфекционные и некоторые другие заболевания: гайморит, отит, ангину. Бывали и случаи диагностирования болезни у людей, зараженных ВИЧ.

Образ жизни – серьезный фактор. Особому риску подвергаются те, кто слишком часто посещает солярий или долго пребывает под открытым солнцем.

Еще одной причиной развития болезни способны стать травмы кожи: ожоги, порезы, укусы насекомых. Наконец, спровоцировать появление неприятных симптомов могут сильные переживания. Причем это не только неприятности и сильные стрессы, но и положительные эмоции, если они выражены слишком сильно.

От отца к ребенку


В ряде случаев папа может передавать ген псориаза малышу. Риск наследия при отцовской предрасположенности к болезням кожи составляет от 14 до 19%.

При рождении близнецов риск того, что у одного из детей начнут проявляться симптомы недуга, достигает 70%. Примерно такая же возможность существует, когда псориазом больны оба родителя.

Если малыш стал носителем гена, симптомы могут проявиться только через много лет. Но это происходит не всегда: если нет других провокаторов, псориаз обычно находится в спящем состоянии и не причиняет неудобств.

От матери к дочери или сыну

Ситуация, когда сын или дочь могут наследовать болезнь от матери, тоже возникает довольно часто. В связи с этим женщинам нужно учесть несколько нюансов:

От редакции : Можно ли жить с ликворной кистой

  • в период вынашивания ребенка недуг успокаивается, и симптомы проявляют себя крайне редко. Исключением может стать первый триместр беременности, когда происходит перестройка организма;
  • во время наступления менопаузы возникают гормональные колебания, и недуг обостряется. Кстати, из-за гормональных сбоев псориаз часто проявляется во время полового созревания;
  • при подготовке к зачатию лучше посоветоваться с дерматологом. Врач может скорректировать лечение или посоветовать меры профилактики, что позволит родить здорового ребенка.

Свои особенности имеет грудное вскармливание. Как правило, в это время вместо использования сильных препаратов специалист подбирает щадящую терапию.

Характер поведения детей

При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:

  • ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
  • детям с ДЦП присуща эгоцентричность;
  • они не могут целенаправленно работать в коллективе;
  • они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
  • в поведении присущи элементы инфантильности;
  • даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
  • они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
  • поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
  • дети, как правило, быстро утомляются;
  • они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
  • дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
  • нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной тревожности.

Степень выраженности двигательных нарушений

При тяжелой степени больные лишены возможности прямостояния и ходьбы. Они полностью зависимы от окружающих, передвигаются с сопровождением и только с помощью специальных технических средств.

При средней степени выраженности двигательных нарушений отмечается вертикализация туловища, формируется ходьба. Однако перемещение возможно только с использованием специальных устройств и зависит от условий среды.

При легкой степени дети ходят самостоятельно. У них могут наблюдаться неправильное положение головы и туловища, особенности походки.

Особенности физического развития

Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.

Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.

Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.

Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.

Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.

Особенности двигательного развития детей с ДЦП:

  • необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
  • нужно развивать мелкую моторику рук;
  • необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
  • важно также стимулировать общение с окружающими;
  • при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:

Двигательные нарушения при ДЦП

  • Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).
  • Наличие патологических тонических рефлексов, патологические позы, движения, при этом выраженность тонических рефлексов отражает тяжесть заболевания.
  • Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (статокинетических) рефлексов (формирование вертикального положения тела и произвольной моторики).
  • Нарушение ощущений движений — кинестезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений).
  • Наличие насильственных движений, гиперкинезы и тремор (дрожание).
  • Нарушения равновесия и координации движений (атаксия), неустойчивость при сидении, стоянии и ходьбе, неточность, несоразмерность движений (прежде всего, рук).

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:

  • внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
  • и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей – и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?

Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.

Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.

Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: “Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже”.

Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения.

На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

  1. ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
  2. ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.

Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания – недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.

Слабые гены

Пока принято считать, что ДЦП – не наследственное заболевание, но есть наследственные механизмы, которые способны повлиять на его развитие. Тяжесть проявлений также может передаваться через гены. Речь о том, насколько вынослива нервная система, насколько она способна противостоять негативным факторам.
Ученые не сомневаются в том, что есть взаимосвязь между патологическим изменением нервной системы и развитием заболевания. Точно установлено, что есть гены, отвечающие за состояние ЦНС, ее работу. У 2% заболевших установлено, что ДЦП наследственное.

Могут ли сломанные ДНК спровоцировать ДЦП? Медики не исключают тот факт, что нарушение генов косвенно влияет на развитие паралича из-за сбоев работы ЦНС. Возможно, некоторые дети рождаются с генетической предрасположенностью к слабой нервной системе. Этим можно объяснить разное развитие детей при одинаковых патологиях (гипоксия плода, асфиксия, недоношенность). Одни дети развиваются нормально даже после подобных патологий, а у других в той или иной форме развивается детский паралич.

Ученые подчеркивают, что наследственная предрасположенность может быть связана с такими факторами:

  1. нарушается кровообращение тканей головного мозга;
  2. развивается расщепление позвоночника, наблюдаются бластоматозные процессы;
  3. истерия, заикание, нарколепсия, эпилепсия.

Все перечисленные проявления могут сопровождать ДЦП разной тяжести.

В британском медицинском журнале BMJ опубликованы результаты многолетних исследований, выявивших среди причин ДЦП и наследственные факторы. Ученые наблюдали за семьями, в которых кто-то страдал от данного заболевания. Установлено, что оно может передаваться через поколения. Если кто-то из близких страдает от паралича, риск, что дети в этой семье также столкнуться с ДЦП, возрастает в разы.

Норвежские ученые установили, что ДЦП случается в 2 случаях на каждую 1000 родов. Нередко заболевание ведет к инвалидности. У ребенка нарушается походка, движения, иногда страдает речь, мышление, память, могут появиться непроизвольные движения, развивается ригидность мускулатуры конечностей.

То, насколько затронуты функциональные возможности больного, зависит от тяжести заболевания. При тяжелых нарушениях пациент не способен передвигаться, у него заметны нарушения в интеллекте, может развиться слепота, эпилепсия.

Проблема в изучении ДЦП кроется в том, что диагностирование нервно-мышечных заболеваний – процесс трудоемкий. Не хватает современного оборудования, грамотных специалистов. Потому часто заболевания ЦНС, которые лишь похожи на паралич, относят к ДЦП.

ДЦП может быть связан с генетикой следующим образом: есть часть организма, которая генетически ослаблена. Тут могут пересекаться болезнь и наследственный фактор. А вот прямой связи между генами родителей и заболеванием ребенка не нашли. Также изучался вопрос, передается ли ДЦП по наследству от отца, матери? Не было выявлено, что пол больного родителя влияет на повышение или понижение риска заболеть. То, что кто-то из родителей страдает от паралича, увеличивает риск рождения больного ребенка. Впрочем, вероятность того, что ребенок родится с ДЦП, остается слишком низкой, потому родителям не стоит по этой причине отказываться от рождения малыша. Если же от заболевания страдают бабушка или дедушка, это и вовсе не влияет на то, родится ли малыш здоровым.

Симптомы ДЦП часто напоминают отдельные заболевания мышц, нервов, которые наследственно передаются. Сейчас нет доскональных параметров диагностики нервно-мышечных заболеваний. Это значительно усложняет постановку диагноза. Тем не менее, ДЦП во многом зависит от нарушения иммунохимических механизмов, которые контролируются генами. Ученые не прекращают искать поломанный ген, который может спровоцировать развитие ДЦП. Сейчас предстоит пройти достаточно долгий путь в решении этой проблемы. Полученные результаты сложно интерпретировать с точки зрения генетики, ведь ученые пока не определили, насколько предрасположенность нервной системы влияет на работу мозга.

Людям с выраженным ДЦП трудно устроить личную жизнь. Они редко бывают в обществе, зачастую знакомство возможно лишь с инвалидом. У таких пар редко рождаются дети. Если у здоровых пар дети появляются в 57% случаев, то у пар, столкнувшихся с подобным заболеванием – лишь в 10-11 %. Качество и продолжительность их жизни снижаются из-за сопутствующих заболеваний, нарушений деятельности мозга. Речь идет о синдроме, который развивается при тяжелых формах ДЦП. Больные с легкой формой могут дожить до глубокой старости.

Практические рекомендации

  • Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.
  • Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья – как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию – и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
  • Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен – стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут – не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.

Необходимость развития и обучения детей с ДЦП

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.

В последнее время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

Определение психической готовности к обучению

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе. Возможно, самыми лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.

Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.

Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.

Домашнее обучение

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Ответы знатоков

Ольга:Это все мифы. Люди с легкими ДЦП живут столько же, сколько и все люди. Кому сколько на роду отмерено.

Оксана Владимирова:Я как-то видела передачу по телевизору, после которой у меня был сердечный приступ. В ней рассказывалось о чем-то, сейчас всё равно не припомню, но вот фразу, которую сказала участница передачи, по гроб жизни не забуду. Она сказала: «Мой младший брат умер в 14 лет, но мы были к этому готовы, мы знали что он умрет очень рано, так как он был болен ДЦП». Когда я оклемалась — сразу стала названивать своему другу, он ведущий нейрохирург республиканской клиники. Я плакала и спрашивала, сколько проживет мой ребенок? Мой друг поначалу и понять-то не мог о чём я, потом спросил где это я такой ереси нахваталась? А когда врубился, то объяснил, что проблема действительно существует, но не в смысле, что дети с ДЦП рано умирают, а что с пораженной ЦНС очень тяжело может проходить период полового созревания. И что в редких случаях действительно наступает летальный исход, но не от ДЦП, а если существует сопутствующее серьезное сердечное заболевание. И то это надо, чтобы родители в принципе не занимались таким ребенком. Так что, Наташа, ты панику не бей, не слушай кретинов в белых халатах. Вот интересно, стоит человеку надеть белый халат, и мы ему уже безоговорочно верим. Среди врачей дураков тоже достаточно. К моему другу-нейрохирургу это не относится. Он — врач в шестом поколении, оперирующий ежедневно сложнейшие случаи, с авторитетом и с головой. Да и знаю я его уж больше четверти века.

~Prorok_Leo~:В основном, до 60…

Проклятый Адвокат:В Китае этот недуг практически изжит, этим очень серьезно занимается государство. Курс реабилитации настолько совершенен, что к совершеннолетию страдавшие ДЦП ничем не отличаются от росших здоровыми детей.

ушёл. прошу прощения если обидел:ну так ничего что у нас средняя продолжительность жизни населения — 67 лет

Гангстер Катипаш:ДЦП может быть вызван большинством факторов, нарушающих развитие мозга. Основной причиной является недостаточность снабжения кислородом мозга — гипоксия (внутриутробная или у новорожденного) . Снабжение кислородом может быть прервано преждевременным отделением плаценты от стенок матки, неправильным предлежанием плода, затяжными или стремительными родами, нарушением циркуляции в пуповине. Преждевременные роды, недоношенность, низкий вес при рождении, RH-фактор или групповая несовместимость крови плода и матери по системе А-В-О, инфицирование матери коревой краснухой или другими вирусными заболеваниями в период ранней беременности — и микроорганизмы атакуют центральную нервную систему плода — все это тоже факторы риска. В США, в частности, все исследования направлены на изучение двух основных причин ДЦП: коревой краснухи и несовместимости крови плода и матери. Итак, основные причины ДЦП связаны с процессами развития беременности и родовым актом, а эти состояния не передаются по наследству: и такой паралич часто называют врожденным ДЦП (связанный с внутриутробной патологией или с процессом родоразрешения) . Менее распространенный тип — приобретенный ДЦП, обычно развивается до двухлетнего возраста (черепно-мозговые травмы в результате несчастных случаев или инфекции мозга) .

Светик:ребенок чаще всего рождается с ДЦП, это нарушение формирования цнс. (иногда это случается после некоторых прививок.. они разрушают нервную систему) просто родители не замечают этого с рождени, просто не хотят поверить, что их ребеночек сильно отстает. Есть разные формы ДЦП. с некоторыми человек живет всю жизнь… а вообще есть множество центров, в которых с самого рождения специальсты занимаются с детками, и многих можно излечить (если сразу эе это обнаружить) есть шанс вылечить (пусть не полностью.. просто нельзя запустить

Учеба в обычной школе

Некоторые школы принимают детей с подобными проблемами. Но нужно учесть много «но», прежде чем малыш сядет за парту вместе со всеми.

Здесь все зависит от нескольких факторов:

  • физическая и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

Кроме того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Развитие эпилепсии у здорового человека

Надо помнить, что от эпилепсии не застрахован никто. Но чаще всего заболевают ей не взрослые, а дети или пожилые люди. Заболеваемость детей и подростков составляет 1 процент. У пожилых людей эпилептические припадки — часто следствие болезней с сосудами или инсультов.

При развитии болезни очень важен провоцирующий фактор. При правильной его диагностике и устранении, можно свести проявления недуга к минимуму. Выбор грамотного врача во время терапии очень важен.

Потомки оставляют нам в наследство не только интеллектуальные способности или красоту, но и болезни. Характер эпилептических припадков, то, как организм борется с ними все-таки определяется наследственностью

Немаловажно влияние наряду с наследственностью имеют и внешние причины, отношение самого больного к заболеванию

Эпилептический недуг доставляет немало проблем больному. Припадки меняют жизнь и влияют на личность

Но важно не опускать руки. Своевременное обследование и лечение помогут спасти человека, подарив ему много чудесных мгновений жизни

Почему обычная школа подходит не всегда

Традиционная массовая школа чаще всего не подходит детям с ОВЗ, и вот основные причины:

  • инфраструктура территории школы и помещений для занятий может быть не приспособлена, например, часто отсутствуют пандусы и лифты;
  • темп учёбы приносит дискомфорт и отбирает много сил, например, в старшей школе ежедневное расписание состоит из 7-8 уроков;
  • формат массовой школы не позволяет ребёнку быть продуктивным — требования программы не коррелируют с возможностями ученика, а детям с ОВЗ может быть сложнее писать от руки, успевать за скоростью речи преподавателя или долго фокусироваться на одной задаче.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ может решить эти проблемы, так как позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным. Онлайн-школа может подстроиться под запросы ребёнка с инвалидностью и обеспечить максимально комфортные условия для занятий.

Специализированные интернаты

Такие интернаты обычно принимают воспитанников на 5-6 дней в неделю, а забирают родители их только на выходных и каникулах. Чаще всего их приемленниками являются пациенты с тяжелой формой ДЦП. Звучит это очень жестко и приравнивается к отказу от больного ребенка. Но не у каждого человека есть время, средства и силы заниматься со своим чадом, а поэтому лучше его устроить в интернат, где он будет общаться с такими же «особенными» детками и под постоянным присмотром учителей и медиков.

Как правило, все делятся на группы в зависимости от своих возможностей и навыков. И после прохождения обучения, каждый выпускник получает аттестат, уроки проходят, как и в обычной школе. Помимо общеобразовательных предметов проводится физкультура и занятия, способствующие развитию многих навыков. Есть нянечка и врач, при необходимости можно записаться на массаж.

Дополнительное обучение

Помимо того, что ребенок нуждается в обучении грамоте, письму, счету, необходимо развивать и его другие навыки, например моторные. Для пациентов с диагнозом ДЦП необходимо регулярно проводить массажи, что устраняет боли от мышечного напряжения. Также необходимо походить на обучение плаванию, что положительно скажется на развитии нервной системы.

Диагноз ДЦП не означает, что ваш ребенок никогда не научится говорить, умываться, чистить зубы и понимать окружающих. Все зависит от того, как с ним занимаются, какие программы и методы используются для развития. Но технологии обучения не стоят на месте, для детей с таким диагнозом придумана масса программ, которые легко использовать на дому.

Передается ли эпилепсия от матери к ребенку

Известно, что заболевание передается чаще от отца к ребенку, чем от матери. То есть по мужской линии недуг наследуется чаще, чем по женской. Но от матери к дочери или сыну он также переходит. Заболевание, передающееся от матери, является более опасным.

Спорные моменты в вопросе о наследственности недуга в том, что:

  1. Невозможно узнать, как и когда проявит себя недуг, в каком возрасте. А также почему эпилепсия может не проявиться у ребенка даже в случае, когда оба родителя больны ей.
  2. Неясны причины временного характера проявлений припадков (у одних людей они случаются регулярно, у других после серьезных потрясений).
  3. Не изучено, почему характер проявлений у людей разный (кто-то может перенести эпилепсию на ногах, а кто-то мучается припадками).
  4. Непонятно, почему болезнь может проявиться только через несколько лет после рождения.

Предсказать развитие заболевания очень сложно. Возможно, ген, вызывающий заболевание, стоит рассматривать в комбинации с какой-либо травмой или инфекцией. Сегодня наука не стоит на месте. В скором будущем будут предприняты новые шаги для изучения наследования недуга.

Родительская помощь

В случае, если у ребенка детский церебральный паралич, главная задача по воспитанию лежит на родителях. Никакое учебное заведение, никакой дипломированный педагог, никакая, даже самая благородная государственная система воспитания не может заменить родительской заботы и контроля. Но не нужно думать, что забота о ребенке, пусть даже с ограниченными возможностями, это какая-то трудновыполнимая задача — все нужные навыки и желание заботится заложены в родителях природой. Но не только естественный потенциал есть у родителей, у ребенка тоже есть способности, которые ему даны от рождения, задачей родителей является раскрыть способности дочери или сына и помочь ему адаптироваться к жизни.

Материнская любовь преодолевает преграды

Родителям и педагогам нужно обратить внимание на психологические и педагогические моменты:

  1. Нужно поменьше обращать внимания на болезнь, и побольше — на развитие самого ребенка, на утверждение его самостоятельности и ответственности. Показывайте, что его присутствие в вашей жизни дарит вам счастье, и ребенок ответит удвоенными усилиями, проявляя активность в нужном русле, только бы вызвать удовлетворение и похвалу родителей. Также развивайте мужество, настойчивость и другие черты характера, которые нужны для достижения жизненного успеха.
  2. Учите ребенка, что все люди разные, и если он особенный, это не значит, что он хуже. Можно акцентировать на том, что если у человека что-то не получается лучше, чем у других, значит что-то другое может получаться лучше. Организм человека склонен к компенсации недостатков, если возникают трудности, человек может достичь результата другими путями. Например, если человек не может заработать денег физическим трудом, он может быть усидчив и зарабатывать намного больше трудом умственным.
  3. Нужна ежедневная целенаправленная работа. Если хотите достичь определенного результата в учебе или физическом развитии, нужно делать маленькие шаги — каждый день ставить кирпичик в здание, которое хотим построить. Не откладывайте «на потом», потому, что «потом» никогда не наступает.
  4. Физические недостатки можно компенсировать более существенными качествами — умом, нравственными ценностями. Но и в физическом плане не нужно расстраиваться — если обычный человек может стать олимпийским чемпионом, то и человек даже с существенными физическими ограничениями может путем тренировок вести вполне обычную жизнь и полностью себя обслуживать.
  5. Не нужно жалости к ребенку не только в плане физической помощи, но даже смотреть на него с жалостью не нужно. Будьте требовательны без оглядки на болезнь, и ребенок почувствует себя здоровым. Даже если будет трудно, он будет благодарен за то, что хотя бы в семье к нему относятся как к полноценному члену общества, и эти чувства он перенесет в реальную взрослую жизнь.
  6. Быть требовательным — не значит требовать невозможного. Ребенок болен, этого не нужно отрицать, нужно постоянно стремится к выздоровлению, но если не принимать болезнь такой, какой она есть, значит не стремиться к ее ликвидации. Если болезнь прогрессирует, или отступает с недостаточной скоростью, нужно относиться к лечению как к неотъемлемой работе, которую нужно проделывать ежедневно.

Питание и занятия спортом при повышенном АД

Поскольку учеными было выяснено, что гипертония передаётся по наследству, необходимо свести к минимуму все проявления данного заболевания

Очень важно людям, которые имеют лишний вес, обратить внимание на собственное питание. Им следует ограничить количество употребляемой пищи. На данный момент известно большое количество статей о правильном питании

На данный момент известно большое количество статей о правильном питании.

Если человек проявляет интерес к проблеме избыточной массы тела у себя, то ему нужно прислушаться к мнению соответствующих специалистов-диетологов:

важно полностью исключить кофе и напитки, содержащие кофеин в большом количестве; желательно полностью отказаться от употребления шоколада, варенья, конфет и всевозможных газированных напитков; нужно исключить из повседневного рациона белый хлеб и некоторые продукты из пшеничной муки; нельзя принимать пищу после восемнадцати часов; не рекомендуется употреблять блюда быстрого приготовления, спиртосодержащие напитки, колбасные изделия, а также рафинированные масла.

Соблюдение простых рекомендаций и правил поможет как можно скорее избавиться от лишних килограммов. Поскольку у человека гипертония определяется доминантным аутосомным геном, то нужно не забывать о мерах профилактики данного заболевания. К тому же, если регулярно правильно питаться и заниматься умеренными физическими нагрузками, то можно заметить, как вес снизится, а давление стабилизируется.

Что касается физических нагрузок, то на данный вопрос можно ответить следующим образом: достаточная двигательная активность улучшает обменные процессы, протекающие в организме, благодаря чему давление не повышается.

Но, стоит сразу отметить, что гипертоникам про силовые нагрузки придется забыть навсегда.

Особенно это касается профессиональных спортсменов. Все физические нагрузки обязательно должны иметь аэробную направленность, то есть обеспечивать определенную нагрузку систем дыхания и кровоснабжения.

Наиболее приемлемыми видами спорта, которыми не запрещено заниматься, являются легкие кардионагрузки, медленный бег, ходьба, плавание и занятия на велосипеде.

При соблюдении всех рекомендаций специалиста можно улучшить общее состояние организма и понизить артериальное давление до допустимой нормы. Снижение веса моментально улучшит здоровье, и давление не будет повышаться до критической отметки.

Позитивные эмоции

Социальные педагоги, психологи — это очень хорошо. К их советам нужно прислушиваться и делать выводы. Но также ребенку нужно дать возможность ходить в церковь, где ему будет становиться лучше как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Христианство нельзя рассматривать только как нравственное учение, это — еще и исцеление, как духовное, так и вполне реальное, физическое.

Также очень важно для ребенка расширять свой кругозор. Хорошо, конечно, если дома есть компьютер, и его можно применить как для игр, так и для обучения и работы. Но не нужно забывать, что дети любят играть со сверстниками. Хорошо бы было, если бы у него были друзья, и вполне реальные, а не через социальные сети. Обычный кружок не подойдет, но, возможно, в городе есть возможность проводить время с другими детьми с ДЦП, а еще лучше — со здоровыми детьми. Даже если он не может рисовать, петь, танцевать, иногда достаточно просто посмотреть на других детей со стороны, и будут возникать не просто новые впечатления и эмоции, будет возникать стремление к улучшению собственной жизни.

Походы на выставки, в театры, на представления, танцевальные конкурсы, разные многолюдные мероприятия, городские праздники — это должно присутствовать в жизни на регулярной основе. Но не только одной культурой живет человек. Как бы это не было трудно, но нужно выбираться на природу — рыбалку, пляжный отдых у реки или местного озера. Если есть возможность, организовывать курортный отдых. Конечно, все это проблематично, но нужно учесть, что эти усилия хорошо влияют не только на ребенка, но и на родителей — есть возможность более тесно пообщаться с ребенком, и его позитивные эмоции, его радость перейдет и на отца и мать, которые, заботясь о ребенке, автоматически заботятся и о себе.

Можно ли вылечить ДЦП?

Церебральный паралич — это собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих состояний, которые связаны с повреждением мозга на ранних стадиях его развития (внутриутробно, во время родов или в первые два года жизни).

Из этого следует, что «вылечить» ДЦП невозможно, поскольку мы не можем устранить причину двигательного дефицита – структурные нарушения в центральной нервной системе.

Но последствия этого повреждения можно в различной (иногда значительной!) степени компенсировать.

Для того чтобы правильно организовать движение ребенка с ДЦП, необходимо в первую очередь нормализовать мышечный тонус, и по максимуму использовать сенсорную информацию, проводить грамотную коррекцию двигательных нарушений.

Для этого необходима длительная реабилитация.

Методик существует множество, но основа успешного восстановления — это ЛФК, АФК, массажи, занятия с логопедом, дефектологом, психологом.

Работа с детьми, имеющих диагноз ДЦП, должна быть комплексная. И, конечно же, необходима медикаментозная поддержка, которую назначает врач.

Профилактика

Если говорить о ДЦП, спровоцированном генетическими сбоями, то его предотвратить невозможно. Другие факторы риска можно снизить или полностью устранить.

  • Чтобы предотвратить заражение корью, краснухой, ветрянкой во время беременности, следует привиться от этих заболеваний.
  • На ранних сроках можно побороть резус-несовместимость.
  • Чтобы избежать травм головы, следует позаботиться о безопасности малыша, особенно в период с рождения до двух-трех лет. Для младенцев рекомендуется использовать автомобильные кресла.
  • При необходимости проведения ЭКО нужно позаботиться о том, чтобы беременность не была многоплодной. Это задача врачей, проводящих ЭКО.

Ученые из Англии, Норвегии полагают, что генетический компонент присутствует лишь при развитии отдельных форм заболевания. Чтобы доказать это, нужны дополнительные исследования.

Маленький вывод

Таким образом, инклюзивное обучение по своей сути – это прекрасная возможность детей с особенными потребностями войти в атмосферу социального общения. Остается надеяться, что она будет в полной мере реализована и на территории постсоветского пространства.

Возможность разных детей, с разными способностями быть вместе, дружить, играть, учиться помогать друг другу, заботиться друг о друге и понимать, что все люди разные, но все живут вместе на одной Планете и под одним небом. Просто среди них есть те, кто такой же, как и остальные, только возможностей у него меньше, но есть возможность сказать — Я учусь!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]