Панические атаки. Причины возникновения и способы лечение.

Панические атаки у детей – явление сравнительно редкое, не более 3% больных от общей популяции. Заболевание протекает тяжело, ребенок страдает от немотивированных приступов страха, внутренней тревоги. Это создает помехи в обучении, встречает непонимание со стороны сверстников, которое может вылиться в травлю. Симптомы пугают самого ребенка и родителей, заставляют активно искать пути решения проблемы. Поиск не всегда приводит людей в нужное место, т. е. в кабинет психиатра. Часто родители обращаются к всевозможным шарлатанам: «народным целителям», экстрасенсам, священникам и прочее, вплоть до экзорцистов. Стоит ли говорить, что малышу на пользу такая терапия не идет, а отсутствие результатов только усугубляют стресс.

Чтобы бороться с проявлениями панического синдрома успешно, нужно перестать принимать его за нечто сверхъестественное. Это хоть и редкая, но вполне изученная медицинская проблема.

Что нужно знать.

  • Панические атаки бывают в основном у школьников после 7-10 лет.
  • В группе риска автоматически оказываются дети, вступившие в переходный возраст, т. к. их гормональный фон существенно меняется.
  • Возникновение болезни невозможно предсказать и трудно предупредить. Все, что могут сделать родители, – не допускать переутомления малыша и по возможности снижать нагрузку на его психику.

Что такое паническая атака?


Паническая атака характеризуется приступами паники, которые происходят не реже одного раза в неделю. Панический приступ — это короткий (около 20 минут) эпизод интенсивного страха (См. Навязчивые мысли и страхи), который обычно сопровождается физическими симптомами, такими как учащенное дыхание, учащенное сердцебиение, потливость, боль в груди и тошнота.
Паническое расстройство диагностируется, когда у детей бывают приступы паники достаточно часто, чтобы вызвать значительные нарушения.

Паническое расстройство обычно лечат комбинацией лекарств и поведенческой терапии на приеме психолога (См. Когнитивная терапия в лечении ПА).

Проблема гораздо чаще встречается среди подростков, чем среди детей младшего возраста. Иногда дети испытывают тревогу (см. рубрику Детский и подростковый психолог), когда они маленькие, а затем у них развивается паническое расстройство, когда они достигают половой зрелости.

Приступы паники могут возникать при любом тревожном расстройстве (см. Тревожные расстройства). Например, у детей с тревогой расставания может возникнуть приступ паники, когда родитель уходит. У детей, которые боятся оказаться в ловушке в местах, где нет возможности легко сбежать (агорафобия), может случиться приступ паники, когда они сидят в середине ряда в многолюдной аудитории. Многие дети, страдающие паническим расстройством, также страдают агорафобией.

Физические расстройства, такие как астма, также могут вызывать приступы паники, а приступы паники могут вызывать приступы астмы.

Паническое расстройство (ПА) у детей и подростков является хроническим заболеванием, которое сопровождается психосоциальными трудностями как в подростковом, так и во взрослом возрасте (см. Психосоматика).

В этой статье рассматриваются распространенность, клинические характеристики, факторы риска, сопутствующие состояния, дифференциальная диагностика и лечение панических атак. Хотя считается, что ПА встречается редко у детей и подростков, распространенность ПА в выборках сообщества варьируется от 0,5% до 5,0, а в детских психиатрических клиниках от 0,2% до 10%.

Сообщается, что панические атаки одинаково распространены среди мужчин и женщин. Клинические исследования показали, что большинство педиатрических пациентов с ПА, получающих консультации в клиниках, — это подростки старшего возраста, женщины и представители среднего класса.

До 90% детей и подростков с паническими атаками имеют другие тревожные расстройства (тревожное расстройство при разлуке, социофобия или агорафобия (см. Агорафобия и панические атаки)) или аффективные расстройства (БАР или биполярное расстройство). Пациенты с паническими атаками могут быть неправильно диагностированы или иметь неврологические, сердечно-сосудистые, легочные или желудочно-кишечные заболевания. Рекомендуется комплексное лечение, курс и лечение ПА у детей и подростков должны быть дополнительно оценены с помощью хорошо спланированных исследований.

Причины появления

Есть три типа причин возникновения болезни: биологические, психологические и генетические. К первым относятся заболевания внутренних органов, симптомом которых может быть панический синдром. Чаще всего это неправильная работа надпочечников, приводящая к неконтролируемым избыточным выбросам катехоламинов и общему гормональному дисбалансу. Возможна биологическая предрасположенность к болезни, для активации которой нужен внешний фактор: стресс, психологическая травма, напряженные жизненные обстоятельства.

Психологические причины панических атак у подростков – это всевозможные расстройства личности, избыточный стресс, давление со стороны родителей и учителей, травля со стороны сверстников, проблемы переходного периода и прочее. Показатели заболеваемости растут среди детей из неблагополучных семей. К психологическим причинам можно отнести такие факторы:

  • насилие в семье;
  • алкоголизм, наркомания, пониженная социальная ответственность родителей;
  • авторитарное воспитание.

Генетические причины – это плохая наследственность. Риск заболеваемости увеличивается в среднем на 17% при наличии родственников первой линии, ранее испытывавших приступы. Однако генетический фактор может проявиться, а может никогда не напоминать о себе, поэтому причины заболеваемости лучше всего рассматривать в комплексе.

Психологический фактор зачастую выступает в роли триггера, активируя другие предрасположенности организма. Без него болезнь может никогда не возникнуть, даже если существуют все остальные предпосылки к ее развитию.

Симптомы и признаки панической атаки у детей и подростков

Симптомы приступа паники включают внезапный всплеск сильного страха, сопровождаемый соматическими симптомами (например, сердцебиение, потливость, дрожь, одышка или удушье, боль в груди, тошнота, головокружение). По сравнению с таковыми у взрослых приступы паники у детей и подростков часто бывают более драматичными (например, с криком, плачем и гипервентиляцией). Это может быть крайне пугающим для родителей.

Панические атаки обычно развиваются спонтанно, но со временем дети начинают приписывать их определенным ситуациям и условиям. Пострадавшие дети затем пытаются избежать тех ситуаций, которые могут привести к агорафобии. Поведение избегания считается агорафобией, если оно сильно нарушает нормальное функционирование, такое как посещение школы, посещение торгового центра или выполнение других типичных действий.

Во время приступа паники дети испытывают сильное беспокойство, которое вызывает физические симптомы:

  1. Сердце бьется быстро.
  2. Дети могут обильно потеть и задыхаться
  3. У них может быть боль в груди или головокружение, тошнота или онемение
  4. Дети могут чувствовать, что они умирают или сходят с ума
  5. Вещи могут показаться им нереальными
  6. Симптомы могут быть более драматичными (включая крик, плач или гипервентиляцию), чем у взрослых
  7. Дети могут беспокоиться о других приступах
  8. Панические атаки и связанные с ними заботы мешают взаимоотношениям и учебе

При паническом расстройстве приступы паники обычно происходят сами по себе, без какого-либо специфического триггера. Но со временем дети начинают избегать ситуаций, которые они связывают с приступами. Такое избегание может привести к агорафобии, из-за которой дети неохотно идут в школу, посещают торговый центр или занимаются другими типичными видами деятельности.

Паническое расстройство часто ухудшается и уменьшается без видимой причины. Симптомы могут исчезнуть сами по себе, а затем повториться спустя годы. Но с лечением большинство детей с паническим расстройством улучшаются.

Иногда, когда паническое расстройство не лечится, подростки бросают школу, уходят из общества и становятся отшельниками и самоубийцами.

Что делать в момент приступа?

Симптомы чаще всего проявляются спонтанно, независимо от времени и места. Поведение ребенка резко меняется, некоторые вегетативные признаки приступа видно со стороны (резкая бледность лица, потливость, дрожь). Дети склонны искать помощи у окружающих, пусть и бессловесно.

Подростка можно обучить таким способам самопомощи:

  • переместить объект внимания – чтение вывесок или объявлений, изучение узоров на асфальте, рассматривание прохожих;
  • различные техники заземления («граундинг»), которые врач подберет совместно с пациентом;
  • максимальное расслабление – можно присесть или лечь в любом безопасном месте, не взирая на окружающих;
  • начните читать вслух любимый стих или спойте отрывок из песни, попытайтесь вспомнить номера телефонов близких;
  • медленное диафрагмальное дыхание – психиатр наглядно покажет методики и обучит больного;
  • после приступа обратитесь за помощью к взрослым, необязательно родителям.

Те же рекомендации применимы, если приступ случился у другого человека. Главное – обеспечить максимальный комфорт и успокоить пострадавшего. Паническая атака не приводит к летальному исходу, симптомы временные!

Диагностика панических атак у подростков

Паническое расстройство диагностируется на основе истории повторяющихся приступов паники, обычно после физического осмотра, чтобы исключить физические причины соматических симптомов. Многие дети проходят значительные диагностические тесты, прежде чем заподозрить паническое расстройство. Наличие других расстройств, особенно астмы, также может осложнить диагностику. Необходим тщательный скрининг на другие расстройства (например, обсессивно-компульсивное расстройство (См. Как справиться с ОКР), социальное тревожное расстройство), поскольку любое из этих расстройств может быть основной проблемой, вызывающей приступы паники в качестве симптома.

У взрослых важные диагностические критерии для панического расстройства включают опасения о будущих приступах, последствиях приступов и изменениях в поведении. Однако детям и младшим подросткам обычно не хватает понимания и предусмотрительности, необходимых для развития этих функций, за исключением того, что они могут изменить поведение, чтобы избежать ситуаций, которые, по их мнению, связаны с приступом паники.

Паническое расстройство

Панические атаки являются симптомом, так как называемого, панического расстройства.

Паническое расстройство (эпизодическая параксизмальная тревожность) — это расстройство психики, которое характеризуется спонтанным возникновением панических атак от нескольких проявлений в год до нескольких раз в день и беспокойным ожиданием их возникновения.

«Паническое расстройство» имеет мировое признание, как самостоятельное заболевание. Оно введено в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

Некоторые русские врачи пользуются устаревшими терминами, которые отсутствуют в МКБ, но зато подчеркивают тип нарушения вегетативной нервной системы в зависимости от ведущего симптома:

  • «вегетативный криз»;
  • «симпатоадреналовый криз»;
  • «кардионевроз»;
  • «ВСД (вегетососудистая дистония) с кризовым течением»;
  • «НЦД” (нейроциркуляторная дистония)

Страхи у подростков: какими бывают, и как помочь с ними справиться?

Страхи у подростков: какими бывают, и как помочь

с ними справиться?

Подростковый возраст является переходным периодом, когда меняются отношения, интересы, увлечения, происходит становление мировоззрения. Трансформацию претерпевает и самооценка личности, а также межличностные отношения в группе. Не удивительно, что такие изменения сопровождаются повышенной тревожностью, беспокойствами и страхами. Среди причин, приводящих к формированию страхов у подростков в возрасте от 11 до 16 лет, выделяют:

Биологические причины, которые связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности.

Социальные причины, среди которых страх быть непринятым в группе, большой возраст родителей (страх их смерти) и пр. Психоэмоциональные причины, обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д.

Скрытые формы агрессии способствуют зарождению страхов, среди этих форм можно отметить раздражение, вину, подозрительность. Подростковый страх отличается от фобий, которые обуревают детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отличительной чертой является увеличение числа социальных страхов и уменьшением фобий.

Природные фобии: смерти, темноты, болезни

1. Смерти. Все психологи сходятся во мнении, что ведущим страхом, возникающим у подростков, является страх смерти родителей. Причем уже в младшем школьном возрасте опасения за жизнь матери и отца начинают превалировать над страхом собственной смерти. Узнать о терзаемых подростка скрытых чувствах родителям очень сложно. Дело в том, что в этом возрасте они не пытаются избавиться от страхов, а стараются их скрыть. А попытки самостоятельно преодолеть страх собственной смерти часто заканчиваются плачевно. Дети неоправданно рискуют собственной жизнью, пытаясь контролировать это чувство.

2. Болезни. Нередко опасаясь гибели как собственной, так и близкого человека, подросток начинает испытывать страх болезни. Если это состояние приобретает характер фобии, то необходимо обращаться за помощью к психологу, так как может угрожать реальными проблемами со здоровьем. Подросток может начать: испытывать приступы паники; страдать от учащенного сердцебиения; падать в обмороки.

3. Темноты. К природным страхам, часто возникающим в подростковом возрасте, можно отнести страх темноты. Его причины кроются несколько глубже, чем в детском возрасте. Это могут быть: конфликты с родителями и сверстниками; безответная любовь; увлечение компьютерными играми или фильмами ужасов. Все эти факторы являются провоцирующими стресс и появление боязни находиться в темном помещении.

4. Ночные страхи также могут мучить подростка. Преобладают они преимущественно в младшем подростковом возрасте, то есть до достижения ребенком 12-13 лет. Чаще им подвержены девочки, чем мальчики. Свое выражение эти страхи находят в эпизодических приступах ужаса и крика, когда подросток чрезмерно возбужден.

К социальным страхам относят те, которые касаются общественной жизни и всего, что с ней связано. Часто подростки испытывают тревогу и страх публичного выступления, в частности, ответа у доски. Помимо того, что на ребенка будет направлено множество взглядов, так еще ему придется демонстрировать свои знания. Опасения возникают небезосновательно, сказывается многое: чувство престижа; стремление к авторитету (как перед одноклассниками, так и перед родителями); усилия, затраченные на подготовку. В итоге боязнь неудачно ответить приводит к ухудшению успеваемости. Причем контрольные работы и домашние задания выполняются на «отлично», а ответы у доски часто бывают лишь «удовлетворительными».

Социальный подростковый страх – это боязнь общения. Его ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, ведь именно контактны со сверстниками в подростковом возрасте являются доминирующим видом деятельности. Застенчивый ребенок оказывается в весьма невыгодной ситуации, что сказывается на его развитии. Причин этого страха может быть несколько: негативный опыт; неуверенность в себе; недовольство внешним видом; неудовлетворение материальным достатком в семье. Но случается, что этот страх не имеет рациональной почвы и попросту является фобией, идущей из детства. Как побороть подростковый страх. Для того чтобы побороть страхи, преследующие подростка, нужно их распознать. Внимательным родителям и педагогам сделать это не составит труда.

Избавиться от социальных страхов помогут следующие рекомендации:

Контакт «глаза в глаза». Важно научить ребенка не бояться обмениваться взглядами. Достичь этого можно, поощряя разговор следующими фразами: «Взгляни на меня», «Посмотри мне в глаза», «Хочу увидеть твои глаза». Это закрепит у подростка умение налаживать зрительные контакты, что сделает его общение с другими людьми легче.

Необходимо разъяснить подростку, как следует начинать и завершать разговор. Важно проговаривать и проигрывать различные социальные ситуации. Возможно, это будет преподнесено в шутливой форме, в виде игры.

Необходимо создавать условия для завязывания дружбы между детьми.

Школьные страхи преодолимы, и помочь в этом могут следующие упражнения:

Визуализация страха. Это упражнение работает у подростков, не хуже чем в детском возрасте. Воображение, реализуемое в форме рисования предмета своего страха на бумаге, дает возможность преодолеть боязнь. Завершение упражнения – ликвидация рисунка путем сожжения, сминания листа, разрезания и т.п.

Имплозия. Основывается на том, что страх искусственно усиливается, но при этом подростку предоставляется дополнительная защита. Например, если ребенок боится публичной демонстрации своих знаний, пускай он обязательно ответит у доски, но в присутствии родителей. Рассказ о своих тревогах. При этом важно добраться до сути страха, выяснить самые, казалось бы, незначительные детали. Возможно, после разговора со взрослым, страх обернется в шутку.

СОВЕТЫ:

Переключение на другую деятельность. Нужно постараться отвлечь подростка от его страха, занять чем-то новым, увлекательным и интересным. Процесс засыпания превратился в пытку? Узнай, как избавиться от страха не заснуть.

Страхи у подростка – это явление, с которым можно и нужно уметь справляться. Помочь родителям, совместно с ребенком преодолеть страхи, в состоянии следующие советы психологов:

  1. пересмотр ценностей и приоритетов;
  2. наблюдение за окружающими людьми;
  3. расслабление, как мысленное, так и физическое; доскональное изучение объекта страха;
  4. адекватная оценка собственной личности;
  5. признание прав подростка, в частности: на личное мнение, на позицию в семье, на частную жизнь.

Проблемы подросткового возраста многогранны, в том числе, имеют свое место и страхи. Родителям важно уметь распознавать тревоги и опасения, которые мучают их подросших детей. Это даст возможность совместно преодолеть имеющиеся страхи, а личности – гармонично развиваться.

Педагог – психолог Осипова Г.И.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]