Родителям о детских страхах и болезненных стрессах.

Ребёнок, живущий социальной жизнью, ходит в школу, общается с друзьями, посещает различные мероприятия и места массового скопления людей. Следовательно, поводов, чтобы испытать как положительные, так и отрицательные эмоции предостаточно. Подростка тоже может постигнуть стресс. Как уберечь ребёнка от него? Психологи советуют играть. Простые и эффективные игры помогут снять нервное напряжение у ребёнка, избавиться от тревог и научат выражать эмоции. Поэтому родители должны знать, что делать, если у подростка стресс, и как уберечь его.

Какие симптомы стресса у ребенка бывают?

Физиологические:

  • бессонница,
  • потеря аппетита,
  • головные боли и головокружения
  • энурез, энкопрез, запор и т.п.

Когнитивные:

  • нарушение памяти,
  • внимания,
  • регресс в развитии и т.п.

Эмоциональные:

  • вспышки агрессии,
  • раздражения,
  • страхи,
  • тревоги,
  • депрессивные компоненты и т.п.

Если действие стресса продолжительное, то это приводит к нарушению работы психики и организма в целом.

И если взрослые имеют какие-то навыки, чтобы справится со стрессом, то у детей этих навыков еще нет и дети не могут даже объяснить, что с ними происходит.

Поэтому первостепенно — обратить внимание на то, что ребенок находится в стрессе.

Иногда родители находятся сами внутри сложной эмоциональной ситуации и не замечают, что ребенок уже травмирован. Узнают об этом уже тогда, когда появляется психосоматика или другие расстройства, такие как невротические проявления или фобические.

Если вы отметили, что ребенок пережил стресс, общайтесь с ним мягко, спокойно, дайте ему возможность выговориться.

Так как дети не всегда понимают свои эмоции, помогите малышу обозначить их и отреагируйте на них.

Подкрепите эмоциональную поддержку ребенка такими фразами: ты защищен, я на твоей стороне, я рядом, люблю тебя, чтобы не случилось.

Также важно в эти сложные моменты проводить много времени с ребенком.

Для снятия и ослабления стресса хорошо помогают сказки и метафоры, игры и специальные упражнения.

Во время стресса для ребенка важна стабилизация.

Составляйте расписание, планируйте дела. Можно это делать вместе на большом листе с помощью мелков и цветных карандашей. Четкая структура дней поможет ребенку немного успокоиться. Поэтому режим дня будет тоже очень важен.

Не забывайте, что во время стресса важен полноценный сон, правильное питание, прогулки и спокойная атмосфера дома.

Если самостоятельно справиться со стрессом не получается, обращайтесь к специалистам.

Бывает так, что родители сами еще не научились поддерживать себя в стрессе, поэтому всегда можно начать учиться вместе с малышом.

Стресс в детском возрасте

Cтресс — это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для его психики.

Причины стресса:

Условно все причины делятся на возрастные и те, которые связаны с семейной обстановкой. Но они часто переплетаются и рассматривать их приходится в совокупности. Для ребенка любого возраста причинами стресса могут стать:

  • Травмы и катастрофы;
  • Развод родителей;
  • Вступление родителя в брак с кем-то, у кого уже есть дети;
  • Расставание с друзьями и переезд;
  • Насилие;
  • Реальные или вымышленные страхи;
  • Рождение нового малыша в семье;
  • Похороны близкого человека;
  • Смерть домашнего животного;
  • Первая поездка в летний лагерь ;
  • Ребенка дразнят или задирают в школе;
  • Ссора с близким другом;
  • Проблемы в обучении

Как же узнать, что у ребенка именно стресс, а не что-то другое?

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к ребенку.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента. Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому существует специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое.

Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. Чаще разговаривайте с сыном или дочерью , берите их на руки, обнимайте.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса, второе место занимают конфликты с учителями. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Говорите детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им. И в заключении, хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается. А так как порядка 80% стрессов у детей проистекает из семьи, то стоит проанализировать выбранную вами систему воспитания на предмет наличия в ней любви.

Литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007тм. Стресс и здоровье// ООО «Кирилл и Мефодий», 1996г.
  2. Г. Селье. Стресс без болезней.- Спб,:ТОО «Лейла», 1994г.
  3. Л.М. Попова. И.В. Соколов, О. Грегори. Как противостоять стрессу.- Спб.: ТОО «Лейла».
  4. Ю.В. Щербатых. Психология стресса,- М.: Эксмо, 2006г.

Педагог-психолог отдела психолого-педагогической помощи: Гаршина Ольга Анатольевна

Кролик, лев и буйвол

По мнению психологов, существует три типа людей {детей и взрослых), различающихся по способу реакции на стресс. Это реакции кролика, льва и буйвола.

«Кролик» — это тот, кто пассивно реагирует на стресс, буквально замирает, пытаясь спрятаться от него, если нет возможности убежать. Это состояние наверняка знакомо родителям, если они вспомнят свои ощущения на экзаменах. Люди этого типа вполне способны сопротивляться стрессу, но не долго. Выплескивая энергию в одной-двух отчаянных попытках противостояния негативному для них воздействию, они быстро переходят в стадию истощения.

«Лев» в ответ на стрессирующее воздействие сразу яростно бросается в атаку. Для этого типа людей характерна бурная и резкая реакция, нередко переходящая в агрессию. Дети могут ломать, крушить, набрасываться с кулаками на все, что, по их мнению, стало причиной стресса. Как правило, у таких детей можно ожидать наиболее ярких проявлений психосоматических патологий.

«Буйвол» может долго сопротивляться стрессу и при этом продолжать работать с той же интенсивностью, что и раньше. Создается впечатление, что стресс не оказывает на него никакого действия, но это лишь видимость, поскольку стресс накапливается в виде колоссального напряжения организма, что в итоге выплескивается в нервные расстройства и психосоматические заболевания. Для «буйвола» типично наступление резкого, катастрофического истощения. К сожалению, у таких людей психосоматические отклонения протекают наиболее тяжело.

Родителям важно понять, к какому типу относится их ребенок, чтобы в нужный момент предложить правильную модель поведения в стрессовой ситуации, которая поможет ему вернуться в состояние комфорта.

Что это – детский стресс

Говоря о стрессе, необходимо понимать разницу между стрессом в обыденной жизни и стрессом с точки зрения врача. В обыденной жизни стрессом мы чаще всего называем ее эмоциональную составляющую, негативную реакцию на происходящее. В научном мире отношение к стрессу далеко не столь однозначное.

В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье первым сформулировал определение стресса как общего адаптационного синдрома. Согласно его гипотезе, стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое требование, любой раздражитель, будь то новая ситуация, новое окружение, эмоциональный дискомфорт, изменившиеся условия проживания или болезнь.

По сути, все реакции организма на перемену в жизни являются проявлениями стресса, поэтому понятно, почему иногда люди достаточно тяжело реагируют и на позитивные новости, объективные изменения к лучшему, ведь организм при этом также испытывает перенапряжение. Стресс не столько является вредным фактором, сколько представляет собой защитную реакцию организма, позволяющую ему выжить. Любой стресс и у взрослых, и у детей можно разделить на три фазы. Первая фаза — реакция тревоги, возбуждения.

Это первичный ответ организма при столкновении с раздражителем, при котором происходит выброс большого количества так называемых гормонов стресса. Вторая фаза сопротивления, когда организм пытается преодолеть стрессовую ситуацию. А далее все зависит от того, как организм справится со стрессовым воздействием: либо оно будет успешно преодолено, либо явится для него непреодолимым.

В последнем случае часто бывает, что ресурсы организма истощены до предела, и происходит срыв (истощение — III фаза стресса). Если истощение развилось в результате короткого, острого стресса, организм способен восстановиться. В противном случае, когда стресс непреодолим, могут развиться самые разные расстройства здоровья.

Когда в жизни ребенка происходят какие-либо кардинальные изменения (например, переход из детского садика в школу и пр.), задача родителей не допустить, чтобы стресс перешел в стадию истощения, поскольку в этом случае велика вероятность развития у ребенка психосоматического заболевания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]