Как научиться правильно рефлексировать и почему копаться в себе полезно

Рефлексия в психологии является феноменом, позволяющим человеку чувствовать, думать, анализировать и выгодно отличаться от представителей животного царства. Способность к рефлексии дает возможность справиться с неуверенностью в себе, побороть комплексы и приобрести ряд полезных навыков, необходимых для полноценной жизни в современном обществе. Reflexio в переводе с латинского языка означает «обратиться назад». Рефлексирующий индивид способен подвергать случающиеся с ним события детальному анализу, тем самым оказывая положительное влияние на настоящее и будущее.

Что это такое

Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.

На игровых тренингах, образовательных курсах, психологических погружениях и даже откровенно шарлатанских сборах вроде «Прокачай эмоциональный интеллект и мышцы таза» ей уделяется много времени.

Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях. В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов. В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься. «Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!

Американский философ и педагог Джон Дьюи говорил об этом так: «Мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте».

Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию. Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.

Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений. И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.

Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…»

Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.

Как сосредоточиться на внутренних монологах, если окружающий мир настойчиво требует жертв в виде нашего внимания?

Рефлексия позволяет мозгу сделать паузу прямо посреди хаоса, распутать свои наблюдения, разложить их по полочкам интерпретаций и вообще взглянуть на всё как-то осмысленно. Это удобный инструмент, помогающий жить.

Главное — найти время и возможность его применить.

Самосознание или рефлексия?

Самосознание представляет собой чувства, поступки и мысли, которые находятся под непосредственным контролем человека. На самосознание оказывают влияние:

  • культура (как материальная, так и духовная);
  • нормы этики, свод правил и норм, принятых в обществе;
  • уровень взаимоотношений и взаимодействия с окружающими;
  • контроль за собственными действиями и поступками.

Совершенствование самосознания позволяет улучшить ряд как врожденных, так и приобретенных качеств, и взять бразды управления инстинктами и подсознательными процессами в свои руки. Самосознание обладает тесной связью с рефлексией и оказывает воздействие на данный феномен, для полного понимания которого необходимо располагать информацией о самонаблюдении, самокопании, самоанализе и механизмах обдумывания происходящих в жизни событий.

Наука психология трактует термин «самосознание» как способность человека отделять себя от других субъектов, взаимодействовать с окружающей реальностью, а также выявлять свои истинные потребности, желания, переживания, чувства, инстинкты и мотивы. Самосознание считается не изначальной данностью, а продуктом развития. Однако зачатки сознания наблюдаются даже у младенцев, когда они обретают способность отличать спектр ощущений, вызванный внешними явлениями, от ощущений, спровоцированных происходящими внутри тела процессами. Развитие самосознания проходит в несколько этапов:

  1. К одному году происходит открытие собственного «Я».
  2. В двух-трехлетнем возрасте у ребенка формируется возможность отделять результаты собственных действий от деяний окружающих, и четко осознавать себя в качестве деятеля.
  3. Способности к самооценке развиваются в период от семи до восьми лет.

Формирование нравственных ценностей и социальных норм завершается к юношескому возрасту, когда подросток определяется в поисках собственного призвания, стиля, и осознает себя отдельной и неповторимой личностью. Рефлексировать — это в психологии феномен, обозначающий возможность индивида сочетать итоги размышлений, касающихся самого себя, с оценкой со стороны других членов социума. Таким образом, рефлексия тесно связана не только с самосознанием, но и с обществом, без которого она утрачивает всякий смысл.

И что, это и впрямь улучшает жизнь?

Исследователи из Гарвардской школы бизнеса нашли массу преимуществ в регулярной рефлексии. Оказалось, что привычка задавать себе нехитрые вопросы в конце дня положительно коррелирует со способностью человека быть внимательным в общении, с его уверенностью в своей эффективности и умением быстро понимать задачи. А еще выяснилось, что производительность сотрудника, который вперил взгляд в облако за окном и погрузился в вечные вопросы: «Чего я сегодня достиг, что меня вдохновило?» — выше, чем у того, кому не хватило времени на самокопание. Причем исследование проводилось в колл-центрах, где человек, занятый полезной рефлексией, подозрительно похож на халтурщика, отлынивающего от работы.

Гипотеза подтвердилась: всего 15 минут раздумий об извлеченных за день уроках — и вы уже бьете по КПД коллегу, который не выпускает трубку из рук.

Результаты другого исследования показывают, что рефлексией можно заниматься не только в офисе, но и вообще где угодно. Британцам, вынужденным добираться на работу на электричках, предложили использовать время в дороге на самоанализ: планировать день, рассуждать о вчерашнем, отмечать достижения — словом, не залипать в смартфоне. Каким-то образом это упражнение позволило им стать продуктивнее, реже подвергаться выгоранию и в целом быть счастливее. Хотя в такое трудно поверить, учитывая, что они не пользовались телефоном.

Масла в огонь подливают специалисты из Техасского университета в Остине. Они хотели выяснить, как рефлексия помогает студентам усваивать информацию. Учащимся дали задания из разряда «выучить, запомнить» и после того, как все закрыли учебники, предложили просто поразмышлять — о чём угодно. Группа студентов, которая посвятила эти минуты анализу своей работы, структурированию полученного опыта («Что мне удалось узнать?»), показала в тестах более высокие результаты по сравнению с теми, кто думал не о своей учебе, а «о чём угодно», включая коленки однокурсницы.

Как это работает

В том, что мы делаем массу ошибок и часто ведем себя глупо, виновата «иллюзия самовосприятия». Этот термин использует психолог Принстонского университета Эмили Пронин, излагая проблему: мы видим кривое изображение самих себя, однако осознать, что перед нами искаженная картинка, не так-то просто.

Например, Николай убежден, что он щедрый парень, однако, когда все скидываются на подарок общей подруге, Коля долго спорит из-за двухсот рублей.

Важно, что он не видит здесь никакого противоречия и находится во власти иллюзии. Фокус в том, что мы радостно игнорируем факты, дискредитирующие нас, а в картину «я щедрый, умный и красивый» вплетаются не только объективные данные, но и то, о чём мы мечтаем. Хочу быть таким — и буду! Пусть и в собственном воображении. Например, каждый первый считает себя остроумным человеком, и — на беду — многие берутся это демонстрировать.

Кроме того что участники экспериментов Пронин были предвзяты по отношению к себе и преувеличивали свои достоинства, они еще и настаивали, что их точка зрения объективна. Точно так же мы часто скрываем от самих себя не только фрагменты собственного портрета, но и свои мотивы.

Хорошо, мы серьезно ошибаемся в оценках, но при чём тут рефлексия? Дело в том, что этот процесс помогает сблизить осознанные цели и бессознательные мотивы, позволяет оглянуться и спросить себя: «А почему я так долго спорил из-за копеечной суммы? Может, это для меня по-настоящему важно?» И вот мы уже внимательнее относимся к себе, вносим небольшие правки в портрет и даже корректируем общий курс. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена — Нюрнберга доказал, что чем лучше связаны наши сознательные цели и бессознательные мотивы, тем мы счастливее.

Например, если вы «внутри» не стремитесь к деньгам и власти, то, став большим боссом, не испытаете настоящей радости, что бы там ни говорила ваша мама.

Проанализировав научную литературу, посвященную этой проблеме, Эрика Карлсон из Университета Торонто нашла способ «выправить» искажения в мышлении. Таким инструментом исследовательница считает практику осознанности, медитацию, очищенную от религиозного налета. Это первый пункт самоанализа или, если угодно, рефлексии ситуативной — в настоящем времени, наблюдение за своими мыслями и состояниями. Важно, что человек себя с ними не идентифицирует (это всего лишь идеи, они приходят и уходят помимо нашей воли) и не оценивает их (почему-то хочется всех убить, что не хорошо и не плохо — я просто отмечаю факт). Где-то тут лежит тропа к самопознанию, к избавлению от кривого зеркала, начало психологического подхода — заметить, что с тобой происходит.

Когда рефлексия становится чрезмерной

Иногда рефлексия может занимать слишком много места в жизни и превращаться в самокопание. В таком случае человек всё время посвящает размышлениям о себе, своём прошлом, нынешнем положении и будущем. Например, постоянно прокручивает в голове ситуации двухлетней давности, придумывая идеальный порядок действий.

Такая рефлексия приводит 1. S. Nolen‑Hoeksema, A. McBride, Larson, J. Rumination and psychological distress among bereaved partners / Journal of Personality and Social Psychology 2. J. J. Park, M. L. Millora. The Relevance of Reflection: An Empirical Examination of the Role of Reflection in Ethic of Caring, Leadership, and Psychological Well‑Being / Journal of College Student Development к ухудшению психического состояния. Возможная причина — неправильный подход к самоанализу. Например, если человек постоянно задаётся вопросом «почему?», то, скорее всего, будет E. Watkins. Adaptive and maladaptive ruminative self‑focus during emotional processing / Behaviour Research and Therapy концентрироваться на всех проблемах сразу. От такой рефлексии вряд ли станет лучше.

Результатом длительного самокопания могут быть K. Toros, M. C. LaSala. Child protection workers’ understanding of the meaning and value of self‑reflection in Estonia / Reflective Practice циклические негативные мысли. Они раз за разом заставляют человека переживать боль, страх, отчаяние и другие неприятные эмоции. Подобное состояние может привести к длительной и тяжёлой депрессии.

Опасная ловушка

Пока всё выглядит безоблачно — казалось бы, анализируй текущий опыт и корректируй действия. Но простые рецепты тут не работают. Например, исследователи изучали состояние мужчин, потерявших партнеров из-за СПИДа. Одна группа просто горевала, а в другой респонденты еще и занимались самоанализом. Да, через месяц они чувствовали себя бодрее, чем те, кто не стал тратить время на всю эту психологию, но вот спустя год рефлексирующие парни впали в стойкое депрессивное состояние, гораздо более глубокое, чем у их оппонентов.

Авторы другой работы обнаружили, что у рефлексирующих студентов подозрительно низкий уровень психического благополучия. (Хотя, может, как раз потому они и занимаются этим вроде бы терапевтическим делом.)

Кроме неутомимых исследователей, испортить впечатление могут и обыватели, которые считают вечно копающихся в себе людей, простите, нытиками.

Ну серьезно: вдруг в процессе размышлений о том, что я делаю и как мои поступки влияют на мир, я приду к выводу, что всё тлен и суета, я жалкий червь, а игра не стоит ни свеч, ни зажигалок?

Может, я вообще скептик и мне ни в коем случае нельзя в это углубляться?

Психолог Таша Орих уверяет: дело вовсе не в том, что рефлексия неэффективна, а в том, что кто-то подходит к ней неправильно. Решающее значение имеет вопрос, который вы задаете себе в процессе исследования. Самая серьезная ошибка, по мнению Орих, спрашивать себя: «Почему?»

Представьте, что вы находитесь в мрачном расположении духа — и решаете выяснить, из-за чего же вам так плохо. Вполне вероятно, вы придете к неутешительным выводам: «Перспектив никаких, начальник дурак, я неловкий!»

Есть исследования, подтверждающие правоту Орих. В одном из них студентов после провального теста попросили отрефлексировать произошедшее. Те, кто задались вопросом «Почему?», сосредоточились на всех своих проблемах сразу, которые и сочли причиной неудачи, и даже спустя 12 часов по-прежнему чувствовали себя неважно.

Но ведь рефлексия нам нужна не для того, чтобы мы знали, в каком направлении отпускать проклятья, а чтобы двигаться вперед, повышая свою продуктивность и не попадая во власть деструктивных мотивов.

Это значит, что цепочка рассуждений должна не приводить нас к ограничениям и мысли: «Чёрт, у меня плохие гены!» — а, напротив, помогать увидеть просвет.

И смотреть при этом лучше не назад, а вперед. Как мне использовать прошлый опыт, чтобы завтра было лучше, чем вчера?

Таша Орих настаивает: всё получится, если переформулировать вопрос — не «Почему?», а «Что?». Что сейчас происходит? Что я чувствую? Что подсказывает мне интуиция? Что за варианты у меня есть? Что я должен сделать, чтобы стало лучше?

При наличии мало-мальской фантазии и на эти вопросы можно ответить так, чтобы довести себя до истерики, но во всяком случае «Что делать?» работает лучше, чем «Почему?» или «Кто виноват?».

Другая опасность — зацикливание, тревожное размышление уже о самом процессе: «Я вообще правильно рефлексирую? А вдруг вопросы не те? Ну-ка попробую еще разок». Эта петля может оказаться удушающей. У специалистов даже есть понятие «деструктивной рефлексии», которая свойственна излишне самокритичным людям и сопровождается неврозами: тревожный внутренний голос не умолкает и бесконечно анализирует мысли, ощущения и поступки. Но это уже, конечно, крайности.

А не увлекаться поможет смена ракурса:

«Ок, я сделал сегодня что-то странное. Как этот опыт может помочь мне в будущем?»

Можно ли развивать свою рефлексию?

Как стало уже понятно, рефлексировать для любого человека — это значит расти над собой в духовном плане. Можно ли работать над этим процессом, стимулировать свое духовное и нравственное развитие?

Что значит рефлексировать? Если говорить просто, рефлексировать – это значит реагировать на внешние раздражители. Конфликт, проблемы, конфронтация, диалоги, выбор, сомнения – это все происходит с человеком изо дня в день. Чем больше у человека таких переживаний, тем богаче его рефлексирующая амплитуда.

Рефлексирующий человек – это своего рода собственный психоаналитик, умеющий поставить проблему и найти решение в своем собственном опыте, в своих переживаниях.

Особенностью живого ума является то, что ему необходимо лишь немногое увидеть и услышать, чтобы он потом мог долго размышлять. Можно испробовать метод вдумчивого переосмысления художественного произведения применительно к любому человеку. Сколько часов вы думаете о только что прочитанной книге, просмотренном фильме, увиденной картине? Час, день, неделю? Проецируете ли вы события из книги на себя, пытаетесь ли проанализировать свои поступки в контексте художественного сюжета?

Это и является вашим рефлексивным тренингом. Своеобразной тренировкой рефлексии можно порекомендовать выписывание на листок наиболее значимых и важных вопросов, которые волнуют вас на протяжении всей жизни. Собрав их в одном месте, постарайтесь отметить вопросы маркерами разного цвета и выяснить, о чем большинство ваших вопросов. О смысле жизни? О вашей деятельности? О взаимоотношениях с окружающими? О материальной составляющей? О будущем?

Проанализировав таким образом ваши чаяния, вы можете продолжить рефлексию в наиболее проблемном направлении, становясь совершеннее и продолжая собственное духовное развитие.

С чего начать

Универсального подхода к рефлексии не существует — каждый нащупывает путь, который подходит именно ему. Обычные методы, без изысков, включают:

— беседы с самим собой во время ходьбы, лучше там, где вас никто не дергает за рукав; — сидение в уединенном месте, желательно с закрытыми глазами; — письменные практики — ведение дневников и рисование ментальных карт; — обсуждение пережитого с психологом или наставником — словом, с тем, кто способен сформулировать нужные вопросы.

Специалисты советуют выбрать для занятий такое время, когда вы максимально честны с собой. А если вы с ходу можете определить, в котором часу такое случается, то у вас уже неплохой скилл саморефлексии.

Гендерный подход

Существует теория гендерного подхода к процессу рефлексии. Согласно этому стереотипу подразумевается, что женщины больше склонны к рефлексии, нежели мужчины, и связано это, якобы, с более тонкой душевной регуляцией слабого пола. Это спорное утверждение не имеет под собой никакого научного доказательства.

Имеется ряд наблюдений ученых-психологов, в которых отмечается различное проявление рефлексии у представителей разного пола.

Так, установлено, что женщины с низким уровнем рефлексии, больше склонны к отстаиванию собственных интересов в ущерб интересам другого. Проще говоря, низко интеллектуальные, не рефлексирующие личности женского пола более скандальны и имеют более склочный характер. Тогда как рефлексирующие представительницы женского пола предпочитают найти компромисс и уйти от скандала, чем быть замешанным в конфликте.

Рефлексирующий мужчина же, наоборот, в конфликтной ситуации выступает борцом, отстаивающим свои интересы. Мужчины с минимальным показателем рефлексии будут демонстрировать в конфликтной ситуации адаптивное, приспособленческое поведение.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что рефлексировать – это значит быть человеком думающим, чувствующим, анализирующим. Это свойство человеческой природы отличает нас от других представителей живого мира, и именно это свойство способно вывести человеческую личность на новый, качественно другой уровень развития.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]