Нейронные связи головного мозга: почему умирают нервные клетки и как создавать новые связи

Это знаменитое выражение, что «нервные клетки не восстанавливаются» я помню еще со студенческой скамьи. Однако жизнь и вечный стресс были знакомы мне с самого раннего детства. Все время были переживания, эмоциональные потрясения. И даже сейчас, моя коллега всегда говорит: «Когда-то наступит или нет в вашем «королевстве» спокойное время?» Наверное, лучше его и не ждать! А тем временем нервные клетки умирают от неспокойствия и вечного стресса, но можно построить новые нейронные связи мозга … статья вот об этом!

Что такое нейрон, его строение

В журнале «Наука и жизнь» №9 за 2021г. вышла интересная статья о мифе про умирание нервных клеток доктора медицинских наук В.Гриневича. И дано опровержение этого факта.

Но давайте вначале обратимся к строению нейрона, единицы нервной клетки.

Строение нейрона

Нервная клетка представляет собой тельце с ядром, один длинный аксон и разветвленные короткие корешки дендрита. Нейроны передают нервные импульсы от одного к другому. Нейронов в головном мозге очень много, приблизительно 100 миллиардов.

Нейроны отличаются друг от друга по размеру, разветвленности дендрита и длине аксона.


Мне очень понравилось выражение в статье о пластичности нервных клеток. Но, это скорее, не пластичность, а факт того, что дендрит имеет такое свойство как «разветвленность», и тем самым с помощью этого и идет увеличение или, как говорят часто психологи «построение новых нейронных связей мозга».

Также есть еще один способ построения новый нейронных связей головного мозга, этот способ открыла наука нейробиология. Научные данные доказывают, что нервные клетки восстанавливаются с помощью замещающих систем, например, с помощью других нейрональных стволовых клеток, и даже в этом процессе могут участвовать и стволовые клетки крови.

Процесс этот так и назвали нейрогенез. За этим будущее! Только все это делают ученые с помощью сложных операций и лекарственных препаратов.

А что подвластно нам, что мы сами можем предпринять, если необходимо чтобы в нашем организме появились новые нейронные связи мозга?

Эксперимент мирового уровня доказывает данный факт

Появление новых нейронных связей головного мозга доказывает эксперимент профессора из Канады Г. Хютера. Он в своем выступлении на Всемирном конгрессе психиатров рассказал о своем эксперименте.

Приглашаем Вас на бесплатный вебинар «Мозг-суперсила, которую мы не используем». Вы узнаете все о возможностях мозга, как развивать память и внимание, избавиться от хаоса в голове и сделать квантовый скачок в собственной жизни в непростой период.

Многие послушницы монастыря в Канаде дожили до 100 лет в полном здравии как психического состояния, так и в умственном плане. В их мозгу при медицинском обследовании не обнаружили характерных для старости дегенеративных изменений. Профессор Г. Хюнтер предположил, что для сохранения пластичности мозга и появлению новых нейронных связей мозга необходимы всего 7 факторов.

7 факторов для построения новых нейронных связей головного мозга

  • Доброжелательное отношение с близкими, бережное отношение к «родственным связям».
  • Необходимо иметь хорошие коммуникативные способности, уметь «обходить свои и чужие острые углы», которые у нас и у всех есть.
  • Необходимо иметь устойчивое мировоззрение, и не «кидаться из одной крайности в другую», считаю это «осознанным отношением к жизни». Когда ты не перекладываешь свои ошибки на других людей, а берешь за них ответственность на себя.
  • Умение принимать действительность такой как она есть. Наверное, многие хотели полететь в космос или стать великими балеринами. Но реальность сейчас показывает, что это не получилось по многим причинам. Значит, эту реальность спокойно стоит принять. И не корить себя каждый раз, что «вот если бы были деньги, муж или например, наследство, то я бы сделала все по-другому» … это вот об этом!
  • Необходимо всю жизнь учиться чему-то новому, и еще эти знания применять в жизни. Понятно, что учиться балетному искусству вы в 60 лет вряд ли будете, но научиться просто хорошо двигаться в танце под музыку можете. Еще и здоровье, и ориентация в пространстве станут лучше. Стоит найти то занятие, которое вы почему-то всю жизнь откладывали. Например, приготовить что-то интересное или печь хлеб. Это принесет вам не только реализацию себя в жизни, но вы можете стать востребованным и принесете пользу окружающим.
  • Сбалансированное питание в разы улучшит самочувствие и не даст вам набрать лишний вес. Пересмотрите свой рацион, ешьте небольшими порциями и считайте калории. А для поддержания здоровья стоит принимать периодически полезные БАДы с минералами и витаминами. Они улучшат самочувствие и вашу жизненную активность.
  • Долой стресс из жизни, либо не «принимайте все же близко к сердцу» какие-то стрессовые ситуации. Выражение, что «все болезни от нервов» имеет там корни. И нервные клетки погибают от длительного стресса.

Книга про нейронные связи головного мозга от известного нейробиолога Венди Сузуки в помощь

Мне в этой книге понравился совет о том, что нужно самому искать занятие физическими нагрузками «по душе». Бегать, гулять с друзьями или уединенно в парке или по берегу моря, неважно, главное, чтобы были физические нагрузки.

Авторская методика аэробных занятий от Венди Сузуки способна поменять вашу жизнь и образ мыслей. Рекомендую почитать ее книгу «Странная девочка, которая влюбилась в мозг».

Сделать свою жизнь счастливее можете только вы сами. Физические нагрузки хотя бы 10 минут в день, а лучше не менее 30 минут, причем ежедневно, дадут вам большой заряд энергии и позитива.

Венди Сузуки занималась со своими студентами во время занятий в аудитории, а потом благодаря этому исследованию доказала, что выброс нейромедиаторов (гормонов удовольствия) усиливают способности мозга и участвуют в построении новых нейронных связей мозга.

Пять способов, с помощью которых самонастраивается ваш мозг

Мы, млекопитающие, способны в течение жизни создавать нейронные связи, в отличие от видов с устойчивыми связями. Эти связи создаются по мере того, как окружающий нас мир воздействует на наши органы чувств, которые посылают соответствующие электрические импульсы в мозг. Эти импульсы прокладывают нейронные пути, по которым в будущем быстрее и легче побегут другие импульсы. Мозг каждого отдельного человека настроен на индивидуальный опыт. Ниже приведены пять способов, с помощью которых опыт физически меняет ваш мозг.

Жизненный опыт изолирует молодые нейроны

Постоянно работающий нейрон с течением времени покрывается оболочкой из особого вещества, которое называется миелин. Это вещество значительно повышает эффективность нейрона как проводника электрических импульсов. Это можно сравнить с тем, что изолированные провода могут выдерживать значительно большую нагрузку, чем оголенные. Покрытые миелиновой оболочкой нейроны работают без затраты излишних усилий, что свойственно медленным, «открытым» нейронам. Нейроны с миелиновой оболочкой выглядят скорее белыми, чем серыми, поэтому мы разделяем наше мозговое вещество на «белое» и «серое».

В основном покрытие нейронов миелином завершается у ребенка к возрасту двух лет, по мере того как его тело научается двигаться, видеть и слышать. Когда рождается млекопитающее, в его мозгу должна сформироваться ментальная модель окружающего его мира, что предоставит ему возможности для выживания. Поэтому выработка миелина у ребенка максимальна при рождении, а к семи годам она несколько снижается. К этому времени вам уже не надо учить заново истины, что огонь обжигает, а земное тяготение может заставить вас упасть.

Если вы думаете, что миелин «зря расходуется» на усиление нейронных связей именно у молодых, то следует понимать, что природа устроила именно так по обоснованным эволюционным причинам. На протяжении большей части истории человечества люди заводили детей сразу по достижении половой зрелости. Нашим предкам нужно было успеть решить первоочередные насущные задачи, которые обеспечивали выживание их потомства. Во взрослом состоянии они больше использовали новые нейронные связи, чем перенастраивали старые.

С достижением периода полового созревания человека формирование миелина в его организме вновь активизируется. Это происходит из-за того, что млекопитающему предстоит осуществить новую настройку своего мозга на поиск наилучшего брачного партнера. Часто в период спаривания животные мигрируют в новые группы. Поэтому им приходится привыкать к новым местам в поисках пищи, а также к новым соплеменникам. В поисках брачной пары люди также нередко вынуждены перемещаться в новые племена или кланы и постигать новые обычаи и культуру. Рост выработки миелина в период полового созревания как раз всему этому и способствует. Естественный отбор устроил мозг таким, что именно в этот период он меняет ментальную модель окружающего мира.

Все, что вы целенаправленно и постоянно делаете в годы своего «миелинового расцвета», создает мощные и разветвленные нейронные пути в вашем мозгу. Именно поэтому так часто гениальность человека проявляется именно в детстве. Именно поэтому маленькие горнолыжники так лихо пролетают мимо вас на горных спусках, которые вы не можете освоить, сколько ни стараетесь. Именно поэтому таким трудным становится изучение иностранных языков с окончанием юношеского возраста. Будучи уже взрослыми, вы можете запоминать иностранные слова, но чаще всего вы не можете быстро подбирать их для выражения своих мыслей. Это происходит потому, что вербальная память концентрируется у вас в тонких, не покрытых миелином нейронах. Мощные миелинизированные нейронные связи заняты у вас высокой мыслительной деятельностью, поэтому новые электрические импульсы с трудом находят свободные нейроны. […]

Колебания активности организма в миелинизации нейронов могут помочь вам понять, почему у людей возникают те или иные проблемы в разные периоды жизни. […] Помните, что человеческий мозг не достигает своей зрелости автоматически. Поэтому часто говорят, что мозг у подростков еще не вполне сформировавшийся. Мозг «миелинирует» весь наш жизненный опыт. Так что если в жизни подростка будут иметь место эпизоды, когда он получает незаслуженное вознаграждение, то он накрепко запоминает, что награду можно получить и без усилий. Некоторые родители прощают подросткам плохое поведение, говоря, что «их мозг еще не полностью оформился». Именно поэтому очень важно целенаправленно контролировать тот жизненный опыт, который они впитывают. Если позволить подростку избегать ответственности за свои действия, то можно сформировать у него разум, который будет ожидать возможности уклонения от такой ответственности и в дальнейшем. […]

Жизненный опыт повышает эффективность работы синапса

Синапс — это место контакта (небольшой промежуток) между двумя нейронами. Электрический импульс в нашем мозгу может передвигаться только при том условии, что он достигает конца нейрона с достаточной силой, чтобы «перепрыгнуть» через этот промежуток к следующему нейрону. Эти барьеры помогают нам фильтровать на самом деле важную входящую информацию от не имеющего значения так называемого «шума». Прохождение электрического импульса через синаптические промежутки — это очень сложный природный механизм. Его можно представить себе так, что на кончике одного нейрона скапливается целая флотилия лодок, которая транспортирует нейронную «искру» в специальные приемные доки, имеющиеся у рядом расположенного нейрона. С каждым разом лодки лучше справляются с транспортировкой. Вот почему получаемый нами опыт увеличивает шансы передачи электрических сигналов между нейронами. В мозге человека имеется более 100 триллионов синаптических связей. И наш жизненный опыт играет важную роль, чтобы проводить по ним нервные импульсы так, чтобы это соответствовало интересам выживания.

На сознательном уровне вы не можете решать, какие именно синаптические связи вам следует развивать. Они формируются двумя основными способами:

1) Постепенно, путем многократного повторения.

2) Одномоментно, под воздействием сильных эмоций.

[…] Синаптические связи строятся на основе повторения или эмоций, пережитых вами в прошлом. Ваш разум существует за счет того, что ваши нейроны образовали связи, которые отражают удачный и неудачный опыт. Некоторые эпизоды из этого опыта были «закачаны» в ваш мозг благодаря «молекулам радости» или «молекулам стресса», другие были закреплены в нем благодаря постоянным повторениям. Когда модель окружающего мира соответствует той информации, которая содержится в ваших синаптических связях, электрические импульсы пробегают по ним легко, и вам кажется, что вы вполне в курсе происходящих вокруг вас событий.

Нейронные цепочки формируются только за счет активных нейронов

Те нейроны, которые активно не используются мозгом, начинают постепенно ослабевать уже у двухлетнего ребенка. Как ни странно, это способствует развитию его интеллекта. Сокращение числа активных нейронов позволяет малышу не скользить рассеянным взглядом по всему вокруг, что свойственно новорожденному, а опираться на нейронные пути, которые у него уже сформировались. Двухлетний малыш способен уже самостоятельно концентрироваться на том, что доставляло ему в прошлом приятные ощущения типа знакомого лица или бутылочки с его любимой едой. Он может остерегаться того, что в прошлом вызвало у него отрицательные эмоции, например драчливый товарищ по играм или закрытая дверь. Юный мозг полагается уже на свой небольшой жизненный опыт в том, что касается удовлетворения нужд и избегания потенциальных угроз.

Как бы ни строились нейронные связи в мозге, вы ощущаете их как «истину»

В возрасте от двух до семи лет процесс оптимизации мозга у ребенка продолжается. Это заставляет его соотносить новый опыт со старым, вместо того чтобы накапливать новые переживания каким-то отдельным блоком. Тесно переплетенные нейронные связи и нервные пути составляют основу нашего интеллекта. Мы создаем их, разветвляя старые нейронные «стволы», вместо того чтобы создавать новые. Таким образом, к семи годам мы обычно четко видим то, что уже однажды видели, и слышим уже однажды услышанное.

Вы можете подумать, что это плохо. Однако подумайте над ценностью всего этого. Представьте себе, что вы солгали шестилетнему ребенку. Он верит вам, потому что его мозг жадно впитывает все, что ему предлагается. Теперь предположите, что вы обманули ребенка восьми лет. Он уже подвергает ваши слова сомнению, потому что сравнивает поступающую информацию с уже имеющейся у него, а не просто «проглатывает» новые сведения. В возрасте восьми лет ребенку уже труднее формировать новые нейронные связи, что толкает его на использование уже имеющихся. Опора на старые нейронные цепочки позволяет ему распознать ложь. Это имело огромное значение с точки зрения выживания для того времени, когда родители умирали молодыми и детям с малых лет приходилось привыкать заботиться о себе. В юные годы мы формируем определенные нейронные связи, позволяя другим постепенно угасать. Некоторые из них исчезают, как ветер уносит осенние листья. Это помогает сделать мыслительный процесс человека более эффективным и целенаправленным. Конечно, с возрастом вы получаете все новые знания. Однако эта новая информация концентрируется в тех областях мозга, в которых уже существуют активные электрические пути. Например, если наши предки рождались в охотничьих племенах, то быстро набирали опыт охотника, а если в племенах землепашцев — сельскохозяйственный опыт. Таким образом мозг настраивался на выживание в том мире, в котором они реально существовали. […]

Между активно используемыми вами нейронами образуются новые синаптические связи

Каждый нейрон может иметь много синапсисов, потому что у него бывает много отростков или дендритов. Новые отростки у нейронов образуются при его активной стимуляции электроимпульсами. По мере того как дендриты растут в направлении точек электрической активности, они могут приблизиться настолько, что электрический импульс от других нейронов может преодолеть расстояние между ними. Таким образом рождаются новые синаптические связи. Когда подобное происходит, на уровне сознания вы получаете связь между двумя идеями, например.

Свои синаптические связи вы ощущать не можете, но легко можете увидеть это в других. Человек, любящий собак, смотрит на весь окружающий мир через призму этой привязанности. Человек, увлеченный современными технологиями, все на свете связывает с ними. Любитель политики оценивает окружающую реальность политически, а религиозно убежденный человек — с позиций религии. Один человек видит мир позитивно, другой — негативно. Как бы ни строились нейронные связи в мозге, вы не ощущаете их как многочисленные отростки, похожие на щупальца осьминога. Вы ощущаете эти связи как «истину».

Рецепторы эмоций развиваются или атрофируются

Для того чтобы электрический импульс мог пересечь синаптическую щель, дендрит с одной стороны должен выбросить химические молекулы, которые улавливаются специальными рецепторами другого нейрона. Каждое из нейрохимических веществ, вырабатываемых нашим мозгом, имеет сложную структуру, которая воспринимается только одним специфическим рецептором. Она подходит к рецептору, как ключ к замку. Когда вас захлестывают эмоции, то вырабатывается больше нейрохимических веществ, чем может уловить и обработать рецептор. Вы чувствуете себя ошеломленным и дезориентированным до тех пор, пока ваш мозг не создаст больше рецепторов. Так вы адаптируетесь к тому, что «вокруг вас что-то происходит».

Когда рецептор нейрона продолжительное время неактивен, он исчезает, оставляя место для появления других рецепторов, которые могут вам понадобиться. Гибкость в природе означает, что рецепторы у нейронов должны либо использоваться, либо они могут потеряться. «Гормоны радости» постоянно присутствуют в мозге, осуществляя поиск «своих» рецепторов. Именно так вы и «узнаете» причину своих позитивных ощущений. Нейрон «срабатывает», потому что подходящие молекулы гормонов открывают замок его рецептора. А затем на основе этого нейрона создается целая нейронная цепь, которая подсказывает вам, откуда ожидать радости в будущем.

Изображения: © iStock.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]