Логопедический массаж при дизартрии у детей в домашних условиях в картинках


Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Программа логопедического массажа при дизартрии у пациентов в острой фазе инсульта, черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы обсуждается на заседании Экспертного Совета, в работе которого принимают участие доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции.

Коррекция дизартрии массажем у детей

Логопедический массаж при разных формах дизартрии предполагает механическое воздействие на различные участки лица и на язык. В итоге устраняется патологическая симптоматика в периферическом отделе речевого аппарата, меняется тонус мышц.

В результате у ребенка, снижается сила спазма мышц и их количество, происходит нормализация мышечного тонуса при дизартрии (артикуляционных и мимических мышц). Восстанавливается подвижность органов речи, улучшается кровоток в мягких тканях лица, головном мозге.

Эти факторы способствуют улучшению качества речи: она становится плавной, выразительной, понятной окружающим. Малыш начинает вести себя спокойнее, лучше спит.

Логопедический массаж назначает только логопед после детального обследования. Специалист оценивает степень нарушения, и в зависимости от этого подбирает индивидуальную схему коррекции.

Гимнастика для постановки звуков

В коррекционную программу при дизартрии обязательно включают пальчиковые игры. Их можно делать и дома с родителями. Например, такие:

  1. Считалка «Мальчик-пальчик, где ты был?». Малыш раскрывает ладонь и на каждую строчку считалки касается большим пальцем каждого пальчика — указательного, среднего, безымянного и мизинчика.
  2. «Изображаем животных». Это аналог «Театра теней». Малыш раскрывает ладошку, оттопыривает вверх большой палец — изображает собачку. Поднимает и опускает мизинец — собачка лает. А если прижать безымянный палец и мизинец большим пальцем к ладони, а средний и указательный пальцы поднять вверх, получится зайчик, который шевелит ушками.
  3. Массаж рук. Техника зависит от тонуса рук.

При спастичности нужно расслабление: поглаживать ручки: от кончиков пальцев вверх к ладошкам и до плеч. Затем повторить движение сверху вниз.

При гипотонусе мышцы нужно укреплять. Для этого родители активно разминают, растирают пальчики и ладошки. Движения стимулирующие.

Противопоказания

Логопедический массаж для детей при дизартрии нельзя проводить, когда у ребенка имеются:

  • сыпь, отеки различного характера на коже;
  • обострение герпетической инфекции;
  • простудные, вирусные заболевания;
  • воспалительные процессы полости рта и губ — стоматит, гингивит, кариес, грибковая инфекция;
  • воспалительные процессы близлежащих органов — конъюнктивит, ринит, лимфаденит, фурункулез;
  • порезы, ссадины, гематомы;
  • тяжелые хронические заболевания — онкологические, сердечно-сосудистые, гематологические, неврологические, психиатрические.

Массаж лица

Правильная последовательность проведения расслабляющего массажа такая: сначала воздействуют на лицо и губы, затем на язык.

Массаж лица при дизартрии заключается в растирании, разминании, поглаживании. Перед процедурой снимите украшения, ногти должны быть коротко подстрижены. Первые сеансы короткие, постепенно продолжительность увеличивается.

Классический вариант начинается с разминающих движений в области лба. Движения плавные, от центральной части в сторону висков. Затем поглаживание от бровей к линии волос подушечками всех пальцев.

На веки нельзя сильно нажимать: все движения должны быть легкими, поглаживающими. Направление — круговое, по часовой стрелке.

В области щек необходимо расслабить мышцы путем их растягивая от рта в сторону висков, а от скул — книзу, к подбородку. После этого переходим к носу, плавно растирая крылья вверх и вниз, поглаживая носогубную складку в направлении от носа к уголкам губ.

Артикуляционный массаж губ при дизартрии заключается в разминании вибрационными движениями, затем растирании от середины губ к уголкам. Затем растирают подбородок, поглаживают уши.

Когда у ребенка имеется асимметрия лица, разный тонус мышц слева и справа, уделяйте пораженной стороне больше внимания, чтобы добиться нормализации мышечного тонуса при дизартрии.

Комплекс артикуляционных упражнений

Зарядка включает 5 упражнений, и ее тоже можно выполнять дома.

«Лошадка» — цокание языком. Это очень полезное и эффективное упражнение. Не у всех деток оно получается сразу.

«Блины» — малыш приоткрывает рот, распластывает язык в плоский блинчик.

«Змейка» — ребенок имитирует жало змеи — язык такой же острый. Затем высовывает его вперед-назад.

«Трубочка» — малыш пытается свернуть язык в трубочку.

Еще одно упражнение — попытаться дотянуться кончиком языка к носу, а потом к подбородку.

Логопедический массаж языка

Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.

Массаж зубной щеткой

Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:

  • положите бумажную салфетку или носовой платок под язык, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу. По мере намокания салфетку нужно менять;
  • ребенок должен расслабить язык настолько, насколько он сможет;
  • сначала выполните круговые разминающие движения по спинке языка, нажим при этом должен быть несильным;
  • поглаживание по всей площади языка, движения прерывистые, как при чистке зубов;
  • малыш напрягает язык, приподнимая его кверху, вы массируете нижнюю часть языка и ямку под ней.

При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.

Массаж языка пальцами

Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники

Этапы такие:

  1. Расслабление мышц языка;
  2. Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
  3. Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
  4. Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
  5. Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
  6. Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
  7. Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.

Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.

Зондовый массаж

Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.

Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.

После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.

Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.

Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:

  1. Инструментом в виде маленького шара нужно водить по всей поверхности языка;
  2. Обкалывание языка зондом в виде вил. Происходит сокращение мышц. Затем врач совершает колебательные и вращательные движения инструментом в различных точках в течение пяти секунд;
  3. «Восьмеркой» нажимают на орган в нескольких точках;
  4. «Саночки» существуют в трех размерах. Ими тоже производят надавливающие движения;
  5. «Топорики» используются для скольжения с небольшим нажатием;
  6. «Крестовиной», «толкачиком»нажимают на язык, а потом убирают зонд. Происходит сокращение мускулатуры языка.

Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.

Сложные моменты

В некоторых случаях проводить массаж не так легко. При разных патологиях отмечается повышенный рвотный рефлекс. В таком случае не удастся толком воздействовать на мышцы.

Для снижения чувствительности используют некоторые хитрости. Детям дают для полосканий крепкий чай. За счет дубильных веществ он оказывает анестезирующий эффект. С этой же целью дают леденцы с ментолом.

В некоторых случаях проводят приучение анализаторов. Для этого берут зонд «Саночки маленькие» и аккуратно им проводят до допустимой линии и отводят его обратно. Так делают пять раз. Постепенно инструмент заводится все дальше.

Для подавления рефлекса полезно развивать жевательную мускулатуру. Для этого дают ребенку пожевать небольшую спринцовку. Ее кладут в рот широкой частью и предлагают слегка сжать.

Некоторые дети боятся металлических зондов и могут негативно реагировать на них. В таком случае их предварительно готовят к манипуляциям. Для этого используют игрушки, предлагают рассмотреть все инструменты и опробовать их на предметах.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Специалисты рекомендуют проводить логопедический массаж в домашних условиях. Во-первых, это залог непрерывности лечения, что влияет на эффективность коррекции. Во-вторых, дети, особенно маленькие, в обычной обстановке более раскрепощены, а с незнакомым человеком даже заставить открыть рот бывает невозможно. В-третьих, дома вы можете выполнять массаж в любое время: не нужно подстраиваться под график, менять свой режим, что само по себе стрессовый фактор.

Лицо массируйте при помощи пальцев. Можно использовать чайные ложки. Вместо зондов при массировании языка вы можете использовать также подручные средства: ложки или те же зубные щетки. Разминание пальцами также будет полезным.

Необходимо, чтобы вы умели делать расслабляющий массаж при дизартрии. Важно правильно делать все движения, знать, куда нужно нажать сильнее, а где лучше использовать легкие прикосновения. Обучиться можно на курсах. Также основы вам может показать логопед. Если сочетать процедуры с обычным массажем, эффект будет в разы выше. Только учтите, что он бывает расслабляющим или тонизирующим.

Неправильная техника может спровоцировать ухудшение: могут появиться другие виды нарушения речи, кроме дизартрии.

Выводы

Дизартрия — это не просто невыговаривание некоторых звуков. И уж точно не стоит ждать, что ребенок с таким диагнозом «разговорится», как дочка соседей. Это речевое нарушение намного глубже и сложнее, но — не всегда приговор. Главное — не упустить время.

Вот почему закрывать глаза на проблему — огромная ошибка родителей. Конечно, принять тот факт, что у твоего чада какие-то нарушения, тяжело. Но сделать это необходимо именно во благо будущего своего малыша. Невылеченное же заболевание принесет взрослому человеку множество проблем в социальной жизни — начиная от общения и заканчивая работой.

Если выявить болезнь на ранней стадии развития, ее вполне можно вылечить. Комплексный подход к терапии дает хорошие результаты. Конечно, если нет грубых нарушений нервной системы.

Еще лучше, если удалось диагностировать болезнь, когда она еще не дала о себе знать, то есть до первых попыток малыша говорить. Такая ранняя коррекционная работа станет эффективной профилактикой.

Важные правила логомассажа

Артикуляционный массаж при дизартрии — несомненно, эффективный способ коррекции. Чтобы получить пользу, и избежать осложнений, необходимо выполнить следующие условия:

  1. Все этапы лечения контролирует логопед: медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж. Поэтому выбор специалиста — один из основополагающих моментов в терапии;
  2. Кроме профессиональных качеств, важно установить эмоциональный контакт между логопедом и ребенком. Значит, специалист должен уметь находить общий язык с детьми разных возрастов. Если ребенок будет вести себя скованно, начнет закатывать истерики во время сеансов — пользы от таких процедур не будет, какими бы регалиями не обладал логопед;
  3. Комната, в которой проводится расслабляющий массаж при дизартрии, должна быть комфортной. Нужно ее проветрить, убрать отвлекающие предметы;
  4. Делать процедуры лучше лежа. Но если ребенка так неудобно, он может сесть;
  5. Ребенок должен быть в хорошем настроении, сытым и довольным. Нельзя проводить лечение, когда он устал, эмоционально переутомился или болеет. Во время массаж он не должен испытывать дискомфорт или боли;
  6. Также важно ваше настроение. Если вы взвинчены, нервничаете, это почувствует малыш и тоже начнет беспокоиться;
  7. Если используете ложку, щетку, то приобретите их специально для массажа;
  8. Чем раньше начать терапию, тем быстрее вы получите результат. Поэтому обращайте внимание на речь ребенка, особенно если он находится в группе риска: у вас беременность и роды протекали тяжело, во время беременности вы болели, у ребенка была черепно-мозговая травма, он серьезно и долго болел, у вас есть близкие родственники с речевыми расстройствами. Первыми «звоночками» являются ограничение подвижности губ, неба, языка, трудности с сосанием, проглатыванием пищи. Гнусавость и невнятность речи, когда ребенок начал разговаривать. Если вы обнаружили эти симптомы, обратитесь к врачу;
  9. Процедуры будут эффективными только при комплексном подходе. Это значит, одновременно проводятся уроки с логопедом по постановке звуков, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики.

Наберитесь терпения. Ведите обычную жизнь: пусть ваш малыш чувствует, что он ничем не отличается от остальных, что его также любят и ценят. Это — важный момент, который несомненно, поможет ему справиться со своими проблемами.

Комплекс дыхательных упражнений

Включает 2 упражнения. Родители вполне могут делать их с малышом дома.

«Гонки». Положите на стол два ватных шарика. Родитель дует на один шарик, ребенок — на другой. Выиграл тот, кто сдвинет свой шарик на большее расстояние.

«Волшебное дыхание». Вставьте малышу в ноздри кусочки ваты. Главное — неглубоко! Попросите его выдыхать и одновременно удерживать ватку — она не должна выпасть.

Еще один вариант дыхательной гимнастики — по А.Н. Стрельниковой. Суть гимнастики — каждую секунду нужно делать резкий вдох носом и одновременно делать упражнения. Вдох шумный и сильный, а выдох естественный, незаметный.

Есть несколько правил: с каждым вдохом опускать плечи и ноздри сильно смыкать, словно на них кто-то нажимает.

Гимнастика должна быть в радость, поэтому выполнять ее нужно до первых признаков утомления. Не нужно заставлять малыша, если он не хочет заниматься.

Гимнастика рассчитана на взрослых людей, поэтому продолжительность занятия и количество подходов лучше согласовать с логопедом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]