Благодаря многолетнему изучению наших внутренностей при любом удобном случае, учёные стали хорошо понимать, как работает практически каждая часть нашего тела. Однако самым загадочным отделом нашего организма является головной мозг. И чем больше мы его изучаем, тем более загадочным он становится. Вы даже не представляете, на какие удивительные вещи способна наша «думалка». Не переживайте, ученые долгое время тоже этого не знали.
Мозг-супергерой.
Сегодня мы расскажем о 10 самых невероятных возможностях нашего мозга, которые делают нас почти супергероями.
Мозг умеет создавать ложные воспоминания
Обмани меня.
Вот вам научный факт: наш мозг способен создавать ненастоящие воспоминания. Вы никогда не оказывались в ситуации, когда что-то помните, хотя в реальности этого никогда не было? Нет, мы сейчас не говорим о воспоминаниях о прошлых жизнях, где вы были Цезарем или Клеопатрой. Речь о идёт о том, что вы «помните», как делали вещи, которые в реальности не делали. Думали, что заняли денег у соседа, а на самом деле не занимали. Думали, что купили какую-то вещь, а на самом деле не покупали. Таких примеров куча.
Есть и более впечатляющие. Например, наш мозг может убедить нас в том, что мы совершили преступление. В одном из экспериментов учёные смогли внушить и создать ложные воспоминания у 70 процентов участников. Те стали думать, что совершили кражу или вооруженное нападение.
Как это работает? Есть мнение, что наш мозг может заполнять пробелы в нашей памяти неточной или полностью недостоверной информацией, когда мы пытаемся что-то вспомнить.
Также интересно почитать: Плохие запахи делают воспоминания более сильными
Сверхвозможности опасны?
— Есть расхожее представление, что мозг обладает некими сверхвозможностями, скрытыми в подсознании. Это действительно так?
— Не стоит переоценивать роль идеального в работе мозга. Отсюда появляются мифы о его сверхвозможностях и скрытых резервах — мол, человек в обычной жизни якобы задействует всего лишь малую долю того, что ему на самом деле подвластно. Кто, например, не слышал историю о прохожем, который, спасаясь от собаки, перелез через трехметровую стену, хотя никогда ни до, ни после не мог перелезть даже через двухметровую… Вариаций на эту тему предостаточно. В финале обычно делается вывод, что у каждого из нас есть масса нереализованных возможностей, и вот если бы научиться их использовать… Что ж, это несложно. Вкатите себе лошадиную дозу допинга и дерзайте. Скорее всего, вы умрете уже при второй пробе…
Подобные представления похожи на миф о покорении природы. Да, у организма есть резервы. Но они потому и резервы, что приберегаются для редких, действительно экстремальных случаев. Человек может многое, но далеко не все – при этом за свершения приходится платить, иногда слишком высокую цену…
Статья по теме
Живой суперкомпьютер. Зачем мозгу вода и почему он активнее ночью? К примеру, существует теория, будто реальная сила мышц во много раз больше чем та, которую мы показываем на соревнованиях. Ситуация такая же, как с суперсовременными сверхмощными машинами, в которых скорость ограничена искусственно. Ограничения же на силу мышц происходят за счет ломкости костей, недостаточной прочности сухожилий. Почему же бесконечны истории о прыжках и невероятной силе? Да потому, что в момент опасности в организме выделяется лошадиная доза адреналина. Организм умно сконструирован. Он понимает, что, когда, скажем, нападает тигр, не время думать о правильном распределении энергии, а растянутые связки можно починить потом. Но когда обсуждают нераскрытые возможности мозга (сверхпамять, сверхбыстрый счет и другие феномены), скучные представления о естественных барьерах сразу забывают.
Весь вопрос тут в цене сверхвозможностей. Известно, что практически все чемпионы олимпийского уровня – больные люди. Их рекорды связаны с запредельной мобилизацией сил организма: такое даром не проходит. Платой за медаль в 18 лет часто становится инвалидность в 40. Человек работает на износ, не думая о будущем. Или, скажем, есть люди, которые никогда не спят: как ни странно, им нельзя водить машину. Отсутствие нормального сна они компенсируют тем, что засыпают на секунду-другую. А за секунду, между прочим, автомобиль может проехать десятки метров…
Кстати, и сами по себе сверхвозможности – не всегда благо. Возьмем, к примеру, ту же память. Мгновенно и навсегда сохранять в голове огромные объемы информации – это великолепно. Но и способность забывать – тоже великое дело. Представьте себе, что один из супругов помнит обо всех семейных скандалах, психологических травмах, поражениях. С такой памятью трудно жить. Великий сыщик Шерлок Холмс избегал ненужных знаний. С подобной проблемой сталкиваются все, кто работает на компьютере: диск объемом 500 гигов можно заполнить очень быстро, но как потом найти нужный файл? Тот, кто помнит все, зачастую мало что может использовать: он завален информацией.
Зарядка для головы. Какие упражнения помогут накачать мозг? Подробнее
Пока что большинство случаев выдающихся возможностей человека вели к потерям в будущем или даже настоящем. Почти любое отклонение от стабильности человеческого организма не приводит к благу. Отсюда следует вывод: сверхвозможности, по идее, должны быть запрещены на биологическом уровне – стремлением самого мозга и организма к сбалансированности. Поэтому, мозг вносит достаточно жесткие ограничения в наше мышление, подобно тому, как в басовом регистре нельзя сыграть быструю мелодию.
Сверхвозможности опасны для их обладателя. Возьмем жизнь и смерть Владимира Высоцкого, который, несомненно, обладал сверхвозможностями, но они «сожгли» (в буквальном смысле, если говорить об энергетике) его организм. Или, скажем, судьбы Пушкина, Лермонтова… Если плата за развитие своих способностей и умений в пределах нормы — это тренировка и здоровый образ жизни, то цена сверхвозможностей — гипертрофия какого-то одного качества за счет других и, возможно, преждевременная смерть.
Статья по теме
Суперстарец. Какие чудеса творил Григорий Распутин?
— Если мозг изучен не до конца, значит, нельзя отказывать ему и в каких-то паранормальных способностях?
— Думаю, придет время заняться изучением явлений, которые сейчас считаются несуществующими: феноменом предвидения, выходом души из тела, возможностями телепатии, вещими снами. Например, телепатия: есть она или нет? Ясно одно: передача мыслей на расстояние сделала бы невозможным существование высокоразвитых форм жизни. А так называемый выход души из тела происходит только в критических состояниях, например, когда человек при смерти. Почему? Когда жизнь угасает, нарушается согласованная работа различных систем. Их еле-еле хватает на самообеспечение, но уже не на взаимодействие. И тогда, возможно, в мозге перестают действовать некоторые запреты и ограничения… У некоторых людей это врожденные качества (в этом случае мы говорим о таланте или даже гении). Они могут проявляться, например, при постановке сверхзадачи в виде озарений и сопровождаться изменением внутреннего режима времени.
— То есть время в мозге течет как-то иначе?
— Возможно, что и так. В особенно сложных структурах энергия может переходить во время или пространство и наоборот. Иначе говоря, не исключено, что мозг в своём объёме способен изменять законы пространства-времени. Теоретически можно себе представить, как сложная нейронная сеть (совокупность миллиардов нейронов) локально, в объёме головы, модифицирует свойства пространства в зависимости от своей структуры и состояния.
Статья по теме
Прорыв или профанация: как российскому программисту пересадят голову?
Наш мозг может предсказывать будущее
Ловкость.
Установлено, что во время поступления визуальной информации в наш мозг существует некоторая задержка, благодаря чему мы можем прогнозировать то, что должно произойти дальше. Эти предсказания строятся в том числе и на нашем прошлом опыте (в нас летит мяч — нужно увернуться; открытый дорожный люк – нужно обойти). Мы даже не подключаем к этому свое сознание (другими словами, не обдумываем). Все люди способны предсказывать будущее, что помогает нам избегать тех вещей, которые могут нам навредить.
Невероятно, но факт
Учеными собраны сведения, которые говорят о феноменальных способностях человеческого мозга, а именно:
1. Мозг принято считать серым. Однако только отмирающие клетки становятся серыми. Живые клетки отливают розовым!
2. Орган трудится без отдыха от рождения до смерти.
3. Орган вмещает от 80 до 100 миллиардов нейронов. В левом полушарии нейронов содержится больше.
4. По сведениям опубликованных в 2014 году в голове женщины содержится больше «серого вещества».
5. У мужчины больше белой спинномозговой жидкости.
6. У людей гуманитарного направления процент «серого вещества» выше.
7. Систематические физические занятия способствуют увеличению массы мозга.
8. 60% мозга — это белое вещество, его цвет определяет миелин, который увеличивает скорость электрических импульсов.
9. Жир очень полезен для мозга.
10. Орган потребляет до 20% кислорода и столько же ему требуется глюкозы.
11. В органе вырабатывается энергия, на которой может работать лампочка в 25W!
12. Выяснено, что размер органа не влияет на умственные способности.
13. Чем больше извилин, тем больше нейронов, тем лучше память.
14. Увеличить количество мозговых извилин можно при помощи медитации.
15. Когда происходит процесс зевания, орган охлаждается.
16. Если человек пренебрегает сном, повышается температура мозга.
17. Человек за день способен переработать 70 000 мыслей.
18. Информация в органе продвигается по нейронам со скоростью от 1,5 до 440 км/час.
19. Орган способен моментально сканировать и обрабатывать изображения за 13 миллисекунд, тогда как мигание глаза происходит за несколько сотен миллисекунд.
20. Согласно статистике примерно 20% населения левши. Правша наиболее приспособлен к условиям цивилизации. Людям со способностью левши труднее жить.
21. Только 1% населения могут владеть одинаково обеими руками, их называют амбидекстерами.
Наш мозг «видит» на 360 градусов
Мозг может видеть лучше, чем глаза.
А эта возможность делает нас похожими на «Человека-паука». Да, мы, а точнее наш мозг способен очень внимательно следить за окружающей обстановкой и сообщать о том, что мы еще толком не осознали. Например, мы начинаем ощущать, за нами кто-то следит. Появляется чувство неловкости, начинаем потеть, кожа покрывается мурашками. Поворачиваем голову в эту сторону, и действительно видим, что какой-то человек на нас смотрит. Некоторые это называют «шестым чувством».
Глаз на затылке у нас нет, да и поле зрения у нас довольно узкое, по сравнению с другими животными. Но мозгу они там и не нужны. У него есть более эффективные средства для оценки окружающей обстановки. Например, слух, который способен замечать даже самые незначительные изменения в окружающем фоне. И эта способность особенно усиливается, когда мы не можем видеть часть этого окружения.
Когнитивные технологии
Когнитивные технологии отражают процессы познавательной деятельности человека. Принцип работы мозга человека используется в системах искусственного интеллекта. Примером могут служить видеокамеры, которые устанавливают вдоль трассы, чтобы следить за лицами водителей автомобилей. Системы искусственного интеллекта за долю секунды способны определить, что водитель выглядит уставшим и собирается уснуть.
Подобные нововведения призваны уменьшить количество аварий на дорогах, которые в большинстве случаев происходят из-за того, что уставший водитель утратил бдительность и способность концентрировать внимание. Другой пример когнитивной технологии – компактные видеокамеры, которые устанавливаются на плечо инвалидов по зрению.
Система сканирует окружающее пространство, определяет название улиц и номера домов, озвучивая информацию владельцу, что позволяет слепому человеку ориентироваться на улицах города без сопровождающего. Когнитивность машин, электронных устройств ассоциируется с особенностями работы мозга человека.
Системы искусственного интеллекта способны воспринимать информацию, обрабатывать и анализировать данные, делать логические выводы, самообучаться. Когнитивные технологии – важнейшие достижения современности. Когнитивная наука объединяет знания разных сфер – философии, психологии, нейрофизиологии. Картина реальности в рамках когнитивной науки представлена в форме измерений:
- Объективное мироздание.
- Субъективный образ в пределах объективного мира.
- Взаимодействие между действительностью и репрезентацией (вторичное субъективное представление действительности).
Отношение между действительной реальностью и представлениями о ней отражают адаптационные способности индивида. Большое значение в рамках адаптации к окружающим условиям имеет степень ее адекватности. Когнитивная наука представляет собой совокупность знаний и технологию, которые используют для расширения возможностей нашего мозга.
Отличительная особенность технологии – социально-практическая польза. Пример применения когнитивных технологий – формирование виртуальной реальности в процессе профессиональной подготовки водителей, летчиков, космонавтов, диспетчеров.
Наш мозг может точно оценить любого человека за доли секунды
Творчество доступно не всем.
У мозга очень хорошее чутье.
Неважно настолько непредвзятыми мы пытаемся себе казаться, у нашего мозга свое представление на этот вопрос. Он способен оценить впервые встреченного вами человека всего за 0,1 секунды (как выглядит, как говорит, как одет, побрит и так далее). Пока мы пытаемся все это сознательно понять, наш мозг на подсознательном уровне уже создает картинку человека (и причем довольно точную) и делает вывод – понравится вам этот человек или нет.
Что такое IQ
IQ – это принятый в 1912 году коэффициент интеллекта. Определяют его решением тестовых задач, каждый из которых должен отличаться сложностью.
1. Показатель IQ 70 – самый низкий.
2. Показатель IQ обычного человека — 100.
3. Показатель IQ выше 100 определяет повышенные способности человека.
К примеру, обычный показатель IQ японцев равен 111. Только у 10% японцев IQ 130.
Можно ли повысить уровень IQ? Американский врач Андреа Кушевски, в начале своей деятельности, занималась с умственно отсталым малышом. Она разработала программу, по которой проводились занятия на протяжении трех лет. В результате IQ ребёнка после окончания курса равнялось 100.
После проведенных экспериментов сделан вывод:
• способности ума поддаются тренировке;
• начать тренировки можно в любом возрасте;
• любой желающий может улучшить свои способности.
С чего начать?
Человек использует возможности мозга примерно на 5%, в лучшем случае 10%.
Этот орган имеет защиту, которая позволяет пользоваться возможностями столько, сколько требуется в настоящее время.
Есть несколько правил, для тех, кому хочется повысить свой уровень IQ:
1. Стабильно «кормить» свой ум полезной пищей. Можно решать математические или логические задачи, заняться освоением музыкального инструмента или изучать иностранные языки, изучать страны в путешествиях.
2. Лучшим способом тренировки (для некоторых) являются компьютерные игры.
3. Неординарные способности развиваются решением одной задачи несколькими вариантами.
4. Следует выбирать сложные варианты решения любой проблемы.
Доказано, что развить способности ума нужно при стабильных нагрузках. Начинать можно с решения простых задач. Иначе говоря, идти от простого к сложному:
• разгадывать кроссворды;
• читать книги, газеты;
• учить стихи;
• решать математические задачи;
• запоминать прочитанную информацию;
• изучать языки;
• освоить компьютер, который помогает контролировать собственные эмоции.
Для выполнения этих нагрузок не требуется много времени. Всего полчаса в сутки стоит потратить на занятия, чтобы сохранить адекватную мозговую активность до самой глубокой старости. Совершенствовать способности человеческого мозга нужно в любом возрасте.
В итоге после подобных занятий человек получает:
• улучшится кровообращение, то есть питание мозга;
• результат тренировок способствует неограниченному восприятию информации;
• заметно снизится риск развития возрастных заболеваний или болезней, подобных депрессии.
Интересно! Сигналом беспокойства должно быть ухудшение запоминания. В такой ситуации можно порекомендовать компьютерные игры. Замечено, что люди, играющие в компьютерные игры, лучше запоминают информацию, также у них высокая скорость реакции. Именно скорость реакции на необычную ситуацию может отображать состояние мозговой активности.
Наш мозг – идеальный будильник
Мозг разбудит сам себя лучше любого смартфона.
«Мне не нужен будильник. Я сам себе будильник», говорят некоторые люди. Знайте, они не шутят. Если вы соблюдаете режим (ложитесь спать и встаете в одно и то же время), ваш мозг привыкает. Наши собственные биологические часы – лучше любого будильника. Поэтому многие люди могут просыпаться еще до того момента, как прозвенит мерзкий звонок, сообщающий о том, что пора вставать на работу. Часто такое наблюдается, например, у офисных работников.
Питание
Следить за своим питанием нужно не только тем, кто занимается спортом или пытается похудеть. Контролировать рацион нужно каждому человеку. Правильный подбор продуктов питания улучшает обмен веществ, нормализует вес, укрепляет иммунитет, повышает физические способности, а также оказывает положительное влияние на интеллектуальные навыки человека.
Первое важное условие правильного питания заключается в потреблении достаточного количества жидкости. Если человек испытывает ее нехватку, то работа мозга будет значительно ухудшена. Чтобы этого избежать, следует выпивать около 2 л воды каждый день. Это будет повышать интеллект и скорость его работы.
Вторым условием является само питание. Что нужно включить в рацион:
- Зелень – фолиевая кислота и витамины, содержащиеся в зелени, очень полезны для интеллектуальной активности;
- Яблоки – кверцетин, входящий в состав яблок, защищает мозговые клетки от любого негативного воздействия, а также препятствует снижению когнитивных навыков;
- Молоко – многие компоненты делают молоко очень полезным для улучшения памяти и умственных навыков;
- Рыба – присутствие в рационе этого компонента повышает интеллектуальную активность, а также укрепляет память;
- Орехи – белок повышает защиту мозговых тканей от внешнего воздействия, что улучшает когнитивные функции;
- Шоколад – глюкоза повышает активность мозга, резко улучшая все когнитивные способности человека.
Раскрыть весь неактивный потенциал мозга также можно с помощью яиц, печени, цитрусовых, бобовых, меда или кофе. При этом не рекомендуется есть вредную пищу (фаст-фуд, жирное, жареное) и употреблять спиртные напитки.
Некоторые предпочитают повышать мозговой потенциал с помощью медицинских средств. Одним из самых популярных стал «Теанин» от .
Наш мозг может «слушать» и учиться во время сна
Хотели бы учиться во сне?
Мы привыкли думать, что во время сна наш мозг полностью отключается. На самом деле это не так. Да, некоторые отделы мозга действительно отдыхают, снижая свою активность. Но, мы можем даже учиться во сне! Во время так называемой фазы быстрого сна человек способен запоминать некоторые вещи. В ходе экспериментов перед спящими людьми ученые проигрывали определенные звуковые сигналы (которые люди никогда до этого не слышали). Затем люди просыпались, а исследователи проигрывали им эти сигналы снова и просили сказать, какие из этих звуков кажутся знакомыми. И люди их узнавали!
Крутая способность, но не советуем пользоваться ею для подготовки домашнего задания, зачетов и важных презентаций.
Также интересно: Электрическая стимуляция мозга временно омолаживает мозг человека на 50 лет
Особенности работы
Многие ученые схожи во мнении, что возможности головного мозга человека безграничны, но пока недостаточно изучены. Существует много примеров, которые доказывают, что у возможностей мозга нет предела. Лиз Варлоу – музыкант симфонического оркестра в Лондоне, играет на альте, занимается музыкой с 8 лет. При этом женщина – глухая. Слух стал ухудшаться, когда Лиз исполнилось 16 лет. В 19 лет она перестала слышать совсем, что не помешало продолжить карьеру музыканта.
Это один из примеров успешной адаптации к изменившимся условиям. Исследования нейрофизиологов показывают возможность увеличивать количество синаптических контактов посредством обучения. Сознание определяет возможность достижения цели при помощи целенаправленной мыслительной деятельности. Мысленно воображая образы предметов, представляя желаемые события, человек приближает момент осуществления задуманного и достигает самых невероятных целей.
Мысль – энергетический поток, который возникает в нейрональной сети в ходе передачи сигналов между нейронами. Целенаправленное мышление ассоциируется с получением желаемого результата, как особенность взаимодействия с окружающими миром. В процессе мыслительной деятельности индивид опирается на аспекты:
- Моделирование, планирование.
- Эксперимент, прогнозирование.
- Причинность, оценка.
- Анализ, интеллектуальная обработка, сравнение сведений с информацией, хранящейся в памяти.
- Суждение, выводы.
Навыки, влияющие на способность думать, включают умение быстро находить нужную информацию в памяти, сопоставлять разные данные, делать логические, обоснованные выводы. Интеллект подразумевает способность выполнять такие задачи, как рассуждение, планирование, понимание сути проблемы и идеи, абстрактное мышление, обучение, владение языковыми навыками.
Быстрое вычисление правильных ответов без опыта решения подобных задач – показатель высокого интеллекта. Индивидуальный показатель интеллекта отражен в значении IQ, которое определяется при помощи специальных тестов. IQ-тесты измеряют познавательные способности человека, его возможности в деле понимания, освоения, запоминания и применения новой информации.
Неограниченные возможности головного мозга проявляются в его влиянии на здоровье и качество жизни индивида. Пример влияния мозговых структур прослеживается в так называемом эффекте плацебо. Человеку дают таблетку, состоящую из физиологически неактивного вещества, называя ее эффективным лекарством от болезни. Если человек верит в чудодейственные свойства лекарства, его состояние улучшается.
Скрытые возможности мозга до конца не изучены. Ученые лишь однозначно утверждают силу его влияния на организм. Психосоматические заболевания являются следствием депрессии, эмоциональных переживаний. Если нарушена психическая деятельность, страдает весь организм, что проявляется в нарушении работы органов и частей тела. Например, воспоминания о травме конечности приводят к появлению чувства ослабления мышц в ней. Человек не может пошевелить рукой или ногой, хотя давно вылечился от травмы.
Сверхъестественные возможности мозга иллюстрируются примерами скоростного счета, когда человек мгновенно в уме выполняет операции умножения и деления многозначных чисел. Полиглоты – люди, способные изучать много языков, также служат примером безграничных возможностей мозга.
Невероятные способности мозга человека отражены в таких навыках, как скоростное чтение, когда человек на несколько минут прочитывает книжный том, состоящий из сотен страниц, или фотографическая память – возможность запомнить и воспроизвести информацию, размещенную на листе бумаги после однократного взгляда на нее в течение не больше 1 минуты. Способности мозга можно развивать, регулярно ставя перед собой интеллектуальные задачи.
Мозг способен обучаться за счёт воображения
Творчество доступно не всем.
Простой эксперимент, впервые проведенный еще более 100 лет назад. Людей разделили на две группы. Одну группу стали обучать базовым навыкам игры на пианино с использованием инструмента. Обучение другой группы проходило без пианино. Людям просто рассказывали, как правильно ставить и двигать пальцами, а также описывали, как звучит та или иная нота. К концу обучения было установлено, что обе группы обладают одинаковыми навыками – обе смогли сыграть на пианино мелодию, которой их обучали.
В 90-х годах уже с использованием более современных научных инструментов ученые действительно выяснили, что воображаемое обучение и практика может оказывать такое же воздействие на мозг, как и реальные.
Физическая активность
Проявление физической активности является залогом крепкого здоровья. Также она помогает повышать интеллектуальные способности и расширяет потенциал мозга, позволяя человеку стать гораздо более умным. Для этого достаточно регулярно нагружать себя физически.
Какая физическая активность эффективна:
- Ходьба. Регулярные прогулки очень полезны для здоровья и мозга. Лучше всего ходить на свежем воздухе в вечернее время или днем, когда светит яркое солнце. Рекомендуется гулять не менее получаса.
- Йога. Физическая практика, называемая йогой, тоже относится к виду активности. Она развивает когнитивные навыки и открывает перед человеком новые границы, делая возможным еще большее расширение потенциала.
- Аэробные упражнения. Выполнение аэробных упражнений оказывает прямое влияние на гиппокамп, что помогает развивать интеллектуальные способности, открывая перед собой новые возможности.
- Силовые тренировки. Рекомендуется заниматься в тренажерном зале с общепринятой регулярностью, т.к. это стимулирует защиту нейронов мозга, что положительно сказывается на интеллекте.
- Гольф. Играть в гольф стоит всем, кто хочет поддерживать свое физическое состояние или развивать интеллект. Перед ударом по мячу нужно рассчитывать его силу, угол наклона, а также просчитывать траекторию его полета. Именно эти факторы становятся главным аргументом в вопросе раскрытия потенциала.
Ограничивать себя этим списком не стоит. Можно выбирать другие виды спорта или активные танцы, опираясь на личные предпочтения.
Мозг работает намного лучше, если на тренировке играет приятная музыка.
Наш мозг имеет «режим автопилота»
Испытывали когда-нибудь чувство автопилота?
Как только мы хорошо овладеваем каким-нибудь навыком, наш мозг подключает к работе определенный отдел, так называемую сеть пассивного режима работы. Она используется для выполнения задач, не требующих сложного анализа, поскольку их решение уже многократно опробовано и доведено до автоматизма.
Людей обучили одной карточной игре, которая требует небольшого мыслительного процесса. Люди играли хорошо, но когда после многочисленных партий к работе подключилась эта самая сеть пассивного режима работы, они стали играть еще лучше.
Обучение другим видам навыков дается людям сложнее. Например, игра на инструментах. Сначала – очень сложно. Но после, когда ваши руки и пальцы запомнили, как нужно правильно играть — ваш мозг фактически отключается. И вы начинаете делать это на автоматизме.
Ким Пик и Соломон Шерешевский
Соломон Шерешевский попал под наблюдение психолога А. Лурье, когда был достаточно молодым человеком – причем память его была феноменальной безо всяких тренировок. Его способ «сохранения» информации похож на известные сегодня приемы мнемоники. Создавалось впечатление, что объем его памяти не ограничен ничем. Единственной его проблемой было научиться забывать.
Этот человек обладал так называемой синестезией. Во всем остальном С. В. Шерешевский оставался вполне обычным. Не та ситуация с Кимом Пиком – он родился с определенными расстройствами, которые, впрочем, сами по себе не должны были сделать из него ни гения, ни больного. Однако уже в 16 месяцев ребенок научился читать, к трем годам освоил газеты, а к семи выучил Библию наизусть. Неплохо описывают возможности человеческого мозга книги Дэниэла Таммета (который так же, как и Ким Пик, «савант», однако куда более социален и, в отличие от других, может объяснить, как именно делает подсчеты).
Ким Пик держал в голове карты американских городов, сотни произведений классической музыки, помнил несколько тысяч прочитанных книг. Все это было не просто «мертвым грузом» — он понимал имеющуюся в его памяти информацию, мог интерпретировать и использовать ее.
В 2002 году он начал играть на фортепиано, озвучивая многие произведения по памяти. Именно он вдохновил Барри Левинсона снять ставший знаменитым фильм «Человек дождя».
Наш мозг способен наращивать мышцы в нашем теле
Воображаемые тренировки, они такое.
Сейчас лето и многие из нас, наверно, опять с горечью вздыхают о том, что не смогли к нему подготовиться. Все эти диеты и фитнес-центры так и остались нашими желаниями и воспоминаниями. Не отчаивайтесь! Наш мозг способен увеличивать силу наших тел, если мы об этом просто подумаем.
В эксперименте одну группу людей попросили каждый день (в течение 5 дней) по 11 минут представлять, что они занимаются повышением силы кистей рук. К окончанию опыта было установлено: у той группы людей, что думали о накачке рук, сила хвата оказалась в два раза выше, чему тех, которые этого не делали.
Можно ли получить шесть кубиков пресса таким же методом? Не узнаете, пока не попробуете.
Стимуляция мозговых функций
Чтобы «расшевелить» мозговую активность надо заняться решением интересной задачи. Стимуляцию можно начать с техники скоростного чтения:
• заниматься требуется стабильно 3-4 месяца при приподнятом эмоциональном настроении;
• обязательно понимать суть прочитанного;
• поле охвата текста взглядом расширять постепенно.
Болгарским ученым-психологом Георгием Лозановым во второй половине ХХ века был предложен метод скоростного обучения для взрослых. Метод получил название суггестология. Обучение проходит под музыку. Ученик не напрягаясь, запоминает новый материал на 50% больше в сравнении с обычным обучением.
Тренировки можно начинать в любое время. Регулярные занятия, с постепенным увеличением нагрузок позволят добиться хороших результатов:
1. Чтение способствует развитию логического мышления.
2. Спорт способствует выработке эндорфина, стимулирующего мозговую активность.
3. Чередование занятий и дневного отдыха, способствует лучшему усвоению информации.
Ученые считают, что тренировать собственные способности, для того чтобы улучшить внимание, рассудительность и стать просто умнее – этой возможностью может воспользоваться каждый. Просто требуется каждый день посвящать изучению чего-то нового.
Для сохранения здоровья не следует пользоваться для стимуляции:
• наркотическими веществами;
• алкогольными напитками;
• курением сигарет.
Любой перечисленный способ вызывает деградацию.
Финеас Гейдж: «человек с дырой в голове»
В середине XIX века произошел случай, который до сих пор не смогли объяснить ученые и медики: строитель Финеас Гейдж выжил, получив тяжелую рану и лишившись части мозга, после того как металлический лом прошил его голову. На тот момент Гейджу было 25 лет.
Штырь вошел ниже левого глаза и вышел из тела, пролетев еще несколько метров, оставив молодого строителя без хорошей части мозга. Однако он не умер. Более того, вскоре пришел в сознание, и его отвезли к доктору в ближайшую больницу. Врач наложил повязку и очистил рану от осколков — это было все, что медицина того времени могла предложить. Люди были уверены, что Финеас Гейдж умрет.
Через некоторое время развилась бактериальная инфекция, а также разрослась плесень. Тем не менее спустя примерно 10 недель пациент выздоровел – он сохранил память, ясное сознание и свои профессиональные навыки. Умер Финеас Гейдж в 1860 году, а этот поразительный случай так и не нашел однозначного объяснения.
Где живет счастье?
Итак, мы все можем сами создавать свою реальность. Тогда почему далеко не все из нас счастливы? Оказывается, не многие умеют создавать счастливую реальность и даже слабо представляют, что им нужно для счастья — даже когда мы получаем желаемое, мы оказывается не так уж ему и рады.
Что необходимо для счастья:
- работать на любимой работе;
- отдавать себя другим и развивать близкие отношения;
- ставить достойные долгосрочные цели;
- быть открытыми и эмоционально гибкими;
- учитывать уроки прошлого, но жить настоящим;
- испытывать единение с природой; высыпаться;
- развивать свое тело.
Чего не стоит делать для достижения счастья:
- не откладывать счастье на будущее;
- не связывать счастье с внешними наградами и быстротечными удовольствиями;
- не ждать, что кто-то осчастливит вас;
- не быть закрытым для нового;
- не бояться, но и не игнорировать сигналы внутреннего беспокойства.
Решение для совершенного мозга: самоисцеление
Связь психики и тела неоспорима. Соответственно, многие болезни связаны с психикой. И искать исцеление надо тоже в психике, а вернее, в исцеляющем образе жизни, включающем: уменьшение стресса, достаточный сон, физическую нагрузку, сбалансированный рацион, отказ от алкоголя и никотина, укрепление связи психики и тела.
Доверяйте телу, оно на тонком уровне знает, где появляется недомогание, и посылает сигналы; их не надо бояться и подавлять, к ним надо прислушиваться. Станьте своим плацебо — поверьте в возможность исцеления, настройте психику позитивно, перестаньте мысленно подпитывать свои болезни.