Причины возникновения маргиналов и люмпенов. Их отличия

Маргинал и люмпен, в чём разница между ними
В двадцатых годах XX века этот термин применялся к лицам со статусом эмигранта в Америке. Им трудно было социализироваться в новой стране. Тогда ещё не было понятия «маргинал», но само явление называли маргинализацией.

Понятие маргинал в 1972 году пришло из Франции. Так называли людей, которые отвергали общество, либо общество само отвергало их.

Но причин, по которым человек может стать маргиналом много: человек может выпасть из религиозной, этической, политической или социальной среды, по материальным проблемам, а также по причине инвалидности или болезни.

Характерные черты маргиналов

Кризисы и стрессы, в которых оказывается человек ввиду причин, повлиявших на процесс увеличения маргиналов, приводят к изменениям в его психике. Социологи выделяют ряд общих черт, которые присущи маргиналам:

  • агрессивное отношение к окружающим;
  • часто отсутствие постоянного места жительства;
  • не формируются какие-либо привязанности;
  • развиваются патологии психического характера, например, депрессивные состояния;
  • создание собственных правил, шаблонов поведения и ценностей;
  • разрыв социальных, духовных, финансовых и других видов связей со средой, в которых человек жил до возникновения сложной жизненной ситуации, приведшей к асоциальному образу существования.

Но есть и некоторые положительные стороны маргинальности. Покинув привычную среду, индивид оказывается вне зоны комфорта, что может способствовать формированию нового характера и таких черт, как: решительность, целеустремленность и др. Человек, соединив информацию о нескольких социальных культурных слоях, может расширить свое мировоззрение, обрести ряд независимых суждений и представлений.

Изначальное определение

Изначально американский социолог называл маргиналами людей, попавших в промежуточную социальную группу. Например, к такой категории принято относить человека, который находится в промежуточном положении между городскими и сельскими жителями. То есть он родился и ранее жил в деревне, потом переехал в город. Но при этом все его культурные ценности были сформированы сельским укладом жизни. Соответственно, в устои и требования городской среды он не вписывается. Его привычки, образ жизни, поведение, внешний вид для социальной среды города неприемлемы.

Сам термин маргинальности получил очень широкое распространение в социологии, и маргиналами называют людей, чьё поведение и образ жизни не вписываются в общепринятые правила и нормы. Также социологи отмечают, что маргинал – это тот человек, который одновременно принадлежит к двум разным социальным группам. То есть маргиналы не подходят полностью ни к одной социальной группе.

Типы маргинальности

Есть несколько типов маргиналов. Их деление очень понятное, поскольку базируется на причинах развития такого особого образа жизни. Итак, типы маргинальности могут быть следующими:

  1. Экономический, когда люди по определённым причинам остаются без работы и источника дохода, без жилья. Но к этому же виду относятся и очень обеспеченные люди, поскольку из-за чрезмерного богатства становятся оторванными от коллег, друзей, родственников. То есть это в равной степени олигархи и нищие.
  2. Этнический, когда люди в связи с определёнными обстоятельствами вынуждены поменять место жительства. Они оказывают среди представителей другой расы, культуры, народности, национальности. Приспособиться к чужой религии, языку, культуре, обычаям они могут не всегда. Яркий пример – эмигранты.
  3. Религиозный, когда люди не могут определиться с вероисповеданием, при этом они не причисляют себя к атеистам, неверующим или представителям определённой веры.
  4. Криминальный, когда человек отказывается от общепринятых моральных норм и не принимает созданные государством законы, что становится причиной правонарушений и преступлений.
  5. Социальный, когда происходит смена экономических систем, в результате чего люди не могут адаптировать к новым реалиям.
  6. Политический, который связан с революционными или иными переломными моментами в историческом развитии страны либо мира.
  7. Возрастной, когда возникает конфликт старшего поколения с более молодым.
  8. Биологический, что связано с отказом от больных людей или личностей с ограниченными умственными способностями. Так, изгоями становятся люди с синдромом Дауна, инвалиды, ВИЧ-инфицированные и т. д.

Важно понимать, что личности, которые не вписываются в рамки и сложившуюся систему ценностей, существовали всегда

Примеры маргинальности

Если сложно понять, что собой представляют маргиналы, то стоит привести наглядные примеры. Так, существуют настоящие кварталы из эмигрантов. Это Брайтон-Бич, где много переселенцев из России, и китайский Чайна-Таун. Эмигранты обладают иным менталитетом, нежели население той страны, в которой они оказались. Как результат им сложно приспособиться к новым условиям. Они не могут адаптировать к ним. Им сложно принять новые ценности.

Что интересно, иногда под маргиналами понимаются всемирно известные художники, поэты, писатели. Это настоящие гении, но при жизни обществу они казались сумасшедшими. В результате настоящие гении из-за своей несхожести и уникальности становились изгоями.

Истории известно несколько маргиналов, которые в определённой степени изменили развитие событий в мире. К числу таковых принято относить Емельяна Пугачева, Степана Разина, Диогена Синопского.

Положительные стороны маргинальности

Обычно само это слово несёт негативную коннотацию. Но не всегда значение этого понятия носит отрицательную окраску. Здесь есть нечто положительное.

Казалось бы, как маргинальной человек может означать нечто хорошее? Но маргинальность — это ещё и новое мировоззрение, интересное мышление, новаторская деятельность, источник прогресса.

Учёные отмечают и положительные действия высокой мобильности маргиналов. Благодаря такой особенности они всегда могут:

  • получить новое образование;
  • переехать на другое место жительства, туда, где им будет максимально комфортно;
  • сменить страну;
  • найти хорошую работу.

Ещё одна положительная черта маргинальности – несхожесть с остальными представителями общества. Это уникальность и индивидуальность. Благодаря этому каждый маргинал может найти себя в той сфере жизни, где ещё никто не начал реализовывать своих проектов. Парадоксально, но как раз маргиналы из-за своей уникальности нередко наживают колоссальные состояния.

Кого можно отнести к маргинальным слоям населения?

Тех, кого называют маргиналами в сегодняшних реалиях, на самом деле чаще всего являются люмпенами. К этому слою населения незабвенный Карл Маркс относил нищих, бродяг, бандитов, опустившихся людей.

Согласно бытующему стереотипу, маргиналы и люмпены имеют общие интересы и ведут похожий образ жизни. Это не совсем соответствует правде.

Чем отличаются маргиналы от люмпенов? Люмпены – это морально опустившиеся люди, которые находятся на одной из ступеней деградации и плавно спускаются всё ниже, приближаясь к животному состоянию. Маргиналы могут быть люмпенами, но не всегда. Маргиналами называются те, кто не вписывается в общество, имеет свою философию и ведёт непривычный для окружающих образ жизни.

Кого можно считать маргиналами:

  • Добровольных отшельников, не признающих общественные ценности, (дауншифтеры, фрилансеры);
  • Мигрантов, не сумевших влиться в культурную среду той страны, в которой теперь живут;
  • Людей, покинувших привычное место жизни (деревенские жители в городе и наоборот);
  • Людей с ограниченными физическими возможностями или душевнобольных;
  • Носителей умирающих национальных культур;
  • Приверженцев вредных привычек в крайней степени (игроманов, наркоманов, алкоголиков);
  • Последователей религиозных меньшинств, сектантов;
  • Тех, кто принадлежит к радикальным политическим течениям, проповедует терроризм;
  • Людей, оказавшихся за чертой бедности;
  • Вышедших из мест заключения после длительного ограничения свободы.

Отношение общества

У общества формируется ошибочное мнение, что маргинальные личности стоят на самом дне. В действительности среди них есть множество успешных людей, которые преуспевают, в свободное время могут жить той жизнью, которая их устраивает. Приобретение такого статуса может являться сознательным выбором, а также носить вынужденный характер.

В повседневной речи «маргинал» употребляется с негативной окраской, рассматривается, как отклонение. Люди должны понимать, что такой тип личности не является социально опасным. У кого-то маргиналы вызывает негативную реакцию, у других вызывают сочувствие. Исторически так сложилось, что общество пытается защитить себя от воздействия чужаков, когда видит, что какой-то человек не может соответствовать его ожиданиям, отличается нестандартными реакциями, то не может воспринимать такую личность, изолирует ее.

Нередко маргиналы становятся незаслуженными жертвами. Когда в группе людей начинаются какие-то проблемы, то виноватым всегда становится тот, который чем-то отличается, даже если не имеет к этому никакого отношения.

Готовность подстраиваться, гибкость, открытость новому, наряду с толерантностью определенной группы людей, способна помочь индивидууму преодолеть все различия и адаптироваться в новом для него обществе.

Ссылки

  • Маргинальность как средство от постмодернизма . Интервью с Марусей Климовой

Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы
:

Смотреть что такое «Маргинальный» в других словарях:

Отличия маргиналов и люмпенов

Существует такое понятие, как люмпен и некоторые люди путают его с маргиналами. Люмпеном является личность, которая сознательно ведет асоциальный образ жизни и даже не совершает попытки, чтобы как-то ее улучшить. К такому типу относят:

  • наркоманов;
  • бомжей;
  • сознательных иждивенцев;
  • алкоголиков;
  • преступников, которые не смогли вернуться к социальной жизни.
  1. Если рассматривать материальное благополучие, то у маргиналов имеются материальные ценности, какое-то имущество. В отличие от люмпенов, которые не имеют ни прав на имущество, ни собственно материального достатка.
  2. Маргинал является социально значимой личностью, у него постоянный доход. Люмпен не имеет постоянного места работы, а также ежемесячного дохода.
  3. Первый тип личности игнорирует большую часть норм, принятых в обществе, делает это целенаправленно. Тогда, как второй тип вынужден так себя вести.
  4. При необходимости маргинал может быть адекватным, не противоречить правилам общественности. Тогда, как у люмпенов адекватное поведение отсутствует в принципе.
  5. Если рассматривать стиль жизни, маргинал подчиняется каким-то правилам, сформированным в определенной среде или продиктованым личными предпочтениями. Люмпен подчиняются правилам, установленным в его социальном классе.

Теперь Вы знаете значение слова маргиналы. Как видите, негативные ассоциации, которые возникают при произношении данного термина, могут быть неоправданными. Нужно понимать, что подобные личности имеют право на равное существование в обществе, иногда они добиваются больших успехов, чем все остальные. Однако, и они должны стараться придерживаться определенных правил, не нарушать закон. Каждый имеет право быть непохожим на всех остальных. Главное, чтоб подобное поведение не наносило вред ни самому человеку, ни его близким.

Маргинальность – плюсы и минусы

Любое социальное явление, в том числе и маргинальность, имеет свои положительные и отрицательные стороны.Плюсы и минусы маргинальности можно обнаружить практически в любом факторе, приводящем к появлению изгоя, а кроме того, в современном обществе даже модно быть особенным, не таким как все. В некоторых случаях оторванность от общества дает человеку толчок к развитию, в других – у индивида опускаются руки и он спускается по социальной лестнице. Маргиналами могут быть и богачи, и часто им даже нравится такое положение вещей и изолированность.

Плюсы маргиналов

Один из положительных моментов, которые дарит маргинальность– это отсутствие социальных оков, мобильность. Такому человеку легче переехать в экономически более благополучный район или в другую страну, сменить работу или профессию. В некоторых случаях непохожесть на остальных членов общества играет на руку маргиналу – он может построить на этом бизнес, например, открыть магазин этнических товаров, ресторан своей национальной кухни. Еще один плюс маргиналов в том, что они имеют гибкое мышление и могут привносить в общество что-то прогрессивное, отличное от традиционного.

Минусы маргинальности

К отрицательным моментам маргинальности относят высокий риск возникновения в обществе революционных течений, реформ и других подобных явлений. Большое количество маргиналов в обществе обедняет государство – одаренные личности его покидают в поисках лучшего, менее перспективные индивиды – скатываются на дно. Маргинальный человек легко может стать преступником, что влияет на безопасность людей в обществе. Отрицательной маргинальность часто становится в условиях вынужденности – когда люди в результате войн, государственных переворотов и реформ становятся беженцами.

Маргинальный значение слова

Маргинал

В Викисловаре есть статья «маргинал»
Основная статья:
Маргинальность
Маргина́л

,
маргина́льный челове́к
,
маргинальный элемент
(от лат.
margo
— край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, не принадлежащий ни к какой социальной группе, выказывающий протест устойчивым социальным образованиям.

В современном русском языке это слово употребляется как синоним понятия люмпен (деклассированный элемент).

Ссылки

  • О словах «маргинальный», «маргинал», она же Маргинал, аутсайдер, люмпен
  • И. В. Малышев. Маргинал
  • Маргинальность как средство от постмодернизма. Интервью с Марусей Климовой

ru.wikipedia.org>

Кто такие маргиналы, плюсы и минусы маргинальности

Реализация в социуме – одна из психологических потребностей человека. Личность, выпадающую из социума, называют маргинальной, однако это не означает, что такой человек обязательно беден и ведет саморазрушающий образ жизни. Узнав, кто такие маргиналы, можно с удивлением обнаружить их и среди знакомых.

Кто такой маргинал — определение

По информации социологического толкового словаря, маргинальная личность – это человек, находящийся в пограничном состоянии между двумя или несколькими социальными группами, системами, культурами. Что значит, маргинал – асоциальный субъект, но не обязательно неблагополучный, аморальный или страдающий от патологических привязанностей. Считается, что первыми маргиналами были освобожденные от рабства люди, которые вышли из привычной среды, но стать полноценными членами общества смогли не сразу.

Если маргиналы в обществе не выполняют общественно полезные функции, значит создают разнообразные проблемы. Маргиналы способны сбиваться в группы и устраивать беспорядки. В европейских странах нередко такое явление как бунт мигрантов. Эти люди, которых приняли в чужой стране, обеспечили жильем и питанием, могут приносить множество проблем законопослушным коренным жителям. Несколько реже встречаются безобидные маргиналы, как пример можно привести представителей национальных меньшинств, модного движения дауншифтеров и т.д.

Статус «маргинал» может быть предписан человеку обществом или принят индивидом самостоятельно. «Клеймение» и «навешивание ярлыков» нестандартным людям может произойти в рабочем коллективе, в больнице, в школе. Такого рода вытеснениям часто подвергаются меньшинства – национальные, сексуальные и т.д. Это является нарушением прав человека. Осознать собственную маргинальность индивид может и сам. В данном случае он должен решить – «возвращаться к нормальности» или жить со статусом «маргинал».

Кто такие маргиналы и люмпены?

Термин «люмпен» был введен К. Марксом, к этой группе он относил бродяг, нищих, бандитов. По мнению обывателей — люмпены и маргиналы представляют собой одну группу людей со схожими интересами и образом жизни. Это не совсем так. Люмпен – деклассированный, физически и морально опустившийся элемент, «отброс общества», являющийся частью маргинальной группы, но при этом маргинальная личность далеко не всегда является люмпеном.

Признаки маргиналов

Основным признаком маргиналов социологи называют разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы. Оказаться на краю социальных групп может бывший военный, уволенный со службы, но еще не нашедший себя в гражданском обществе. Связи с прошлым при увольнении разорвались, а новых еще нет, а в особо неблагополучных условиях – и не будет. Тогда человек может деклассироваться – т.е. опуститься на самое «дно» жизни.

Другие признаки маргинальности:

  • мобильность – возникает при отсутствии жилья, привязанностей;
  • психические проблемы – появляются вследствие невозможности найти свое «место под солнцем»;
  • выработка собственных ценностей, иногда враждебность к существующему обществу;
  • достаточная легкость вовлечения в противоправную деятельность.

Типы маргиналов

При позитивном развитии событий период маргинальности у человека длится не слишком долго – адаптировавшись, трудоустроившись, влившись в общество, он теряет статус маргинала. Исключение составляют люди, ставшие маргиналами вынуждено (беженцы) или те, кто сознательно избрал такой образ жизни (бродяги, радикалы, экс

Маргинал

Маргинал – это человек, исключенный из различного рода институтов общества.

Маргинальность причисляется к тем понятиям, какие при своей сложности одновременно у всех вокруг на слуху, но имеет трактовки очень неоднозначные, даже спекулятивного характера, часто с негативным окрасом.

К такой категории людей часто относят и люмпенов – деклассированных элементов от общества. Что значит маргинал? Слово очень модное, ассоциирующееся с такими, как внесистемность, немейнстримность, нахождение за пределами взглядов господствующей группы.

Понятие маргинал раскрывается через свой латинский корень margo – край. Маргинал это человек, которого отнести к определенной социальной группе нельзя, он как бы зависает на грани отличных между собой групп, а посему ощущает их противонаправленное влияние.

Значение слова маргинал

Что значит маргинал? Маргинал это человек, который недостаточно участвует или полностью выключен из деятельности институтов общества: экономических, культурных, политических.

Социальными науками полагается, что маргиналы – в некоем роде избыточный материал социума, нуждающийся в строгом контроле, мониторинге, требующий проработки. Это есть негативное явление социума, свидетельствующее о неполадках, болезнях внутри общества.

Можно определить некую норму социального участия в жизнедеятельности общества и его групп, а недостаток участия есть отклонение от данной нормы.

Кто такой маргинал? Это человек, который, будучи помещенным за границу группы, воспринимается ее членами как чужак.

Он одновременно объединяет в себе удаленность и близость с группой – он есть в ней физически, но, однако не включен в нее как ее член, не разделяет ее биографию, а является пришельцем, остановившимся словно гость в ней.

Однако присутствие такого чужака дает группе шанс определить то, чем она сама не является, осознать свои границы. Также он разграничен с группой и может обладать объективностью в суждениях относительно нее, ведь он свободен и может ее покинуть.

Классическое понятие маргинал подразумевает не столько выключенность из группы, сколько нахождение на границе посреди двух групп.

Как следствие маргинал несет в своей личности культурный конфликт, который не является сугубо психологическим, это не когнитивный диссонанс, не чувство обделенности и психологических неудобств в связи с невключенностью в группу. Это скорее практикуемая маргинальность.

Этот конфликт осознается маргиналом в себе как причастность к нескольким несовместимым группам и невозможность идентифицировать себя полностью с одной из них.

Примеры маргиналов

Интересно, что некоторые психологи, философы, социологи считают маргинальный тип личности наиболее цивилизованным, развитым типом, продвинутым, мобильным и подвижным, открытым к изменениям и всему новому.

Какие известные личности хорошо иллюстрируют маргинальность? Пожалуй, самый яркий пример – это Иисус Христос, Богочеловек в христианской традиции.

Будучи уже даже рожденным в маргинальной среде – в хлеву, и дальше всей своей жизнью он не только не укрепляется в какой-то социальной группе, а напротив, разрушает многие нормы того общества: в юности учит в храме, в молодости разгоняет в нем менял, зарабатывает малооплачиваемым трудом, берет в ученики рыбаков, общается с блудницами, и даже умирает среди разбойников. И, однако, становится одной из влиятельнейших личностей не только лишь в христианской, но даже в светской среде, заложив в нее основы этики, высокие моральные стандарты.

Еще один интересный пример – великий русский писатель Лев Толстой.

И не один только Толстой – все действительно великие писатели, поэты, драматурги, ставшие сегодня классикой, в свое время совершили уход из той или иной социальной группы, ощущали в себе эту культурную как минимум двойственность, которая и толкала их на написание любимых сегодня нами произведений.

В наши дни маргинальность получает новый виток в связи с распространением интернета, помогающего преодолевать любые границы. Все большее количество людей работают фрилансерами, сохраняя одиночество, нежелание интенсивных социальных контактов, отрицание общественно принятых норм жизни.

Спикер Медико-психологического

Типы маргиналов

Как правило, статус «маргинал» временный. Человек адаптируется к новым условиям жизни, находит работу, «обрастает» связями и «вливается» в общество, перестает быть маргиналом.

Промежуточное положение в общественной структуре затягивается у вынужденных маргиналов или тех, кто осознано выбрал этот статус. К вынужденным маргиналам относятся беженцы, а к «осознанным» — экстремисты, сектанты, дауншифтеры.

В социологии выделяют следующие типы маргиналов:

  • политические,
  • религиозные,
  • этнические,
  • экономические,
  • социальные,
  • биологические.

Политические маргиналы

К появлению маргиналов этого типа приводят политические кризисы, снижение гражданского сознания, недоверие к действующей власти. Маргиналы осознано противопоставляют себя обществу и его политическому строю. Например, люди психологически «зависшие» в эпохе СССР.

Религиозные маргиналы

Общество можно разделить на тех, кто исповедует принятые в нем религии или вообще не верящих в бога. Лица утверждающие, что не являются представителями ни одной конфессии, но при этом верящие в высшую силу, становятся религиозными маргиналами. Именно они основывают секты и экстремистские религиозные группировки. Маргиналом такого типа можно назвать и человека, исповедующего, например, христианство в мусульманской стране или наоборот. Религиозные меньшинства для общества в целом будут маргиналами (христиане в Косово).

Этнические маргиналы

К маргиналам этого типа можно отнести мигрантов, беженцев, которым пришлось оставить привычную среду. Межкультурные, религиозные различия могут стать непреодолимыми препятствиями для этнически маргиналов. К этому типу можно отнести детей, родившихся от представителей разных национальностей. Это будет справедливо в случае, когда ребенок не относит себя ни к нации отца, ни к нации матери и поэтому не принимается в ни одной из них.

Экономические маргиналы

Потеря работы, невозможность или нежелание найти новую, утрата собственности или привычных источников дохода приводят к экономической маргинальности. В особо тяжелых случаях люди, оказавшиеся в таком положении, озлобляются, и намерено избегают привычного круга общения, кто-то принципиально начинает жить за счет других или государственных пособий. Потеря работы или собственности может привести человека на социальное «дно», его люмпенизации.

Примером появления большого числа экономических маргиналов в нашей стране могут служить 90-е годы 20 века. Закрытие предприятий, научных учреждений и общее снижение заработной платы привили к большому количеству людей оставшихся без привычной работы, и немеющих возможность найти новую.

Сейчас к экономическим маргиналам можно отнести и мультимиллионеров, так как их финансовый статус и возможности отделяют их от большей части общества

Социальные маргиналы

Появлению маргиналов этого типа способствуют социальные потрясения (катастрофы) в обществе, когда рушится привычная структура. Примером, может служить революция 1917 года, когда огромное количество людей вынуждено было бежать из страны.

Еще одной причиной того, что человек стал маргиналом этого типа, может назвать стремление улучшить свой социальный статус (найти более высоко оплачиваемую работу, выгодно жениться/выйти замуж). Это справедливо в случае если попытки окажутся неудачными. Индивид потерял старые социальные связи, а новые так и не установил или тоже утратил.

Биологические маргиналы

В идеальном обществе отношение к человеку не должно основываться на состоянии его здоровья и внешности. К сожалению, инвалидность, врожденные уродства, старость или такие болезни как ВИЧ или заболевания аутичного спектра у детей, синдром Дауна делают человека «изгоем» биологическим маргиналом.

Общие сведения и классификация

Маргиналы — это личности, которые ввиду определенных факторов лишились своих социальных функций, но не присоединяются к другим, когда находятся за пределами группы людей. На сегодняшний день маргиналом могут называть модное понятие, которое затрагивает идею свободы, когда личность находится за границами каких-либо систем, законов, которые навязаны определенной структурой.

Маргиналами называют, например:

  • личность, которая отправилась в Тибет, искать смысл жизни;
  • кругосветный путешественник, который живет на колесах;
  • хиппи, который отрицает социальную иерархию;
  • фрилансер, который не имеет корпоративных условностей;
  • миллионер, который стоит выше всех остальных людей в виду своей большой обеспеченности;
  • отшельник, который живет, не используя достижения науки, бытовую технику.

Впервые в психологии данный термин был употреблен в 1928 году Р. Парком. Тогда такое понятие подразумевало под собой индивида, который занимает среднее положение между городскими и сельскими жителями. По сути, это личность, которая ранее проживала в селе, а потом, оказавшись в городе, продолжала сохранять свои культурные ценности, не имела возможности вписаться в устой городской цивилизации. Привычки и поведение такой особы является неприемлемым в социальной среде местности города. На сегодняшний день этим термином называют не только таких людей, это понятие стало значительно шире. Социологи называют маргиналами тех личностей, поведение которых выходит за границы правил и рамок, принятых в определенной социальной группе. В психологии маргинала рассматривают, как индивида, который физически принадлежит к какой-то определенной социальной группе, а эмоционально, морально и психически находится за гранью. Маргинал — это человек, который живет в определенной социальной среде, но отказывается воспринимать принципы и ценности, которые ему навязаны. На сегодняшний день существуют синонимы данного понятия, такие как «белая ворона», «изгой», «нигилисты», «неформалы», «индивидуал».

Когда личность оказывается в социуме, который ей не родственен, события могут развиваться по двум сценариям:

  • личность не способна найти себе место, ее мучают противоречия;
  • на маргинала направлены активные нападки, на которые он вынужден отвечать агрессивным поведением.

Различают пять типов маргиналов.

  1. Этнические. Причиной становления является миграция, особенно, когда она является вынужденной. Например, у беженцев. При переселении у людей возникают сложности, которые препятствуют нормальной адаптации в виду различий культуры, языка. Оказавшись на территории чужого государства, человек не может приспособиться к его порядку, законам, менталитету, вероисповеданию. Основная особенность такого типа в том, что коренные жители отказываются их воспринимать, как равных себе.
  2. Политические. Такие личности активно противостоят действующей власти. У таких индивидуумов нет гражданской ответственности, отсутствует терпимость по отношению к любой правящей партии. Даже если к власти приходят те, кого маргинал поддерживал ранее, он перестает это делать, тем самым противопоставляет ей себя. Таких личностей не устраивают большинство законов, утвержденных в стране, для самовыражения они могут их нарушать.
  3. Экономические. Сюда относят людей, которые имеют или очень маленький, или очень большой доход. В первом случае индивид ощущает свою ничтожность из-за того, что не способен зарабатывать, как другие люди. Во втором же, ощущает свое превосходство над другими, считает, что он лучше всех. Основная особенность этого типа — это показное отношение негативного характера к окружающим людям, импульсивность, попытки демонстрации того, что именно он лучше, чем остальное общество. Возрастает такая категория маргиналов в период финансовых кризисов.
  4. Биологические. Сюда относятся трансгендеры и люди, которые имеют психические отклонения или инвалидность. Такие личности неспособны существовать на равных правах с остальными членами общества, по причине того, что последние их отвергают.
  5. Социальные. Сюда относят индивидов, которые разочаровались в людях или тех, у которых произошли изменения в социальном положении, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону. Личность становится замкнутой, отделяет себя от других людей, ведет вызывающе. Может использовать общество в качестве ресурса, необходимого для достижения определенной цели.

Можно ли назвать маргинальность явлением?

Известный факт, что люди, которые в обществе совершенно никаких функций не выполняют, начинают со временем активно объединять свои усилия. Именно поэтому, маргиналами очень часто называют персон, которые относятся к разным классам. Отдельные люди, которых можно смело назвать остатками, личности , покинувшие историческую сцену и которые пока ещё не сумели найти себя в жизни. Обычно маргиналами называют необразованную категорию граждан, которая не может брать на себя какие-то системные функции и всё из-за общей неосведомлённости в процессе руководства и принятия важных решений. Государство часто выделяет общество маргиналов и акцентирует внимание на том, что они являются для страны особой проблемой.

Всё дело в том, что маргиналы ничего полезного не делают, если рассматривать этот вопрос в формате активного взаимодействия общества и людей. Эти люди опасны, они часто устраивают акции протестов против системы и полагают, что они правильно делают. Маргиналы продвигают в массы свои идеологии: коммунизм, фашизм, анархизм и др. Кем же на самом деле являются эти люди и почему на них обращают такие пристальное внимание? Неужели это самые обычные бунтари, которым не нравится, политический устрой в стране? А может, стоит копнуть глубже и окажется, что это всего лишь маска и на самом деле они несчастные жертвы обстоятельств. Сложно вот так сходу понять и разобраться в том, кто же на самом деле предстал перед нами, у каждого человека свой путь и тем более у персоны, которая называет себя маргиналом.

«Непонятные понятия»

Сложнее всего обстоит дело со словами, которые не используются ежедневно в речи большого числа журналистов. К таким относятся, например, «оферта» или «маргинал». Значение слова порой бывает трудно угадать по его звучанию. А если слово это иностранное, то задача становится практически невыполнимой. Приходится обращаться к толковым словарям, чтобы установить происхождение непривычного для уха термина.

Кто же такой маргинал? Значение слова особенно трудно установить по нескольким причинам. Во-первых, не все толковые словари дают полное количество значений. Во-вторых, сам смысл этого слова претерпел несколько кардинальных изменений, что сделало его довольно размытым и нечётким. Лишь проследив всю историю, можно разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, маргинал – это не математическое понятие, не растение и не предмет гардероба. Это человек. А вот какой человек, что его отличает от всех остальных и за что он получил отдельный статус – все эти вопросы являются предметом подробного разговора.

«Воротнички»

Воротнички

– условное обозначение различных категорий лиц наемного труда:

  • Золотые воротнички – научный и проектно-конструкторский персонал.
  • Белые воротнички – инженерно-технические работники и конторские служащие.
  • Серые воротнички – работники отраслей социальной сферы;
  • Синие воротнички – рабочие, занятые физическим трудом.
  • Бледные воротнички – обобщенное название лиц наемного труда, ставших безработными.
  • Цифровые воротнички – условное обозначение новейшего поколения ЭВМ – Нейромашин, имеющих сложную систему сенсорных и исполнительных органов. В перспективе смогут заменить человека во многих производственных процессах.
  • Нейромашины – автономные интеллектуальные роботы, которые служат искусственной рабочей силой.

(Железные воротнички – то же, что роботы)

Маргинальная личность по Роберту Парку

Американский социолог Роберт Парк к главным чертам характера и особенностям личности маргиналов относил следующие:

  • беспокойство;
  • агрессивность;
  • честолюбие;
  • обидчивость;
  • эгоизм;
  • категоричность во взглядах;
  • негативизм;
  • неудовлетворенная амбициозность;
  • тревожные состояния и фобии.

В обществе маргинальными личностями называли людей с асоциальным образом жизни (бедных беженцев, бомжей, попрошаек, бродяг, людей с разного рода зависимостями, нарушителей закона), которых можно отнести к представителям социального дна. Условия их жизни оказывают значительное негативное воздействие на их психическое состояние. Любое цивилизованное общество живет по своим установленным правилам, обычаям и нормам. Р.Парк считал, что маргинальная личность

:

  1. Отвергает любые принятые в обществе нормы и традиции.
  2. Не имеет чувства долга по отношению к тому обществу, в котором живет.
  3. Испытывает сильную потребность в одиночестве и избегает общества людей.

Важно! Большинство экспертов-социологов и практикующих психологов считают, что маргинал это – источник культурного роста. Он может объективно, без внешнего влияния оценить любое явление и ситуации, потому что являются не вовлеченными в нее, как бы изолированными

Он наполняет социальную группу новыми идеями, взглядами, привносит новые тенденции, помогает членам общества развиваться, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса, прививает толерантность.

Типы маргиналов

В соответствии с причинами, повлиявших на процесс маргинализации, выделяют типы людей, не сумевших или не захотевших адаптироваться к новым условиям.

Политические маргиналы

Люди данного типа выражают активное противостояние тому виду власти, который установился в стране. Они нетерпимы по отношению к ее представителям, не несут никакой гражданской ответственности. Такое положение будет наблюдаться и в том случае, если произойдет смена режима и в позиции правящей силы окажется партия, которую маргинальная личность поддерживала до некоторых пор.

Религиозные маргиналы

Люди, которые не придерживаются взглядов одной из официальных конфессий, но формируют свою систему представлений, объясняющих происхождение мира и место человека в нем. Личность может стать маргинальной и в том случае, если она является представителем какого-либо вероисповедания в обществе, где господствует иная религия.

Этнические маргиналы

Социальная дезадаптация может возникнуть в силу вынужденной миграции. Беженцы, оказавшись на территории чужой страны, не могут адаптироваться к ее порядкам, законам, менталитету. Большим препятствием становится незнание языка и другое вероисповедание. Коренные жители страны отторгают переселенцев, они ставят их ниже себя, что увеличивает количество людей-маргиналов.

Экономические маргиналы

Большой или маленький доход тоже может способствовать процессу асоциализации. Бедные люди считают себя хуже других, богатые — лучше. Оба типа отличаются импульсивностью, негативным отношением к жизни, попытками продемонстрировать свое положение. Наибольшее количество таких людей появляется в период финансовых кризисов.

Социальные маргиналы

Это лица, в жизни которых произошла резкая смена социального положения, при этом она могла не только ухудшиться, но и улучшиться. Эмоциональные потрясения привели к разочарованиям. Общество для таких личностей становится ресурсом для достижения некоторых целей. Примером может послужить брак, заключенный с целью улучшения благосостояния. Человек оказывается в другом социальном круге, чуждым ему по духу.

Некоторые специалисты выделяют еще один тип — криминальный маргинал. Люди, имеющие девиантное поведение, которое приводит их к преступлениям.

Есть представители маргинальных личностей, которые характеризуются низким уровнем адаптации, асоциальными установками и антисоциальным образом жизни. Их жизнь проходит в субкультуре, предлагающей им альтернативные ценности и способы их реализации.

Биологические маргиналы

Трансгендеры, инвалиды, люди, имеющие нетрадиционную сексуальную ориентацию, психические отклонения или неизлечимые болезни, например, СПИД часто становятся изгоями общества в силу сложившихся представлений о том, какими чертами должен обладать его участник.

В ряде случаев к людям, оказавшимся вне социальных групп, можно отнести стариков, у которых прерываются связи с молодым поколением, отчего возникают конфликты. Создать отношения с ровесниками становится невозможно в силу ограниченности физических способностей, экономической зависимости и т. д.

Примерами маргиналов могут служить и люди, обладающие невысокими интеллектуальными способностями. Невозможность приспособиться к нормам культуры заставляет отрицать их, что приводит к асоциальному образу жизни.

Есть и такой тип человека, который имеет более высокое умственное развитие, чем представители социума. В результате этого он не готов принимать систему ценностей, господствующую среди основной массы и намеренно отстраняется от нее. Наиболее четко такие процессы можно проследить на фоне социальных катаклизмов, например, революций или смены государственного строя.

Маргинальность как характеристика современного мира

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика

Правильная ссылка на статью:

Напсо М.Д. — Маргинальность как характеристика современного мира // Социодинамика. – 2021. – № 6. – С. 63 — 69. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.6.29957 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29957
Напсо Марианна Давлетовна
доктор социологических наук, кандидат философских наук

профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

369000, Россия, г. Черкесск, пер. Одесский, 5

Napso Marianna Davletovna

Professor, the department of Philosophy and Humanitarian Disciplines, North Caucasian State Humanitarian Technological Academy

369000 Russia, Cherkessk, Pereulok Odessky 5, unit #88

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.6.29957

Дата направления статьи в редакцию:

08-06-2019

Дата публикации:

30-06-2019

Аннотация:

Феномен маргинальности выступает в качестве объекта исследования, а предмет анализа составляет маргинальный человек в социологической интерпретации. Дается понимание концепта маргинальности в воззрениях представителей Чикагской школы социологии, рассматриваются социальные, культурные и психологические аспекты этого явления, исследуются условия возникновения маргинальных форм. Обращается внимание на процессы адаптации и интеграции маргиналов в новый социокультурный контекст, анализируются явления ассимиляции и аккомодации, проявления социального неравенства. Показываются негативные и позитивные стороны процессов маргинализации. В качестве методологической основы выступают диалектические принципы объективности, системности, конкретности исследования, позволяющие дать развернутую характеристику понятия маргинальности. Статья содержит элементы научной новизны, которые заключаются в утверждении тезиса об актуальности и востребованности предложенных Р. Парком и Э. Стоунквистом идей, касающихся социальной природы маргинальности, условиях появления маргинального человека и маргинальных состояний, культурных гибридов, особенно сегодня, в условиях расширяющейся глобализации.
Ключевые слова:
маргинальность, маргинальный человек, маргинальное сознание, культурный гибрид, ассимиляция, аккультурация, кризис идентичности, различие, доминирующая группа, конфликт

Abstract:

The object of this research is the phenomenon of marginality; the subject is a marginal person in sociological interpretation. The article describes the concept of marginality in the views of the representatives of Chicago School of Sociology; examines the social, cultural and psychological aspects of such phenomenon; analyzes the triggering factors for development of marginal forms. Attention is turned to the processes of adaptation and integration of marginal into a new social context; the instances of assimilation and accommodation alongside the manifestation of social inequality are reviewed. The author underlines the negative and positive sides of marginalization processes. Methodology contains the dialectical principles of objectivity, systematicity, and specificity of research that allow providing an extensive characteristic to the concept of marginality. The scientific novelty consists in assertion of the thesis on the relevance and demand of the ideas proposed by R. Park and E. Stonequist concerning the social nature of marginality, factors that lead to emergence of a marginal man., marginal states, cultural hybrids, especially in the current conditions of expanding globalization.

Keywords:

identity crisis, acculturation, assimilation, «cultural hybrid», marginal consciousness, marginal person, marjinality, distinction, dominating group, conflict Феномены маргинальности и маргинального человека обязаны своей разработкой представителям Чикагской школы социологии. Данные понятия были впервые рассмотрены Р. Парком в работе «Человеческая миграция и маргинальный человек». Занимаясь исследованием проблем, которые были вызваны в первую очередь развитием капитализма и рыночных отношений, а значит, и расширением пространства урбанизированной среды, социолог приходит к выводу о том, что возникновение явления маргинальности и появление т. н. маргинального человека были обусловлены спецификой исторического и экономического контекста. Поэтому исследование этих феноменов Р. Парк (как и другие представители данной школы) считал необходимым с точки зрения понимания природы социальных процессов и их воздействия на развитие социума. Научное исследование проблематики маргинальности не потеряло своего значения и сегодня, когда в ходе процессов глобализации возникают маргинальные состояния, чему способствуют усиливающаяся прозрачность государственных границ, растущая взаимозависимость экономических систем, взаимопроникновение национальных культур. Итогом таких глобальных тенденций становится появление маргинального человека и маргинальных форм. Принадлежащий одновременно к множественным социальным и культурным мирам, не привязанный целиком к одной культуре, маргинальный индивид в такой же степени космополит, преодолевающий этнокультурную ограниченность и рамки традиционного мышления и мировоззрения. Подтверждением является появление новой научной дисциплины – маргиналистики, которая изучает позитивные и негативные аспекты процессов маргинализации, исследует природу и условия появления т.н. маргинального человека.

Для Р.Парка понятием «маргинальность» охватывается положение индивидов, которые находятся на границе двух различных культур, конфликт между которыми он считал неизбежным в силу их разности и даже противостояния, что послужило основанием для изучения социальных и психологических последствий вхождения мигрантов (мулатов, т. н. культурных гибридов) в новый социальный контекст. По мнению Р. Парка, маргинальный человек – это тот, кто одновременно живет в двух мирах – своем, традиционном, и приобретенном, в силу чего его позиции достаточно шатки и неуверенны. Он испытывает некое раздвоение, которое во многом определяет его статус, морально-этические предрасположения, психологические состояния. Природа этого человека амбивалентна, и эта противоречивость определяется противостоянием норм и ценностей своей культуры установкам новой социальной среды обитания: первые не так крепки, а вторые еще полностью не сформировались. Как пишет Р. Парк, «маргинальный человек – это личностный тип, который возникает там и тогда, где и когда из конфликта рас и культур рождаются новые общества, народы и культуры. Та же самая судьба, которая обрекает его жить одновременно в двух мирах, принуждает его принять в отношении тех миров, в которых он живет, роль космополита и чужака» [6, с. 175]. В итоге маргинальный человек оказывается на перепутье, выбор путей развития и способов адаптации к миру оказывается затрудненным. Пребывание на границе двух различных и нередко конфликтующих между собой культур порождает у индивида множество проблем – как с самим собой, так и с внешним окружением. В такой раздвоенной ситуации оказываются мигранты, т. н. культурные гибриды, метисы, житейский мир которых не только не совпадает с образом и стилем жизни принимающей стороны, а противостоит им, и это имеет своим следствием «моральное смятение».

Маргинальный человек – это человек, находящийся не на краю, а в позиции промежутка, это – «человек смешанных кровей, евразиец, метис или мулат, т. е. человек, которому…предначертано занимать положение где-то в промежутке между двумя культурами… Если…он носит на своем лице…свидетельства своего смешанного происхождения…, то в такой ситуации налицо все факторы, порождающие…специфические интеллектуальные и моральные качества, характерные для культурного гибрида, или маргинального человека» [7, с. 189-190]. В своем исследовании Р. Парк, раскрывая содержание социальных, культурных и личностных аспектов феномена маргинальности, особо обратил внимание на роль экономического фактора и процессов урбанизации в расширении ее пространства. Ученый описал, как прибывавшие в Америку мигранты пытались адаптироваться к новым и чуждым для них условиям американского города. Большинство из них оказывалось в ситуации тревожности, поскольку, покинув пределы своей страны и оказавшись в совершенно ином мире, с трудом воспринимали установки, ценности и образ жизни местного населения. Следствием таких процессов, считал американский ученый, становятся возникновение социальной неопределенности, психологической неудовлетворенности, страха перед неизвестным будущим, расширение пространства угроз и рисков, связанных с проявлениями социальной отверженности. Эти пришельцы, как назвал их Р. Парк, явили собой новый тип человека – промежуточного (или маргинального), отличающегося – в силу своего положения – специфическим образом мышления и действия. Назвав современного человека «культурным гибридом», Р. Парк исходил из того, что в нем тесно переплетаются современное и традиционное, собственная культурная традиция и приобретенная. Это приводит, с одной стороны, к проблемам межкультурного взаимодействия, а с другой, делает процесс адаптации менее болезненным – при условии, если маргинальный человек не противопоставляет свои личные интересы господствующим, а принимает их в качестве социокультурного стандарта.

Р. Парк анализирует культурологические аспекты проблемы маргинальности. Для него маргинальный человек является эпифеноменом процессов аккультурации, когда представители различных этнических групп и культур вынуждены идти навстречу друг другу, и это создает необходимые условия для совместного сосуществования, способствует ослаблению социокультурных различий, усилению процессов социальной мобильности. Маргинальный человек вынужден, «хочет он того или нет, в силу самого устройства современного мира – покидать любые уютные узкие «мы», выходить во все более широкие круги взаимодействий, приспосабливаться к существованию в них…»[4, с. 372], демонстрируя примеры гибкости и пластичности в вопросах адаптации к новому миру.

В результате этих процессов и формирующейся промежуточной позиции возникает маргинальное сознание, которое характеризуется двойственностью содержания. Будучи пронизанным амбивалентными идеями и представлениями, которые болезненно переживаются индивидом, маргинальное сознание реализуется в соответствующих действиях как социального, так и психологического характера. И это затрудняет процессы принятия иных социальных и культурных норм и традиций. Эти явления приводят к тому, что маргинальный человек оказывается перед лицом угроз – утраты корней и почвы, этнокультурных особенностей, возникновения различных фобий. С другой стороны, в условиях глобализации, приводящей к усилению межкультурных взаимодействий, маргинальное сознание помогает выйти из круга традиционного восприятия мира и влиться в общий поток цивилизационного развития. Так национальные традиции перестают быть непреодолимыми преградами, а способность усваивать новое становится доминирующим трендом.

Р. Парк указал на то, что маргинальный индивид является более цивилизованным человеком, поскольку он, находясь в различных социокультурных средах, обогащается новыми духовными приобретениями, которые придают его жизни более глубокий смысл, и это несмотря на возможность возникновения конфликтов, проистекающих по причине наличия культурных различий. По мнению американского исследователя, в феномене маргинальности не стоит видеть исключительно негативное содержание, наоборот, благодаря этому свойству индивид более успешно адаптируется к изменяющемуся историческому контексту и специфике социальных взаимодействий. Это особенно актуально для современного времени, которое теснит традиционные культуры, общепринятые установки, требует от индивида принять ценности эпохи постмодерна. Как считают некоторые, маргиналы являются источником «новизны и культурного роста…Новые социальные структуры возникают лишь на границе, на периферии старых…культура творится на границах культур. С тех пор многократно на разных уровнях, от антропологии и философии до публицистики, повторялось: все движения, радикально обновлявшие облик культуры, начинались исключительно маргиналами…потому что маргиналы…независимы и свободны»[1].

Существование в различных культурах может приводить и приводит не только к культурным противостояниям, но и – что вполне естественно – к таким социально-психологическим переживаниям, которые отличаются нестабильностью, неустойчивостью, агрессивностью. Длительное пребывание в пространстве различных культур – при слабости процессов аккультурации – приводит к возникновению конфликтов, которые проявляются как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Конфликт на коллективном уровне имеет своим следствием противостояние различных социальных групп – расовых, национальных, территориальных. В случае конфликта на индивидуальном уровне человек большей частью занимает позицию своей группы, но, находясь в промежуточной ситуации, он испытывает чувства тревожности, беспокойства, неуверенности. Возможно появление и иррациональных настроений и мотиваций, которые не всегда осмысливаются индивидом, что может приводить к раздвоению личности. А поскольку современный социум создает благоприятные условия для возникновения маргинальных состояний, в пространстве пограничной маргинальности оказываются значительные группы населения.

В отличие от Р. Парка, полагавшего, что маргинал никогда полностью и до конца не сможет интегрироваться в новый социум, Э. Стоунквист в работе «Маргинальный человек: исследование личности и культурного конфликта» придерживается иной точки зрения. Он исследует феномен маргинальности с различных позиций, в том числе и социально-психологических. По его мнению, процесс формирования личности может быть успешным в ходе процессов адаптации и социализации, при этом он выделяет различные состояния, в которых находится индивид. Это период, когда индивид усваивает (интериоризирует) ценности новой для него культуры, что является вполне естественным явлением для того, кто оказался в иной социальной и культурной среде. Затем следует этап, при котором индивид переживает чувства принадлежности к т. н. приграничью: приходит осознание индивидом своего маргинального положения, а также того, как его воспринимает «они», т. е. новое окружение. Расколотое сознание может выливаться в кризис идентичности. Точка зрения Э.Стоунквиста зиждется на утверждении того, что процесс вхождения маргинального индивида в новый для него контекст может занять достаточно длительное время, и он не всегда бывает успешным.

Процесс становления самопредставлений находится в непосредственной зависимости от установок общества по отношению к маргиналам. Если в этом процессе доминирует негативизм, маргинальная личность (а также маргинальная группа) остро реагирует на различия. Когда маргинальная личность усваивает социальные и культурные нормы господствующей культуры, он неизбежно переживает состояние внутриличностного конфликта, который может быть результатом как сложности процесса, так и реальности утраты элементов собственной культуры. В своем желании «интегрироваться в доминирующую группу общества, – отмечает Э. Стоунквист, – члены подчиненных групп (например, этнических общин) приобщаются к ее культурным стандартам; формирующиеся таким образом «культурные гибриды» неизбежно оказываются в «маргинальной» ситуации – на краю доминирующей группы, никогда их полностью не принимающей, так и группы происхождения, отторгающей их как отступников»[3, с. 15]. На третьем этапе возникает стремление преодолеть ситуации маргинала – как в культурном, так и в психологическом смысле.

Э. Стоунквист воспринимает маргинальную личность как находящуюся на культурном перепутье, когда две разные культуры, переплетаясь между собой, создают новые культурные комбинации, в которой наличествует как общее, так и специфическое. Находясь в пространстве разных культур, двигаясь от одной к другой, маргинальный человек как бы балансирует на границе каждой из них, из которых одна является господствующей. В случае маргиналов это по преимуществу культура страны пребывания, принимая которую он испытывает различные чувства. Маргинальному человеку присущи высокий уровень самоидентификации, повышенная чувствительность к культурным и этническим различиям, наличие различных комплексов, обусловленных специфичностью своего существования. Ученый полагал, что в силу многих причин у таких индивидов обнаруживается склонность к совершению девиантных и криминальных проступков. Примером может служить положение мигрантов в чуждой среде, которая демонстрирует признаки предвзятого и пренебрежительного отношения к культурным и этническим гибридам. При этом исследователь подчеркивал, что природа маргинальности по-разному проявляется у различных людей, что зависит от целого комплекса факторов – воспитания, образования, уровня интеллигентности, коммуникабельности, социального статуса и т. д. Не последнюю роль играют принадлежность к сильной или слабой социальной группе, условия социального неравенства.

Э. Стоунквист ведет речь о различных путях адаптации маргинального человека к новым для него условиям. Таковыми становятся ассимиляция и аккомодация. В первом случае происходит поглощение этнической и культурной группы более крупным этносом или доминирующей группой, и примеров тому в современной и прошлой истории множество. Следующий путь – аккомодация, под которой понимают вынужденное приспособление ценностей одной культуры к нормам и ценностям другой. Свои размышления Э. Стоунквист иллюстрирует на примере расовых и этнокультурных гибридов – метисов, мулатов, креолов, «цветных». Он рассматривает маргинальную личность как находящуюся «между двух огней», т. е. пребывающую в пространстве контактирующих, но отличающихся друг от друга культур. Состояние маргинальности ощущается тогда, когда индивид осознает свое подчиненное положение, и оно сопровождается морально-психологическими состояниями, близкими к аномии.

Адаптация и интеграция маргиналов в социум, принятие культурных и нравственных норм и ценностей доминирующей культуры нередко наталкиваются на сопротивление со стороны господствующих групп. Э. Стоунквист рассматривает ситуации, при которых маргиналы, в частности метисы, оказываются под давлением последних, исследует характер отношений к ним со стороны доминирующих групп, ведет речь о запретах и различных формах неравенства, о сложностях социального продвижения и т. д. В этих процессах ученый видит проявления социальной дискриминации, а также возникновение расовых предрассудков, имеющих своим следствием социальную напряженность и конфликты. Кроме того, считает Э. Стоунквист, маргинальные индивиды испытывают давление и со стороны групп, к которым принадлежат, поскольку нередко воспринимаются соотечественниками как люди, отказавшиеся от ценностей своей культуры.

Маргинальное сознание несет в себе разные смыслы: оно и позитивно, и негативно, и такое его содержание зависит от интерпретации феномена маргинальности. При трактовке маргинальности как пограничного состояния маргинальное сознание несет в себе возможности культурного обогащения. Принятие культурных различий и ценностей принимающей стороны содержит безусловную конструктивность: происходит не только обогащение собственной культуры, но и доминирующей. Изменяются образ и стиль жизни, усвоенные модели действий и архетипы сознания, происходит освобождение от ограничений разного рода, связанных со спецификой традиционной культуры, появляется свобода выбора. Одновременно маргинальный человек испытывает дискомфорт, поскольку он находится в состоянии раздвоенности, порождаемой разрывом между ценностями национальной культуры и теми, которые к нему предъявляет новая среда обитания. О противоречивости ситуации, в которой оказывается маргинальный индивид, справедливо пишет С. Баньковская: маргинал «не кажется более свободным от гнета традиций и порядков, он в большей мере сталкивается с необходимостью противостоять возрастающим по численности формам контроля вокруг него, он задавлен необходимостью защищать свою идентичность от попыток «внести ясность» в его независимую неопределенность и двусмысленность, поглотить ее в рамках новой определившейся формы. Это состояние маргинальности может иметь следствием и «замыкание» («уход», изоляцию), и агрессивные требования политкорректности и следования «политике различий»…»[2, с. 467]. Итогом таких процессов может быть возникновение у маргинального человека психологических состояний, характеризующихся, как заметил Р. Парк, напряженным самоосмыслением.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что маргинальность относится к числу сложных социальных явлений, которые несут в себе разные смыслы и которые по-разному трактуются научным знанием. С точки зрения социальной философии и социологии, маргинал – это индивид, который располагается в положении пограничья, и это воздействует на его сознание, образ жизни и действия самым противоречивым образом. Современный социум создает условия для возникновения маргинальных состояний, в пространстве как пограничной, так и периферийной маргинальности оказываются значительные группы населения. В результате таких процессов численность «маргиналов» возрастает, что позволяет вести речь о расширении пространства маргинализации. В результате этих процессов происходит разрыв человека с привычной средой обитания, что имеет своим следствием возникновение внутриличностных конфликтов с самим собой и с социумом. В условиях растущей социальной мобильности, приводящей к серьезным сдвигам в социальной структуре, маргинальность приобретает черты негативного явления. Сами маргиналы, которые в массе своей являются выходцами из развивающихся государств, нередко ассоциируются с теми, кого называют социальными аутсайдерами.

Таким образом, под маргинальностью понимается и позиция социального аутсайдерства (деклассирования, люмпенизации), которое является результатом в первую очередь таких структурных изменений, которые приводят к усилению процессов нисходящей социальной мобильности – одного из показателей маргинальности как формы социального аутсайдерства. Условием, которое придает черты тождественности феноменам маргинальности и социального аутсайдерства, является маргинальное сознание, которое возникает, с одной стороны, в результате формирующейся промежуточной позиции, а с другой, в ходе процессов нисходящей социальной мобильности. Противоречивость содержания маргинального сознания обусловлена множественными факторами. Происходящие в современном социуме трансформации приводят к разнообразным следствиям, которые способствуют расширению маргинальных слоев: невозможностью и нежеланием интегрироваться в новые жизненные обстоятельства, неприятием утвердившихся форм социального взаимодействия, игнорированием современных практик. Нельзя не отметить и того, что нормы и ценности собственной культуры, социальной группы нередко контрастируют с установками референтной группы – социальной, культурной, этнической, в качестве которой выступает принимающая сторона. Сложность протекания процессов адаптации и интеграции в новый социокультурный контекст, которые объективно сопровождаются утратой важнейших для индивида и этнической общности идентификационных признаков, играет не последнюю роль.

Библиография

Другие публикации этого автора
. Балла О. Живущие на краю. – Доступ: https:// https://wsyakayawsyachina.narod.ru/social_sciences/marginals_1.html (проверено 07. 01. 2019).
. Баньковская С. Чужаки и границы: к понятию социальной маргинальности // Отечественные записки. – 2002. – №6. – С. 457-467.
. Воробьева В. А. Культурное приграничье как форма осмысления бытия культуры // Аналитика культурологи. – 2007. – №1(7). – С. 13-17.
. Николаев В. Г. Человек маргинальный // Вопросы социальной теории. – 2010. – Т. IY. – С. 354-372.
. Оболкина С.В. Философский анализ проблемы маргинальности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. – 2021. – Т. 18. – Вып. 2. – С. 7-20.
. Парк Р. Культурный конфликт и маргинальный человек. – Доступ: URL: http: // elibrary_8810631_96348092[1].pdf –Adobe Reader (проверено 05. 01. 2019).
. Парк Р. Личность и культурный конфликт. – Доступ: URL: http: // elibrary_8810631_96348092[1].pdf –Adobe Reader (проверено 05. 01. 2019).
. Попова И. П. Эволюция понятия маргинальности в истории социологии. – С. 7-45 // Маргинальность в современной России: коллективная монография. – М., 2000. – 208 с. – Доступ: https://www.isras.ru/publ.html?id=1998(проверено 10. 06. 2019).
. Стоунквист Э. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнография. Реферативный сборник. – М., 1979. – С. 90-112.
. Человек «на границе»: проблема маргинальности в зеркале социологической классики // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 10: Социология. Реферативный журнал. – 1998. – №2. – С. 156-173.

References (transliterated)

. Balla O. Zhivushchie na krayu. – Dostup: https:// https://wsyakayawsyachina.narod.ru/social_sciences/marginals_1.html (provereno 07. 01. 2019).
. Ban’kovskaya S. Chuzhaki i granitsy: k ponyatiyu sotsial’noi marginal’nosti // Otechestvennye zapiski. – 2002. – №6. – S. 457-467.
. Vorob’eva V. A. Kul’turnoe prigranich’e kak forma osmysleniya bytiya kul’tury // Analitika kul’turologi. – 2007. – №1(7). – S. 13-17.
. Nikolaev V. G. Chelovek marginal’nyi // Voprosy sotsial’noi teorii. – 2010. – T. IY. – S. 354-372.
. Obolkina S.V. Filosofskii analiz problemy marginal’nosti // Nauchnyi ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural’skogo otdeleniya RAN. – 2021. – T. 18. – Vyp. 2. – S. 7-20.
. Park R. Kul’turnyi konflikt i marginal’nyi chelovek. – Dostup: URL: http: // elibrary_8810631_96348092[1].pdf –Adobe Reader (provereno 05. 01. 2019).
. Park R. Lichnost’ i kul’turnyi konflikt. – Dostup: URL: http: // elibrary_8810631_96348092[1].pdf –Adobe Reader (provereno 05. 01. 2019).
. Popova I. P. Evolyutsiya ponyatiya marginal’nosti v istorii sotsiologii. – S. 7-45 // Marginal’nost’ v sovremennoi Rossii: kollektivnaya monografiya. – M., 2000. – 208 s. – Dostup: https://www.isras.ru/publ.html?id=1998(provereno 10. 06. 2019).
. Stounkvist E. Marginal’nyi chelovek. Issledovanie lichnosti i kul’turnogo konflikta // Sovremennaya zarubezhnaya etnografiya. Referativnyi sbornik. – M., 1979. – S. 90-112.
. Chelovek «na granitse»: problema marginal’nosti v zerkale sotsiologicheskoi klassiki // Sotsial’nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 10: Sotsiologiya. Referativnyi zhurnal. – 1998. – №2. – S. 156-173.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается. Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Социодинамика» автор направил свой материал, в котором поднимается вопрос об исследовании концепта маргинальности в социологическом измерении. Очевидно, что данный вопрос актуален для междисциплинарного исследования, в то же время существуют значительные наработки по поводу изучения маргинальности, в том числе и в социологическом срезе, а значит, от автора потребуется сказать обоснованное новое слово в указанном направлении исследования, допускаю, что в рамках социального знания могут быть получены любопытные результаты, заслуживающие внимания. Между тем в начале статьи автор, формулируя проблему, признает, что феномены маргинальности и маргинального человека обязаны своей разработкой представителям Чикагской школы социологии. Данные понятия были впервые рассмотрены Р. Парком в работе «Человеческая миграция и маргинальный человек». Занимаясь исследованием проблем, которые были вызваны в первую очередь развитием капитализма и рыночных отношений, а значит, и расширением пространства урбанизированной среды, социолог приходит к выводу о том, что возникновение явления маргинальности и появление т. н. маргинального человека были обусловлены спецификой исторического и экономического контекста. В статье предпринята попытка проанализировать маргинальность в социологическом измерении. При этом, как отмечает автор статьи, существование в различных культурах может приводить и приводит не только к культурным противостояниям, но и – что вполне естественно – к таким социально-психологическим переживаниям, которые отличаются нестабильностью, неустойчивостью, агрессивностью. Длительное пребывание в пространстве различных культур – при слабости процессов аккультурации – приводит к возникновению конфликтов, которые проявляются как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Конфликт на коллективном уровне имеет своим следствием противостояние различных социальных групп – расовых, национальных, территориальных. В случае конфликта на индивидуальном уровне человек большей частью занимает позицию своей группы, но, находясь в промежуточной ситуации, он испытывает чувства тревожности, беспокойства, неуверенности. Согласимся с данным утверждением. Обращаясь к характеристике предмета своего исследования, автор настаивает на следующем положении: маргинальное сознание несет в себе разные смыслы: оно и позитивно, и негативно, и такое его содержание зависит от интерпретации феномена маргинальности. При трактовке маргинальности как пограничного состояния маргинальное сознание несет в себе возможности культурного обогащения. Принятие культурных различий и ценностей принимающей стороны содержит безусловную конструктивность: происходит не только обогащение собственной культуры, но и доминирующей. Изменяются образ и стиль жизни, усвоенные модели действий и архетипы сознания, происходит освобождение от ограничений разного рода, связанных со спецификой традиционной культуры, появляется свобода выбора. Большую часть работы занимает описание концепций Парка и Стоунквиста, однако к своему авторскому представлению (концепции) маргинальности в социологическом измерении автор нисколько не приблизился. Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Вместе с тем предложенный автором в статье ракурс осмысления проблемы нельзя признать концептуальным, поскольку он не содержит какой-либо новизны, а некоторые идеи и вовсе выглядят тривиальными. ЗАМЕЧАНИЯ: 1) Нуждается в корректировке название статьи: в материале нет «социологического измерения», которое предполагает проведение серьезного эмпирического исследования в соответствии с установленными требованиями. 2) Автору нужно представить свою концепцию, а не пересказывать суть представлений иных авторов, с которыми большинство интересующихся данной тематикой вполне знакомы. Вместе с тем отсутствие анализа научного дискурса по теме статьи существенно обеднило материал, не позволило автору подчеркнуть преимущества своего видения проблемы по сравнению с уже имеющимися наработками. 3) Очень бедный список литературы указывает на несерьезную проработку темы, хотя исследованием маргинальности в социогуманитарном знании, включая социологию, занимаются много авторитетных исследователей. Таким образом, полагаю, что статья способна вызвать интерес читателей журнала и может рассчитывать на публикацию в случае ее доработки.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Tweet

Что представляют собой маргиналы?

Маргинал — понятие, обозначающее человека, находящегося вне любых институтов общества. Впервые было употреблено в 20-е годы прошлого века американским социологом Робертом Парком в отношении людей, занимающих пограничное положение между группами социума с целью определения тех иммигрантов, которые не сумели адаптироваться в новых социальных условиях. Психика таких людей подвергалась определенным изменениям, в результате чего они составляли отдельную маргинальную группу. Данное образование жило по своим правилам, нормам и законам, отвергая ценности общества, в рамках которого оно существовало и игнорируя его традиции.

Маргиналы и современность

Сегодня слова «маргинал», «маргинальный элемент» достаточно популярны. Часто их ошибочно употребляют как синоним к слову «люмпмен», обозначающим деклассированного элемента, утратившего связь с обществом и не обладающим высокой нравственностью и моралью.

Часто маргиналов порождают различные социальные катаклизмы — войны, перевороты, революции. В это время происходит разрушение устоявшихся ранее общественных групп и люди не могут отнести себя к каким-либо ново созданным формированиям.

https://youtube.com/watch?v=rNTjLy3YQgo

Человек — часть общества и так или иначе участвует в его экономической, политической и культурной жизни. Однако находятся те, кто старается свести свое участие в этих сферах к минимуму, а в идеале вообще «выпасть из обоймы». У некоторых подобная ситуация складывается независимо от их воли. Но это не означает, что маргиналы обязательно опустятся на самое дно. Очень часто люди, вышедшие за границу всех социальных групп, стремятся вновь вернуть утраченное положение. Это вызывает очередные социальные катаклизмы или приводит к возникновению новых групп в обществе, конкурирующих с уже существующими.

Еще одна грань значения столь многогранного понятия — нахождение на границе между различными группами. Человек не может идентифицировать себя с какой-либо конкретной группой. Он одновременно состоит в нескольких несовместимых между собой группах, но полностью себя ни с одной из них не ассоциирует.

Многих художников, писателей и просто творческих людей можно обозначить как маргиналов. Например, Л. Н. Толстой, будучи графом, жил в деревне и не стремился участвовать в светской дворянской жизни, что немало удивляло его современников.

Социологи также заметили, что маргинализация на рабочем месте происходит из-за того, что работники недостаточно загружены. В результате они бесцельно тратят время, скучают, не имеют возможности проявить себя и свои лучшие качества. В итоге это приводит к депрессии. Маргинализации на рабочем месте при недостаточном объеме работы даже предоставили отдельный термин — «моральное преследование».

Основные типы маргиналов

Изучая причины, сделавшие из человека маргинала, исследователи выделили четыре типа маргиналов:

  • этнические. Наиболее яркий пример — беженцы из стран, где происходят вооруженные конфликты. Спасаясь из неблагополучной среды, такие люди не всегда могут найти свое место в новом, более благополучном обществе, из-за чего поневоле становятся маргиналами. Также к данной группе можно отнести и людей, приехавших в поисках новой жизни в более богатую страну. Этнические маргиналы наиболее трудно адаптируемые;
  • экономические. Основная причина появления — потеря источника дохода, сбережений или собственности. Закрываются заводы, обесцениваются вследствие инфляции вклады, мошенники лишают квартиры или дома — все эти ситуации способны превратить человека в экономического маргинала. Подобные риски существуют преимущественно во время политического или экономического кризиса;
  • социальные. Пытаясь подняться выше в так называемом «социальном лифте», человек вдруг застревает между «этажами», а то и вовсе может опуститься на самый низ, не достигнув желаемого и разочаровавшись во всем;
  • политические. Являются порождением политических кризисов, когда человек теряет доверие к определенной политической силе. Меняющиеся режимы, общественные нормы или государственность — все это благодатная почва для роста числа политических маргиналов. Так, в странах постсоветского пространства много кто не может психологически расстаться с СССР, хотя и живет уже в новом независимом государстве.

С развитием современных технологий понятие «маргинал» получило новую трактовку. Сегодня все больше людей не имеют желания поддерживать интенсивные социальные контакты, предпочитая одиночество и работу фрилансером.

Термин

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции , реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса . Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]