Интеллектуальные нагрузки и умственное переутомление

Общие сведения Переутомление представляет собой непреодолимое чувство усталости и слабости. Все так или иначе испытывали такое состояние в обычной жизни после тяжёлой, напряжённой работы и при недосыпании. Обычно утомление проходит после хорошего, полноценного отдыха и сна. Если же симптомы остаются, это означает, что ваш организм хочет дать знать, что он болен. Длительные периоды переутомления могут быть признаком серьёзного заболевания, известного как синдром хронического усталости (СХУ), в основном поражающего женщин. Приступы СХУ часто случаются после перенесённых вирусных заболеваний, но причины СХУ так до сих пор и не ясны.

Причины переутомления

  • переутомление может быть связано с приемом определенных лекарств, таких как лекарства от простуды, кашля и укачивания, антигистаминные и противоаллергические препараты, снотворные, миорелаксанты, противозачаточные средства и антигипертензивные средства,
  • заболевания, при которых затруднено дыхание, например хронический бронхит, астма и эмфизема,
  • сердечная недостаточность, при которой сердце слабо сокращается и не выполняет свою функцию в полном объеме,
  • депрессия и тревожное состояние: плохое настроение, мрачные предчувствия,
  • нарушения сна и режима питания

Переутомление часто случается через месяц после перенесения вирусной инфекции, а также может быть ранним симптомом некоторых серьёзных заболеваний (гепатит, рак, диабет, анемия, болезни сердца, гипогликемия, ожирение, гипотиреоз, мононуклеоз, ревматоидный артрит, миастения,алкоголизм, нарушения сна).

Интеллектуальные нагрузки и умственное переутомление

Усталость или утомление – состояние, которое возникает вследствие повышенной нагрузки или при заболеваниях. Обычно это временное состояние, которое проходит самостоятельно после отдыха и не нуждается в коррекции. Однако избыточное утомление на фоне обычных интеллектуальных или физических нагрузок, которое остается после отдыха, можно рассматривать как патологическое состояние «астения».

Умственное переутомление причины

Чувство усталости – это защитный механизм организма от истощения внутренних ресурсов: чем меньше деятельности, тем меньше нужно энергии. Важно, что включается этот механизм задолго до действительного сокращения энергетических ресурсов.

Все причины переутомления разделяют на 3 группы:

Реактивная астения

Может встречаться у здоровых людей как ответная реакция на значительную нагрузку, например, состояние после перенесенного заболевания, необходимость часто и быстро переключать внимание, многозадачность (переводчики-синхронисты, авиадиспетчеры), ночной труд (машинисты, сотрудники скорой помощи), интеллектуальные перегрузки длительное время, отсутствие отпусков (топ-менеджеры, управляющие, маркетологи). Такие состояния называют «синдром менеджера» или «синдром выгорания», когда есть взаимосвязь с провоцирующим фактором, универсальность ответной реакции или преходящая усталость (смотри таблицу 1).

Таблица 1. Причины реактивной астении

Физиологические (напряжение адаптивных возможностей организма в условиях биологического стресса)Психофизиологические (напряжение адаптивных возможностей организма в условиях эмоционального стресса)Период рекомвалесцемции после:
  • беременность, лактация
  • сезонный авитаминоз
  • низкокалорийная диета
  • десинхроноз (авиаперелеты, сменная работа)
  • монотонная деятельность
  • экзамены
  • соревнования
  • синхронные переводы
  • ответственная работа
  • отсутствие эмоциональной разгрузки
  • операций и травм
  • инфекций
  • соматических катастроф (инфаркты, инсульты)
  • кровотечений
  • тяжелых стрессовых состояний

Первичная астения

Другое ее название функциональная или неврастения. Эта неистовая усталость возникает без серьезной органической патологии организма и считается разновидностью невроза, при котором усталость является ведущим признаком. Наиболее часто ее называют «синдром хронической усталости» или СХУ. Наиболее типичная картина СХУ – это чрезмерная утомляемость при привычной повседневной нагрузке. Важно разделять это ощущение от усталости физической или печали. Возможны жалобы на снижение интеллекта, памяти, внимания, но с помощью тестов подтвердить этого не удается. Может подняться температура тела, появляться летучие суставные или мышечные боли, боль в горле или в голове, болезненность лимфоузлов. Для постановки этого диагноза требуется не менее 6 мес неистовой усталости без явных на то причин, остающейся после отдыха и снижающей качество жизни больного. Дополнительно могут присутствовать и другие проявления (смотри таблицу 4).

Таблица 4. Дополнительные симптомы, встречающиеся у пациентов с СХУ

Симптомы раздраженной кишки, абдоминальная боль, тошнота, диарея или вздутие живота

Озноб и потливость по ночам

Очищение тумана, пустоты в голове

Боль в груди

Затрудненное дыхание

Хронический кашель

Зрительные нарушения (нечеткость зрения, непереносимость яркого света, боль в глазах, сухость глаз)

Аллергия на пищевые продукты, повышенная чувствительность к алкоголю, запахам, химическим веществам, медикаментам, шуму

Трудности поддержания вертикального положения (ортостатическая нестабильность, нерегулярное сердцебиение, головокружение, неустойчивость, обмороки)

Психологические проблемы (депрессия, раздражительность, колебания настроения, тревога, панические атаки)

Боли в нижней половине лица

Потеря веса или его прирост

Симптоматическая астения

Еще ее называют вторичной или соматогенной, тк возникает она вследствие практически любых заболеваний организма (охватывая инфекции и психические). Это происходит из-за повреждения нейронов мозга или состояний, связанных с основным заболеванием, например онкология, прием лекарств (смотри таблицу 3), заболевания печени и сердечно-сосудистой системы, депрессии (смотри таблицу 2).

Таблица 2. Перечень заболеваний, наиболее часто ассоциированных с астенией

Заболевания печени (вирусный гепатит В или С, цирроз печени и др.).

Эндокринные и метаболические расстройства (гипер- и гипотиреоз, гиперпаратиреоидизм, болезнь Аддисона, нелеченый сахарный диабет, гипер- и гипогликемия, тяжелое ожирение).

Неврологические заболевания (рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, заболевание моторного нейрона, хроническая ишемия мозга, инсульт, постполиосиндром, «синдром сонных апноэ», нарколепсия и др.).

Инфекционные заболевания (туберкулез, СПИД и др.).

Сердечно-легочные заболевания (гипоксия), сердечная недостаточность и другие тяжелые кардиальные болезни.

Гематологические и соединительнотканные болезни (анемии, лейкозы, миеломная болезнь, коллагенозы).

Хроническая почечная недостаточность.

Онкологические заболевания (первичный рак и метастазы).

Профессиональные вредности (вибрация, радиация, токсические вещества).

Психические заболевания (шизофрения, большая депрессия с психотическими или меланхолическими симптомами, биполярное аффективное расстройство, деменция, анорексия или булимия).

Злоупотребление наркотиками или алкоголем.

Тяжелое ожирение, характеризующееся индексом массы тела 45 кг/м1 или более.

Симптомы синдрома хронической усталости

Состояние переутомления часто проходит после выходных или отпуска. Часто вам нужно просто дать организму отдохнуть, и он снова начнет работать в полную силу. Обратитесь к врачу в случае, если вас беспокоит длительное состояние сильного переутомления. Симптомы синдрома хронической усталости, кроме самого переутомления, включают:

  • снижение памяти и способности концентрироваться,
  • фарингит,
  • воспалённые лимфатические узлы на шее и в подмышечной области,
  • необъяснимая мышечная боль,
  • боль в суставах, при этом они не распухают и кожа над ними не краснеет,
  • сильные головные боли,
  • проблемы со сном,
  • чрезвычайное изнеможение, продолжающееся более 24 ч после обычного рабочего или учебного дня.

Иногда СХУ трудно диагностировать, т.к. его симптомы схожи с симптомами множества других заболеваний. Сначала вашему доктору придётся исключать все другие возможные заболевания. Критерием постановки диагноза СХУ является хроническое переутомление, длящееся 6 месяцев и более, и 4-8 из перечисленных выше симптомов. СХУ часто сопровождается депрессией.

Что можете сделать вы Организуйте правильно своё время. Вставайте раньше, и вам не придётся начинать день в спешке и с чувством усталости. Учитесь поручать что-то другим, особенно когда в вашей жизни и так достаточно обязанностей и дел. Будьте физически активны. Старайтесь хотя бы по 30 минут в день уделять физическим упражнениям. Не тренируйтесь перед сном, это может нарушить его, и утром вы почувствуете усталость. Спите оптимальное количество времени. Большинству людей, чтобы выспаться, требуется 6-8 ч. Если вы чувствуете в себе силы и желание работать, значит, вы поспали достаточно. Хорошо, если в течение дня вам удаётся немного поспать. Это может быть особенно полезно подросткам с их лихорадочным ритмом жизни и пожилым людям, сон которых менее глубокий. Однако избегайте дневного сна, если после него вы не сможете заснуть ночью. Не начинайте курить. Курение нарушает поставку кислорода в ваш организм, заменяя кислород ни смертельно опасный угарный газ. Если вы курите в течение длительного времени, то отказаться от этой вредной привычки будет нелегко. Но все же постарайтесь хотя бы уменьшить количество выкуриваемых сигарет. Употребляйте как можно меньше кофеина и спиртного. Алкоголь действует как депрессант, он приносит только утомление, не прибавив сил. Кофеин даст временный быстрый подъем активности с последующей резкой усталостью. Выберите подходящий режим питания: некоторые люди работают лучше после лёгкого перекуса, в то время как другие могут работать, только плотно поев. Избегайте жирной пищи, поскольку жиры перерабатываются медленнее, чем углеводы, и это может снизить вашу активность. В течение дня делайте небольшие перерывы в работе. Съездите в отпуск, или хотя бы отключите телефон и отдохните дома. Как можно меньше смотрите телевизор. Если вы смотрите его, чтобы расслабиться, рано или поздно вы можете обнаружить, что вы находитесь в неповоротливом и медлительном состоянии. Попробуйте расслабляться более активно, например, гуляйте или читайте. Найдите способ успокоить себя. Слушайте спокойную музыку, произнесите фразу или молитву, которая даёт вам чувство спокойствия. Представьте себя на морском побережье, в горах или в любой другой точке мира, где вам хорошо.

Что может сделать врач Врач может определить систематические нарушения, являющиеся причиной переутомления. Врач проведет осмотр, назначит необходимые для диагностики исследования. Эффективного способа лечения СХУ не существует, но лечение симптомов может улучшить ваше состояние. Если врач сочтет необходимым, он может выписать вам обезболивающие или антидепрессанты. Специалист в области реабилитационной медицины научит вас планировать день, чтобы использовать время с пользой для себя. Возможно вам нужна помощь психолога.

Список литературы

  1. Афоризмы, мысли и высказывания выдающихся россиян. Полное собрание остроумия и жизненной мудрости: Учебник / Под ред. Е.А. Агеевой. М.: АСТ: Астрель, 2009.–15 с.
  2. Галимова А. Г. Возможности повышения физической подготовленности курсантов и слушателей вуза правоохранительных органов на основе упражнений максимальной мощности /А. Г. Галимова, А. А. Сахиулин // Вестник Бурятского государственного университета, 2014. – № 13–1. С. 48–50.
  3. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / Под ред. Г. Г. Шахвердова. М.: Физкультура и спорт, 1956.–438 с.
  4. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю.И. Гришина, – 4–е изд–во,– Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 249 с.
  5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448с.
  6. Физическая культура зрелого и пожилого контингентов населения (общие основы теории и практики): учебное пособие / Ф.Г. Бурякин. – М.: РУСАЙНС,2017. – 368 с.

Профилактика переутомления

  • регулярно выполняйте физические упражнения, это улучшает работу сердца, лёгких и тренирует мышцы
  • заведите хобби, чтобы не скучать в свободное время,
  • встречайтесь с друзьями, ходите на выставки, в театр,
  • определяйте, что вас беспокоит, и мало-помалу решайте свои проблемы,
  • учитесь расслабляться и справляться со стрессом, вам может помочь дыхательная гимнастика, упражнения для мышечной релаксации, массаж или медитация,
  • старайтесь не употреблять снотворные средства т.к. они имеют множество отрицательных эффектов и могут вызывать привыкание,
  • откажитесь от алкоголя и сигарет.

Основные причины потери концентрации внимания и памяти

Условно их можно разделить на 2 категории. К первой относят те, которые вольно или невольно «провоцирует» сам человек и те, что вызваны рядом заболеваний.

Причины, связанные с неправильным образом жизни

Умственное переутомление из-за большого количества информации. Ежедневный, многочасовой «серфинг» в интернете – одна из основных причин умственного перенапряжения.

Это интересно! Если вам говорят, что многозадачность очень эффективна и к ней необходимо стремиться – не верьте! Это миф. Уже научно доказано, что человек не может заниматься несколькими делами одновременно, поскольку его мозг начинает «выдавать сбои в программе» подобно обычному компьютеру с перегруженным задачами процессором.

Хронический стресс и эмоциональное выгорание. Одна из основных причин снижения концентрации, причем как у детей, так и у взрослых.

Злоупотребление кофе. В небольших количествах кофе стимулирует работу мозга, но его переизбыток напротив, приводит к повышенной утомляемости, неумению сконцентрироваться и ухудшению памяти.

Длительный, бесконтрольный прием медпрепаратов, корректирующих деятельность нервной системы: антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты, барбитураты и т. п.

Алкоголь, никотин, наркотики. Такие вещества самым негативным образом влияют на работу головного мозга, вплоть до разрушения его клеток.

Нарушение режима. Во время сна нервные клетки не только восстанавливаются, но и формируют новые нейронные связи. Не высыпаясь изо дня в день, вы заставляете мозг работать «на износ», что самым негативным образом сказывается на концентрации внимания.

Неправильное питание. Полуфабрикаты, дешевая еда синтетического происхождения, «химические» напитки и сладости – все это содержит вредные для здоровья вещества, многие из которых обладают свойством накапливаться в организме. Постепенно они начинают отрицательно влиять на память, и способность концентрироваться на определенной задаче.

Доступные способы восстановления работоспособности мозга

Для начала необходимо осознать – что ментальная усталость имеет место быть, она затрудняет каждый момент вашего дня, и вы не можете продолжать жить и работать в прежнем ритме, с привычной интенсивностью. Выполнение следующих рекомендаций может помочь человеку, находящемуся в состоянии умственной и психологической усталости.

Хороший ночной сон

Сон – это жизненно важная потребность. Отсутствие сна убивает быстрее, чем отсутствие пищи. Самым естественным и простым вариантом устранения умственного переутомления является сон. Во время сна упорядочивается и фильтруется информация, полученная в процессе дневной умственной деятельности. Кроме того, клетки головного мозга очищаются от нейротоксинов. Способность к концентрации внимания и запоминанию большого объема информации тоже зависят от качества и продолжительности сна. Считается, что нормальная продолжительность сна составляет около 8 часов в сутки, но, если вы страдаете от умственной усталости, вам понадобится увеличить его продолжительность, рекомендуется хороший ночной сон до 10-12 часов.

Полноценное питание

Обратите внимание на свое питание. Найдите утром время на нормальный, полноценный завтрак, а не «птичий» — чашку кофе на лету. Сядьте и обстоятельно позавтракайте. Вы получите и энергию на весь день, и чувство морального удовлетворения и уверенности.

Медитация

Еще один способ борьбы с ментальным переутомлением – медитация. Этот вариант не так прост, как обычный сон и требует определенной подготовки. Однако при помощи медитативных практик можно прекрасно отдохнуть и расслабиться. Регулярные медитации помогают осознанно избавляться от ментального мусора, т.е. «отработанных» мыслей и переживаний, которые мешают развиваться и двигаться вперед в делах.

Экотерапия – созерцание красот природы или природных явлений

Спокойное созерцание чего-либо красивого, эстетически приятного также помогает восстановить работоспособность уставшего мозга. Можно рассматривать произведения искусства или любоваться пейзажем, а также просто смотреть на огонь, воду, облака. Экотерапия дает возможность расслабиться, переключить внимание и получить положительные эмоции от увиденного. Рассматривание красивых объектов помогает отвлечься от насущных проблем и, кроме того, развивает воображение.

Статья:

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.
Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему?

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Возраст Продолжительность сна (часы)
Дневного Ночного Суммарно
3—4 года 2 10 12
4—5 лет 2 9,5 11,5
5—6 лет 1,5 9,5 И
6—7 лет 1,5 9,5 11

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.

С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети, начиная уже с раннего возраста, проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.

По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:

• повышенная отвлекаемость;

• частая смена позы;

• непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

• неприятная мимика (кривляние, тики);

• неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15.

«Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

Развитие когнитивных функций

Как и любая функция живого организма, ВМФ требуют регулярных тренировок. Когнитивные функции — все вместе и каждую в отдельности — можно развивать с помощью специальных упражнений. Для этого сейчас существует много способов, начиная от традиционных курсов скорочтения, заканчивая игровыми приложениями категории «фитнес для мозга». В целом улучшению памяти помогают специальные приемы структурирования и заучивания важной информации (составление таблиц, списков, функции напоминания в телефоне и пр.).

Не секрет, что для работников определенных профессий существуют повышенные требования к объему кратковременной памяти и устойчивости внимания, скорости реакции. С другой стороны, определенный род занятий может развить в человеке особые способности. В истории известны примеры людей, обладавших выдающейся памятью, способных моментально запоминать сверхобъемы информации. Как правило, эти люди имели врожденные высокие задатки, и некоторые сделали демонстрацию сверхспособностей своей профессией. Для обычного человека требования к повседневной памяти и вниманию, интеллекту не такие строгие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]