Общая характеристика
Головной мозг – это главный орган нервной системы. Его исследованием медики занимаются до сих пор. Головной мозг взрослого человека содержит 90-95 миллиардов нейронов. Тела нейронов образуют серое вещество мозга, а нервные волокна (отростки нейронов) – белое вещество.
Рис. 1. Отделы головного мозга.
Данный орган имеет следующие виды оболочек:
- мягкая или сосудистая;
- паутинная (между паутинной и мягкой оболочкой циркулирует спинномозговая жидкость – ликвор, которая служит своеобразным амортизатором и защищает от ударов, а также поддерживает трофические и обменные процессы между кровью и мозгом);
- твёрдая.
Мозг мужчин и женщин отличается по своей массе. У представителей сильного пола его вес на 100-150 г больше. Однако умственное развитие никак не зависит от этого показателя.
Функции генератора и передачи импульсов выполняют нейроны. Внутри головного мозга есть желудочки (полости), в которых образуется спинномозговая жидкость. От головного мозга в разные отделы человеческого тела отходят черепно-мозговые парные нервы. Всего в организме насчитывается 12 таких пар.
Строение
Главный орган нервной системы состоит из трёх частей:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Спинной мозг: строение и функции
Речь
Спинной мозг: строение и функции
Память
- два полушария переднего мозга;
- ствол;
- мозжечок.
Так же он имеет пять отделов:
- конечный или передний, составляющий 80 % массы;
- промежуточный;
- средний;
- задний, включающий в себя мост и мозжечок;
- продолговатый.
Белое вещество больших полушарий переднего мозга представлено в виде нервных волокон, которые могут быть трёх видов:
- ассоциационные – связывают корковые участки в одном полушарии;
- комиссуральные – соединяют два полушария;
- проекционные – связывают кору с нижерасположенными образованиями.
Серое вещество состоит из тел нейронов, в больших полушариях это вещество образует кору и подкорковые ядра.
Рис. 2. Доли коры больших полушарий.
Следующая таблица поможет подробнее разобраться со строением и функциями различных отделов головного мозга:
Комментарий
Работа авторов под руководством доктора А.А. Зуева посвящена хирургии внутримозговых опухолей функционально значимых зон мозга (как корковых зон, так и проводящих путей на примере пирамидного пути). Авторами накоплен достаточный клинический материал (65 пациентов), из них выполнено 14 операций с интраоперационным пробуждением. Использована нейрофизиология (сочетание биполярной стимуляции и транскраниальных вызванных потенциалов). Всем пациентам сделан МРТ-контроль в раннем послеоперационном периоде с оценкой объема резекции опухоли, у всех больных прослежен как ранний, так и 4-месячный катамнез.
Подробно проанализированы зависимость силы тока и глубины проникновения импульса, приведены современные российские и зарубежные работы по данной теме.
Небольшое замечание, не снижающее ценность исследования, — это небольшой список литературы, и второе упомянуть в работе, кроме пирамидного тракта, и необходимость картирования ассоциативных проводников белого вещества.
Работа представляет научный и практический интерес, ее следует, безусловно, поддержать и пожелать авторам дальнейших успехов в работе.
С.А. Горяйнов, А.А. Потапов (Москва)
Таблица «Строение и функции головного мозга»
Отдел | Особенности строения | Функции |
Конечный или передний | Состоит из двух полушарий, которые соединяются между собой мозолистым телом. Поверхность полушарий имеет множество борозд и извилин. | Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое – за правую сторону. Здесь расположены центры регуляции произвольных движений, центры условных рефлексов и психических функций. Височная доля коры головного мозга регулирует слух, вкус и обоняние, затылочная – зрение, теменная – осязание; лобная – произношение речи. |
Промежуточный | Состоит из гипоталамуса и таламуса. | Таламус является посредником в передаче раздражителей к полушариям и помогает адекватно приспособиться к изменениям в окружающей среде. Гипоталамус регулирует работу обменных процессов и эндокринных желёз. Руководит работой сердечнососудистой и пищеварительной системы. Регулирует сон и бодрствование, управляет пищевыми и питьевыми потребностями. |
Задний | Состоит из мозжечка и моста, который представлен в виде белого толстого валика, расположенного над продолговатым отделом. Мозжечок расположен позади моста, имеет два полушария, нижнюю и верхнюю поверхности и червя. | Данный отдел обеспечивает функцию посредника при передаче импульсов в расположенные выше отделы мозга. Мозжечок отвечает за координацию и точность движений. |
Средний | Расположен от переднего края моста до зрительных трактов. | Отвечает за скрытое зрение, а также осуществление ориентировочных рефлексов, (поворот тела в направлении звука). |
Продолговатый | Является продолжением спинного мозга. | Управляет равновесием, содержит центры дыхания, глотания, чихания и кашля, рвоты, сердечно-сосудистый и пищеварительные. |
Урок по биологии в 8 классе «Головной мозг»
Тема: Головной мозг
Цели:
Образовательная
- Изучить строение и функции головного мозга.
- Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.
Развивающая:
- продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.
Воспитательная:
- воспитывать точность и четкость при ответе, умение наблюдать окружающий мир.
Оборудование:
- таблица “Строение головного мозга”,
- разборные модели головного мозга.
- Интерактивный комплекс
- Видеомагнитофон, телефизор.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте друзья!
Тайны сознанья, загадки природы Людей волновали, манили всегда Разум и воля сподвигли народы Исследовать космос, ваять города.
Поведенье, сознанье, воля, рефлексы Все изучают в науке врачи Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги, Центральной нервной системы ключи.
Учитель: о чём сегодня мы будем говорить?
Уч-ся: о центральной нервной системе
Учитель: Правильно, мы продолжаем изучение центральной нервной системы и тема нашего урока “ Головной мозг”
Учитель: (муляж головного мозга)
— Что вам известно о головном мозге?
Уч-ся: Головной мозг относится к центральной нервной системе. Он состоит из нервных клеток – нейронов, которые образуют серое и белое вещество. Все наши действия происходят при участии головного мозга.
Учитель:
— Что вы хотели бы узнать о головном мозге?
Уч-ся:
Строение головного мозга.. На какие отделы делится и какие функции выполняет, от чего болит голова
Учитель:
Тогда какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке.
(Ученики сами определяют в процессе беседы цель урока.)
Уч-ся:
Узнать: особенности строения головного мозга, функции основных отделов.
Учитель: слайд №3
Цели урока:
- Изучить строение и функции головного мозга.
- Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.
Учитель: откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока
Учитель: эпиграфом нашего урока будут слова академика, врача, ученого Владимира Михайловича Бехтерева…..
слайд №3
.
Щелчок
.
На доске эпиграф к уроку: “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.
слайд №4
Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1000 до 2000 г Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, В.И. Ленин 1340 г. Менделеева 1571г, Бехтерева 1720г, Павлова 1653г. Однако масса других одаренных людей была значительно меньше, например, у А. Франса – 1017г. Самый тяжелый мозг оказался у идиота – 2850г.
Учитель: В конце урока ответим на вопрос
слайд №5
Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?
Учитель: Человек издавна хотел проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Уже в глубокой древности “отец медицины” Гиппократ связал сознание и мозг.
Учитель: Человеческий мозг – это сложный орган способный воспринимать и обрабатывать огромный объем информации. Он покрыт тремя оболочками. Внутри мозга находятся полости (желудочки) мозга. От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Таблица
1(Приложение)
Большое значение для мозга имеет обильное снабжение его кровью, которая приносит кислород и питательные вещества. Ухудшение кровоснабжения приводит к нарушениям в работе мозга, страдает память и снижается работоспособность. При избыточном или нерациональном питании, при курении в стенках кровеносных сосудов наступают изменения. Они теряют эластичность, становятся хрупкими по причине отложения солей, происходит их сужение и вследствие чего повышается давление. Резкие приступы, связанные с повышением давления, могут привести к осложнениям, например, к инсульту. Инсульт иногда называют мозговым ударом. При инсульте кровоснабжение в мозге резко нарушается, у человека появляется сильная головная боль, рвота, расстройство сознания, потеря речи и чувствительности, могут быть параличи.
Головной мозг состоит из 3 частей: Передний мозг, средний мозг, задний мозг, которые делятся на 5 отделов: полушария большие мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок и варолиев мост.
На демонстрационном столе лежит муляж головного мозга давайте рассмотрим его строение: Слайд №7
. Найдите все отделы мозга на муляже.
1.Полушария большого мозга:
Образованы серым и белым веществом, на поверхности видны борозды и извилины. Извилины – это складки коры полушарий, а углубления между ними – борозды.
Работа с диском.
Крупные борозды делят полушария на доли, их 4: лобная, теменная, затылочная и височная.
Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны. Работа с диском
(«биология 8 класс, Человек» , Образование 1 С,)
— В коре лобных долей содержатся центры, регулирующие двигательную активность.
— В коре теменных долей, расположенных позади лобных, находятся зоны телесных ощущений, в том числе осязания и суставно-мышечного чувства.
— Сбоку к теменной доле примыкает височная, в которой расположены первичная слуховая кора, а также центры речи и других высших функций.
— Задние отделы мозга занимает затылочная доля, расположенная над мозжечком; ее кора содержит зоны зрительных ощущений.
2. Промежуточный мозг
расположен под мозолистым телом и сводом срастается по бокам с полушариями большого мозга. Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств.
Состоит из зрительных бугров (таламуса) и подбугровой области (гипоталамуса).
В его отделах промежуточного мозга расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы
Учитель:
физкультминутка и
команды “Замри”.
Учитель:
Что произошло с телом после команды? команда “Замри” вызвала у вас остановку движения, зафиксировала определенную позу тела. При этой команде одновременно должны были заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела. Мы пронаблюдали с вами поздний рефлекс промежуточного мозга.
Под промежуточным мозгом располагается:
3.Средний мозг
– Находится под промежуточным мозгом, нижней границей его поверхности является передний край моста. Средний мозг участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов.
Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.
Опыт № 2
Откройте учебник на стр. 61(1 абзац прочитайте в полголоса).
(внезапно лопает шарик, учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс.)
Учитель: что вы услышали, как вы отреагировали на звук?
Раздражителем в этой ситуации является громкий звук. Это ориентировочный рефлекс.
Ориентировочный рефлекс – рефлекс, который возникает на любое неожиданное изменение обстановки, появление новых раздражителей.
Учитель: Продолжением спинного мозга
является
4.Продолговатый мозг:
Серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез.
В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов.
Повреждение этих центров приводит к смерти человека.
Опыт №3
Учитель: Безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка. Пожалуйста, в быстром темпе сделайте несколько глотательных движений. ( Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны).
Получается ли глотательное движение без слюны? Нет
Учитель: А почему? Что является раздражителем? (слюна), Почему же не происходит глотательного движения? Нет слюны
Учитель: Правильно. Но если есть раздражитель, любой предмет, непроизвольно возникает глотательное движение, поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы. Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.
Учитель: И еще один из главных отделов головного мозга:
5. Мозжечок.
Располагается сзади от моста и от верхней части продолговатого мозга, заполняя большую часть задней черепной ямки.
Принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.
Опыт №4
Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, мы можем при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.
Закройте глаза, протяните вперед руку с вытянутым указательным пальцем и дотроньтесь кончиком пальца до кончика носа.
Учитель: У всех получилось, дотронутся до кончика носа? При этом движении участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Но если мозжечок поражен, то его работа нарушается.
Учитель: Приведите пример нарушения работы мозжечка
(пример пьяный человек: при действии спиртных напитков на головной мозг притупляется работа мозжечка и пьяный человек не может координировать свои движения)
Вот почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
Учитель:
Между средним и продолговатым мозгом находится мост, который тоже имеет определенные функции.
Мост
— это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры связанные с мимикой, жевательными функциями.
Учитель: Мы на сегодняшнем уроке рассматриваем строение головного мозга.
Эпиграфом нашего урока являются слова Бехтерева: “Мозг надо беречь в меру нагружать и не травмировать”, который всю свою жизнь посвятил изучению головного мозга. Есть институт, который носит его имя Институт головного мозга имени Бехтерева. Слайд 8
Слайд 9,10,11.
Изучение головного мозга невозможно без специальной аппаратуры – томографов, на этом слайде вы видите несколько таких приборов, с помощью которых делают снимки головного мозга
Слайд 12.
Ребята давайте подумаем и ответим на вопрос нашего урока: “
можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?”
Запишите домашнее задание
Домашнее задание
: стр. Ответить на вопросы п параграфа.
Слайд № 13
“ Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем, как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нем”