Психология и психотерапия зависимостей


Нарушение эмоциональных реакций.

Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания, а лишь возможным сужением круга представлений, концентрирующихся на событиях, связанных с возникающим аффектом; эпизод не завершается сном, резким психофизическим истощением и амнезией. В этом состоянии часто совершают противоправные действия. Лица эти признаются вменяемыми, в отличие от перенесших патологический аффект.
Патологический аффект

– кратковременное психическое расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией. Лица соврешившие правонарушения в таком состоянии признаются невмняемыми.

Расстройства эмоциональных состояний и свойств.

Нарушение выраженности (силы) эмоций.

  1. Сензитивность

    (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях.

  2. Эмоциональная холодность

    –нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении.

  3. Эмоциональная тупость

    – слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.

  4. Апатия

    – безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Встречается при шизофрении ( дефект) и грубых органических поражениях головного мозга, а так же может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома.

Апатия

, как проявление депрессии, чаще характеризуется чувством безразличия с сужением круга интересов, либо их полным исчезновением, уменьшением или потерей желаний, побуждений и потребностей, больные говорят о скуке, лени, безволии, душевной вялости, безинициативности, что переживается болезненно ( не депрессивная же апатия не воспринимается больными как нечто тягостное и, следовательно, не вызывает жалоб).

Нарушение адекватности эмоций

  1. Эмоциональная амбивалентность

    – одновременное сосуществование антогонистических эмоций, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения. Симптом, встречающийся при шизофрении.

  2. Эмоциональная неадекватность

    – возникновение эмоции, не соответствующей качественно, содержательно вызывающему ее раздражителю, пардоксальность эмоций ( пациент с грустным лицом повествует о приятных впечатлениях). Так же встречается при шизофрении.

Нарушения устойчивости эмоций.

  1. Эмоциональная лабильность

    – патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств при патологии личности.

  2. Эксплозивность

    – повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками. Может возникнуть по незначительному поводу. Эксплозивность характерна для эмоционально-волевых расстройств при патологии личности, органических (травматических) поражениях головного мозга.

  3. Слабодушие

    – состояние легко колеблющегося настроения по ничтожному поводу от слезливости до сентиментальности с умиленностью. Может сопровождаться капризностью, раздражительностью, утомляемостью. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.

Расстройства настроения.

Патологически повышенное настроение.

  1. Гипертимия

    – болезненно повышенное настроение, сопровождающееся чувством радости, силы, энергетического подъема («веселость, брызжущая через край»), резко снижающее глубину и направленность познавательных процессов. Гипертимия – основной симптом маниакальных синдромов.

  2. Эйфория –

    болезненно повышенное настроение, сопровождающееся чувством удовольствия, комфорта, благополучия, расслабленности, препятствует познавательным процессам. Эйфория встречается при интоксикациях (инфекционного, алкогольного и т.п. характера) .

  3. Мория

    – веселое возбуждение с дурашливостью, детскостью, паясничанием, склонностью к плоским и грубым шуткам; всегда сопровождается симптомами интеллектуального снижения. при глобальной деменции.

  4. Экстаз

    – гипертимия с преобладанием восторга, вплоть до исступленного восхищения, чувства прозрения, озарения. Часто сочетается с растерянностью, кататоническими проявлениями, онейроидным помрачением сознания.

Патологически пониженное настроение .

  1. Гипотимия

    – болезненно пониженное настроение, переживаемое как, грусть, печаль, уныние, угнетенность, подавленность, скорбь, щемление, чувство безысходности, сопровождающееся чувством физического неблагополучия, пассивности, беспомощности, суицидными мыслями и поступками. Такой тип расстройства настроения характерен для депрессивных синдромов.

2) Дисфория

– болезненно пониженное настроение, сопровождающееся раздражительно-тоскливо-злобным, мрачным чувством. Возникает и оканчивается внезапно. Может длиться часами или днями. Во время дисфории больные склонны к агрессивным действиям. Дисфории, преимущественно, наблюдаются у больных с неблагоприятно текущей эпилепсией, при травматических и других органических поражениях головного мозга.

3)Тревога

– гипотимия в сочетании с ожиданием несчастья и чувством внутреннего напряжения, внутренним волнением, беспокойством, напряжением, чувством томительного ожидания грядущей беды, отчаянием, опасениями за судьбу родных.Иногда тревога ощущается телесно с витальным оттенком, как зуд, внутренняя дрожь. Часто сочетается с двигательным ( психомоторным) возбуждением. Как патологическое состояние тревога иррациональна и вызвана болезненными психическими переживаниями, а не реальными событиями ( « что-то в мире должно случиться», – пытается, к примеру, объяснить свое беспокойство пациент). Встречается при многих острых психозах ( острые параноидные психозы, синдромы помрачения сознания), при депрессии ( тревожная депрессия). Тревожная окраска переживаний характерна для психопатологических состояний в пожилом возрасте. При неврозах ( тревожные расстройства) тревога носит менее выраженный характер, отсутсвует выраженное психомоторное возбуждение и сопровождается обильными вегетативными проявлениями ( вегетативная тревога).

4)Страх

, как патологическое состояние — переживание сиюминутной опасности, с ощущением непосредственной угрозы жизни, благополучию, вызванное болезненным психическим состоянием без реального основания. Субъективно тяжело перносится. Встречается как в рамках острых психозов ( бредовые психозы, ситндромы помрачения сознания), так и при неврозах навязчивых состояний в рамках фобий ( описаны выше).

Синдромы, связанные с расстройством эмоций.

1.Депрессивный синдром.

Депрессия – одно из наиболее распространенных расстройств, встречающихся как в психиатрической, так и в общесоматической практике ( 3-6% в популяции).

Основу депрессивного синдрома составляет депрессивная триада

, включающая: а)
болезненно пониженное настроение
, б)
идеаторные
и в
) психомоторные
нарушения в виде общей заторможенности (хотя принципиально их характер зависит от характера пониженного настроения).

Болезненно пониженное настроение представляет собой структурно неоднородное образование.

Можно выделить 3 основных компонента эмоционального звена депрессивного синдрома: тоскливый

,
тревожный
и
апатический
. Они находятся в динамической связи друг с другом, но, как правило, на определенном отрезке времени или в отдельных случаях преобладает один из них.

Довольно характерна суточная ритмика депрессивных расстройств. Тоска и апатия достигают обычно максимальной выраженности в утренние часы, тревога более вариабельна и нередко усугубляется к вечеру.

В общем виде идеаторные

расстройства при депрессивном синдроме характеризуются известной фиксированностью переживаний на определенной тематике, сужением объема свободных ассоциаций и изменением их темпа (чаще замедление).В отдельных тяжелых случаях настолько затруднено осмысление ситуации, нарушены память и внимание, что состояние напоминает картину слабумия. В зависимости же от характера пониженного настроения имеются и некоторые особенности идеаторных расстройств.( см. ниже).

Психомоторные

депрессивные расстройства в еще большей степени, чем идеаторные, связаны с доминирующим настроением, что особенно наглядно прослеживается в экспрессии. Общая поведенческая и волевая активность, чаще всего, имеет тенденцию к снижению(гипобулия).

Наряду с основными «триадными» признаками в структуру депрессивного синдрома входят психопатологические феномены тесно спаянные с собственно эмоциональными расстройствами.

Соматопсихические и соматовегетативные нарушения

занимают одно из первых мест по частоте встречаемости в картине депрессии. По своим клиническим проявлениям они разнообразны, изменчивы и тесно связаны с ведущим гипотимным состоянием. Они могут выступать в виде первых признаков начинающейся депрессии или, при недостаточно выраженной гипотимии, играть роль, так называемых,
соматических эквивалентов.
Депрессивный синдром включает в себя разнообразные соматоневрологические расстройства
,
основным проявлением которых (особенно в остром периоде) является т.н.
триада Протопопова
:
тахикардия, мидриаз, запоры
, что по существу указывает на нарушение деятельности автономной нервной ситемы в виде
симпатикотонии
. Соматическими пролявлениями депрессии являются так же аменорея, похудание, диспепсии, алгии и пр.

Значительное место в структуре депрессии может занимать депрессивная деперсонализация

, основным проявлением которой следует считать « болезненую психическую анестезию», переживаемую как « скорбное бесчувствие», « чувство утраты чувств», обеднение, ущербность эмоциональной жизни. Наиболее распространенными и , как правило, наиболее значимыми для больных, являются переживания утраты естественных чувств к близким. Отмечаются так же чувство утраты: эмоционального отношения к окружающему вообще с безразличием к работе, к деятельности, к развлечениям; способности радоваться (
ангедония)
, откликаемости на печальные события, способности к состраданию и пр.Особо мучительны переживания угнетения «витальных эмоций»: чувства голода, жажды, насыщения и удовольствия при приеме пищи, полового удовлетворения, чувства телесного комфорта, «мышечной радости» и утомления при физической нагрузке , естественного отрицательного эмоционального тона болевых ощущений. Часто присутствуют переживания: утраты чувства сна, «обезличенности», «чувтсво отсутвия мыслей», «речь без мыслей», «отрешенности» в общении, « бездушности» и пр. Наибольшая представленность депересонализации такого рода присуща обычно депрессиям умеренной глубины, без выраженной заторможенности.

Одним из характерных признаков дпрессии являются идеи малоценности и самообвинения.

В зависимости от тяжести и клинического варианта депрессии, они могут проявлятся в виде: а) психологически понятных переживаний заниженой самооценки и идей малоценности, которые могут быть не стойкими, изменчивыми, чаще зависят от ситуации, б) сверхценных идей , которые уже отличаются стойкостью, малой изменчивостью, потерей прямой связи с ситуацией, в) бредовых идей. По содержанию это могут быть идеи малоценности, самоуничижения, самообвинения, греховности, ипохондрии и пр.

Важное значение в диагностике депрессий могут иметь разнообразные нарушения сна,

характер которых тесно связан с характером гипотимии. При тоске – укорочение сна, раннее пробуждение, ощущение неполного «бодрствования» в утренние часы. При тревоге – затруднено засыпание, бессоница, сочетается с частыми пробуждениями среди ночи. При апатии – повышенная сонливость, поверхностный ночной сон.

Расстройства влечений

так же характерное для депрессивного синдрома расстройство. Проявления зависят от ведущего аффекта. Так например при тоскливом и апатическом аффекте отмечается угнетение аппетита( часто в совокупности с отвращением к пище или отсутсвием вкусовых ощущений), полового влечения ( вплоть до полного угнетения). При тревожном же состянии, напротив, может иметь место усиление влечений.

Особо следует остановиться на суицидальных

проявлениях при депрессии.

По последним сводкам ВОЗ суициды (самоубийства), как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и несчастными случаями при ДТП. Одной из частых причин совершения суицида являются депрессии ( до 15% депрессий завершаются суицидом).

Суицидальные тенденции при депрессии имеют разную степень оформленности, стойкости и интенсивности в зависимости от характера депрессии. Суицидальный риск выше в случаях депрессий легкой и средней степени выраженности, «открытых» для влияния средовых воздействий и личностных установок больных, в ранние предутренние часы, при начале и окончании депрессивной фазы. Преобладают мотивы, обусловленные реальными конфликтами, переживаниями собственной измененности, депрессивной деперсонализацией, ощущением душевной боли. В глубоких депрессиях суицидогенными являются бредовые идеи вины и ипохондрический мегаломанический бред ( синдром Котара). На высоте развития депрессивного состояния возможны импульсивные суициды. Суицидальные попытки чаще совершаются при тревожно-тоскливом аффекте, на начальных этапах развития депрессивных фаз, у больных с астеническими, сензитивными и истероидными чертами личности в преморбиде.

Депрссивные состояния могут проявлятся в различной степени – от легких( субдепрессия) до тяжелейших состояний в виде психоза. В зависимости же от сочетания и(или) доминирования в клинической картине разных компонентов самой «триады» и «не триадных» проявлений выделяют разнообразные клинические варинты депрессивного синдрома. Наиболее распространенны следующие варианты.

А)Меланхолическая( тоскливая, «классическая», эндогенная)

депрессия включает в себя триаду в виде : а) болезненно пониженного настроения в виде тоски; б) замедленного темпа мышления; в) психомоторной заторможенности (вплоть до депрессивного ступора). Гнетущая, безысходная тоска переживается как душевная боль, сопровождающаяся тягостными физическими ощущениями в области сердца, эпигастрия («
предсердечная тоска
»). Настоящее, будущее и прошлое видятся мрачными, все утрачивает смысл, актуальность. Стремление к деятельности отсутствует. Моторные ( экспрессия) расстройства при тоскливой депрессии предстают в виде: грустного или даже застывшего взгляда, страдальческой мимики («
маска горя
»), понурой позы, застывшей позы (
депрессивный ступор
), опущенных рук и головы, взгляда, устремленного в пол.По своему внешнему виду эти больные выглядят сильно постаревшими ( для них характертно понижение тургора кожи, что делает кожу морщинистой). Могут наблюдаться суточные колебания состояния – вечером легче, чем утром. Характерны идеи (вплоть до бредовых) самоуничижения, виновности, греховности, ипохондрические. Могут возникать
суицидные
мысли и тенденции, которые свидетельствуют о крайней тяжести депрессии. Расстройства сна проявляются бессонницей, неглубоким сном с частыми пробуждениями в первой половине ночи, нарушением чувства сна. Меланхолическая депрессия включает в себя разнообразные соматоневрологические расстройства
,
основным проявлением которых (особенно в остром периоде) является т.н.
триада Протопопова( см.выше).
Так же могут встречаться: нарушение сердечного ритма, выраженное похудание( до 15-20 кг за короткий срок), алгии, у женщин — нарушение менструального цикла, часто аменорея. Выражено угнетение сферы влечения: отсутствие аппетита и(или) вкуса пищи, угнетение половой функции, понижение инстинкта самосохранения (суицидальные тенденции). Иногда
ступор
сменяется внезапно приступом возбуждения – взрыв тоски (
меланхолический раптус
). В этом состоянии больные могут биться головой о стенку, вырвать себе глаз, расцарапать лицо, выпрыгнуть в окно и т.п. Меланхолический синдром характерен для клинической картины маниакально-депрессивного психоза, аффективных приступов при шизофрении.

Б)Тревожная депрессия

характеризуется депрессивной триадой, с переживанием тревоги и двигательным беспокойством, вплоть до двигательного возбуждения (
ажитированная депрессия
). Идеаторные расстройства при тревоге характеризуются: ускорением темпа мышления, с неустойчивостью внимания, постоянными сомнениями, прерывистой, иногда малоразборчивой речью ( вплоть до вербигераций), беспорядочными, хаотическими мыслями. Больные высказывают идеи самообвинения, каются в «неправильных» поступках прошлого, мечутся, стонут. Переживания, в большей степени, ориентированы на будущее, которое представляется ужасным, опасным, тягостным. При тревожной депрессии взгляд беспокойный, бегающий, с оттенком напряженности,мимика изменчива, напряженная сидячая поза, с покачиванием, теребением пальцев рук, при выраженной тревоге- неусидчивость. На высоте тревожных и ажитированных депрессий особенно высок риск совершения суицидных попыток. Ажитированная и тревожная депрессии не имеют нозологической специфичности, но следует отметить, что у больных пожилого возраста они встречаются чаще.

В)При апатической депрессии

на первый план выступают отсутсвие или снижение уровня побуждений, интереса к окружающему ( в тяжелых случаях к жизни вообще), эмоционального реагирования на происходящие события, безразличие, снижение жизненного тонуса или
анергия
(
анергическая депрессия
), недостаточность волевых импульсов с невозможностью преодолеть себя, сделать усилие над собой, принять определенное решение(
абулический
вариант). У таких больных в состоянии доминирует психическая инертность, « душевная слабость», «жизнь по инерции».Идеаторные расстройства при апатическом характеризуются: обеднением ассоциаций, снижением их яркости и чувтсвенной окраски, нарушением способности фиксации и произвольной направленности внимания и мышления.Идеи малоценности или вины наблюдаются не часто, доминирует чувство жалости к себе и зависти к окружающим. Экспрессия при апатиической депресии: взгляд равнодушный, спокойный, малоподвижный. сонливый, замедлена игра лицевых мышц, мимика скуки, равнодушия, безразличия, движения вялые, расслабленные, замедленные Сомато-вегетативные симптомы выражены слабо. Суицидальные тенденции редки. У некоторых из этих больных отмечается еще и психомоторная заторможенность с замедлением движений, речевой продукции, они перестают следить за собой, залеживаются в постели, иногда полная обездвиженность(ступор). Такие депрессии обозначают как
адинамическая ( заторможенная) депрессия.
Г)Астено-депрессивный синдром

– характеризуется неглубоко выраженными симптомами депрессивной триады и выраженными астеническими расстройствами в виде повышенной утомляемости и истощаемости, раздражительной слабости, гиперестезии. Астено-депрессивные синдромы встречаются при очень широком круге заболеваний непсихотического уровня.

Д)При депрессивно-ипохондрическом
синдроме
триада депрессивных симптомов выражена не ярко, больше представлены соматические симптомы депрессии.Кроме того больные высказывают убеждения в том, что они страдают тяжелым, неизлечимым соматическим заболеванием, в связи с чем активно посещают и обследуются в медицинских учреждениях. Депрессивно-ипохондрические синдромы встречаются при широком круге заболеваний.

Е)Депрессивно-параноидный синдром

– депрессивные симптомы могут иметь разную степень выраженности, вплоть до глубокой заторможенности, но при этом больные переживают тревогу, формулируют бредовые идеи преследования, отравления, которые имеют склонность к систематизации. Этот синдром не обладает нозологической специфичностью.

Ж)Синдром Котара (меланхолическая парафрения)

– это сложный депрессивный синдром, включающий депрессивные переживания и ипохондрические идеи, имеющие характер громадности и отрицания. Больные считают себя великими грешниками, им нет оправдания на Земле, из-за них страдает все человечество и т.п. При нигилистическом бреде Котара больные высказывают ипохондрический бред- у них гниют все внутренности, кости, от них ничего не осталось, они заражены «страшной» болезнью и могут заразить весь мир и пр. Синдром Котара встречается редко, преимущественно, в клинике шизофрении, инволюционной меланхолии.

З)Депрессивно-деперсонализационный синдром

(«скорбное бесчувствие») – вариант депрессивоного синдрома , в клинической картине которого, ведущее место занимает
депрессивная деперсонализация
( см.выше).

К) Основное место в картине т.н. атипичных

(
«маскированных», «ларвированных», «вегетативных», «соматизированных», скрытых ) депрессий
занимают соматопсихические , соматовегетативные нарушения или же другие психопатологические «маски». При этих вариантах депрессий собственно пониженное настроение присутствует в стертом виде или вовсе остутсвует ( тогда говорят о
« депресси без депрессии
»). Наибольшее значение имеют проявления в виде соматических «масок».Эти состояния чаще всего наблюдаются в амбулаторной практике врачей других специальностей с предъявлением только соматических жалоб ( до 60-80 % депрессивных больных не попадают из-за этого в поле зрения психиатров). По данным разных авторов, такие депрессии составляют около 10-30% всех хронических больных общемедицинской практики.О принадлежности этих состояний к депрессиям можно судить по: а) фазности течения, созонным, весенне-осенним возобновлением б) суточным колебаниям симптоматики, в) наследственной отягощенности аффективными расстройствами, г) наличию аффективных ( маниакальных и депрессивных) фаз в анамнезе, д) отсутствию органических причин страдания, подтвержденных объективным обследованием («негативная» диагностика), е) многолетнее наблюдение у врачей другой специальности с отсутсвие терапевтического эффекта от длительного лечения соматотропными препаратами и ж) положительному терапевтическому эффекту от применения антидепрессантов.Чаще встречаются в практике депрессии с расстройствами сердечно-сосудистой и дыхательной систем, часто квалифицируемые терапевтами, например как ВСД или НЦД. Реже встречаются «маски» желудочно-кишечной патологии в виде разнообразных диспептичесаких прявлений и болей в области живота.Так же в рамках таких депрессий описываются: периодическая бессонница, люмбаго, зубная боль, иктурия, сексуальные дисфункции, алопеция, экземы и др.

В зависимости от преобладания тех или иных проявлений выделяют следующие варианты маскированных депрессий: алгически-сенестопатический, абдоминальный, кардиалгический, цефалгический, паналгический, агрипнический(

стойкая бессонница)
, диэнцефальный (вегето-висцеральный, вазомоторно-аллергический, псевдоасматический), наркоманический.
В случае же отсуствия выраженного гипотимного компонента и при наличии идеаторной и психомоторной заторможенности употребляют понятие о скрытой депрессии

.

2.Маниакальный синдром.

Маниакальный синдром

– представлен следующей триадой симптомов: а) болезненно повышенное настроение (гипертимия); б) болезненно ускоренное мышление; в) психомоторное возбуждение. Больные оптимистично оценивают настоящее и будущее, ощущают необычайную бодрость, прилив сил, не утомляются, стремятся к деятельности, почти не спят, но из-за крайней изменчивости когнитивных процессов с выраженной отвлекаемостью внимания деятельность носит беспорядочный и непродуктивный характер.Повышение активности может достигать беспорядочного возбуждения (
спутанная мания
). Внешний вид больных манией: живая мимика, гиперемированное лицо, быстрые движения, неусидчивость, выглядят моложе своих лет. Больным свойственны переоценка собственной личности, своих способностей, вплоть до формирования бредовых идей величия. Оживление сферы влечений и побуждений — усиление аппетита( едят с жадностью, быстро глотают, плохо пережовывают пищу), полового влечения( легко вступают в беспорядочные половые связи, легко дают необоснованные обещания, женятся).

В зависимости от выраженности тех или иных компонентов различают несколько клинических вариантов мании.

Гипомания

– слабо выраженная мания. В этом состоянии больные производят впечатление веселых, компанейских, деловитых, хотя и несколько разбросанных в своей деятельности людей.

Гневливая мания

– к триаде маниакальных симптомов присоединяется раздражительность, придирчивость, гневливость, склонность к агрессии.

Заторможенная и непродуктивная мании

– отличаются отсутствием одного из основных признаков маниакального синдрома, в первом случае – двигательной активности, во втором – ускоренного мышления.

Маниакальный синдром встречается при маниакально-депрессивном психозе, аффективных приступах при шизофрении, при других психозах

Аффективная патология при соматических заболеваниях и их роль в терапевтической практике.

Депрессивные и астено-депрессивные синдромы – самые распространенные патологические состояния при различных соматических заболеваниях. Соматические признаки депрессии могут ошибочно рассматриваться как симптомы соматического заболевания.

При депрессивно-ипохондрических синдромах жалобы больных, даже при наличии соматического заболевания, всегда не соответствуют данным объективного обследования.

Депрессивные синдромы опасны суицидными тенденциями, которые могут диссимулироваться больными, что требует лечения этих больных в условиях непрерывного наблюдения.

Поскольку эмоциональные расстройства ухудшают течение соматического заболевания и определяют неадекватные установки, они должны быть своевременно купированы соответствующими психиатрическими методами лечения.

Депрессивные больные с двигательной заторможенностью и идеями самообвинения могут не давать анамнестических сведений, не проявлять активности в лечении своего заболевания, отказываться от приема лекарств и пищи. Больные с выраженными депрессивными расстройствами должны, в обязательном порядке, осматриваться психиатром.

Больные с дисфориями и эксплозивностью требуют особого внимания, поскольку любое негативное замечание может вызвать взрыв аффекта с тяжелой агрессией. Последнее имеет особое значение в работе врача-стоматолога, т.к. эти больные (эпилепсия, последствия черепно-мозговой травмы) обращаются за специализированной помощью в связи с косметическими и функциональными дефектами.

Маниакальные больные могут недооценивать тяжесть своего соматического заболевания, не выполнять назначения врача, нарушать больничный режим.

Эмоциональные расстройства могут быть обусловлены как реакцией на заболевание, так и общими патогенетическими механизмами с основным заболеванием. И в том, и в другом случае, эмоциональные расстройства осложняют течение соматического заболевания, окрашивая его дополнительными, субъективно тяжело переживаемыми, симптомами и удлиняя его течение.

Поэтому, своевременное распознавание и коррекция эмоциональных расстройств имеет большое значение как в лечении, так и в профилактике обострений при целом ряде соматической патологии.

ВОЛЯ — способность человека действовать сознательно и целе­устремленно, подавляя непосредственные желания и стремления. В волевом акте различают:

1) возникновение побуждения, осознание цели действия истремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели, колебаниямежду согласием с целью и возражениями против нее;

3) борьба мотивов и выбор наиболее подходящего способадействий;

4) принятие одного из возможных решений;

5) осуществление принятого решения, побуждение начать дей­ствие и довести его до конца.

Нейрофизиологигеский механизм

основывается на рефлексе сво­боды, названном этологами «мотивацией сопротивления к при­нуждению», на преодолении конкурирующей потребности, встав­шей на пути к удовлетворению какой-либо иной потребности, первично инициировавшей поведение, на возникновении активно­сти, по отношению к которой субдоминантный мотив — препятст­вие, «внутренняя помеха».

Возрастные особенности.

Овладение основными движениями до 3 лет составляет предпосылку формирования волевых процес­сов. На начальных этапах воля ребенка — это лишь совокупность желаний. Волевым действие становится лишь тогда (между 2 и 5 годами), когда оно диктуется необходимостью, но не представ­ляет интереса само по себе. Требования и поручения взрослых, участие в домашнем труде, совместные игры детей, учебные заня­тия развивают волевые действия. Воля воспитывается на преодо­лении трудностей, примере старших, воздействии сверстников. Та­ким образом, выделяют три степени спонтанности:

1) ранний дошкольный возраст — неосознаность фактическисуществующего внешнего регулирования и отсутствие внутреннегорегулирования поведения;

2) школьный возраст — осознание необходимости подчинениясвоего поведения правилам при отсутствии подлинной спонтанности;

3) подростковый возраст — подлинная спонтанность. Мотива­ми волевых действий являются желания, побуждения, стремления.В мотивационную сферу входят и осознаваемые (волевые), и не-

160

достаточно осознанные действия на основе различных побужде­ний (влечений, установок и т. д.).

НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли мо­гут быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельно­сти, степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, при­нятием решения и осуществлением действия.

Ослабление (снижение) волевой деятельности.
Гипобу-лия —
понижение волевой активности. Связана с ослаблением вле­чений, в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

Абулия

— крайний вариант снижения волевой деятельности до полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встреча­ется при глубоком шизофреническом дефекте.

Ступор —

двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолют­ной или почти полной обездвиженности, с повышением мышечно­го тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приве­денным к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согну­тыми в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая, даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостояте­льно. Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не об­служивает, естественные надобности» совершает в постель или удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).

Субступорозное состояние

— заторможенное состояние без пол­ной обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удает­ся вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туа­летом, принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, однослож­ная речь, либо ее отсутствие.

У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженно-стью, более характерны его частичные проявления в виде руди­ментарных признаков заторможенности и эпизодических удержи­ваний одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).

Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или при маниакально-депрессивном психозе.

Усиление (повышение) волевой деятельности.
Гипербу-лия
— повышение волевой активности, связанное с усилением вле­чений. Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуаль­ности, агрессии, активном или даже расторможенном поведении; нередко эти симптомы сочетаются.

6 Зак. 4344 \Ь\

Двигательное возбуждение

проявляется либо в стремлении к движению, либо в более или менее целесообразных действиях.

Кататонигеское возбуждение

— однообразно повторяющиеся (стереотипные), бессмысленные движения или импульсивные дви­гательные акты. У детей младшего возраста может проявляться в виде однообразного бега по кругу, таких стереотипных движе­ний, как подпрыгивание, потряхивание кистями рук и т. д. Стар­шие — кричат, поют, бранятся, без конца о чем-то говорят, выкри­кивают бессвязные фразы.

Маниакальное возбуждение

характеризуется целенаправленным, но чрезвычайно активным, подвижным и неутомимым поведени­ем. Выраженность возбуждения может варьироваться от такого, при котором возможно даже некоторое увеличение продуктивно­сти, до полной хаотичности в поступках и действиях. Меняется также и речевая активность от повышенной говорливости до рече­вой бессвязности. У детей проявления этого состояния могут быть в форме чрезмерной подвижности с непослушанием, дураш­ливостью и расторможением влечений.

Эпилептигеское возбуждение,

возникающее при дисфории, как правило, провоцируется недовольством больного отношением к нему окружающих. При этом на фоне ярости или гнева появляют­ся агрессия или разрушительные действия. Последние обычно од­нообразны и длительно продолжаются. Больной подолгу выкрики­вает бранные слова, угрозы, начав драку, не может остановиться, совершая одни и те же удары или действия над жертвой, разрушая попавшееся под руку, без остановки крушит все вокруг одними и теми же движениями.

Тревожное возбуждение.

В зависимости от степени выраженно­сти это неспособность усидеть на месте, метания из стороны в сторону, заламывания рук, стремление к самоповреждениям и по­пытки уйти из жизни, рыдания, стенания, причитания, призывы о помощи, проклятия в адрес судьбы, призывы покарать явных и воображаемых обидчиков.

Извращение волевой деятельности (парабулия).

Сюда от­носятся:
эхопраксия
— копирование жестов и движений окружаю­щих,
эхолалия
— повторение услышанных слов и предложений,
не­гативизм (активный или пассивный) —
сопротивление воздействи­ям извне,
мутизм
— отказ от речи,
стереотипия —
повторение одних и тех же движений или действий,
каталепсия, или восковаягибкость,—
сохранение больным приданной ему позы,
патологиге-ская внушаемость —
беспрекословное подчинение инструкциям окружающих. Все явления парабулии относятся к кататонии и встречаются либо в виде отдельных симптомов, либо в той или иной комбинации при шизофрении.

162

РАССТРОЙСТВА ВОЛИ И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Снижение волевой активности в невыраженной степени встре­чается при аномалиях характера и в этих случаях требует внима­ния и поддержки со стороны воспитателей. Педагогические меры воздействия на этих детей и подростков должны быть направлены при слабости побуждений на стимуляцию активности, а при чрез­мерной активности на формирование способности управлять свои­ми усиленными влечениями. Отдельные симптомы, наблюдающие­ся, например, у умственно отсталых или у других детей с отклоне­ниями в развитии, не могут быть препятствием к их нахождению в специальных учреждениях, но требуют постоянной коррекции воспитательными мерами. Выраженные проявления нарушения воли, встречающиеся при психических заболеваниях, требуют бе­зотлагательного консультирования с психиатром, а при необходи­мости — лечения.

ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная избиратель­ная направленность и сосредоточенность психической деятельно­сти на определенный объект, значимый в данный момент.

Еейрофизиологигеский механизм.

Внимание развивается на базе ориентировочного рефлекса, направленного на создание в орга­низме условий для восприятия изменений во внешней среде. Про­является в локальной активации (оптимальной деятельности) определенных мозговых структур, принимающих участие в той или иной деятельности, и торможении остальных, «не работаю­щих» функциональных систем мозга.

Классификация.

Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, являющимся автоматической рефлекторной реак­цией, и произвольным, или активным, т. е. сознательным, це­ленаправленным сосредоточением на определенном объекте при отключении от других событий и явлений. Выделяют избиратель­ность, объем, устойчивость, возможность распределения и пере-ключаемость внимания. Внимание может быть направлено как на внешние (игрушки, книги, сверстники), так и на внутренние объ­екты (на свои ощущения, мысли, чувства).

Возрастные особенности.

Зачатки активного внимания появля­ются уже на первом году жизни в управлении органами чувств и в играх. Особенность детского внимания — подвижность, легкость перехода от одного объекта к другому. У дошкольников особенно легкая отвлекаемость. Произвольное внимание формируется в до­школьном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в ре­гуляции поведения ребенка. Внимание у ребенка почти всегда привлечено внешними событиями и обращено не к сути, а поверх­ности явления. У школьников все еще в сравнении со взрослыми

163

внимание более подвижно, неустойчиво и отличается особенно легким привлечением к эмоционально окрашенным раздражите­лям. Для привлечения и особенно удерживания внимания детей требуется интерес, эмоционально окрашенное занятие, в против­ном случае они легко отвлекаются.

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ — патологическое изменение направ­ленности, избирательности психической деятельности.

Различают следующие формы нарушений внимания.

Отвлекаемостъ

— невозможность сосредоточиться на нужном объекте, поверхностность и неустойчивость внимания, обуслов­ленная ослаблением активного и преобладанием пассивного вни­мания. Отмечается при мании, слабоумии, детском аутизме.

Апрозексия — полная невозможность сосредотогения, может на­ступить при некоторых расстройствах сознания, поражениях лоб­ных отделов мозга, атонигеской форме умственной отсталости,
ранней детской шизофрении.
Прикованность

— неспособность переключиться на другие со­бытия. Может быть при депрессии, когда все мысли сконцентри­рованы на психотравмирующем событии, или ипохондрии, при которой невозможно отвлечься от симптомов серьезной или вооб­ражаемой болезни.

Истощаемость внимания —

снижение способности к длитель­ному сосредоточению на определенном объекте. Наблюдается как при астении, так и при минимальных дисфункциях мозга, а также при более грубых органических поражениях ЦНС.

Сужение объема внимания

— неспособность удерживать в зоне произвольной целенаправленной психической деятельности доста­точно большое число объектов и оперировать ими. Встречается при прогрессивном параличе.

Тугоподвижность внимания

— неспособность к быстрому и час­тому переключению внимания с одного объекта на другой, застре-ваемость на одном из воспринимаемых событий или предметов. Характерно для больных с эпилепсией.

При модально-неспецифигеских нарушениях внимания

страдает сосредоточение на слуховых, зрительных и любых других объек­тах. Это случается, например, при поражении лобных долей коры головного мозга.

Модально-специфигеские нарушения внимания

проявляются его расстройством в одной из областей психики. Так, при поражении зрительной области коры головного мозга нарушается зрительное внимание, при поражении височной — слухового.

164

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Ранимость внимания известна — оно может пострадать при самых легких соматических заболеваниях. При подъеме темпера­туры, физической слабости нарушения внимания всегда имеют место. Отвлекаемость и истощаемость внимания могут явиться од­ними из первых симптомов инфекционных и других болезней, та­ким образом предупреждая воспитателей и педагогов о необходи­мости снижения нагрузки, а то и о полном освобождении от заня­тий. В то же время отвлекаемость, истощаемость и другие нару­шения внимания могут быть особенностями психики детей с хро­ническими (ревматизм) или часто повторяющимися болезнями (ангины), детей, перенесших в прошлом травмы головы или ме­нингиты, страдающих неврозами или имеющих аномальное разви­тие личности. Все эти дети требуют коррекционно-педагогическо-го подхода: оживления занятий за счет их большей эмоциональ­ной насыщенности, переключения на другие темы, предоставления более частого отдыха и т. д. Большую трудность для обучения представляют дети с задержкой психического развития, умствен­ной отсталостью, с детским церебральным параличом, сенсорными дефектами, страдающие нарушенным вниманием. Без коррекции последнего невозможно продуктивно обучать этих детей. Исп­равление основного (интеллектуального, сенсорного) дефекта так­же не будет эффективным без учета этого обстоятельства. Особен­ную сложность для педагогов и воспитателей представляют те де­ти, у которых нарушения внимания — один из основных и тяжелых симптомов (детский аутизм, атоническая форма умствен­ной отсталости). В этих случаях обучение превращается в процесс, при котором привлечение внимания — основа для усвоения любых навыков.

Тест
длясамостоятельнойработы
1.
Гипобулия

это:
а)
понижениеволевойактивности;
б)
повышениеволевойактивности;
в)
двигательноеоцепенение,проявляющеесявобездвиженности,сповышениеммышечноготонуса.
2.
Ступор

это:
а)
полноеисчезновениевсякойактивности;
б)
двигательноеоцепенение,проявляющеесявобездвиженности,сповышениеммышечноготонуса;
в)
повышениеволевойактивности,связанноесусилениемвлече­ ний.
165

3.
Гипербулия

это:
а)
повышениеволевойактивности,связанноесусилениемвле%.ний;
б)
копированиежестов
и
движенийокружающих;
в)
повторениеуслышанныхсловипредложений;
4.
Негативизм

это:
а)
сопротивлениевоздействиямизвне;
б)
копированиежестовидвиженийокружающих;
в)
повторениеуслышанныхсловипредложений.
5.
Эхолалия
— это:

а)
сопротивлениевоздействиямизвне;
б)
отказотречи;
в)
повторениеуслышанныхсловипредложений.
6.
Эхопраксия
— это:

а)
повторениеоднихитехжедвиженийилидействий;
б)
копированиежестовидвиженийокружающих;
в)
беспрекословноеподчинениеинструкциямокружающих.
7.
Стереотипия

это:
а)
отказотречи;
б)
повторениеоднихитехжедвиженийилидействий;
в)
сохранениебольнымприданнойемупозы.
8.
Патологическаявнушаемостьэто:
а)
беспрекословноеподчинениеинструкциямокружающих;
б)
сохранениебольнымприданнойемупозы;
в)
повторениеуслышанныхсловипредложений.
9.
Апрозексия

это:
а)
полнаяневозможностьсосредоточения;
б)
неспособностьпереключитьсянадругиесобытия;
в)
снижениеспособностикдлительномусосредоточениюнаопре­ деленномобъекте.
10.
Прикованность
— это:

а)
полнаяневозможностьсосредоточения;
б)
неспособностьпереключитьсянадругиесобытия;
в)
невозможностьсосредоточения.

Темысамостоятельныхработ
1.
Этиологиянарушенийволи. 2.Видынарушенийволи. 3.Извра­щениеволевойактивностииеедиагностика. 4.Видынарушенийвнимания. 5.Причинанарушенийвнимания.
Щ Список рекомендуемой литературы см. на с. 184.

166

Контрольные вопросы

  1. Дайте характеристику основным свойствам эмоций.
  2. Как классифицируются расстройства эмоциональной сферы?
  3. Какова общая характеристика депрессивного синдрома?
  4. Какие разновидности депрессивного синдрома вы знаете?
  5. Каковы особенности «маскированных, «соматизированных» депрессий?
  6. Каковы дифференциально-диагностические критерии «соматизированных» депрессий и соматической патологии.?
  7. В чем особая опасность депрессивных состояний?

Алкоголизм: общая информация, психология и психотерапия зависимостей


Алкоголизм – хроническая зависимость, развивающаяся а фоне длительного употреблении алкоголя. Седативный эффект и доступность дали спиртному возможность выступить в качестве самого распространенного средства борьбы с депрессией, жизненными трудностями и бессонницей.

Направления психотерапии

НаправлениеМетодологияКатегория зависимого
Рациональнаяразъяснение, обсуждение✔ лица, которые не согласны со своим диагнозом алкогольно зависимого;
✔ больные, которые получили психотравму и алкоголь выступил в качестве повода для приглушения боли;

✔ скептики;

✔ личности, у которых развит комплекс неполноценности.

Директивная (императивная)гипносуггестивная, рационально-эмотивная, поведенческая терапия✔ пациенты, которые неспособны к рефлексии;
✔ нетребовательные личности;

✔ инфантильные люди, которые с легкостью подвластны чужому мнению.

Социальнаятрудовая, дискуссионная терапия, терапия самовоспитания✔ пациенты, которым необходима смена работы, социального статуса;
✔ нуждающиеся в смене круга общения;

✔ люди, которые любят быть в центре внимания, активные общественные деятели.

Опосредованнаяс использованием общеукрепляющих препаратов✔ доверчивые, стеснительные личности.
Психологическаяпсихоанализ, семейная или групповая терапия, арт-терапия✔ пациенты, которым необходимо самовоспитание, педагогическая «коррекция»;
✔ нуждающиеся в самоусовершенствовании;

✔ люди, которые требуют отвлечения, освоение нового ремесла или вида деятельности.

Изучив проблематику зависимости, психолог также может предложить семейную или групповую терапию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]